Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов на примере общественного Смотра учебных индивидуальных проектов
учебно-методический материал
Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности. Ценным в учебном проекте является обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smotr_individualnyh_proektov.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Игнатьева Р.В., учитель начальных классов
МОБУ «Хатасская СОШ им.П.Н.и Н.Е.Самсоновых»
ГО «г.Якутск
»
Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов на примере общественного Смотра учебных индивидуальных проектов
Образованный человек в современном обществе – это человек, умеющий добывать знания, применять их на практике. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества. Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения и составления индивидуальной траектории развития. Основная цель моей педагогической деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной деятельности, которая позволяет выявить творческие способности ребёнка, улучшить контакт с учащимися, родителями, развить исследовательские и коммуникативные умения и навыки. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности. Ценным в учебном проекте является обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность. При организации индивидуальной проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Цель учебного проекта в начальной школе: развитие исследовательских навыков, развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. Задачи: - ознакомление детей с методикой исследовательской работы;
-формирование позитивной самооценки, самоуважения;
-развитие коммуникативной компетентности. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В проектной деятельности формируются коммуникативные, регулятивные, поисковые, презентационные и рефлексивные умения. На практике я использую различные типы проектов: исследовательские, творческие, познавательные, практико-ориентированные. При работе над проектом использую следующие этапы. Погружение в проект. На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащемуся. Проблема, которую должен решить учащийся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми. Организационный этап. На данном этапе определяются направления работы, формулируются задачи. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), Информационно-операционный этап. Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Изучается соответствующая литература, проводится опрос, анкетирование по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию. Рефлексивно-оценочный этап. На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада через научную конференцию и т.д. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением зрителей. По итогам защиты поощряются те, кто хорошо проводил свою защиту. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. То есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участником проекта. Результатом работы над проектом является продукт. Подготовительный продукт должен быть представлен представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах, по - моему мнению, возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. По приказу УО АО г.Якутска в 2017-2018 учебного года был проведен общественный Смотр индивидуальных учебных проектов обучающихся 3 класса, а в следующем учебном году он был продолжен в 4 классе на английском языке.
І общественный смотр индивидуальных учебных проектов обучающихся 3б класса МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых» ГО «г.Якутск»
№ | ФИ | Исследовательские | Познавательные | Творческие | Практико-ориентированные | Места |
1 | Васильева Кристина | + | ||||
2 | Григорьев Ярослав | + | ||||
3 | Егорова Лилия | + | ||||
4 | Ефимова Кира | + | ||||
5 | Иванов Ким | + | 1 | |||
6 | Корнилова Иванна | + | ||||
7 | Кузьмина Арина | + | ||||
8 | Макаров Максим | + | ||||
9 | Наумов Дмитрий | + | ||||
10 | Окорокова Любовь | + | ||||
11 | Осипова Кристина | + | 3 | |||
12 | Петров Уйгун | + | ||||
13 | Пинигина Алисия | + | ||||
14 | Попов Дмитрий | + | ||||
15 | Попова Сандаара | + | ||||
16 | Семёнова Виктория | + | 2 | |||
17 | Слепцов Николай | + | ||||
18 | Соболев Айсен | + | ||||
19 | Софронова Александра | + | ||||
20 | Чемерзанский Валерий | + | ||||
Итого: | 3 | 8 | 4 | 5 |
Участие в общественном смотре индивидуальных проектов за 2 года
№ | Учебный год | Класс | Количество участников | ФИ | Место |
1. | 2017-2018 | 3 | 20 | Иванов Ким Семенова Виктория Осипова Кпистина | 1 2 3 |
2. | 2018-2019 | 4 | 22 | Осипова Кристина ЕгороваЛилия Попов Дима | 1 2 3 |
Исходя из данных таблиц, можно сделать выводы: третьеклассники больше всего выбрали познавательные проекты с занимательным содержанием. Часть детей работала над практико-ориентированными проектами, так как на уроках доминирует деятельностный подход. Компетентное жюри, оценив по критериям, выбрало 3 проекта: 1 практико-ориентированный и 2 исследовательских, которые заняли призовые места. В 4 классе была продолжена работа над индивидуальными проектами на английском языке по теме «Моё хобби». Сначала дети создавали проекты на русском языке. Далее они переводили его на английский язык, оформляли в виде рисунка, презентации и каждый публично защищал перед классом. Оценивали учителя английского языка. Отрадно то, что во втором году увеличилось количество участников проекта. Результатом данной инновационной деятельности считаю повышение интереса к учебным дисциплинам, мотивации к учёбе, формирование познавательных интересов. Увеличилось и количество участников в различных мероприятиях.
Участие в мероприятиях в 2017-2018 уч.г.
№ | Уровень | Предмет | Мероприятие | Кол-во | Место |
1. | школьн | Русский язык | литературная викторина тотальный словарный диктант; конкурс планшетов «Писатели и поэты классической литературы»; конкурс по каллиграфии | 5 уч 24 уч-ся 7 уч-ся 2 уч. Кузьмина А. | 2 место; 1 место; 3 место 2 место |
2. | школьн | Русский язык | Конкурс по каллиграфии | 2 уч-ся; Кузьмина Арина | 2 место |
3. | школьн | Родной язык | олимпиада | Окорокова Л., Осипова К | 1 место, 3 место |
4. | окружной | математика | олимпиада | 1 уч. Макаров М. | 2 место |
5 | школьн | Русский язык | олимпиада | Осипова К. Егорова Л. | 2 место 2 место |
6. | школьн | математика | олимпиада | Макаров М. Попов Д. | 1 место 3 место |
7 | Школьн. | Математика | Конкурс лучших тетрадей | Васильева К Осипова К. | 1 место 2 место |
8. | город | метапредметная | олимпиада | Васильева К. | сертификат |
9. | республ | Окружающий мир | Заочная олимпиада | 10 уч-ся | сертификаты |
10. | всеросс | информатика | Онлайн-олимпиада «Информатика-легко» Русская матрешка | Слепцов Н. | 1 место диплом |
11. | III междунар | Русский язык | Онлайн-олимпиада «Русский с Пушкиным» | Семенов В Осипова К | Похв. Грамота Похв. Грамота |
12. | междунар | математика | Онлайн-олимпиада для начальной школы | Слепцов К, Семенова В | Диплом, сертификат |
13. | школьн | Родной язык | Конкурс сочинений в рамках недели родного языка | Иванов К., Павлова Ж. | 2 место, 3 место |
14. | школьн | математика | Устный счет среди 3 классов | 23 уч-ся | 1 место |
15. | школьн | математика | викторина | 5 уч-ся | 1 место |
16. | междун | Русский язык | Игра-онлайн «Русский медвежонок» | 5 уч-ся | сертификат |
17. | междун | математика | Игра-конкурс «Кенгуру» | 5 уч-ся Слепцов К. Макаров М. | Сертификат 1 место 2 место |
Участие в мероприятиях в 2018-2019 уч.г.
№ | Уровень | Предмет | Мероприятие | Кол-во | Место |
1. | школьн | математика | олимпиада | Васильева К. | 3 место |
2. | школьн | Русский язык | олимпиада | Осипова К., Окорокова Л. | 2 место 3 место |
4. | школьн | Окружающий мир | олимпиада | 3 уч-ся; Корнилова И., Егорова Л. Васильева К | 1 место 2 место 3 место |
5 | окружная | Русский язык | олимпиада | Осипова К. | 1 место |
6. | город | Окружающий мир | олимпиада | Корнилова И | сертификат |
7 | всеросс | математика | Онлайн-олмпиада Учи.ру | Слепцов К., Наумов Д., Семенова В., Иванов К., Софронова С. | Похвальная грамота; Похвальна грамота; Похвальная грамота; Сертификат; Сертификат |
8. | всеросс | программирование | Онлайн-олимпиада Учи.ру | Попова С. | Диплом |
9. | всеросс | Русский язык | Онлайн-олимпиада Учи.ру | Ефимова К., Кузьмина А., Окорокова Л., Осипова К., Павлов М. ,Пинигина А., Попов Д., Семенова В., Софронова С. Алексеева А., Григорьев Я., Егорова Л., Иванов А., Иванов К., Макаров М. Петров У., Попова С., Слепцов К. Соболев А. | Диплом Диплом Диплом Диплом Диплом Диплом Диплом Диплом Диплом Похв. Грамота Похв. Грамота Похв. Грамота Похв. Грамота Похв. Грамота Похв. Грамота Похв. Грамота Похв. Грамота Похв. Грамота Сертификат- \ |
10. | всеросс | агрономия | Заочная олимпиада | Григорьев Я., Егорова Л., Семенова В | сертификаты |
11. | город | Русский язык | олимпиада | Осипова К. Окорокова Л | сертификаты |
12. | город | математика | Олимпиада по решению задач аналогий | Григорьев Я. Егорова Л | 4 место 4 место |
13. | город | математика | Олимпиада | Петров У | сертификат |
14. | город | математика | ХХ открытый чемпионат среди 4-5 классов | Наумов Д. Григорьев Я | сертификаты |
15. | республ | математика | Дистанционная олимпиада для обуч-ся 2-11 классов | 11 уч-ся | справка |
16. | республ | окружающий мир | Дистанционная олимпиада «Мой живой мир» | Егорова Л. Корнилова И | сертификаты |
17. | республ | русский язык | Предметная олимпиада | Егорова Л., Окорокова Л., Осипова К., Пинигина А. | сертификаты |
18 | республ | математика | Предметная олимпиада | Петров У | сертификат |
19 | республ | математика | Отборочный тур в ФТЛ | Васильева К | Прошла на 2 тур |
20 | всеросс | русский язык | Онлайн-олимпиада Учи.ру «Заврики» | Петров У | Похвальная грамота |
21 | республ | математика | Отборочный тур в ЯРЛ | 9 уч-ся | 4 прошли на 2 тур |
22 | междун | русский язык | Игра-конкурс « Русский медвежонок» | 12 уч-ся, Слепцов К | Сертификат, диплом победителя |
23 | междун | информатика | Игра-конкурс «Инфознайка» | 5 уч-ся | сертификат |
24 | республ | математика | Тестирование «Кенгуру-выпускникам» | 22 уч-ся | Справка 100% выполн.; 74,2 % качест. |
Таким образом, созданные своевременные и необходимые условия для индивидуальной проектной деятельности вызвали интерес обучающихся к учебным дисциплинам, повысили уровень участия и качественные показатели в мероприятиях, а также помогли обучающимся приобщиться к исследованиям, оформлению работы, публичной защите. Первичный навык такой работы поможет в старших классах в проектной деятельности Индивидуальный проект дает ученикам опыт деятельности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов
Материал для выступления на семинаре по теме "Организация проектной деятельности учащихся начальных классов....
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов
Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направле...
Организация проектной деятельности в начальных классах
В данной статье я описываю технологию проектной деятельности в начальной школе....
Организация проектной деятельности в начальных классах (описание опыта)
Описание опыта работы учителя начальных классов по организации проектной деятельности в начальных классах....
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....
Семинар_ОГПУ_Чередовские четверги_21.01.21_Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов
Организация проектной деятельности обучающихся начальных классов. Подаём заявки, принимаем участие....
ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»...