Обобщение знаний по теме: "Животноводство" 4 класс ФГОС "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока, презентация, мульмедиа файлы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnovodstvo4klass.rar | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
∙ познакомить учащихся с одной из отраслей сельского хозяйства – животноводством; с особенностями разведения и содержания домашних животных; профессиями людей, занятых в животноводстве;
∙ развивать познавательную активность учащихся;
∙ учить анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы;
∙ воспитывать бережное отношение к продуктам животноводства;
∙ прививать любовь к животным.
Оборудование:
- компьютер;
- схемы, картинки с изображением животных и продуктов животноводства;
- диск с записью фильма «Животноводство в нашем крае»;
- магнитофон и запись мелодии для физминутки.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»,
Удач, успехов и везенья! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
- А настроение сейчас не может быть плохим, т. к. мы начинаем урок о природе, в которой единое целое связан человек, растения, животные.
1 ученик 2 ученик
Посмотрите вокруг – Отчий край!
Зачарует краса: Вишнёвые рассветы,
Нету края прекраснее нашего! Двух морей и неба синева…
Золотятся хлеба, Разве можно быть здесь
Зеленеют леса, не поэтом,
Даль морская лазурью украшена… Если сами просятся слова.
- Красива и щедра природа нашего края! Давайте будем рачительными хозяевами нашей малой Родины.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы изучали тему «Растениеводство».
- Вспомним эту тему и проверим домашнее задание.
1) Фронтальный опрос.
- Что такое растениеводство?
- Для чего нужно растениеводство?
- Распределите культурные растения по группам (зерновые, кормовые, прядильные, овощные, плодовые).
(Работа у доски)
- Основной продукт питания?
- Какие культуры дают нам хлеб?
- После зерновых по важности идёт…..
- Люди каких профессий заняты в растениеводстве? (Хлеборобы, хлопкоробы, садоводы, овощеводы)
2) Проверка заданий из Рабочей тетради.
Вопрос 5. Перечисли продукты растениеводства, которые ты сегодня съел?
Вопрос 6. Какие книги о культурных растениях есть у тебя дома. Расскажи интересный факт из этой книги.
(Проверка задания, выполненного на доске)
3) Тест «Растениеводство» (Ответы учащихся на листочке.)
- Растениеводство – это:
а) выращивание цветов;
б) выращивание овощей;
в) выращивание культурных растений;
- Укажите строку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:
а) картофель, подсолнечник, лён, земляника;
б) кабачок, огурец, капуста;
в) овёс, рожь, ячмень, пшеница;
- Какое растение даёт нам белый хлеб?
а) пшеница;
б) овёс;
в) рожь;
- К прядильным культурам относится:
а) люцерна;
б) лён;
в) клевер;
- Отметьте кормовые культуры:
а) клевер;
б) люцерна;
в) хлопок;
г) рожь;
- В какой строке перечислены сельскохозяйственные профессии:
а) ткач, газосварщик, геолог;
б) комбайнер, овощевод, хлопкороб;
в) инженер, механик, учитель.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга.
На экране ответы: 1 в; 2 в; 3 а; 4 б; 5 а, б; 6 б.
- Какие культурные растения выращивают в нашем районе? (Зерновые культуры, картофель, кормовые культуры)
III. Новая тема.
- О чём пойдёт речь на уроке вы узнаете, отгадав загадки.
Сама пестрая,
Ест зеленое.
Дает белое. (Корова)
Хвост крючком.
Нoc пятачком. (Свинья)
У кого рога длиннее хвоста? (Коза)
Кто не прядет, не ткет.
А людей одевает? (Овца)
Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки! (цыплёнок, утёнок)
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица. (Рыба)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой;
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
- О ком были загадки?
- Для какого направления сельского хозяйства растениеводство является сырьевой базой?
(После ответа появляется запись: ЖИВОТНОВОДСТВО.)
ЖИВОТНОВОДСТВО – разведение полезных сельскохозяйственных животных. (Из толкового словаря С. И. Ожегова)
- Как вы думаете, кто занимается разведением домашних животных?
- Животноводы.
- Как животные попали к человеку?
(Рассказ ученика)
В глубокой древности люди добывали себе пропитание, собирая дары природы в мире растений, рыбалкой и охотой на диких животных. Убивая взрослых животных, древние охотники не всегда могли убить и их детёнышей. Ведь они забавные и красивые, и, наверное, малыши бежали следом за охотниками, которые уносили убитую мать, или охотники забирали их сами домой. Дома с детёнышами играли дети охотников, люди привыкли к ним и так многие животные, вырастая рядом с людьми, одомашнивались.
Кроме того, охотники достаточно быстро выбивают в округе диких животных и или надо с каждым разом уходить на охоту всё дальше, где есть дикие животные, или переселяться на новые места. Древние люди сообразили, что если развести домашних животных, тот не нужно будет искать, выслеживать и убивать диких. Охота давала людям мясо и шкуры, пух, яйца. Всё это могли дать людям и домашние животные. Для этого их надо развести. Так много тысяч лет назад из охоты возникло животноводство – разведение домашних животных. Не все люди – охотники стали животноводами. Многие так и остались охотниками даже в наше время.
- Для чего животноводы занимаются разведением домашних животных?
(Продукты питания, дают шерсть, пух, кожу для изготовления одежды, обуви).
- Домашние животные очень разнообразны. Чтобы рассказать о животных наши дети поработали в группах и приготовили сообщения. Давайте послушаем их.
Первая отрасль животноводства – разведение крупного и мелкого рогатого скота.
Корова. 1) О том, что коров можно доить и получать чудесную пищу – молоко, люди узнали около 3 тысяч лет назад. Много веков назад охотники стали приводить молодых турят и приручать их. От туров пошли домашние коровы. Стада коров и быков разводили только ради мяса и шкур, после стали впрягать сильных животных в плуг, перевозить на них грузы.
2) Про корову говорят: кормилица. Она даёт молоко, а молоко – это и масло, и сливки, и сметана, и простокваша, и творог. Корова даёт в сутки более 20 литров молока. Коровы – рекордистки ярославской породы дают до 80 литров молока в сутки! Чтобы коровы давали много молока, за ними нужно правильно ухаживать и хорошо кормить.
- В нашем районе основной отраслью животноводства является разведение крупного рогатого скота. А крупнейшим сельхозпроизводителем - ТНВ «Красный Октябрь».
Овца. Овца кормит человека, поит, одевает, обувает. Мясо овец вкусное и питательное. Из овечьего молока делают сыр – брынзу. Из овечьих шкур шьют тёплые шубы и тулупы, шапки. А из кожи изготавливают обувь. Особо ценится овечья шерсть. Из неё делают валенки, вяжут кофты, шапочки, рукавички.
Овцы безрогие или с небольшими рожками. У баранов хорошо развиты рога. Овцы бывают белые, чёрные, серые, рыжие. Стригут овец весной и осенью. Тонкорунных овец (белых) только один раз в год – весной.
Коза. Домашние козы дают молоко – очень ценный и лечебный продукт. Тёплые, лёгкие и мягкие платки вяжут из козьего пуха в Оренбуржье. Козы неприхотливы и очень выносливы, умны и хитры.
- Овца и коза – это мелкий рогатый скот.
Свинья. 1) Домашние свиньи произошли от дикой свиньи или кабана. Считается, что свинья – второе после собаки одомашненное животное. Свинья постоянно нюхает, фыркает, сквозь ноздри втягивает в себя воздух. Она обладает хорошим чутьём и узнаёт ухаживающего за ней человека. А вот зрение у свиньи слабое, но зато очень острый слух. Свинья хорошо плавает.
2) Свиней содержат как в частных хозяйствах, так и на свиноводческих фермах. Их кормят зерном, варёным картофелем, свеклой, кукурузными початками, дают молодую траву. Важно следить за чистотой в помещении, где содержатся свиньи. Их разводят для получения мяса, сала, жира. Щетина свиньи используется для изготовления сапожных щёток, кожа – для изготовления обуви.
- Детёныши этих животных питаются молоком. Они называются млекопитающие (звери).
- Следующая отрасль животноводства – ПТИЦЕВОДСТВО.
Куры. У простого деревенского петуха много родственников: белая куропатка, тетерев – косач, глухарь, фазан. Домашние куры дают нам вкусные и питательные продукты – мясо, яйца, из которых можно приготовить множество самых разнообразных блюд, кроме того, от них получают перо и пух.
Курица – несушка даёт в год 200-220 яиц. Она не спешит сойти с гнезда после того, как снесла яйцо. Наседка сидит на яйцах, не притрагиваясь к корму, цыплята вылупляются на 20-21 день. Они следуют за мамой, но с двухнедельного возраста становятся самостоятельными кур и петухов в Индии считали священными солнечными птицами.
- Крупным хозяйством нашей области по разведению кур, получению яиц является птицефабрика «Снежка».
Гуси – водоплавающие важные птицы. У них длинная шея и короткие красные ноги. Три передних пальца соединены плавательной перепонкой. Клюв массивный, плотный. Питаются гуси травой, листьями, плодами, семенами. Окраска у них белая. По повадкам гусей в старину определяли погоду: гусь ныряет – к дождю, стоит на одной ноге или прячет голову под крыло – к стуже. Гуси дают человеку мясо, пух, перо. А гусиный жир – лучшее народное средство от обморожения.
Утки. Уток стали разводить 3 тысячи лет назад. Для этого была выбрана кряква. От неё и унаследовали домашние утки своё кряканье. Домашние утки не умеют высиживать утят, зато могут нести до 300 яиц в год. Утиные яйца в пищу не идут, а в основном используются для выведения утят. Разводить уток выгодно. Они растут быстро и за 70 дней набирают вес 3-4 кг. Мясо их вкусное, ценится и мягкий пух, и прочное перо.
- Этих птиц разводят в личных хозяйствах нашего района.
IV. Физкульминутка.
- Я уверена, вы узнали эту музыку.
- Давайте станцуем веселый танец утят.
(Включается музыка – “Танец утят”)
V. Работа над новой темой.
- Следующей отраслью животноводства является РЫБОВОДСТВО.
Карп. Эта рыба, распространённая по всему земному шару, живёт в прудах и водоёмах. Греческое слово «карп» означает «приплод». Карпы удивительно плодовиты. Их самки мечут по несколько сотен тысяч икринок. Карпы малоподвижны и прожорливы, поэтому быстро растут. Хотя эта рыба крупная им не нужен простор. В небольшом пруду может жить много карпов – было бы достаточно еды.
Карп – культурная, т. е. выведенная человеком, форма сазана. Есть карп чешуйчатый, зеркальный. Во многих хозяйствах разводят карпов.
- В нашем районе крупными озёрами, где разводят карпов и других рыб, являются озеро Брус, Бахаевка, озеро в с. Пятовск.
- Следующей отраслью животноводства является ПЧЕЛОВОДСТВО.
Пчёлы. Люди называют пчёл хлопотуньями, труженицами. Тело пчелы покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета. С помощью волосков пчела переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних лапках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. У пчёлки большие глаза. Особенно хорошо видят пчёлы синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвета. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду. Особое вещество – воск – выделяют железы, расположенные на брюшке пчелы. Пчёлы дают людям очень ценный продукт – мёд. Это еда и лекарство.
Из воска делают много полезные вещей: кремы, мази, свечи. Пчёлы вырабатывают пчелиный яд и прополис – пчелиный клей. Они лечат десятки болезней. За мёд, воск, прополис люди делают для пчёл ульи – домики, в которых пчёлы живут. Та часть луга, где расположены ульи, называется пасекой. Работник на пасеке – пасечник.
- Вот мы рассмотрели основные отрасли животноводства.
- Но ещё люди в частном секторе разводят лошадей, кроликов. (Показ слайдов)
Лошади – перевозят тяжёлые грузы, вспахивают огороды. Мясо лошадей – колбаса, сервелат; кожа – одежда, обувь, ремни. Верховая езда. Хороший конь стоит дороже нового автомобиля.
Кролики – мясо (диетическое), шкурки – шапки, шубки.
VI. Закрепление.
1) Итак, из каких отраслей состоит животноводство? (Схема)
(Обобщение ответов детей)
- Какие продукты питания мы получаем от домашних животных?
- Почему наша пища должна быть разнообразной?
2) Люди каких профессий заняты в животноводстве?
(Доярки, телятницы, пастухи, птичницы, рыбоводы, пчеловоды, электрики, механизаторы, шофёры и др.)
- Животные, как и люди, иногда болеют. На помощь им тоже приходит доктор.
ВЕТЕРИНАР – означает «лечащий скот». Дна из древних профессий на Земле. Первые ветеринары появились в пастушьих племенах. Уже в то время для лечения животных применяли травы, например, полынь. В наши дни есть специальные ветеринарные больницы. На всех животноводческих фермах работают врачи – ветеринары. Они не только лечат животных, но и следят за чистотой в помещениях, наблюдают за здоровьем животных, их кормлением, делают прививки от заразных болезней. Ветеринары должны хорошо знать повадки животных, уметь распознавать признаки их болезней. В этом им помогают точные медицинские приборы и лекарства.
А выводят новые породы животных – зоотехники.
3) Кормом домашних животных являются:
Трава – сено, сенаж, силос;
Зерно – комбикорм;
Кормовая свекла, картофель.
4) Как связаны между собой животноводство и промышленность?
Строят специальные заводы, где делают комбикорма, промышленность выпускает механизмы, которые помогают убирать навоз, раздавать корма, аппараты, с помощью которых доят коров. Продукцию животноводства перерабатывают на фабриках, заводах, упаковывают и она поступает в магазины. Одним из ведущих предприятий по переработке продуктов животноводства в нашей стране является ТНВ «Сыр Стародубский», расположенный в нашем городе, продукция которого пользуется спросом далеко за пределами нашей области. На ежегодной выставке достижений сельского хозяйства «Золотая осень» продукция завода получает золотые и серебряные медали.
(Картинки с продукцией завода на доске)
5) Работа с тетрадью стр. 32:
Вопрос 2: Соедини стрелками, к каким группам относятся домашние животные?
Вопрос 3: По рисункам узнай домашних животных, подпиши названия.
6) Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?
(Фильм «Животноводство в нашем крае»)
Разведение крупного рогатого скота, рыбоводство, пчеловодство (в основном частное), птицеводство – в области.
VII. Итог урока.
Кроссворд «Животноводство».
- Все хорошо поработали на уроке. За работу на уроке на память – открытки домашних животных.
VIII. Домашнее задание.
- Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы.
- В «Рабочей тетради» задания № 4, № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме "Обобщение знаний о спряжении глаголов". УМК "Школа России"
Данная разработка представлена в виде технологической карты урока, разработанной в сосответствии с ФГОС....
Тема: Обобщение знаний о глаголе. 2 класс. Программа: Школа России.
Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Обобщение знаний о глаголе»Цели урока: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не; обобщить знания о единственном и...
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение»...
Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...
Конспект урока "Обобщение знаний о местоимении" (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: развитие умений определять лицо, число и род (род для 3-го лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения в речи.Планируемые результаты:Предметные:-знать, чт...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные: -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные: -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...