Конспект урока по окружающему миру 3 кл.Тема:Растения – производители
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Цели:
-осмысление блока новой учебной информации.
– ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;
– уметь перечислять особенности хвойных и цветковых растений.
Задачи урока:
1. Научить детей различать группы растений по особенностям их строения;
2. Закрепить знания учащихся о круговороте веществ в экосистеме;
3. Прививать чувство бережного отношения к природе;
4. Развивать интерес детей к чтению энциклопедической литературы.
Конспект урока по окружающему миру 3 кл.Тема:Растения – производители. УМК "Школа 2100. Урок формирует УУД и технологию оценивания учебных успехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kroshka_n.v.doc | 388.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (3-й класс)
Учитель: Крошка Наталья Владимировна
Урок 20.
Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Тема: Растения – производители
Цели:
-осмысление блока новой учебной информации.
– ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;
– уметь перечислять особенности хвойных и цветковых растений.
Задачи урока:
1. Научить детей различать группы растений по особенностям их строения;
2. Закрепить знания учащихся о круговороте веществ в экосистеме;
3. Прививать чувство бережного отношения к природе;
4. Развивать интерес детей к чтению энциклопедической литературы.
Оборудование: гербарии цветущих растений; интерактивная доска,проектор,компьютер, гербарии: цветковых, хвойных, споровых растений, водорослей; карточки с заданиями, видеоролик «Размножение и распространение растений» - Сказка (самодовольный цветок). Презентация.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Психологический настрой. Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Учитель: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке «Окружающего мира». Обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте подарим улыбки гостям, друг другу, ведь мы знаем, что улыбки располагают к приятному общению. Занимайте свои места. Все ваши мысли, высказывания будут очень ценны для меня и для вас. 1 3 Слайд 2. -Скажите, ребята, что нас окружает? -Как все это называется? (Окружающий мир, природа) -Что можете сказать о природе? (Живая и неживая) -Назовите признаки живой природы? (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, умирание) -Какие условия необходимы для существования живой природы? (Свет, тепло, вода, воздух) - Как доказать, что растение является живым организмом? (дышит, питается, растёт, развивается, размножается, умирает). - Мы с вами тоже живые организмы. Каким образом растения отличаются от других живых организмов? (зелёным цветом, процессом фотосинтеза, нет движения, имеют другие (части) органы.) - Что такое орган? (ответы детей) - Обратимся к словарю учебника. (стр.139) (Органы – части тела, которые выполняют свою работу. - Какие живые организмы относятся к производителям? - Какую роль в экосистеме играют производители? -Какие растения вы знаете? -Сегодня мы с вами отправимся с нашими героями Мишей и Леной в мир растений. По пути Лена собирала растения для гербария. Но некоторые части растений забыла. Диалог Миши с Леной. Слайд 3. На какое противоречие обратил внимание Миша? (Всё ли нужное собрала Лена?) Из каких частей состоит растение? Проблемная ситуация: помогите Лене. Назовите, из каких частей состоят растения. – Как вы думаете, для всех растений характерно такое строение? (Да.) – А что вы скажите о строении этих растений? (Показать водоросли. (Слайд 5.) (Мы затрудняемся назвать части у этого растения.) – Какой у вас возникает вопрос? Как устроено растение? Какую роль выполняют части растений? -Как вы думаете какая тема нашего урока? Тема урока: «Растения-производители». – Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети. План (примерный) 3 1.Из каких частей сотоит растение? 2.Кукую роль они выполняют? 3.Зкрепляем. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? (умения извлекать информацию) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 3 2 4 3 Учитель: - Давайте вновь обратимся к нашему комнатному растению. -Все ли органы растения мы видим? Назовите видимые органы цветка (цветок, стебель, лист) - Это наземные части растения. -Какой орган нам не виден? (Корень) -Почему?( В почве) -Как бы вы их назвали? (предположения детей) Наземные и подземные части растения. -Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступен свет, а каким вода. Слайд 6. Мини вывод: наземные части растений тянутся вверх, к свету. Они обеспечивают процесс фотосинтеза. А подземные части растения тянутся вниз, всасывая воду, а с ней и другие полезные вещества. ( Надземным частям – стеблю и листу – доступен свет, а подземным частям – корню – вода.) – Сложные задачи приходиться решать различным частям растения. Поэтому у растений есть органы. Давайте с ними познакомимся. Работать будем в группах. (Дети работают в группах. У каждой группы фломастер и листы, на которых дети записывают ключевые слова. Результат работы – рассказ об органе растения. В итоге на доске появляется схема) Задание для групп: подберите ключевые слова (дается время 5 минут) 1) Определите, какую роль лист выполняет в растении. Какие качества листа вы бы отметили? Используйте текст на с. 78. Слайд 8. Лист отвечает за производство питательных веществ. В листьях идёт фотосинтез. Лист имеет нежные внутренние части. 2) Определите, какую роль стебель выполняет в растении. Какие качества стебля вы бы отметили? Используйте текст на с. 78–79. Слайд 9. Стебель – опора для листьев. Связывает все органы растения. По стеблю передвигаются вещества. Прочный. 3) Определите, какую роль корень выполняет в растении. Какие качества корня вы бы отметили? Используйте текст на с. 79. Слайд 10. Корень закрепляет растение в почве, всасывает воду и минеральные вещества. Сильно разветвлён. 4) Определите, какую роль цветок выполняет в растении. Какие качества цветка вы бы отметили? Используйте текст на с. 79. Ключевые слова: орган размножения, привлекает насекомых. Слайд 11. Физминутка. Игра «А верите ли вы?» Игра «А верите ли вы?». Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, дети отвечают словами «верим», «не верим». - А верите ли вы, что в Азербайджане растёт конфетное дерево? + - А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? – - А верите ли вы, что существует бешеный огурец? + - А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? + - А верите ли вы, что в Австралии растёт баночное дерево? – - А бутылочное дерево? + - А верите ли вы, что родина апельсина - Китай? + - А верите ли вы, что кигелия – это колбасное дерево? + - А верите ли вы, что кактусы растут в лесу? – - А верите ли вы, что существует пустынное растение – саксаул? + - А верите ли вы, цветы умеют танцевать? - Муз. пауза Чайковский П.И. «Вальс цветов». (под музыку П.И.Чайковского дети исполняют вальс). (Приложение 2. Слайд 7) Проверка работы в группах. Выходят представители из групп и заполняют каждую свою схему. В итоге появляется схема. Слайд 12.
- А сейчас послушайте историю о том, что может произойти с цветками-недотрогами Видеоролик «Размножение и распространение растений» - Сказка (самодовольный цветок) (Если будет сбой в компьютере) Учитель комментирует мультипликацию, рассказывает сказку о том, что распустился на ветке красивый и ароматный цветок. Со всех сторон на запах устремились пчелы, желая добыть сладкий нектар, питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок, закрыл свои лепестки, глядит сердито. Полетели пчелы к другим цветкам. Через некоторое время на них образовались плоды. А цветок-недотрога так и засох в одиночестве. – Почему не у всех цветков образовались плоды? (не было опыления) - Что значит опылять? (перенос пыльцы с одного цветка на другой, в результате завязываются семена) - Чем цветы привлекают насекомых? (ярким цветом, душистым запахом, сладким нектаром - Некоторые дети ловят красивых бабочек, тем самым губят их. Что бы вы сказали этим детям от имени насекомых? - КАКОВА РОЛЬ ЦВЕТКА? (образование плода) Слайд 15.(Приложение 5). Видеоролик «Образование плода». Какую роль играет плод? (ответы детей) ( плод - защита и распространение заключённых в нём семян) – Кто помогает растениям распространять их семена? (ответы детей) Слайд 16. ( Каждой группе дается задание на листочках). Проверка. - Всего на Земле более 350 тысяч видов растений. Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты понадобится почти 97 часов. Сколько суток без отдыха и сна мы будем перечислять все виды растений? (97:24=4 суток и 1 час) - Все растения учёные разделили на несколько групп. 1 группа – это цветковые. Стр.учебника 81. 2группа – это хвойные. Стр.учебника 82. 3 группа – это споровые. Стр.учебника 83. –Вернемся к вопросу урока. Как устроено растение? Слайд 18. Как ответим? (Наземные растения имеют органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.) – Как вы думаете, такие органы характерны всем наземным растениям? Сделаем вывод. А сейчас сравним с авторским. Наземные растения состоят из листьев, стебля ,цветка, плода и корня. Цветковые растения — самые многочисленные и разнообразные из них. Хвойные растения не имеют цветков. (Судя по тексту учебника, эти органы есть у цветковых растений, а корень, стебель и лист – ещё у хвойных.) Слайд 19. Выполните задание на листочках. Они лежат у вас на парте. Проверьте себя.
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?( умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Умение работать в группах.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Домашнее задание. | Домашнее задание (каждому ученику учитель раздаёт план работы) - Выбрать одного представителя из царства растений и составить рассказ по плану: План. 1. Название растения. 2. Назови органы данного растения. 3. К какой группе растений относится и почему? 4. Как размножается растение? 5. Кто помогает растению распространять их семена (споры). 6. Дополнительные сведения. | |
IV. Итог урока. | 4 – Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали? - Какую роль играет каждый орган цветкового растения? - Какой орган выполняет основную работу растения? - Какой орган работает как лифт? -Смогли бы люди существовать без растений? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? | ТОУУ |
Рефлексия: Сегодня на уроке вы работали в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному? Попробуйте оценить свою работу в группе. | ||
Используемые источники информации Интернет; Мультимедийное пособие «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире»; О.М.Смирнова «Дифференцированный подход в обучении природоведению», Москва Новая школа 1997; А.А.Вахрушев «Обитатели Земли» 3 класс, методические рекомендации для учителя; А.А.Вахрушев «Обитатели Земли»(2 часть) 3 класс, учебник; Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Обитатели Земли» 3 класс, тетрадь; вальс П.И.Чайковского http://www.zaycev.net/pages/1112/111252.shtml |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме " Растения- производители"
Цель:Познакомить учащихся с особенностями строения растений, научить различать части растения, рассмотреть способы размножения цветковых растений;Развивать логическое мышление, речь учащихся, внимание...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс программа " Школа 2100", тема "Растения-производители"
В приложенном файле содержится конпект по окружающему миру для учащихся 3 классов по программе "Школа 2100". Тема урока "Растения-производители"....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)
В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Растения, которые мы едим"
Цель урока: расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения пресных водоемов" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Начальная школа XXI века...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Растения и животные болота»
Цель: познакомить учащихся с понятием “болото”, особенностями его растительного и животного мира.Задачи:- образовательные: раскрыть связь человека с окружающим миром природы; обобщить...