Урок окружающего мира "Москва - столица России" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Беляева Ольга Борисовна

Урок окружающего мира "Москва - столица России" 1 класс. Предоставлен конспект урока и презентация. На уроке учащиеся работают с картой и самыми известными местами города. При этом изучают исторические факты нашей Родины. Урок включает в себя две физминутки, музыкальный релакс, во время которого дети раскрашивают Спасскую башню.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Долгожданный дан звонок начинается урок.

- Улыбнитесь друг другу.

Широка страна моя родная
Много в ней лесов, морей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где трудом так славен человек!

- Скажите, о какой стране идёт речь? (России)

- На прошлом уроке мы говорили о нашей Родине. Давайте вспомним, что мы уже о ней знаем.

Я буду задавать вопросы, а вы поднимать руку и отвечать на них.

1.Как называется наша маленькая родина, посёлок, в котором мы живём?

2.Как называется наша область? А главный город в нашей области?

3.Как называется страна, в которой мы живём?

4.В каком городе находятся эти памятники? (Москва)

5.Почему все люди нашей страны знают этот город?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Москва – столица России

- Ребята, а кто из вас бывал в Москве?

- Что же понравилось и запомнилось вам в столице?

- Есть такая пословица “Кто в Москве не бывал, красоты не видал”.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Ребята! Кто из вас хочет побывать в Москве? Замечательно!

- Сейчас мы с вами совершим заочное путешествие в столицу нашей России город-герой Москву. Экскурсоводом буду не только я, но и вы, ребята. Мы познакомимся с достопримечательностями города, интересными событиями и фактами.                Итак, отправляемся!

- Из прошлых уроков вы узнали, что у стран и городов есть символы. Какие?

                                       (герб, флаг, гимн)

- Перед вами герб г. Москвы. Посмотрите внимательно. Кто изображён на гербе?

- Почему герб г. Москвы изображён в центре Российского герба?

- Как вы думаете, почему Москву назвали столицей?

- Давным-давно Российским государством правил царь. Царствовать – значит “сидеть” на престоле (троне) в главном городе страны. В словаре Ожегова даётся такое толкование этому слову: “Столица - главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений”.

-А вы знаете кто президент нашей страны?

(В.В. Путин).

-Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным?

(Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.)

-Вот и на гербе Москвы изображён герой – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные.

Белый, красный, синий, золотой

-Что они могут значить?

(Золотой – цвет хлеба, золото куполов;

синий – цвет мирного неба;

красный – цвет победы, силы;

белый – цвет чистоты, добра)

- А откуда пошла Москва? Кто же её основал?

Появление названия города Москвы, как и многих городов связано с географическим расположением. Город Москва связан с именем реки Москвы, на которой он стоит.

Люди здесь поселились потому, что в лесах водилась дичь, река была богата рыбой, в лесах были лесные пчёлы, а значит можно было добывать мёд, охотиться и заниматься рыболовством.

В 1147 Юрий Долгоруким приказал заложить город. Имя городу было дано от названия реки - Москва.

История Москвы неразрывно связана с историей Кремля.

Сначала стены Московского Кремля были деревянные. Такой Кремль прослужил городу примерно 200 лет.

В тринадцатом веке москвичам пришлось испытать страшное нашествие хана Батыя. Москва была полностью сожжена.

В 14 веке при князе Иване Калите были возведены дубовые стены Кремля (из прочного дерева).

Шли годы. Князь Дмитрий Донской, построил стены Кремля из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной. Со временем были выстроены новые кирпичные стены и башни. На Спасской башне Кремля были установлены часы.

Физминутка “Весёлая зарядка”

-Москва знаменита своими историческими архитектурными памятниками. О некоторых из них, мы узнаем сегодня, поработав в группах.

Групповая работа.

-Перед вами конверты с заданием. Это текст, который разделён на части. Ваша задача составить части по порядку, чтобы получился связанный рассказ об одной из достопримечательностей Москвы.

(рисунок и текст разрезанный на части)

Спасская башня

Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Часы занимают 3 этажа.

Успенский собор

Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари.

Царь-пушка

Царь-пушка сделана из бронзы. Изготовил её мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла.

Царь-колокол

Царь-колокол изготовлен мастерами Моториными. Вес его 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал, и откололся “кусок” весом 11 тонн.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.

-Кроме исторических архитектурных памятников, есть ещё и скульптурные памятники. Вот один из них. Он находится на Красной площади.

-Давайте прочтём слова на постаменте памятника

“Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.

-За что же Россия благодарна этим людям? Как вы думаете?

-В далёкие времена Русь была захвачена врагами.

Кузьма Минин начал собирать народное войско для борьбы с врагами. А командовать войском позвали военачальника Дмитрия Пожарского. Вместе они освободили Москву и русский народ от захватчиков.

-Можно ли сказать, что эти люди совершили подвиг?

-Посмотрите внимательно,  какому знаменитому поэту установлен памятник в центре Москвы?

Мы можем ещё много перечислять знаменитых людей нашей обширной Родины, но к сожалению на уроке очень мало времени и мы будем постепенно о них узнавать на других уроках.

-Вот и закончилось наше с вами путешествие на сегодня

-Давайте проверим, что вы запомнили?

Тест

1. Что находится на Спасской башне?

А) часы

Б) портрет президента

В) термометр

2. На берегах какой реки стоит город Москва?

А) река Урал

Б) река Волга

В) Москва-река

3. Кому установлен памятник в центре города Москвы?

А) Пушкину

Б) Путину

В) школьнику

4. Во время пожара от него откололся “кусок”, весом 11 тонн. О каком памятнике идёт речь?

А) Царь-пушка

Б) Царь-колокол

В) памятник Минину и Пожарскому.

-Поднимите руку, кто выполнил тест правильно. Давайте поаплодируем этим ребятам.

Вывод: “Москва – столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна”.

Откройте учебники с.44-45. Рассмотрите иллюстрации на этих страницах. А теперь попробуйте узнать силуэт какого сооружения изображён на листках, которые я вам раздала.

(Спасская башня)

Раскрасьте этот силуэт.

(Под музыку о Москве)

-Понравилось ли вам наше путешествие?

-Что нового вы узнали на этом уроке?

-Покажите, какое у вас настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка Урока Окружающего мира в 1 классе на тему: "Москва-столица нашей Родины" (ПНШ)

Данный урок разработан для учебника "Окружающий мир" УМК Перспективная начальная школа. Содержит презентацию для интерактивной доски....

Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе "Страны мира и их столицы"

Презентация к разделу "Путешествие по городам и странам" на уроках окружающего мира в 3 классе. Цель: создать условия для запоминания названий стран и городов; способствовать развитию у...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На дан...