Конспект урока "Исследование глубин океанов и морей"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру ( УМК "Планета знаний")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_glubin_okeanov_i_morey.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе

Тема: «Исследования глубин океанов и морей»

(УМК «Планета знаний»)

Педагогические цели:  содействовать формированию представлений о возможностях изучения мира методами научного познания; создать условия для формирования представлений об исследованиях глубин морей и океанов.

Планируемые результаты:

Предметные: рассказывают об исследованиях глубин морей и океанов; формируются представления об оборудовании для подводных исследований, особенностях разных видов глубоководного оборудования, об условиях подводных исследований в зависимости от глубины.

Личностные: проявляют устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; умеют оценивать трудность предлагаемого задания; имеют адекватную оценку.

Метапредметные:

Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу, намечают план выполнения заданий на уроках; оценивают правильность выполнения заданий.

Познавательные: самостоятельно пользуются справочником.

Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе.

Ход урока.

1 . Орг. момент

Добрый день всем.

Мы  начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Издавна человек любил путешествовать. Узнавать что-то новое. Мы знаем, что в настоящее время поверхность Земли  почти полностью изучена. Давайте вспомним фамилии знаменитых путешественников и  их путешествия.

Учитель:  Задания по группам : Соотнести имя путешественника и его заслугу.

Сначала вспомним правила работы в группах.

Дети:

Правила работы в группе:

1. Будьте вежливы с товарищами  в группе.
2. Умейте  выслушать мнение каждого.

3. Доказывайте  своё мнение.
4. Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.
5. Внимательно слушайте мнения в других группах.
Задание для групп. Соотнесите имя путешественника и его  заслугу.

( слайд презентации)

Работа  в группах:

Афанасий Никитин

Норвежский полярный исследователь. Первым достиг Южного полюса.

Христофор Колумб

Русский путешественник. Первым побывал в Индии.

Фернандо Магеллан

Итальянский путешественник. Открыл «новый» материк, получивший название Америка.

Руал Амундсен

Португальский мореплаватель. Возглавил первое в истории кругосветное плавание на парусных кораблях. Доказал, что Земля имеет форму шара

(слайд презентации)

3. Постановка учебной задачи.

Сегодня  у нас урок – исследование. Мы будем исследователями, нас ждут новые открытия, а помощниками вам будут:  внимание и находчивость.

Ни разу не был я на океане.
Мне даже не представить никогда,
Что на каком -  то там меридиане
От полюса до полюса вода.
П.Богданов

(слайд презентации)


– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Итак, тема нашего урока: «Исследования глубин морей и океанов».

(слайд презентации)

– Представьте, что вы - исследователи подводного мира. Что вопрос должен занимать , интересовать вас больше всего?

Дети высказывают предположения.

- Как  опуститься глубоко-глубоко? Условия под водой, какое оборудование используют подводные исследователи.

Учитель: Тогда сформулируйте цель  урока.

Дети: Цель – узнать, как люди исследуют глубины морей и океанов, какие приспособления  используют.              

Учитель:  Сегодня на уроке мы отправимся с вами в заочное путешествие по морям и океанам. Познакомимся с исследованиями глубин морей и океанов. Узнаем, какими приспособлениями пользовались для изучения подводного мира.

 Исследования Мирового океана имеют большое значение в жизни человечества. Исследователей интересует не только жизнь его обитателей, но и многое другое. Они изучают устройство морского дна, морские течения, влияние океанов и морей на климат и погоду, состав воды и т.д.
Но изучать подводный мир очень трудно, нужны специальные приспособления, которые позволяют людям находиться под водой.
  Слайд презентации  « Подводный мир»

Учитель: Скажите, а вы могли бы увидеть все это, если прямо сейчас оказались не в классе, а там, под водой?

Дети: Нет, мы бы задохнулись! Человек не может долго быть под водой.

Учитель: А что нам понадобилось, чтобы так же все рассмотреть по-настоящему, но без опасности для жизни?

Дети: Акваланги! Маска и трубка!

(Если дети не назовут слово «акваланг», то учитель может сам назвать его, как еще одно оборудование для подводного плавания)

Учитель: Правильно, это оборудование для подводного плавания.

4.  Решение учебной задачи.

Учитель: Вы назвали уже оборудование для плавания под водой. На какой глубине можно использовать такое оборудование, как вы думаете?

Дети: С трубкой можно плавать не очень глубоко, иначе не хватит воздуха, надо часто выныривать или конец трубки должен быть над водой.

Учитель: А для чего маска?

Дети: Через стекло лучше видно, чем без него.

Учитель: Кому приходилось плавать в маске и с трубкой? А что еще вы используете вместо маски?

Дети: Очки для подводного плавания.

Учитель: А что же такое акваланг? Кто знает, поднимите руку.

Учитель: Ребята, попробуем предположить, что такое акваланг. Назовите слова, которые начинаются  также, как и слово «акваланг».

Дети: Аквариум, аквапарк, акварель

Учитель: Правильно, что обозначают эти слова?

Дети: Аквариум – это сосуд с водой для рыбок, аквапарк – это парк водных развлечений, акварель – это краски, которые нужно разводить водой.

Учитель: Что заметили? Какой вы можете сделать вывод?

Дети: Слово «акваланг» произошло от слова «вода»!

Учитель: Посмотрим значение слова «акваланг» в словаре. Какой словарь нам надо открыть, чтобы найти  значение слова «акваланг».

Дети: толковый словарь

АКВАЛА́НГ, - аппарат, позволяющий дышать под водой.

(слайд презентации)

Учитель: Подумайте, на любую глубину может опуститься аквалангист и почему.

Дети: Аквалангист не может опуститься глубоко, потому что ему не хватит воздуха в баллонах.

Учитель: Правильно. Малое количество воздуха в баллонах не только не дает опуститься глубоко, но и мешает долгой работе, например, ремонту механизмов под водой. Но не только из-за этого аквалангист не может опуститься глубоко под воду. Вода очень плотная, через нее плохо проходят лучи света – какой вы сделаете вывод? Если вам приходилось нырять на глубину, что вы чувствовали?

Дети: Чем глубже, тем холоднее.

Учитель: Правильно, на глубине холодно, а у аквалангиста только тонкий резиновый костюм. А еще на глубине сильное давление. Кто нырял, тот чувствовал, как закладывает уши.  Незащищенный аквалангист просто не сможет выжить на большой глубине.

 Итак, какие мы назвали условия, почему аквалангист не везде может работать под водой?

Дети: Малое количество воздуха в баллонах, холодная вода, высокое давление.

Учитель: Что же делать? Как исследовать более глубокие слои воды?

Дети высказывают предположения.

Учитель: А где еще мы встречали похожие условия?

Дети: В космосе!

Учитель: Как человек выходит в открытый космос?

Дети: В скафандре.

Учитель: Правильно, для подводных погружений используется подводный скафандр. Правда, чтобы в таком костюме попасть под воду, нужен специальный подъемник, который опускает водолаза в воду и потом достает его оттуда – на поверхности двигаться в таком почти невозможно. Кстати, именно в воде космонавты привыкают к космическому скафандру – очень похожие условия.

Учитель: Вот как выглядит костюм водолаза:

Водолазное снаряжение:

1 – шлем с манишкой; 2 – водолазная рубаха; 3 – галоши; 4 – грузы; 5 – нож с поясом; 6 – сигнальный конец; 7 – наплечная подушка; 8 – воздушный шланг; 9 – телефонный кабель

( слайд презентации)

5. Физминутка.

Учитель: Представьте себя исследователем глубины в скафандре и покажите, как будет перемещаться по дну водолаз.

Продолжение работы.

Учитель: Только что вы показали, что водолаз очень неуклюж в своем огромном и тяжелом костюме. Обзор в шлеме очень ограничен – трудно что-то разглядеть под водой. И на очень большую глубину он опуститься не может. А давайте посмотрим, сколько глубоких мест на Земле. Каким цветом показаны самые глубокие места на глобусе.

Дети рассматривают глобусы, находят по цвету впадины. Работа в группах.

Дети: Темно- синим цветом.

Учитель: А кто знает, какое место на Земле самое глубокое?

Дети с опорой на глобус делают предположения.

Учитель: Самое глубокое место Мирового океана – это Марианская впадина. Найдите ее, ориентируясь на Австралию и восточную часть Азии. Хотите побывать в ней? Давайте сначала найдем Марианскую впадину на глобусе.

Глубина ее более 10 км

(слайд презентации)

- Как же человек смог ее исследовать?

Дети: Спуститься на глубоководном аппарате.

Учитель: Чтобы ученые могли изучать глубоководный  мир, изобрели специальный аппарат – батисферу. Кто может по названию определить его форму?

Дети: Сфера – это шар?

Учитель: Правильно, шар. Это аппарат шарообразной формы с большим смотровым иллюминатором – окном. Прочный корпус батисферы позволяет опускать ее на глубину более 1 км.

(слайд презентации)

Но у нее есть большой недостаток – она не передвигается под водой и до большой глубины не доберется. А глубина Марианской впадины, например, более 10 км. Что делать?

 Для этого были созданы батискафы. Сравните названия и подумайте, что общего у батисферы и батискафа? Угадайте, что обозначает часть слова «бати».

Дети: Может быть, связано с глубиной?

Учитель: Правильно, название произошло от двух греческих слов: «батис» - глубокое, «сафос» - судно.

(слайд презентации)

Учитель: Ну что ж, вы – исследователи. Давайте спустимся в Марианскую впадину. Ваша задача внимательно смотреть  и запоминать все необычное. И делать выводы.

Учитель демонстрирует презентацию  про подводный мир Марианской впадины.

Учитель: Что вы увидели? Что вам показалось необычным?

Дети: Там очень темно! Там животные светятся! Там животные необычной  формы.

Учитель: Попробуйте объяснить, почему так происходит?

Дети: Темно, потому что очень глубоко – не доходит свет с поверхности . Поэтому и животные светятся. Форма необычная связана с условиями жизни: холодом, большим давлением и отсутствием света.

Учитель: Молодцы, вы настоящие исследователи, умеете наблюдать и делать выводы

6. Первичное закрепление.

Учитель: Давайте обобщим, как человек исследует морские глубины?

Дети: С помощью оборудования: аквалангов, скафандров водолаза, батисфер, батискафов.

Учитель: Расставьте названия оборудования  в зависимости от глубины погружения.

Работа в группах

акваланг

водолазный скафандр

батисфера

батискаф

7. Итог урока. Рефлексия.

А теперь я хочу, чтоб каждый из вас оценил свою деятельность на уроке при помощи условных знаков- смайликов.

Нам удалось решить поставленную задачу?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем еще надо поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование глубин морей и океанов

Конспект урока и презентация...

Умк "Планета знаний". Знаменитые путешественники. Исследование глубин морей и океанов

Афанасий Никитин был купцом из города Твери. Совершил путешествие в Персию, Индию (1466-1472). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Фернан МагеланВозглавил первое...

Урок по окружающему миру во 2 классе "Исследование глубин морей и океанов" по программе "Планета Знаний".

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Элементы содержания: Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания.Цель: создать условия для формирования предст...

Исследование глубин морей и океанов

Урок окружающего мира во 2 классе...

Конспект урока окружающий мир во 2 классе Тема урока «Исследование глубин морей и океанов». Учитель Захарина Нина Леонидовна

Конспект урока окружающий мир во 2 классе УМК "планета знаний". Применяется исследовательская работа. применяется технология оценивания образовательных достижений....

Конспект первого урока "Путешествие по морям знаний"

Данная разработка рекомендована для учителей первого класса при проведении первого урока....

Конспект урока "Реки,озера и моря России" 4 класс

Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.Задачи:Сформировать представление о  многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.Ра...