Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Размножение и развитие растений".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кашлакова Евгения Александровна

Урок разработан в ключе ТРКМ, структура "продвинутая лекция".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

(3 класс, УМК «Школа России»)

Кашлакова Евгения Александровна, МБОУ «СОШ №40», г. Ангарска

Тема урока

Размножение и развитие растений

Место урока

в серии других уроков

Десятый урок из раздела «Эта удивительная природа»

 

Тип урока

открытие  новых знаний

Цель

создание условий для формирования знаний о размножении и развитии растений

Задачи

- способствовать пониманию обучающимися способов размножения растений, осознанию значения  этих процессов в жизни растений, пониманию взаимосвязей в живой природе; способствовать формированию умения объяснять условия роста и развития растений, помочь понять процесс развития растений через моделирование;

- развивать критическое мышление (ассоциативную и аналитическую формы), развивать диалогическую речь;

- воспитывать желание и умение сотрудничать, воспитывать экологически верное понимание природных явлений, их связи с человеком, понимание необходимости бережного обращения с растениями.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать способы размножения растений;  

- уметь различать виды распространения семян;

- иметь представление о значении животных и людей в процессе размножения и развития растений;

- уметь проводить несложные исследования, моделировать природные явления;

- понимать и принимать учебную задачу;

- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей;

- работать в паре,  оказывать в сотрудничестве помощь;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; вести учебный диалог;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- оценивать себя, границы своего знания и незнания;

- соблюдать экологическую культуру.

Применяемые технологии, методы, формы

Технология развития критического мышления. ИКТ.

Методы:  проблемный, наглядный, диалоговый, игровой.

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование

 Проектор, ноутбук, рисунок «солнышко», карточки для групповой работы,  заготовки моделей, индивидуальные рефлексивные карточки «Правда ли», фломастеры.

Виды, формы работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Размещение учебного материала

Этапы (стадии)

Организационный этап

1.Стимулирующее введение, эмоциональный настрой

- Начинаем урок.

- Скажите, что даёт тепло и свет всему живому на нашей планете?

- Представьте, что лучики теплого, яркого, доброго солнышка залетели в наш класс. Они подарят вам энергию для новых открытий.

- Поймайте их и улыбнитесь друг другу. Как настроение?

- Это Солнце.

На доске слева

Рисунок улыбающегося солнышка

Стадия вызова. Постановка цели и задач урока

2. Беседа, подводящая к теме урока, актуализирующая знания.

-Назовите признаки живого организма.

-А растение можно назвать живым организмом? Почему?

- Я хочу с вами  не согласиться, мы не знаем, что растения способны к размножению. Наверное, нам нужно это доказать?

-Кто попробует сформулировать гипотезу, как настоящий ученый?

-Что такое гипотеза?

-Итак, наша гипотеза….

-Живой организм рождается, питается, дышит, растет, размножается, умирает.

-Да, растение – это живой организм, потому что оно дышит и питается.

-Гипотеза – это предположение, требующее доказательства.

- Предположим, что растение – это живой организм, потому что оно дышит, питается, растёт и размножается.

На доске слева :

CLIP-CHART

Фиксирование детских высказываний на маркерной доске.

Фиксирование гипотезы, условий ее доказательства.

Стадия осмысления содержания. Первичное усвоение новых знаний

3. Проверка домашнего задания. Защита моделей.

4. Работа с текстом «Опыление» (работа в парах).

5. Практическая работа «Плоды –путешественники» (групповая).

6. Работа с учебником (индивидуальная).

7. Создание модели развития растения.

- Можем ли мы доказать уже часть нашей гипотезы? Какими знаниями мы обладаем?

-Расскажите, пожалуйста, об этих процессах.

-А могут ли размножаться растения?

- Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. На той ветке,  где на цветки прилетали пчёлы, образовалось  33 груши. А на ветке под марлей – ни одной!

-Предположите, почему так произошло?

-Марля помешала опылению, переносу пыльцы с одного цветка на другой.

-Чтобы узнать, как происходит размножение растений через опыление, поработайте с текстами. Они лежат у вас на парте. Работайте в парах. Подготовьте сообщение классу.

Вывод:

 -Мы понимаем, что растения могут размножаться опылением. В этом им помогают ветер, насекомые и даже птицы. На месте опылённого цветка появляется плод с семенем.

- Подумайте, зачем семенам растений нужно путешествовать?

- Как могут распространяться плоды с семенами по земле? Поработайте в группах. Рассмотрите изображения плодов с семенами у разных растений. Предположите, как они могут распространяться?

Вывод:

-Растения должны распространяться по земле, чтобы не исчезнуть. Помогают им в этом ветер, животные, человек.

- Для того что бы семя проросло, необходимы тепло, вода, воздух. Это всё есть в почве.

-Получая всё необходимое, семя начинает развиваться. Прочитайте об этом процессе в учебнике на странице 80.

Вывод: растение развивается из семени и превращается во взрослое растение, способное к размножению.  Это процесс похож на круговорот.

-Правильно ли показан процесс развития растения?

- На уроке технологии мы сделали заготовки для нашей модели. Сейчас мы заполним модель рисунками. Возьмите фломастеры. Нарисуйте, как прорастает семя и превращается во взрослое растение.

-Представьте свою работу друг другу.

Вывод:

Растения развиваются из семени при наличии тепла, воды, воздуха. Проросток укореняется, даёт росток, который превращается постепенно во взрослое растение.

- Растение может дышать и питаться.

Работают у доски с моделями, строят высказывания о процессах дыхания и питания растений.

Высказывают своё представление по поставленной проблеме.

Работают с текстами, доносят полученную информацию до класса.

-Плодам с семенами нужно путешествовать для того, что бы растение могло расти повсюду, в разных частях поляны, парка, леса. Чтобы оно не стало редким.

И если бы  семена прорастали в одном месте, то скоро бы не хватило места для появления новых.

Рассматривают изображения плодов растений, предполагают, как могут распространяться семена.

 

Читают статью из учебника, делают вывод.

Работают с моделью у доски.

Работают с моделями индивидуально.

В парах обсуждают модели.

Возле доказанных условий маркером ставить «!».

Модели помещаем на доску.

Возле слов «размножаться, расти» ставим «?».

В центре доски:

Размножение

*опыление

Тексты для пар на партах

Выставить карты (насекомые, птицы, ветер).

По центру доски:

Распространение семян

Групповые карточки

Рост и развитие

Карточка

Тепло

Воздух

вода

Модели расставляем в правильном порядке.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

8. Беседа, подводящая итоги урока.  Игра «Правда ли?»

9. Рефлексия «Посади семя знания»

- Итак, вернёмся к гипотезе. Кто ее повторит?

- Что мы сегодня доказали?

- Воспользуйтесь своими знаниями. Попробуйте ответить на вопросы игры «Правда ли?»

-Если правда ставьте +, неправда - .

*Семя – это живое тело.

*Семена, которые хранят в сухом непрозрачном пакете могут прорасти.

* Растения не размножаются.

*Некоторые птицы помогают цветам опыляться.

-Напишите своё имя на этом семени-росточке. Обозначьте смайликом свои чувства. Как вам было на уроке?

-Посадите его в горшочек. У нас вырастет большое дерево знаний.

- Растение является живым организмом, потому что дышит, питается, растёт и размножается.

Отмечают на карточке-росточке + или .

Пишут имя на ростках, отражают свои чувства смайликом  и приклеивают к  горшочку.

Возврат к гипотезе. В клипчарте «?» заменить «!»

На доске слева:

Горшочек. Клей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как устроено растение".

Урок окружающего мира по теме "Как устроено растение". Образовательная система: «Планета знаний». Цель: познакомить учащихся с частями растений....

Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"

Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями».

Познакомить с комнатными растениями; условиями, необходимыми для роста растений; правилами ухода  за растениями....

Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)

Технологическая карта  урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...

Технологическая карта урока окружающего мира "Что общего у разных растений?" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.Задачи урока:Дидактические:1 Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.2 Учить находить, пок...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как живут растения?" (УМК "Школа России" - 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о растениях, как о живых организмах, об их жизненном цикле и правилах ухода за комнатными растениями;Задач...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что общего у разных растений» (1 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об общих для всех растений частях.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать пон...