Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я -- исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Программа тесно связана с предметом «Окружающий мир».
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП для курса "Я -- исследователь" | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Бутовская СОШ № 1»
________ Овчинникова И.М.
«30» августа 2019 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я -- исследователь»
для детей в возрасте 8-11 лет
направление – естественно-научное
срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год
Составитель: Михальченко Елена Вячеславовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Программа тесно связана с предметом «Окружающий мир».
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Место курса в учебном плане
Программа курса рассчитана на 1 год (3 класс), 34 учебных часа, из расчета 1 часа в неделю.
Содержание программы
1 раздел: Разнообразие природы.
Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии. (5ч)
- Выращивание грибов, плесени. - 2ч
- Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация - 3ч
2 раздел: Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. (21ч)
Тема 1. Разнообразие веществ: соль, сахар, крахмал, кислоты. (7ч)
- Выращивание кристаллов – 2ч.
- Получение крахмала из картофеля - 2ч.
- Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация - 3ч
Тема 2. Воздух и его охрана. (3ч)
- Исследование воздуха: движение воздуха, тёплый и холодный воздух, сквозняк.
– 1ч
- Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация - 2ч
Тема 3. Вода. Вода как вещество. Свойства воды. Превращения и круговороты воды. – 4ч
- Исследование воды. Три состояния воды. – 1ч.
- Очистка воды. Фильтр. - 1ч.
- Оформление работы: выполнение рисунков, презентация - 2ч
Тема 4. Что такое почва. (3ч)
- Состав почвы – 1ч.
- Оформление работы: выполнение рисунков, презентация - 2ч
Тема 5. Размножение и развитие растений. (4ч)
- Развитие растений из семян – 1ч
- Выращивание зелёного лука - 1ч
- Наблюдение за растениями. Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация - 2ч
3 раздел: Мы и наше здоровье. (6ч)
Тема 1. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Их роль в восприятии мира. (4ч)
- Исследование органов чувств – 2ч
- Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация - 2ч
Тема 2. Дыхание и кровообращение. (2ч)
- Пульс, его частота. - 1ч
- Оформление работы: выполнение рисунков, презентация - 1ч
4 раздел: Обобщение результатов исследовательской деятельности (2ч)
- Мини конференция по итогам собственных исследований. Презентация проектов. – 1ч
- Анализ проектной деятельности учащихся. – 1ч
Результаты освоения курса
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- целостный взгляд на мир в единстве природы, между природой и человеком;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно- познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятия природы в её многообразии;
- эстетические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения.
Метапредметные
Регулятивные универсальные действия
Обучающиеся научатся:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу занятия (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах занятия);
- выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;
- планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение занятия;
- фиксировать в конце занятия удовлетворенность (неудовлетворенность) своей работой, объективно относится к своим успехам (неуспехам);
- оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формировать ответы на вопросы;
- слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов;
- использовать знаково- символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ;
- устанавливать причинно- следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений и т.д.
- моделировать различные ситуации и явления природы.
Предметные
Обучающийся научится:
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определенным царствам и другим изученным группам;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей;
- использовать тексты и иллюстрации учебника , другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- вырабатывать правильную осанку;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- осознавать значение природных богатств;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Календарно-тематическое планирование для 3-а класса
№ п\п | Тема | Количес-тво часов | Дата | Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия |
1 раздел: Разнообразие природы. Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии. (5ч) | |||||
1, 2 | Выращивание грибов, плесени. | 2 | 4.09-11.09 | 1 | 1 |
3-5 | Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация. | 3 | 18.09-25.09-2.10 | 1 | 2 |
2 раздел: Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. (21ч) | |||||
Тема 1. Разнообразие веществ: соль, сахар, крахмал, кислоты (7ч) | |||||
6, 7 | Выращивание кристаллов. | 2 | 16.10-23.10 | 1 | 1 |
8, 9 | Получение крахмала из картофеля. | 2 | 30.10-6.11 | 1 | |
10-12 | Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация. | 3 | 1 | 2 | |
Тема 2. Воздух и его охрана (3ч) | |||||
13 | Исследование воздуха: движение воздуха, тёплый и холодный воздух, сквозняк. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 15 | Оформление работы: выполнение рисунков, презентация. | 2 | 1 | 1 | |
Тема 3. Вода. Вода как вещество. Свойства воды. Превращения и круговороты воды (4ч) | |||||
16 | Исследование воды. Три состояния воды. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Очистка воды. Фильтр. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 19 | Оформление работы: выполнение рисунков, презентация. | 2 | 1 | 1 | |
Тема 4. Что такое почва (3ч) | |||||
20 | Состав почвы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 22 | Оформление работы: выполнение рисунков, презентация. | 2 | 1 | 1 | |
Тема 5. Размножение и развитие растений (4ч) | |||||
23 | Развитие растений из семян. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Выращивание зелёного лука. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 26 | Наблюдение за растениями. Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация. | 2 | 1 | 1 | |
3 раздел: Мы и наше здоровье. (6ч) | |||||
Тема 1. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Их роль в восприятии мира. (4ч) | |||||
27 28 | Исследование органов чувств. | 2 | 1 | 1 | |
29 30 | Оформление работы: выполнение рисунков, презентация. | 2 | 1 | 1 | |
Тема 2. Дыхание и кровообращение (2ч) | |||||
31 | Пульс, его частота. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | Оформление работы: выполнение рисунков, презентация. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 раздел: Обобщение результатов исследовательской деятельности (2ч) | |||||
33 | Мини-конференция по итогам собственных исследований. Презентация проектов. | 1 | 1 | ||
34 | Анализ проектной деятельности учащихся. | 1 | 1 |
Согласовано _______________ Согласовано _______________
Заместитель директора по УВР руководитель ШМО
Давыдова Л.Г. Тюльпанова Н.Л.
30 августа 2019 года 29 августа 2019 года
Лист коррекции
№ п/п | Тема | Планируемое количество часов | Фактическое количество часов | Причина отклонений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Программа для 2 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....