Проект по окружающему миру по теме: «Свойство воды», проведенный в 3 классе в рамках работы педагогической мастерской «Организация проектной деятельности обучающихся»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Идея исследовательской работы «Свойство воды», возникла у учеников после очередного урока по окружающему миру. У класса возникли вопросы: какая же она – вода? Какими свойствами обладает вода? Одним словом, ученикам захотелось узнать как можно больше о воде.
Данная тема интересна и очень актуальна, потому что в наше время экологическая ситуация на Земле становится тяжелее. Выдвигается проблема: «А чистую ли воду мы пьем?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sv.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Проект по окружающему миру
по теме: «Свойство воды»,
проведенный в 3В классе
в рамках работы педагогической мастерской
«Организация проектной деятельности обучающихся»
Ташмурзина А.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №19»
2019 год
Тема проекта: Свойство воды.
Класс: 3 В.
Предмет: окружающий мир.
Сроки выполнения проекта: в течение трех уроков согласно расписанию (2,5 недели)
Тип проекта: учебно-исследовательский проект.
Форма организации учебно-исследовательской деятельности: урок-исследование, урок-лаборатория.
Ожидаемый результат: результаты исследования в форме презентации и информационного плаката.
Проектирование
Идея исследовательской работы «Свойство воды», возникла у учеников после очередного урока по окружающему миру. У класса возникли вопросы: какая же она – вода? Какими свойствами обладает вода? Одним словом, ученикам захотелось узнать как можно больше о воде.
Данная тема интересна и очень актуальна, потому что в наше время экологическая ситуация на Земле становится тяжелее. Выдвигается проблема: «А чистую ли воду мы пьем?».
Цель исследовательской работы: ознакомиться со свойствами воды, разобраться, каким образом можно беречь и охранять запасы чистой воды.
Для достижения цели предлагается решить следующие задачи:
- узнать, сколько воды на Земле, какая она бывает в природе;
- изучить свойства воды опытным путем;
- выяснить, как избежать загрязнения водоемов.
Свойства воды – объект исследования.
Предмет исследования – вода, для изучения ее свойства.
Гипотеза исследования – предположим, что интерес к сохранности и экономии воды учеников возрастет, за счет теоретического и практического ознакомления их с данной темой.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования помогут изменить отношение учеников, их родителей, к экологической проблеме нашей планеты.
Обязанности между учениками были распределены следующим образом: класс расформирован на три группы. В каждой группе ученики самостоятельно распределили обязанности. Кто – то занимается поиском информации, картинок из книг школьной библиотеки, интернет – ресурсов. Кто – то подготовил выступление с докладом на тему «Как избежать загрязнения воды» перед учащимися. Некоторые ученики принесли все необходимое для проделывания опытов, а кто – то изготовил «макет формулы» воды. Практическую часть проекта, а именно выполнение опытов «Свойства воды разного происхождения» ученики выполняли группой. По заданиям на карточках, по ходу работы ученики заполняли таблицу. Подвели итог проделанной работы, продемонстрировав результат работы каждой группы перед классом.
Защита проекта: проделанную работу, ученики отобразили в виде информационного плаката, что в дальнейшем можно будет использовать на уроках по окружающему миру в качестве дидактического материала. Подведя итоги работы, учащиеся доказали выполнение поставленной цели. А именно, изучили свойства воды, продемонстрировав результаты в виде презентации на интерактивной доске. Разобрались, каким образом можно беречь и охранять запасы чистой воды. Во время работы над исследованием, интерес к сохранности и экономии воды учеников возрос, за счет теоретического и практического ознакомления их с данной темой. Таким образом, гипотеза данного исследования подтвердилась.
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | |
1 | Организационный момент. Методы и приемы: Фронтальная работа. Формируемые УУД: Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Сегодня на уроке у нас гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь. Девочки садитесь, мальчики садитесь. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять. Учитесь тайны открывать. Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. |
2 | Актуализация. Методы и приемы: словесный - беседа. Формируемые УУД: Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы. Коммуникативные: слушать других людей. | - Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. Ребята, обратите внимание: к вам пришли помощники, это ученики 9 класса. В течение практической части нашего проекта, они будут вам помогать. Ребята мы с вами уже выбрали тему для нашего проекта, обосновали свой выбор. Вспомним тему… Цели и задачи… На прошлых уроках вы подготовили и выступили с соответствующей информацией о воде, организовали выставку картин, сказок. Сегодня вы принесли и подготовили все необходимое для организации научной лаборатории. |
3 | Первичное усвоение новых знаний. Методы и приемы: словесный - беседа. Логические - аналитический прием. Наглядные - демонстрация. Формируемые УУД: Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы. Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению. Первичное закрепление. Методы и приемы: словесный - беседа, рассказ. Практический: упражнение. Наглядные: демонстрация. Метод лабораторно-практического контроля: исследовательская работа. Формируемые УУД: Коммуникативные: слушать других людей, формирование уважительного отношения к иному мнению. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы, обобщать. | - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется? - А где человек использует воду? - А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам вода для нас «сама жизнь». Определим правила, по которым работают учёные в группах: Старший научный сотрудник проводит опыт Помощник читает задание. Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство воды и заполняем нужную графу. - Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками. Перед Вами три вида воды. Какая вода, какого происхождения вы должны аргументировать в конце данного эксперимента. Опыт №1. - Вопрос: имеет ли вода запах? Зачитаем план опыта: Определение запаха воды. Расскажем о результатах наблюдений. Сделаем вывод. Заполним таблицу. О каких свойствах воды идет речь? Опыт №2. - Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? - Зачитаем план опыта: Возьмём воду, опустим в неё ложку. Посмотрим на свет. Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. Посмотрим на свет. Сравнить цвет воды с цветом полосок. Расскажем о результатах наблюдений. Сделаем вывод. Заполним таблицу. - О каких свойствах воды идет речь? Опыт №3. - Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? - Зачитаем план опыта: Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд. Что происходит с формой воды. Сделайте вывод. - О каких свойствах воды идет речь? - Какую воду считают пригодной для питья? Нам повезло, мы можем пить кипяченую воду прямо из-под крана. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды. Проблема: Можем ли мы определить качество воды? Предположения: можем, не можем. Опыт № 4. - Сейчас мы попробуем отфильтровать воду. План опыта: Из специальной бумаги сделать фильтр (прибор для очистки воды). - У вас на столах есть специальная бумага для фильтрации. Сложите её пополам, затем ещё пополам. Сколько частей получилось? Отогните 1 часть в другую сторону. С одной стороны останется 3 части, а с другой – 1. Вставьте фильтр в воронку. Залейте туда воду. Понаблюдайте качество воды при выходе. Наш фильтр самый простой. С его помощью мы показали, как загрязненная вода изменяет свои свойства. Но фильтры для очистки воды до состояния её пригодности для питья гораздо сложнее. Поэтому я не советую вам сейчас пробовать эту воду на вкус. Определите тип вашей воды, раскрасив кружочек необходимым цветом. - Сделаем вывод по проведенной нам работе. Какие свойства имеет вода? Как нам помогают те или иные свойства воды? Для чего нужно очищать воду? |
Таблица «Свойства воды»
Свойства воды | Свой вариант |
Опыт №1 Запах | |
Опыт №2 Цвет Прозрачность | |
Опыт №3 Форма | |
Опыт №4 Вода после фильтрации | |
Талая вода – синий цвет Вода из-под крана – красный цвет Вода из-под фильтра – зеленый цвет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)
Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...
Выступление на научно-практической конференции педагогических работников «Организация проектной деятельности обучающихся»
Выступление на научно-практической конференции педагогических работников «Организация проектной деятельности обучающихся»...
Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов на примере общественного Смотра учебных индивидуальных проектов
Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности. Ценным в учебном проекте является обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личнос...
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
Семинар_ОГПУ_Чередовские четверги_21.01.21_Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов
Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов. Подаём заявки, принимаем участие....
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....
Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции уча...