Рабочая программа по окружающему миру начального общего образования 3 класс на 2019-2020 учебный год
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Морозова Людмила Александровна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по "Школе России". Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzh_mir_3_kl.docx98.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                                                          Мулымская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено

 на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № ___ от

«___»_________ 2019г.

Руководитель МО

___________ Л.А.Морозова

Согласовано

заместитель  директора по учебной работе

_______ Ю.А.Демус

«__» __________  2019г.

Утверждаю

И.О директор школы

________  Ю.А.Демус

Приказ № ____

от «___» _________ 2019 г.

Рабочая программа

по  окружающему миру

начального общего образования

3 класс

на 2019-2020 учебный год

Базовый уровень

                                                                                                                           

                                                                                                                            Составитель: Морозова Л.А.

                                                                                                                                                                      учитель  начальных классов

                                                                                                                                                                       высшая квалификационная категория

                                                                                           п. Мулымья, 2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по окружающему миру для 3  класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатах начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, авторской программы А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. Сборник рабочих программ  «Школа России» М.: «Просвещение», 2014г.  к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.. М.: «Просвещение», 2018г.

Нормативная база:

1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской   Федерации» (с изм. от 26.07.2019г);

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897;

3.Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  № 1312 от 09.03.2004 года;

4..Приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г № 74 «О внесении  изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта  2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

5. Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

6. СанПин 2.4.2.2821-10 (постановление от 29.12.2010г. № 189) с изменениями (Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10)

7."Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях";

8. Приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.01.2007г. № 99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты–Мансийского автономного округа–Югры, реализующих программы общего образования»;

9. Приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.08.2011г. № 662 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007 № 99»;

10. Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018г № 345 «О  федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

11. Основной образовательной программой основного начального образования МКОУ Мулымская СОШ (в том числе: учебный план на 2019-2020 учебный год; календарный учебный график на 2019-2020 учебный год);

12  Локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей  программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности».

Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

        Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Рабочая программа по окружающему миру разработана для третьего общеобразовательного класса. На уроках учащиеся проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительные, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда. В классе обучаются дети как с большим познавательным потенциалом и высоким уровнем самообразовательной активности.  Поэтому при составлении рабочей программы  учитывались характерные для младшего школьного возраста психологические особенности, на основании которых в процессе обучения будет происходить формирование словесно-логического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного внимания, письменной речи, рефлексии,  определение способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символического мышления;  будет осуществляться развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

*Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

*Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

*Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

* Делать выбор в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Обучающийся научится:

  • оценивать свое отношение к учебе;
  • уважительно относиться к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
  • бережно относиться к материальным и духовным ценностям;
  • ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • уважительно относиться к культуре разных народов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • интересоваться и мотивировать творческий труд;
  • интересоваться изучаемым предметом;
  • осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
  • анализировать свои переживания и поступки;
  • развивать способности к самооценке;
  • развивать симпатии, способности к сопереживанию другим людям;
  • Бережно относиться к живой природе;

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

*Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .

* Сверять свои действия с целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

*Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев в диалоге с учителем.

* Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

* Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

* Анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

* Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

*Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

*Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

*Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

*Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  • отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию;
  • отбирать источники информации для решения учебной задачи из предложенных учителем;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
  • находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
  • делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
  • анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
  • представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста;
  • участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.

Коммуникативные УУД:

*Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

*Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

*Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Обучающийся научится:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • критично относиться к своему мнению;
  • понимать точку зрения другого;
  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности). Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
  • аргументировать свою точку зрения в данном вопросе по заданной теме;
  • выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • аргументировать свою точку зрения;
  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
  • находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет;
  • конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними;
  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других учеников, работающих в группе, паре;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий при работе в паре, в группе, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией других участников по работе;
  • признавать возможность существования различных точек зрения;
  • корректно отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

* приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов;

* приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

* объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

* приводить примеры живых организмов

* перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

* называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

* доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

* оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

* объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

* применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

* объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

* объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

* находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения,

*распознавать компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые,

* распознавать компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы

* распознавать группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, органы растений; растениеводство;

* распознавать группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;

* распознавать основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране;

*устанавливать некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

* устанавливать взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

*изучать строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;

*различать основные полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Калужском крае, и их назначение;

*знать элементарные экономические понятия;

*называть государства, граничащие с Россией и их главные достопримечательности

*различать основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;

*знать основные дорожные знаки и их назначение;

*знать номера телефонов экстренных служб;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать наиболее распространенные в Калужском крае растения, животных;
  • устно описывать объекты природы;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
  • оперировать с моделями, указанными в программе;
  • изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • пропагандировать знания об охране природы в простейшей форме;
  • выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
  • определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
  • составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам);
  • «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
  • участвовать в мероприятиях по охране природы на территории своего села;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

У обучающегося продолжится формирование ИКТ-компетентности:

1.)оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации к выбору источника информации

2.)создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их

3.)готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации.

                                 МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский; 
-частично-поисковый; 
-проблемный; 
-проективный;

Формы работы
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах),

-  разноуровневые задания, творческие задания;

 - консультирование по возникшей проблеме; 

- дискуссия; 
- игры.

Очень важны:

-предметные олимпиады

-интеллектуальные марафоны;                                                                                              

 -различные конкурсы и викторины;

 -словесные игры и забавы; 
-проекты по различной тематике

-ролевые игры;

 -индивидуальные творческие задания.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Такие педагогические технологии, как:

– Технология развития критического мышления

– Технология разноуровневого обучения;

– Проблемное обучение;

– Метод проектов;

– Игровые технологии, приемы и методы;

- Кейс-технологии;

                     – Технология интегрированного обучения;

                    – Информационно-коммуникационные технологии (в частности дистанционное обучение) и другие.

Технология «Развитие критического мышления - это одна из технологий, наиболее отвечающих требованиям ФГОС, т.к. её применение позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Все эти задачи решаются через разнообразные способы и приемы работы с текстом.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология, которая  дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже минимального, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Разноуровневое обучение предполагает не только дифференцирование знаний по степени сложности, но и дифференцирование целей урока для каждой группы обучающихся, а также заданий, выполнение которых предполагает достижений этих целей, условий выполнений этих заданий, а также форм контроля за его выполнением. При применении технологии разноуровневого обучения именно определение цели урока и подбор заданий и форм деятельности для одаренных учащихся чаще всего вызывают затруднения у учителя.

Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых. Проще всего технологию проблемного обучения применять на уроках открытия нового знания: на этапах фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии; выявления места и причины затруднения; построения проекта выхода из затруднения и на этапе реализации построенного проекта.

Метод проектов как элемент творческой деятельности учащихся сегодня прочно занял свое место среди современных педагогических технологий и широко применяется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.  Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для мотивации к говорению, т.е. стремление к реализации своих знаний в ситуации, приближенной к реальной коммуникации, развивает воображение, фантазию, мышление. В случае выполнения группового проекта развивается умение рационально разделить обязанности. Появляется чувство ответственности за свою часть работы. При достижении поставленной цели появляется удовлетворение от деятельности, нередко повышается самооценка. Поскольку при выполнении проекта отсутствует формализм официального занятия, работа над ним происходит в более комфортной эмоциональной обстановке.

Игровые технологии, приемы и методы. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка. Это универсальное средство, помогающее превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Технология интегрированного обучения – одна из наиболее востребованных технологий в логике требований ФГОС. Интегрированные уроки, как и выполнение интегрированных (межпредметных) социальных или научно-исследовательских проектов, развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Подготовка и проведение интегрированных уроков предлагает и самому учителю возможность самореализации, самовыражения, творчества, способствует раскрытию способностей не только обучающихся, но и педагога

 Информационно-коммуникационные технологии и в частности возможности применения дистанционного обучения. Возможность использовать на уроке современное техническое оборудование (интерактивную доску, компьютеры с доступом в Интернет, систему дистанционного голосования (для тестирования), документ-камеру и многое другое) не только оптимизирует процесс обучения, но и делает его привлекательнее для современного обучающегося. Одной из главных возможностей дистанционного обучения является пересылка учащимся образовательных контентов. Учащиеся, которые по каким-либо причинам временно не посещают занятия, могут быть полностью информированы о том, что изучают в данное время их одноклассники, что им задается в качестве домашнего задания, могут задать вопросы учителю, что помогает им не «отстать». Также, имея в доступе материал, необходимый для усвоения, обучающийся может заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Очень удобным является также самостоятельная работа учащихся к восприятию нового материала или работа по закреплению изученного с использованием образовательных ресурсов Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как устроен мир (6 ч)

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

          Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

В Рабочей программе предусмотрен модуль ПДД. Он рассчитан на 11 часов в год.

№ п/п

Наименование темы

Часы

1

Поговорим об истории

1

2

Дорога. Её элементы и правила поведения на ней.
Пешеходные переходы

2

3

Нерегулируемые перекрестки

2

4

Регулируемые перекрестки. Светофор

2

5

Поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае

2

6

Дорожные знаки

1

7

Где можно и где нельзя играть

1

8

Зачет

И Т О Г О

11

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Поговорим об истории ( 1 ч.)

Кто, как и когда пост роил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые грузовик, трамвай. Троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД. Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.

  1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы ( 2 ч.)

Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Поребрик. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару. Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Дорога с двусторонним и односторонним движением, правила перехода.. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них.

  1. Нерегулируемые перекрестки ( 2 ч.)

Что такое перекресток. Движение ТС на перекрестке. Поворот ТС. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

  1. Регулируемые перекрестки. Светофор ( 2 ч.)

Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.

  1. Поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае. ( 2 ч.)

Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение наостановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

  1. Дорожные знаки ( 1 ч.)

Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

  1. Где можно и где нельзя играть ( 1 ч.)

Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

 

№п/п

Содержание

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

проекты

экскурсии

Проверочные работы

Практические работы

1

Как устроен мир

6

6

1

1

1 (тест)

2

Эта удивительная природа

18

18

1

1

1

6

3

Мы и наше здоровье

10

10

1

1 тест, 1 пр. раб.

2

4

Наша безопасность

7

7

1

1

1

5

Чему учит экономика

12

12

1

1

3

6

Путешествие по городам и странам

15

15

1

1 пров. раб, 1 тест

Итого

68

68

6

3

8

11

   

Циклограмма тематического контроля

Четверть

Тема раздела

Проекты

Практические работы

Проверочные работы

1

Как устроен мир

Проект «Богатства, отданные людям»

Проверочная работа по теме «Как устроен мир»

2

Эта удивительная природа

Проект «Разнообразие природы родного края»

Практическая работа  по обнаружению крахмала в продуктах

Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа»

Практическая работа: исследование свойств воды

Практическая работа: исследование состава почвы

Мы и наше здоровье

Проект «Школа кулинаров»

Практическая работа: измерение роста и массы тела

Практическая работа:  определение наличия питательных веществ в продуктах питания.

Практическая работа: измерение пульса на запястье и подсчитывание количества ударов в минуту при разной нагрузке.

Проверочная работа за 1 полугодие

3

Наша безопасность

Проект «Кто нас защищает»

Проверочная работа по теме «Наша безопасность»

Чему учит экономика

Проект «Экономика родного края»

Практическая работа: исследование растения и описание его по плану

Практическая работа: рассматривание и сравнение монет России

Проверочная работа за 3 четверть.

4

Путешествия по городам и странам

Проект «Музей путешествий»

Проверочная работа. Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие

ИТОГО

6

8

6

                                                                                                                                         

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1 четверть – 17 ч.

1

Как устроен мир? Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

6

2

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

18

3

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

10

4

Наша безопасность Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

7

5

Чему учит экономика Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

12

6

Путешествия по городам и странам

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

15

                                                                                                                                                                                                      Приложение 1.

                    Календарно-тематическое планирование  уроков по окружающему  миру

№ п\п

Тема

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

учащихся

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт

Как устроен мир (6 часов)

1

Природа. Значение природы для людей

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Знакомство с учебником.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Доказывать, что природа разнообразна. Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Классифицировать объекты природы.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

2

Человек.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

 Понимать учебную задачу урока и ее выполнять

Находить сходство  человека  от других объектов живой природы.

 Знать ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.

Оценивать богатсво внутреннего мира человека, работать в паре.

 Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности,

-собирать материал в дополнительной литературе.

-презентовать проект,

- оценивать результаты работы.

3

Общество

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Определять место человека в мире.

Характеризовать семью, народ, государство.

Работать в группе.

Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

4

Что такое экология

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи.

Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого.

 Отличать экологию от других похожих наук. Учиться  определять экологические связи.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

5

Природа в опасности. Охрана природы.

Экскурсия.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Устанавливать причинно-следственные связи между человеком и природой.

Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Сравнивать заповедники и национальные парки.

Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу.

Работать со взрослыми, готовить доклады о заповедниках в своем регионе.

Обсуждать  правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Запомнить  некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

6

Входная проверочная  работа

Эта удивительная природа (18 час)

7

Тела, вещества, частицы.»

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план  учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица.

Приводить примеры тел, веществ.

Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

8

Разнообразие веществ.Практическая работа  по обнаружению крахмала в продуктах

Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами.

Описывать вещества по плану.

Фиксировать результаты исследований в тетрадь.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

9

Воздух и его охрана.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать  состав и свойства воздуха.

Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

10

Вода и свойства водыПрактическая работа: исследование свойств воды

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Определять основные свойства воды.значение воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

Понимать и анализировать  причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

Проводить мини-исследование об использовании воды в семье.

11

Превращение и  круговорот  воды

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды.

Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя.

Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку.

12

Берегите воду

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду.

Находить и использовать цифровые данные из учебника.

Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

Интервьюировать взрослых о мерах по охране воды в своем регионе.

13

Что такое почва.Практическая работа: исследование состава почвы

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы.  Определять наличие разных компонентов в почве.

Исследовать состав почвы.

Анализировать схему связи почвы и растений.

Обсуждать вопрос о связи живого и неживого в почве.

Характеризовать меры по охране почвы.

14

Разнообразие растений. Растения нашего края..

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Отличать растения одной группы от другой.

 Анализировать основную классификацию растений.

Классифицировать растения из предложенного списка.

Приводить примеры с помощью атласа-определителя.

Подготавливать сообщения о растениях.

15

Солнце, растения и мы с вами.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Понимать и  устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека.  

Моделировать процессы дыхания и питания растений.

Доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

16

Размножение и развитие растений.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Устанавливать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Наблюдать, как распространяются семена деревьев.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

17

Охрана растений.

Обсуждать и объяснять, почему многие растения становятся редкими.

Понимать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Оформлять памятку «Берегите растения!»

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

18

Разнообразие животных.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе.

Работать со словариком.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

19

Кто что ест.

Проект «Разнообразие природы родного края»

Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания.

Характеризовать защитные приспособления животных и растений.

Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

В ходе проекта дети:

-определяют цель и этапы работы,

- распределяют обязанности.

- находят материалы о природе.

- составляют «Книгу природы родного края»

20

Размножение и развитие животных.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать способы размножения животных.

Моделировать стадии размножения.

Обсуждать материалы книг.

Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

21

Охрана животных.

Актуализировать знания о причинах исчезновения животных. Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных.

Готовить сообщения о животных.

Создавать книжку- малышку «Береги животных»

22

В царстве грибов.

С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы.  Определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

Моделировать различие грибов-двойников.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

23

Великий круговорот жизни.

Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи.  Устанавливать взаимосвязь между ними.

Рассказывать о круговороте веществ на земле.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Эта удивительная природа»

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

25

Организм человекаПрактическая работа: измерение роста и массы тела

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека. Моделировать и  показывать внутренние органы на модели человека.

Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены.

Практическая работа в паре.

Работа со словариком.

26

Органы чувств

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Актуализировать знания об органах чувств и их значение для человека. Учиться беречь органы чувств.

Формулировать правила гигиены.

Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы.

27

Надежная защита организма

Характеризовать  функции кожи.

 Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях.

Подготовить рассказ о об уходе за кожей.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

28

Опора тела и движение

Характеризовать роль скелета.  Показывать основные кости скелета. Раскрывать роль правильной посадки за столом.

Выполнять физкультминутки.

Работать со словарем.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

29

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров» Практическая работа:  определение наличия питательных веществ в продуктах питания

Моделировать строение  пищеварительной системы.  Обсуждать  правила рационального питания.

 Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Составлять меню здорового питания.

Готовиться к выполнению проекта.

 

30

Дыхание и кровообращение

Практическая работа: измерение пульса на запястье и подсчитывание количества ударов в минуту при разной нагрузке.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы.

Обсуждать взаимосвязь данных систем.

Практическая работа в парах: измерение пульса.

Измерение пульса у членов семьи.

Заботиться о своём здоровье.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

31

Умей предупреждать болезни

Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм.

Формулировать правила закаливания.

Составлять памятку.

Регулярно проводить закаливание своего организма.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

32

Здоровый образ жизни.

Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Различать факторы, укрепляющие здоровье.

33

Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Выступать с подготовленными сообщениями.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и других учащихся.

34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье»

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Раздел «Наша безопасность»  (7 часов)

35

Огонь, вода и газ

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

 Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем.

Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

36

Чтобы путь был счастливым

 Анализировать  правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Обсуждать предложенные ситуации.

Выполнять тесты с выбором ответа.

37

Дорожные знаки

Актуализировать знания о основных дорожных знаков, уметь ориентироваться на дороге.

Моделировать в виде схемы путь от дома до школы.

Работа со словарем.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

38

Проект «Кто нас защищает»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить информацию,

- интервьюировать сотрудников полиции, ветеранов.

- оформлять собранные материалы.

- презентовать и оценивать результаты

39

Опасные места

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать  опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Составлять схему своего двора с указанием опасных мест.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

40

Природа и наша безопасность.

Характеризовать опасности природного характера.

 Обсуждать  правила безопасности при общении с природой.

Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.

Отличать гадюку от ежа.

Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах.

41

Экологическая безопасность.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»

Анализировать по схеме цепь загрязнения.

 Выполнять правила личной экологической безопасности.

Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

42

Для чего нужна экономика

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики.

Различать товары и услуги.

Характеризовать роль труда.

Прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение недели.

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Характеризовать основные составляющие экономики.

Раскрывать роль природных богатств.

Прослеживать взаимосвязь труда  людей разных профессий.

Выяснять роль профессии родителей в экономике.

44

Полезные ископаемые.

Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Определять ископаемые с помощью атласа-определителя.

Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых.

Готовить сообщения.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

45

РастениеводствоПрактическая работа: исследование растения и описание его по плану

Отличать культурные растения от дикорастущих.

Различать культурные растения по атласу- определителю.

Исследовать растение и описать его по плану.

Характеризовать роль выращивания растений.

Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье.

46

Животноводство

Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных.

Выявлять взаимосвязь.

Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

47

Какая бывает промышленность.

Характеризовать  отрасли промышленности.  Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Соотносить продукцию и отрасли промышленности.

Характеризовать труд работников промышленности.

48

Проект «Экономика родного края»

В ходе проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике края.

- оформлять собранные материалы,

-презентовать и оценивать свою работу.

49

Что такое деньги. Практическая работа: рассматривание и сравнение монет России

Определять роль денег в экономике.

Различать современные российские монеты.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

50

Государственный бюджет

Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.

Моделировать доходы и расходы в виде математических задач.

Работать со словарем.

Отвечать на итоговые вопросы.

51

Семейный бюджет.

Выявлять основы семейного бюджета.

Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

Моделировать семейный бюджет.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

52

Экономика и экология.

Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики.

Анализировать и  составлять простейшие экологические прогнозы.

Раскрывать связь между экономикой и экологией.

Моделировать экологические прогнозы.

53

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика»

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов)

54

Золотое кольцо России

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности,  показывать их на карте.

Прослеживать маршрут путешествия по карте.

Узнавать города по фото.

Моделировать маршрут.

Готовить сообщения о любом городе.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

55

Золотое кольцо России

 

56

Золотое кольцо России

57

Проект «Музей путешествий»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать экспонаты,

- готовить сообщения,

- презентовать свои сообщения.

58

Наши ближайшие соседи

Найти государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения.

Готовить сообщения о странах.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

59

На севере Европы

Изучить материал о северных европейских государствах. Уметь показывать их на карте.

Соотносить государства и их флаги.

Составлять вопросы к викторине.

Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

60

Что такое Бенилюкс

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал о странах Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.

Выступать одному из группы.

Составлять вопросы к викторине.

Описывать достопримечательности по фото.

Используя литературу находить интересные факты.

61

В центре Европы

Анализировать  страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Работа в группах.

Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего.

Моделировать достопримечательности из пластилина.

Выяснять, какие товары поступают из стран с Европы.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

62

 По Франции и Великобритани

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Работа в группах.

Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Франции.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

63

 По Франции и Великобритании

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Великобритании

Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

64

На юге Европы

Анализировать  страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте.

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Составлять вопросы к викторине.

Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

65

По знаменитым местам мира

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма.

Работать с картой.

Описывать изучаемые достопримечательности.

Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы.

 

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу:  « Путешествие по  городам  и странам»

Выполнять тесты с выбором ответа.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои и другие выступления.

67

68

Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Выступать с подготовленными сообщениями.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа за курс начального общего образования по окружающему миру 3 класс

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федераль­ного государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образовани...

Рабочая программа по математике начального общего образования 3 класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по математике для 3 класса по "Школе России". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Программа внеурочной деятельности начального общего образования на 2018 -2019 учебный год

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) основная образовательная программа (далее - ООП НОО) реализуется образовательны...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для 3 класса начального общего образования на 2019- 2020 учебный год

Программа разработана на основе рабочей программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России». М. «Просвещение», 2019 г.; уче...

Приказ №299б от 18 октября 2019 года о проведении апробации цифровой образовательной платформы "Яндекс. Учебник" на уровне начального общего образования в 2019-2020 учебном году

Приказ №299б от 18 октября 2019 года о проведении апробации цифровой образовательной платформы "Яндекс. Учебник" на уровне начального общего образования в 2019-2020 учебном году...

Рабочая программа по шахматам начального общего образования класс / уровень общего образования 1-4 классы

Рабочая программа по шахматам для 1 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Предмет шахматы находится в вариативной части Учебного плана МБОУ Покровская СОШ «НОК...