Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Размножение и развитие растений".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок разработан в ключе ТРКМ, структура "продвинутая лекция".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
(3 класс, УМК «Школа России»)
Кашлакова Евгения Александровна, МБОУ «СОШ №40», г. Ангарска
Тема урока | Размножение и развитие растений | ||||||
Место урока в серии других уроков | Десятый урок из раздела «Эта удивительная природа»
| ||||||
Тип урока | открытие новых знаний | ||||||
Цель | создание условий для формирования знаний о размножении и развитии растений | ||||||
Задачи | - способствовать пониманию обучающимися способов размножения растений, осознанию значения этих процессов в жизни растений, пониманию взаимосвязей в живой природе; способствовать формированию умения объяснять условия роста и развития растений, помочь понять процесс развития растений через моделирование; - развивать критическое мышление (ассоциативную и аналитическую формы), развивать диалогическую речь; - воспитывать желание и умение сотрудничать, воспитывать экологически верное понимание природных явлений, их связи с человеком, понимание необходимости бережного обращения с растениями. | ||||||
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
- знать способы размножения растений; - уметь различать виды распространения семян; - иметь представление о значении животных и людей в процессе размножения и развития растений; | - уметь проводить несложные исследования, моделировать природные явления; - понимать и принимать учебную задачу; - планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей; - работать в паре, оказывать в сотрудничестве помощь; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; вести учебный диалог; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; - проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; - оценивать себя, границы своего знания и незнания; - соблюдать экологическую культуру. | |||||
Применяемые технологии, методы, формы | Технология развития критического мышления. ИКТ. Методы: проблемный, наглядный, диалоговый, игровой. Формы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. | ||||||
Оборудование | Проектор, ноутбук, рисунок «солнышко», карточки для групповой работы, заготовки моделей, индивидуальные рефлексивные карточки «Правда ли», фломастеры. | ||||||
Виды, формы работ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Размещение учебного материала | ||||
Этапы (стадии) | Организационный этап | ||||||
1.Стимулирующее введение, эмоциональный настрой | - Начинаем урок. - Скажите, что даёт тепло и свет всему живому на нашей планете? - Представьте, что лучики теплого, яркого, доброго солнышка залетели в наш класс. Они подарят вам энергию для новых открытий. - Поймайте их и улыбнитесь друг другу. Как настроение? | - Это Солнце. | На доске слева Рисунок улыбающегося солнышка | ||||
Стадия вызова. Постановка цели и задач урока | |||||||
2. Беседа, подводящая к теме урока, актуализирующая знания. | -Назовите признаки живого организма. -А растение можно назвать живым организмом? Почему? - Я хочу с вами не согласиться, мы не знаем, что растения способны к размножению. Наверное, нам нужно это доказать? -Кто попробует сформулировать гипотезу, как настоящий ученый? -Что такое гипотеза? -Итак, наша гипотеза…. | -Живой организм рождается, питается, дышит, растет, размножается, умирает. -Да, растение – это живой организм, потому что оно дышит и питается. -Гипотеза – это предположение, требующее доказательства. - Предположим, что растение – это живой организм, потому что оно дышит, питается, растёт и размножается. | На доске слева : CLIP-CHART Фиксирование детских высказываний на маркерной доске. Фиксирование гипотезы, условий ее доказательства. | ||||
Стадия осмысления содержания. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
3. Проверка домашнего задания. Защита моделей. 4. Работа с текстом «Опыление» (работа в парах). 5. Практическая работа «Плоды –путешественники» (групповая). 6. Работа с учебником (индивидуальная). 7. Создание модели развития растения. | - Можем ли мы доказать уже часть нашей гипотезы? Какими знаниями мы обладаем? -Расскажите, пожалуйста, об этих процессах. -А могут ли размножаться растения? - Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной! -Предположите, почему так произошло? -Марля помешала опылению, переносу пыльцы с одного цветка на другой. -Чтобы узнать, как происходит размножение растений через опыление, поработайте с текстами. Они лежат у вас на парте. Работайте в парах. Подготовьте сообщение классу. Вывод: -Мы понимаем, что растения могут размножаться опылением. В этом им помогают ветер, насекомые и даже птицы. На месте опылённого цветка появляется плод с семенем. - Подумайте, зачем семенам растений нужно путешествовать? - Как могут распространяться плоды с семенами по земле? Поработайте в группах. Рассмотрите изображения плодов с семенами у разных растений. Предположите, как они могут распространяться? Вывод: -Растения должны распространяться по земле, чтобы не исчезнуть. Помогают им в этом ветер, животные, человек. - Для того что бы семя проросло, необходимы тепло, вода, воздух. Это всё есть в почве. -Получая всё необходимое, семя начинает развиваться. Прочитайте об этом процессе в учебнике на странице 80. Вывод: растение развивается из семени и превращается во взрослое растение, способное к размножению. Это процесс похож на круговорот. -Правильно ли показан процесс развития растения? - На уроке технологии мы сделали заготовки для нашей модели. Сейчас мы заполним модель рисунками. Возьмите фломастеры. Нарисуйте, как прорастает семя и превращается во взрослое растение. -Представьте свою работу друг другу. Вывод: Растения развиваются из семени при наличии тепла, воды, воздуха. Проросток укореняется, даёт росток, который превращается постепенно во взрослое растение. | - Растение может дышать и питаться. Работают у доски с моделями, строят высказывания о процессах дыхания и питания растений. Высказывают своё представление по поставленной проблеме. Работают с текстами, доносят полученную информацию до класса. -Плодам с семенами нужно путешествовать для того, что бы растение могло расти повсюду, в разных частях поляны, парка, леса. Чтобы оно не стало редким. И если бы семена прорастали в одном месте, то скоро бы не хватило места для появления новых. Рассматривают изображения плодов растений, предполагают, как могут распространяться семена.
Читают статью из учебника, делают вывод. Работают с моделью у доски. Работают с моделями индивидуально. В парах обсуждают модели. | Возле доказанных условий маркером ставить «!». Модели помещаем на доску. Возле слов «размножаться, расти» ставим «?». В центре доски: Размножение *опыление Тексты для пар на партах Выставить карты (насекомые, птицы, ветер). По центру доски: Распространение семян Групповые карточки Рост и развитие Карточка Тепло Воздух вода Модели расставляем в правильном порядке. | ||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | |||||||
8. Беседа, подводящая итоги урока. Игра «Правда ли?» 9. Рефлексия «Посади семя знания» | - Итак, вернёмся к гипотезе. Кто ее повторит? - Что мы сегодня доказали? - Воспользуйтесь своими знаниями. Попробуйте ответить на вопросы игры «Правда ли?» -Если правда ставьте +, неправда - . *Семя – это живое тело. *Семена, которые хранят в сухом непрозрачном пакете могут прорасти. * Растения не размножаются. *Некоторые птицы помогают цветам опыляться. -Напишите своё имя на этом семени-росточке. Обозначьте смайликом свои чувства. Как вам было на уроке? -Посадите его в горшочек. У нас вырастет большое дерево знаний. | - Растение является живым организмом, потому что дышит, питается, растёт и размножается. Отмечают на карточке-росточке + или . Пишут имя на ростках, отражают свои чувства смайликом и приклеивают к горшочку. | Возврат к гипотезе. В клипчарте «?» заменить «!» На доске слева: Горшочек. Клей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как устроено растение".
Урок окружающего мира по теме "Как устроено растение". Образовательная система: «Планета знаний». Цель: познакомить учащихся с частями растений....
Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"
Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями».
Познакомить с комнатными растениями; условиями, необходимыми для роста растений; правилами ухода за растениями....
Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...
Технологическая карта урока окружающего мира "Что общего у разных растений?" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.Задачи урока:Дидактические:1 Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.2 Учить находить, пок...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как живут растения?" (УМК "Школа России" - 1 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о растениях, как о живых организмах, об их жизненном цикле и правилах ухода за комнатными растениями;Задач...
Технологическая карта урока окружающего мира «Что общего у разных растений» (1 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об общих для всех растений частях.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать пон...