Конспект урока по теме "Лесные производители"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Шилова Оксана Николаевна

Конспект урока окружающего мира , 3 класс. программа "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

Урок 16.

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Лесные производители

Цели: Создание благоприятных условий для изучения материала по теме «Лесные производители».

 Задачи:

Обучающие: ознакомить учащихся с деревьями и их особенностями.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир», бережное отношение к природе.

Развивающие: развивать речь, память, воображение.

Оборудование: иллюстрации различных деревьев, гербарий с листьями, коллекция «Древесина», сосуд с подкрашенной водой и веточками в нём, микроскоп, интерактивная доска.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– Догадайтесь, о чём идёт речь в этой загадке:

  Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Матвея – земляникой,
Алину – костяникой,
Машеньку – орешком,
Егора – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Сашу – хворостинкой! (
Лес.)

– Конечно же, мы сегодня начнём знакомиться с экосистемой леса.

(Звучит куплет песни «Я приглашаю вас в леса»)

 И начнём с самого главного. С чего? Отгадайте.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. 

  (Деревья)

Слайд№1.

– Прочитайте диалог наших героев. Чем различаются их мнения? Какой у вас возникает вопрос на данном этапе урока?

(Какую роль деревья выполняют в экосистеме? Почему же они главные?)

– Это нам и предстоит выяснить. Итак, тема нашего урока «Лесные производители»

 Давайте составим план урока.

Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

План (примерный)

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Физминутка.

Работа в группах. Работа в учебнике.

–Итак, я пригласила вас в лес, но наша экскурсия будет воображаемой. Рассмотрите рисунок на слайде (с. №2) и расскажите, что можно увидеть в лесу. (Лес – экосистема многоэтажная: деревья, кустарники, травы. Растения приспособились жить на разных «этажах».)

Давайте прочитаем, что написано об этом в нашем учебнике на с. 58.

( с. 2-прдолжение) Вывод: Каждое растение приспособилось к своему этажу.

– Познакомимся поближе с каждой группой растений.

  1. Рассмотрите рисунок на с. 59, ответьте на вопрос к нему: Какие из этих растений  сбрасывают листву на зиму? Какие из этих растений вы встречали в нашей местности?
  2.  Выделите отличительный признак для деревьев. (Деревья бывают лиственные и хвойные. Это многолетние растения с твёрдым стеблем.)

  1. Рассмотрите рисунок на с. 60, ответьте на вопрос: Как используют люди эти кустарники? Выделите отличительный признак для кустарников. (Эти кустарники используются в медицинских целях, декоративных. Они имеют несколько твёрдых стеблей.)

3. Рассмотрите рисунок на с. 61, ответьте на вопрос: Какие из этих трав ты видел?

 Выделите отличительный признак для трав. (Травам характерен мягкий зелёный стебель.)

Какие преимущества имеют деревья перед травами?

 Что дают деревья растениям нижних «этажей»? (Деревья, поскольку высокие, получают больше света и защищают растения нижних «этажей».) (с. №3)

– Давайте  вернемся к деревьям и поближе познакомимся с ними. Рассмотрите рисунок  в правом верхнем углу на стр. 60 учебника.

Какие части дерева вы могли бы назвать?

 -Прочитайте текст на с. 59–60 и объясните, почему дерево не могло бы жить без своих частей: листьев, ствола, корней.  (читают, объясняют) слайд №4.

Где образуются органические вещества в дереве? Каким же образом они оказываются в корне? А какая часть дерева отвечает за добычу воды и минеральных веществ? Но ведь эти же вещества нужны и листьям. Как они там окажутся? (Органические вещества образуются в листьях, затем перемещаются в корень по стеблю. Минеральные вещества и воду впитывает корень, а затем они по стеблю перемещаются в листья.)

 Давайте проверим наши предположения. Демонстрация результатов опытов:

1) Веточка комнатного растения заранее поставлена в подкрашенную чернилами воду. Что наблюдаете? (Внутренняя часть веточки окрашена.)

2) обратите внимание на то, на сколько уменьшилось количество воды там, где находилась веточка растения. Какую роль выполняет ствол дерева? (По стволу перемещаются вещества.)

А сейчас я предлагаю вам рассмотреть при помощи микроскопа, как выглядит ствол дерева изнутри, на спиле. Мы видим волокна. Их можно сравнить с нашими сосудами. По ним органические вещества, вода и минеральные соли разносятся к разным частям дерева.

3) Каким должен быть ствол, чтобы удержать такое количество веток с листьями?

Работа с коллекцией «Древесина». У вас на партах – образец древесины. Опишите его свойства. (Крепкая)

-Как человек использует это качество деревьев? (Ствол деревьев должен быть крепким. Это используется человеком в строительстве.) А теперь давайте рассмотрим по микроскопом этот образец. Что мы видим? (волокна)

4) Какими должны быть корни, чтобы удержать в почве таких великанов да и ещё добыть такое количество воды, чтобы на всех хватило? (Корни должны быть большими, длинными.)

– Почему же деревья – главные производители экосистемы леса? (Деревья – многолетние растения с большой кроной, производящие много веществ.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Вот мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево
Наклонились и присели
Заниматься тихо сели.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради.

– Как вы понимаете пословицы:

Лес – это богатство и краса, береги наши леса.

Враг природы тот, кто лес не бережёт.

Сруби дерево – посади два.

2. Работа в рабочей тетради.

– Задания из рабочей тетради  стр. 29.№1, 2  с последующей проверкой.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 15, опережающее задание по подготовке сообщений об обитателях леса.

V. Итог урока.

Каждый куст берегите, ребята.

Где росток ты увидишь какой,

Может вырасти дуб в три обхвата.

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод,

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.

Свято помни, что лес – наша радость,

Вместе с лесом и сам ты растёшь.

– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока по окружающему миру 3 кл.Тема:Растения – производители

Цели:  -осмысление блока новой учебной информации.  – ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;  – уметь перечислять особенности хвойных и цветковых р...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс программа " Школа 2100", тема "Растения-производители"

В приложенном файле содержится конпект по окружающему миру для учащихся 3 классов по программе "Школа 2100". Тема урока "Растения-производители"....

Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс

Конспект  урока по  предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....