Научно – практическая конференция «Мои первые исследования » Направление: окружающий мир и природоведение «Удивительные насекомые пчёлы»
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnye_nasekomye_pchely.docx | 276.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Старые Турдаки
Научно – практическая конференция
«Мои первые исследования »
Направление: окружающий мир и природоведение
«Удивительные насекомые пчёлы»
Оглавление
Введение……………………………………………………………….……………………….2
Основная часть
Глава 1. Пчела – природы дар бесценный.…………………….…...………………………...4
1.1. История пчеловодства……………………………………………………………………..4
1.2. Общая характеристика пчелы……………………………………………………………6
1.3. Устройство пчелиной семьи ………………………………………………………….….7
1.4. Пчелы и природа. Продукты пчеловодства и их польза для человека……………………………………………………………………………….………9
Глава 2.Определение уровня знаний о пчеле и продуктах пчеловодства …………….….11
2.1. Анализ информированности одноклассников и взрослых о пчёлах……………...…11
2.2. Определение качества мёда……………………………………………………………...16
Заключение …………………………………………………………………………………...18
Список использованных источников и литературы………………………………………. 20
Приложение
Введение
В каждой семье есть традиции, которые передаются от старшего поколения к младшему. Они способствуют воспитанию уважения к старшим, укреплению дружбы между членами семьи, благодаря им семья становится не только дружнее, но и счастливее.
В моей семье я часто слышал, что занятие пчеловодством – это традиция нашей семьи. Пчеловодством начал заниматься мой прапрадедушка Клинов в селе Новокрещено в 1937 году. Предложил ему заниматься его хороший друг Егоров Н.И. , пасечник колхоза. Так появилась пасека в нашей семье, существующая и по сей день.
Пасека в разные годы доходила до 15-20 ульев. 20 пчелиных семей, которые находились в хозяйстве прапрадедушки, давали хороший урожай меда и помогли выжить семье в голодные послевоенные годы. Потом пасека перешла в руки прадедушки, который занимался ей . После смерти прадедушки в 1980 году пасека перешла в руки моего деда. Мой дедушка, Клинов Владимир Александрович, держит свою пасеку уже 37 лет. Дедушка с детства ходил на пасеку к своему отцу, читал много литературы про пчел и постепенно осваивал это мастерство.
Сейчас у нас 47 ульев. Моего дедушку можно назвать настоящим потомственным пчеловодом, про пчел и мёд он знает абсолютно все.
Дедушка называет пчел «великим чудом природы», а еще говорит, что до конца их тайны человек не сможет раскрыть никогда и как же о них не заботиться, ведь они нам здоровье на крыльях приносят!» Сначала я ничего не понимал. Но мне было очень интересно.
Так, у меня появилось желание исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых.
Актуальность темы: 2017 год объявлен годом экологии. Пчелы влияют на окружающую среду и дают экологически чистую продукцию для человека. А в нашем веке актуальнее становится тема об использовании экологически чистых природных продуктов, одними из которых и являются продукты пчеловодства. А ещё пчеловодство является одним из самых сильных побуждений для изучения природы
Именно поэтому мне захотелось ещё больше узнать о пчелиной семье и о продуктах их деятельности
Гипотеза исследования: предполагаю, что роль пчелы в природе и в жизни человека очень велика, а экологически чистые продукты пчеловодства находят широкое применение.
Объект исследования: является пасека моего дедушки в селе Новокрещено.
Предмет исследования: медоносная пчела, продукты пчеловодства.
Цель исследования: изучить жизнь пчёл, их значение для природы; выяснить какие продукты производят пчелы и определить в чем заключается их польза для человека.
Задачи исследования:
- изучить в научно-популярной литературе, в интернет-сайтах информацию об истории возникновения пчеловодства, о организации жизни в пчелиной семье;
- выяснить значение пчёл в природе;
- изучить экологически чистые продукты пчеловодства и их применение;
- исследовать качества меда;
- провести анкетирование на предмет осведомлённости одноклассников о пчёлах, взрослых о меде.
- обобщить полученную информацию по теме и поделиться своими знаниями с одноклассниками.
Методы исследования: изучение, наблюдение, интервьюирование, анкетирование, обобщение.
Теоретическая значимость работы основана на изучении сведений, фактов, материалов о пчелах , содержащихся в различных источниках, а также полученных в результате проведения собственных наблюдений.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью применения её результатов на уроках окружающего мира, на классных часах, чтобы вызвать мотивацию у сверстников к изучению экологически чистых продуктов пчеловодства, привить чувство уважения к медоносной пчеле как природному лекарю, вызвать интерес к образу пчелы как носителю достойных качеств человека.
Материалами для исследования послужили официальные данные из литературных источников, Интернета, газетных статей, рассказы моего деда и я также постарался использовать сведения, полученные лично мною, при оказании помощи, непосредственно работая на пасеке
Основная часть
Глава 1. Пчела – природы дар бесценный
- История пчеловодства
В толковом словаре С.И. Ожегова дается определение, что пчеловодство – это разведение пчёл. 6 Пчела - это многогранный символ, олицетворяющий мудрость, трудолюбие, порядок, чистоту и целомудрие. Пчёлы - это древнейшими обитателями нашей планеты.
Изучая литературу, было выявлено, что пчелы появились на свет 60 миллионов лет назад. Пчела служила не только символом неба и звёзд, но еще принимала участие в сотворении мира, выступая на стороне бога против злого духа. Пчелиный рой означает материнство, трудолюбие.
Символический смысл пчелиного улья - упорядоченное общество, мудрость. Пчела и мёд являются универсальными символами поэтического слова. В древнегреческой и римской традиции поэты нередко сравнивают себя с пчёлами. В мифах же пчела является атрибутом или одним из воплощений Великой Матери.
Пчела являлась эмблемой Нижнего Египта. На стенах храмов, дворцов, на гробницах фараонов встречаются изображения пчёл. За особые заслуги некоторым фараонам даже присваивали титул «Повелитель пчёл». Греки в символе пчёлы видели трудолюбие, преуспевание, чистоту, бессмертие. В христианстве пчела стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия, порядка и религиозного красноречия. (Приложение 1)
Методы пчеловодства уходят корнями в глубокую древность. В янтаре, который насчитывает более ста миллионов лет, найдены останки пчел — это указывает на то, что им удалось пережить удар астероида, который, судя по всему, покончил с динозаврами. 7
На Русской земле разведение пчел известно еще с древнейшего времени. На этот факт указывают мифы, предания, поверья, летописные сказания, сочинения арабских и византийских писателей, историков, а так же другие устные и письменные источники (Приложение 1).
В истории пчеловодства различают несколько этапов:
- Дикое пчеловодство — охота за мёдом и воском. Гнёзда пчёл разыскивали в дуплах деревьев;
- Бортневое пчеловодство (от слова «борть» — дупло дерева) — представляет собой старейшую форму пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев;
- Колодное пчеловодство - пчёл содержали в неразборных ульях: колодах, дуплянках;
- Рамочное пчеловодство - разведение пчелиных семей осуществлялось в разборных ульях с вынимающимися рамками. 5
Мед и воск были главными товарами как внутренней, так и внешней торговли и наряду с пушниной служили основными источниками национального богатства Руси. Пчеловодство имело под собой прочный экономический фундамент.
История пчеловодства неотделима от истории нашей страны и ее народов, она вплетена в общую историческую канву. Истинно традиционное русское пчеловодство представляет собой, прежде всего, пчеловодство народное. В нем отражаются нравы, характер, эмоциональные особенности русского человека. От собирательства и охоты за медом, свойственных первобытнообщинному строю, к бортничеству — занятию людей феодального общества, а от него к пчеловодству пасечному, домашнему, порожденному капиталистическими отношениями, — таковы важнейшие исторические вехи отечественного пчеловодства.
На сегодняшний день сохранились села и деревни, названия которых указывает на то, что их жители занимались в старину медовым промыслом: Бортное, Медовое, Медынь, Добрые Пчелы, Добрый Сот, Вощиха.
На протяжении многих веков менялись способы содержания пчел, приобретая более совершенные, высшие формы. Они совершенствуются и сегодня. Это обуславливается изменениями природных ресурсов нектара, совершенствованием биологической науки, а так же техническим прогрессом.
Первый в мире рамочный улей сконструировал украинский пчеловод Пётр Прокопович в 1814 году. Изобретение Прокоповича положило основу рамочному пчеловождению не только в России, но и за границей. Пчеловодство, как высокотоварная отрасль, стало во многих странах сельского хозяйства только после того, как в 1851 году Лангстротом в США был запатентован свой рамочный улей, где рамки извлекались сверху специальным устройством.
В отличие от других различных домашних животных, пчелы не знают своего хозяина, поэтому они никогда не прощают грубого отношения к себе со стороны пчеловода. Поэтому пчеловоду надо научиться умело обращаться с пчелами.
Пензенская область, где большую часть территории занимаю лесные массивы и пойменные луга, обладает исключительно богатыми природными ресурсами для развития пчеловодства. Большие площади медоносов в лесах и лугах, богатые геоботаническим составом трав, в том числе и лекарственных, которые позволяют эффективно вести пчеловодство. На сегодняшний день в Пензенской области насчитывается примерно 17,5 тыс. пчелосемей, средний медосбор около 16 кг меда на пчелосемью. Большинство пасек небольшие и представляют собой до 10 пчелосемей.
- Общая характеристика пчелы.
Пчела (лат. Anthophila) — это летающее насекомое, которое относится к надсемейству жалящих перепончатокрылых, подотряду стебельчатобрюхие, отряду перепончатокрылые. Ближайшими родственниками ей являются осы и муравьи.
Окраска пчелы состоит из черного фона с желтыми пятнами. Размер пчелы колеблется от 3 мм до 45 мм. В строении тела насекомого можно выделить три основные части:
- голова, которую венчают парные усики, а также простые и сложные глаза, имеющие фасеточное строение. Пчелы обладают способностью различать не только все цвета, кроме красных оттенков, но и запахи и узоры различной сложности. Пчелы собирают нектар при помощи длинного хоботка. Ротовой аппарат у пчел имеет режущие жвала.
- грудь с двумя парными разновеликими крыльями и тремя парами ног. Между собой крылья пчелы соединяются с помощью мелких крючочков. Ноги, покрытые волосками, выполняют несколько функций: чистка антенн, снятие пластинок воска.
- брюшко пчелы, в нем располагаются пищеварительная и половая системы, жалящий аппарат, а так же восковые железы. Нижняя часть брюшка имеет покрытие из длинных волосков, служащих для удержания пыльцы.
Взрослые особи и личинки пчел питаются пыльцой и цветочным нектаром. Благодаря строению ротового аппарата, собранный нектар через хоботок поступает в зоб, где перерабатывается в мед. Смешав его с цветочной пыльцой, получают питательный корм личинок. В поисках пищи пчелы могут пролететь до 10 км. Собирая пыльцу, пчелы опыляют растения . 1
Пчелам, как и людям необходимо общаться. Для этого, как и у людей служат осязание, обоняние, зрение и слух. У пчел существует более необычный способ передачи информации, чем у человека.
Вернувшись, домой с порцией нектара, пчела часто использует сложный «танец», треща крылышками и виляя брюшком на глазах у своих товарок. По рисунку и ритму этого танца остальные пчелы определяют, где удачливая добытчица обнаружила хороший источник нектара и как туда долететь.
Пчела - это и идеальный биоробот. Всё её тельце буквально напичкано сложной летательной, звуковой и обонятельной аппаратурой, необходимой для покорения воздушного пространства. Взмахи невидимых, как спицы бегущего колеса, крыльев летуньи совершают 440 движений в секунду. Скорость полёта около 60 км/час. Пчела может абсолютно неподвижно зависать в воздухе, летать задним ходом. Прислушиваясь к полету пчелы, действительно, я все эти звуки услышала. Пчёлы - синоптики, они чувствуют воздушные приливы планеты, которые существуют подобно морским. У них развито "чувство времени".
Пчела обладает огромной пластичностью обмена веществ. Летящая пчела поглощает кислорода в 500 раз больше, чем сидящая неподвижно. Сила зрения пчелы превосходит орлиную. Острота зрения в полтораста раз сильнее человеческого глаза.
Священное поле пчелосемьи - это территория медосбора, с которой пчёлы интенсивно собирают нектар, радиусом 2 - 2,5 км, площадью примерно 1300 гектаров. При необходимости пчелы летают намного дальше. Вылетает рабочая пчела на поиск и сбор нектара, пыльцы, прополиса и доставки воды в улей, в среднем в день: за водой пчела-водонос - до 100 раз; за пыльцой пчела - пыльценос - более 30 раз; за нектаром - 10-20 раз Поразительна навигационная память медоносец! Улетая за 14 км, они возвращаются в леток с навыком снайпера - прицельно точно. Переставив днем улей далее, чем на полметра от первоначального местоположения, то, увидели, что прилетев домой, пчёлы в гнездо не попали. В зоне прежнего жилища началась свалка обозленных насекомых. А утром было замечено, что пчел нет. Семья улетела искать себе отдельный новый дом. 3 (Приложение 2)
- Устройство пчелиной семьи.
Медоносные пчелы - это общественно живущие насекомые. Они живут большими семьями в гнездах, состоящих из нескольких сотов, построенных ими из воска. Пчелы приспособлены только к совместной жизни в семье. Пчела, отделенная от семьи, не может самостоятельно добывать себе пищу, она быстро погибает. У пчел много врагов и нахлебников, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент броситься на незваного гостя.
Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.
В улье есть матка, трутни и рабочие пчёлы. В улье нет начальников и подчинённых, надсмотрщиков, бригадиров или учётчиков. Никто не направляет пчёл на работу и не даёт им какого-либо задания. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту, выполняет вполне определённый круг обязанностей. В пчелиной семье все обязанности четко распределены.
Центральная фигура пчелиной семьи – матка, продолжательница пчелиного рода. По сравнению с другими членами пчелиной семьи матка может жить довольно долго – до 5 лет, но в трёхлетнем возрасте она стареет, откладывает меньше яиц. В течение всего лета она откладывает ежедневно до 20 тыс. яиц. Каждое яйцо помещают в одну из специально приготовленных для этой цели восковых ячеек. Через 3 дня из яйца появляется маленькая личинка. У нее нет ни ног, ни крыльев. Первые 3 дня работницы кормят их пчелиным молочком, а затем медом и пыльцой. Личинка растет очень быстро и на восьмой день заполняет собой всю ячейку, которую тогда закрывают. Затем личинка сворачивается в кокон и превращается в куколку. Через 12 дней на свет появляется рабочая пчела. В общей сложности ее развитие продолжается 21 день.
Некоторые из своих яиц матка откладывает в особо крупные ячейки. В них растят будущих маток, развитие которых продолжается всего 16 дней. Личинки, из которых выйдут матки, питаются только пчелиным молочком и становятся гораздо крупнее работниц. Молодая матка, первой вышедшая из куколки, немедленно убивает своих соперниц, поскольку повелительница может быть только одна. Прежняя матка улетает из улья с половиной роя.
В естественных условиях своевременную смену маток подготавливают сами пчёлы. Они отстраивают большие ячейки - маточники. Когда из отложенных туда яиц появляются личинки, пчёлы-кормилицы наполовину заполняют ячейку маточным молочком. Вскоре личинка превращается в матку. Старую матку пчёлы удаляют из улья. Также из улья изгоняются трутни, когда они уже больше не нужны пчелиной семье, так как они ничего не делают, а только поедают готовый мёд
Самцы пчел, трутни, развиваются в течение 24 дней. Их в каждом улье несколько сотен. Они не трудятся, и даже кормят их рабочие пчелы, у них нет жала. Основная их задача продолжение рода. Но осенью работницы их прогоняют из улья, так как, чтобы их прокормить нужно много меда, и они погибают.
Рабочие пчелы работают в течение всего лета. Они должны заложить огромные запасы меда и пыльцы, чтобы прокормить большую пчелиную семью: в одном улье живет от сорока до восьмидесяти тысяч пчел. Работницы занимаются различными видами деятельности: в соответствии со своим возрастом. В течение первых трех дней своей жизни они чистят улей. С четвертого по двенадцатый день они кормят личинок и царицу пчелиным молоком. С тринадцатого по восемнадцатый день своего развития они строят из воска соты. Затем они три дня охраняют вход в улей и под конец жизни вылетают на сбор нектара и меда.
Пчела-сборщица, вернувшись домой со вспухшими на задних ножках цветными комочками цветочной пыльцы, поднимается на соты; перебегая от одной ячейки к другой, она отыскивает свободную и ловко, одним движением сбрасывает в нее принесенный корм. Следом сюда же подходит другая, вся в цветочной пыльце, и, уцепившись ножками за края ячейки, начинает головой трамбовать корм.
Выбиваясь из сил, тащит из глубины гнезда труп осы пчела-санитар. Другие пчелы – уборщицы – веерами крыльев подметают дно улья, которое безукоризненно чисто и блестит, как натертое.
В каждом уголке гнезда жизнь кипит, но суматоха на сотах, если терпеливо присмотреться к ней, перестает казаться беспорядочной. В конце концов становится понятно, что тысячи насекомых в этом скопище связаны какими-то взаимными отношениями. 7
- Пчелы и природа. Продукты пчеловодства и их польза для человека
Пчелы — это частица живой природы. Без пчел обеднели, а может быть, и совсем исчезли бы с лица Земли многие представители высшей растительности. Очень важна природоохранная роль пчел. Там, где есть медоносные пчелы, благополучнее среда обитания для человека, снижается экологическая напряженность.
Велика польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают, а часто целиком формируют их урожай. Ведь только при многократном посещении пчелами цветков возможно избирательное опыление, определяющее высокое качество плодов. (Приложение3)
Пчел по праву считают помощниками земледельца. Их роль в увеличении урожая гречихи, подсолнечника, хлопчатника и кормовых трав трудно переоценить. Не случайно, поэтому пасеки можно увидеть в цветущих садах и на полях возле цветущих массивов, к которым их специально подвозят. Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, которое абсолютно полезно. Она одна из немногих, живущих исключительно за счет нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления. 3
Самым распространенным продуктом пчеловодства является мед. Его добывают с помощью медогонки. Мед можно откачивать только после того, как пчелы запечатают рамки. Перед откачиванием нужно горячим ножом срезать забрус (это то, чем запечатывают рамки) и вставить рамки в медогонку. При помощи быстрого вращения рамок, мед выливается на дно медогонки. Перед употреблением мед нужно процедить через два сита.
Мед содержит все микроэлементы и по своему составу напоминает плазму крови человека. В Японии на протяжении 1200 лет мед рекомендуют для младенцев при малокровии, задержке роста и многих других заболеваниях. 30 грамм меда ежедневно рекомендуется каждому человеку, кто находится в контакте с компьютером.
По способу получения мед может быть центробежным, прессованным и сотовым.
Центробежный — жидкий или закристаллизовавшийся мед, извлеченный из сотов при помощи медовой центрифуги (медогонки). Это самый распространенный вид меда.
Прессованный мед или вересковый получают из сотов прессованием и только в том случае, когда невозможно извлечь его на медогонке. В таком меде обнаруживается повышенное содержание воска и воскоподобных веществ. 2
Сотовый мед в запечатанных сотах может быть в виде рамок, секций или отдельных кусков. Он ценится особенно высоко, однако торговля таким медом нецелесообразна, так как при этом не находит использования воск. Пчелиный воск, жироподобное вещество, выделяемое восковыми железами рабочих пчёл и употребляемое ими для отстройки сотов. Он используется во многих отраслях промышленности, в медицине, косметике, для изготовления вощины.
Самый ценный продукт, который дают пчелы – это маточное молочко. Его называют “королевским желе”. Пчелиная матка питается этим продуктом и живет 7-8 лет, тогда как срок жизни рабочей пчелы составляет всего 40-45 дней. Этот продукт снимает усталость, улучшает сон, аппетит, память, продлевает жизнь. 7
Прополис (греч. Propolis - пчелиный клей) - клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами для обмазывания стенок улья и заделки щелей. Обладает антибактериальным и анестезирующим действием. Применяется в медицине и ветеринарии. 2
Пчелиный яд - секрет нитевидной железы жалящего аппарата рабочей пчелы. Содержит биологически активный белок, ферменты, свободные аминокислоты и другое Препараты пчелиного яда оказывают противовоспалительное, болеутоляющее действие; применяются в виде растворов, мазей при заболеваниях суставов, мышц, сосудов и другое.
Пыльца, сложенная в ячейки сотов, утрамбованная и залитая мёдом, называется пергой. Это источник белкового питания пчелиной семьи.
Забрус - это срезанные полоской верхние крышечки запечатанных медовых сотов. Исследования показали, что забрус является высокоэффективным средством при лечении бактериальных и вирусных заболеваний носоглотки и верхних дыхательных путей, при этом не вызывает аллергии, жевание забруса полезно во многих отношениях: оно вызывает сильное слюноотделение, которое повышает секреторную и двигательную функцию желудка. 4
Мумие асиль - продукт дикой медоносной пчелы, применявшийся в народной медицине с древних времен. О лечебных свойствах мумие асиль знал и писал еще Авиценна. С помощью спектрального анализа в мумие более 26 микроэлементов. Под влиянием приема мумие усиливается минеральный обмен, ускоряется заживление переломов костей. Горный воск способствует не только более скорому заживлению ран и формированию костной мозоли, но и улучшает общее состояние, нормализует аппетит, сон. 4
Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчел) делают лекарство. 7 (Приложение4)
Глава 2. Определение уровня знаний о пчеле и продуктах пчеловодства
2.1. Анализ информированности одноклассников и взрослых о пчёлах
Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники что – либо о жизни пчел и ее продуктах.
С целью выяснения этих знаний я провел анкетирование. Критериями включения были: все учащиеся моего класса.
Цель: исследовать уровень осведомлённости учащихся младших классов о пчёлах.
Задачи исследования:
- разработать методику диагностики, направленную на оценку уровня знаний у учащихся младших классов о пчёлах (Приложение 5);
- с помощью тестовой методики провести диагностику уровня знаний у младших школьников о жизни пчёл;
- провести количественный и качественный анализ ошибок, допускаемых учащимися.
Характеристика испытуемых: экспериментальное исследование проходило в групповой форме в первой половине дня на уроках окружающего мира. В экспериментальном исследовании участвовало 16 детей из 3-4-х классов .
Вопрос 1. Как Вы относитесь к пчелам?
Рис.1. Анализ анкетируемых по вопросу пчеловодства
Вывод: более 50% учащихся относятся к пчёлам положительно и не испытывают страха по отношению к ним.
Вопрос 2. Чем пчелы полезны для природы?
Рис.2. Анализ анкетируемых по вопросу пчеловодства
Вывод: большая часть учащихся осознаёт полезность пчёл для человека и природы.
Вопрос 3. Что следует делать при встрече с пчелами?
Рис 3. Анализ анкетируемых по вопросу пчеловодства
Вывод: более 60% учащихся знают, как следует вести себя при встрече с пчёлами.
Вопрос 4. Какие духи особенно любят пчелы?
Рис 4. Анализ анкетируемых по вопросу пчеловодства
Вывод: дети осведомлены о пчелиных предпочтениях.
Вопрос 5. К чему относится пчеловодство?
Рис 5 . Анализ анкетируемых по вопросу пчеловодства
Вывод: учащихся знают, к какой отрасли сельского хозяйства относится пчеловодство. Это объясняется популярностью продуктов пчеловодства среди учащихся
Вопрос 6. Какие продукты не относятся к пчелиным, т.е. изготавливаемым пчелами?
Рис 6 . Анализ анкетируемых по вопросу пчеловодства
Вывод: учащиеся мало знакомы с продуктами пчеловодства
Результаты анкетирования показали, что мои одноклассники имеют недостаточные знания о жизни пчел, из продуктов пчеловодства большинству знакомы только мед и прополис.
Следующим шагом моей работы было выяснить, что знают взрослые о жизни пчел и ее продуктах. С целью выяснения я провел анкетирование, в котором приняли участие родители и учителя.
Цель: исследовать уровень осведомлённости взрослых о жизни пчел и их продуктах..
Задачи исследования:
- разработать методику диагностики, направленную на оценку уровня знаний взрослых (Приложение _);
- с помощью анкетирования провести диагностику уровня знаний у взрослых о жизни пчел и ее продуктах;
- провести количественный и качественный анализ ошибок, допускаемых взрослыми.
Характеристика испытуемых: экспериментальное исследование проходило в групповой форме. В экспериментальном исследовании участвовало 24от 0- 60 лет взрослых
Вопрос 1.Любите ли вы мёд? (взрослые от 30-60 лет – 24 человека- 100%).
Рис.1. Анализ анкетирования взрослых по вопросу пчеловодства
Вопрос 2 .Знаете ли вы, чем полезен мед?
Рис 2. Анализ анкетирования взрослых по вопросу пчеловодства
Вопрос 3. Где вы приобретаете мёд?
Рис.3. Анализ анкетирования взрослых по вопросу пчеловодства
Вопрос 4.Часто ли вы сталкиваетесь с некачественным медом?
Рис.4. Анализ анкетирования взрослых по вопросу пчеловодства
Вопрос 5. Как вы распознаете качество меда?
Рис.5. Анализ анкетирования взрослых по вопросу пчеловодства
Вопрос 6 . В каких целях вы используете мед и продукты пчеловодства?
Рис.6. Анализ анкетирования взрослых по вопросу пчеловодства
Вопрос 7. Какие продукты пчеловодства вы используете чаще всего?
Рис.7. Анализ анкетирования взрослых по вопросу пчеловодства
По результатам анкетирования, в котором приняли участие 24 взрослых (30-60 лет), я пришел к следующим выводам:
- Большинство опрошенных (77%) любят мед.
- 100% взрослых знают о полезных свойствах меда, даже назвали несколько полезных свойств меда.
- 12 % участников опроса покупают мед на рынке, 8 % - в магазине, 75 %- у знакомого пчеловода, 1 % - по разному
- Только 8% процентов сталкивались с некачественным медом.
- В основном (69%) анкетируемые распознают мед по вкусовым качествам и используют мед в качестве лекарства (82%).
- 97% участников опроса чаще всего из продуктов пчеловодства используют мед.
- Все участники опроса назвали мед (100%), 41 % - назвали прополис, 4% -пыльца и маточное молочко
Результаты анкетирования показали, что взрослые осведомлены о жизни пчел и их продуктах.
2.2. Определение качества мёда
Для реализации поставленной цели и задачи, а так же для определения качества меда я проводил все ниже перечисленные опыты в домашних условиях.
- Положить чайную ложку натурального мёда в тёплый чай, он должен потемнеть. Это будет значить, что мёд натуральный.
- Опустить в мёд кусочек хлеба и через 8-10 минут достать его. Если хлеб не изменится, значит мёд качественный, а если размягчился или расползся, это означает что это сахарный сироп.
- Зрелость мёда можно проверить следующим способом. Набрать его в ложку и покрутив опрокинуть. Если мёд будет стекать медленно, значит он зрелый, а если быстро, то значит он ещё не зрелый
- При охлаждении мёд теряет свои ценные свойства, хотя вкус и цвет его останутся неизменными.
По результатам всех опытов я доказала, что мой мёд качественный и зрелый.
Также мною было проведено наблюдение за жизнью пчел в течение года. С данным наблюдением вы можете познакомиться в приложении 7
Заключение
При подготовке работы и во время ее написания был собран и изучен материал с помощью интернета, энциклопедий, различных печатных изданий. Я познакомился с историей пчеловодства, провел наблюдения за медоносной пчелой, эксперимент по определению качества меда, анкетирование среди детей и взрослых. В моей работе я постарался использовать сведения из жизненного опыта моего дедушки и, полученные лично мною, при оказании помощи, непосредственно работая на пасеке. Я узнал много интересного об организации жизни пчелиного семейства и о том, какое значение имеют пчелы в жизни людей.
Подводя итог своего исследования, я пришел к следующим выводам:
- пчеловодство и опыт применения продуктов пчеловодства имеют тысячелетнюю историю. Люди издавна наблюдают за жизнью пчел и не устают восхищаться свойственным им трудолюбием, самоотверженностью, запасливостью, совершенным качеством создаваемых продуктов;
- пчелы – это удивительные насекомые, вероятно, самые полезные насекомые на нашей Земле. Их жизнь подчинена строгим законам и направлена на построение и непрерывное развитие пчелиной семьи. Иметь пчел и ухаживать за ними – величайшее наслаждение. Общение с пчелами вызывает массу радостных эмоций, позволяет лучше узнать живую природу, вырабатывает наблюдательность;
- благотворное влияние пчел и их экологически чистых продуктов на организм человека, заключается в том, что продукты жизнедеятельности пчел - мед, воск, маточное молочко, прополис, пчелиный яд - обладают лечебными свойствами. Пчелиные продукты также удовлетворяют пищевые, косметические и другие потребности человека;
- покупать мед в супермаркете и на рынке, все-таки, не стоит. Если есть возможность, то покупать мед следует у знакомого пасечника.
Была подтверждена гипотеза, которая выдвигалась в начале нашей работы: роль пчелы в природе очень велика, а экологически чистые продукты пчеловодства находят широкое применение. Пчёлы действительно приносят на своих крыльях все, что необходимо человеку для здоровья.
Можно твёрдо заявить, что пчеловодство – это не только приятный отдых или забава. Это, прежде всего труд, и немалый, порой даже нелегкий. Мед не дается даром ни пчеле, ни пчеловоду. Для того, чтобы на столе появилась небольшая тарелочка с медом, необходимо целый год ухаживать за пчелами, подкармливать их, создавать им все условия. Я очень благодарен дедушке, что есть такая традиция и что в нашей семье есть возможность наблюдать и узнавать тайный мир пчел. Общение с пчелами вызывает массу радостных эмоций, позволяет лучше узнать живую природу.
Данная исследовательская работа имеет большую практическую значимость. Выступив перед одноклассниками с работой на внеклассном мероприятии приуроченному году экологии, мои друзья заинтересовались этим удивительным насекомым.
Мной так же собрана копилка интересных сведений о пчеле и разработан буклет.
Я узнал, что ежедневное употребление экологически чистых продуктов пчеловодства - это не только сладко и вкусно, но и очень полезно и ещё и актуально в наше время.
И чтобы на вашем столе всегда был золотистый мёд, дарящий здоровье и долголетие, наша задача состоит в том, чтобы не допустить исчезновение пчёл, как биологического вида нашей планеты, принять все возможные меры для их сохранения и приумножения. (Приложение 8)
Так Пчела – работница, усталости не зная,
Свой кропотливый труд с охотою несёт,
На благо общее все силы отдавая,
Примером для других и служит, и живёт...
Душистый сладкий мёд и воск приготовляя,
Пчела работает и служит для людей,
А гордый человек, услуги принимая,
Подумал ли хоть раз, чем он обязан ей?
Список использованных источников и литературы
- Ивлев А. С. В чудесном мире пчел. - Л.,1988.
- Иванов Ц., Шкендеров С. Пчелиные продукты . – София: Земиздат, 2008.
- Ивановский Ю.А. Настольная книга пчеловода. - Спб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2004.- 160 с.
- Лудянский Э.А. Пчёлы и здоровье. – М.: «Знание», 1990,- 48 с.
- Маленькая Энциклопедия «Пчеловодство». - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000 г.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - Москва : Оникс : Мир и Образование, 2011. - 1357,
- Шаповалов В.С. .Гимн пчеле.- ООО «Типография Тираж», 2004.- 130с
- http://www.gdekakpochemu.ru/tags/pchely [Электронный ресурс].
- http://www.моя-пасека.рф/pchelovodstvo/biologia-pchelinoi-semi [Электронный ресурс].
- http://www.pchelovo.ru/semia/p1.php [Электронный ресурс].
- http://www.monax.ru [Электронный ресурс]
- http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/medovyy-spas/ [Электронный ресурс)
- http://nsportal.ru
Приложение 1
Мифы и истории о пчелах – древнем символе души
В Древнем Египте пчела ассоциировалась с солнцем и принадлежала к божественному загробному миру, потому что была рождена от слез Ра – бога солнца. Пчелиный воск считался священным, а свечами из него могли пользоваться только священники и жрецы. Кроме того, воск также использовали для мумификации (термин «мумия» произошел от арабского слова «мум», или «моум», которым обозначали воск, которым египтяне пропитывали бинты, чтобы обернуть тело). В Древнем Египте считалось, что пчела – материальное олицетворение души – могла вернуть усопшего к жизни, если влетит ему/ей в рот. Древние вавилоны, наоборот, поклонялись богу Митра, которого изображали, как льва с пчелой во рту. Ее называли «дабар», что также означало «божественный мир». Это же название позже использовали древние евреи, когда взывали к Мессии. На иврите слово «пчела» происходит от слова «дбуре», которое, в свою очередь, берет свое начало от слова «дбр», или «речь». Пчелы были символом ума, красноречия и способности умело использовать слова
В христианской иконографии это насекомое высоко почиталось – как символ Христа (мед – как милосердие, а жало – как правосудие), в то время как улей считался христианской метафорой для целомудренной, защищенной жизни (на основе модели монастырских сообществ). Ошибочное мнение, что пчелы воспроизводят потомство постоянно, как и цветы, которые они опыляют, также сделало их символом Девы Марии. Святой Франциск Сальский и святой Бернар связывали душу человека с пчелой (возможно, из-за беспокойного типа полета этого насекомого), а Данте и святой Иоанн Златоуст также связывали их с душами благословенных и ангелов (из-за их роли «слуги» и близости к небу). Однако пчелы олицетворяли не только положительные качества – например, в Ветхом Завете пчелы считались раздражающими насекомыми, похожими на мух, и Господь провозгласил их вторжение, ознаменовав военное вторжение ассирийцев (Исаия). С другой стороны, Псалтири твердят о противоречивости пчел: они производят мед, но в то же время вооружены жалом.
В языке некоторых африканских племен множественность предметов подчеркивается сравнением с пчелами. Для того, чтобы сказать, что у человека много скота, там говорят: «У него скота, как пчел в рое» или «число его коров подобно пчелиному соту». Мёд в народной медицине применялся для омолаживания одряхлевших вождей и их лечения, так как считалось, что он обладает магическими свойствами.
Приложение 2
Интересные факты о пчёлах.
Пчёлы — «математики». Соты, построенные ими, отличаются точностью размеров, строгостью и правильностью форм. Они избрали самую рациональную геометрическую форму — шестигранник с трехгранной пирамидой опрокинутых ромбиков на её дне.
Пчёлы — «индикаторы». Они ежедневно могут брать пробы воздуха, воды и пыли, оседающей на цветы растений в радиусе 3 км, вместе с принесенной в улей пыльцой.
Пчёлы — «геологи». По химическому составу пыльцы, принесенной пчелами в улей, можно определить характер почвы, на которой растут цветковые растения. Это помогает для поиска месторождений меди, железа, благородных металлов.
Пчёлы с цветным зрением. Они видят не только цвета, какие воспринимает человеческий глаз, но и до 30 оттенков каждого, неуловимых зрением человека.
Вылетающая из улья пчела несет слабый отрицательный электрический заряд.
Пчёлы — «чемпионы» по обонянию. Они воспринимают и различают запахи в тысячу раз сильнее, чем человек.
Пчёлы — "чистюли". Пчёлы умирают в улье только зимой, а летом старые пчёлы покидают улей и погибают на воле. Пчёлы никогда не испражняются в улье.
Пчёлы — «синоптики». Перед дождём они возвращаются в улей.
Ранний взлёт пчёл – к ранней весне.
Когда пчёлы вылетают из ульев, но держатся вблизи пасеки – верная примета скорого дождя.
Перед засухой пчёлы становятся злее и жалят.
Погода стоит хорошая, а вылетов нет. Значит, быть грозе.
Когда пчёлы утром “играют” – день будет ясный.
Приметы:
- ранний дружный вылет пчёл за взятком предвещает хороший солнечный день;
- если с утра небо затянуто облаками, а пчёлы всё равно вылетают из ульев, следует ожидать улучшения погоды;
- пчёлы вылетают из ульев, но держатся вблизи пасеки – верная примета скорого дождя;
- если пчёлы в хорошую погоду рано прекращают лёт за взятком, то завтра будет погожий денёк;
- если пчёлы допоздна продолжают летать за взятком, запасая кормом – жди длительного ненастья;
- если летом пчёлы вылетают из улья и усаживаются на его стенках – быть сильной жаре.
Приложение 3
Роль пчёл в природе
Медоносные пчелы, активно участвуя в перекрёстном опылении растений, повышают их урожайность и жизнестойкость, что способствует воспроизводству и увеличению поверхности зелёной массы земли, обеспечивающей все другие живые организмы растительной пищей, пополнение атмосферы свободным кислородом и освобождение её от углекислого газа, аккумулирующей на земле солнечную энергию, в значительной мере определяющую состояние всей биосферы.
От других насекомых-опылителей цветковых растений пчёлы отличаются тем , что способны создавать большие запасы пищи в виде мёда и перги, вырабатывать воск, яд, маточное молочко, заготавливать прополис. Все эти продукты характеризуются высоким содержанием биологически активных веществ, обладающих целебными свойствами. И, неслучайно, часто и, конечно, справедливо пасеки называют здравницами. Их чистый, прозрачный воздух, густо настоенный запахами трав, душистого свежего мёда, ароматом цветочной пыльцы различных растений, эфирами прополиса, снимает усталость, восстанавливает и прибавляет силы, оздоравливает организм.
Пчеловодство приносило пользу людям издавна, придавая особый оттенок жизненному укладу наблюдательного земледельца. К пчеловодам всегда относились с почтением и уважением, и они по праву гордились своим мастерством.
Работоспособностью пчелиной семьи нельзя не восхищаться, но каждому, кто решил связать с пчёлами свою судьбу, необходимо помнить, что пчёлы становятся радостью лишь той земли, на которой обильно цветут сады и поля.
Приложение 4
Продукты пчеловодства в народной медицине
Народная медицина и современные рецепты, включающие продукты жизнедеятельности пчел, помогают справиться с различными недугами, способствуют их профилактике и укреплению здоровья.
При болезнях дыхательных путей:
- При воспалении, туберкулезе легких, ангине: растопить 10 грамм прополиса, смешать с 0,1 кг размягченного сливочного масла, подержать 5 минут на огне, охладить. Принимать 14 дней в промежутках между приемами пищи по 1/2 столовой ложки вместе с подогретым молоком.
При лечении простудных заболеваний:
- От насморка, гайморита: сделать маленькие лепешки из прополиса, наложить на гайморовы пазухи на 30 минут, далее увеличивать время процедуры до 2 часов.
- От боли в горле: примерно 2 грамма сухого прополиса растворить в воде, полоскать горло. Регулярное применение избавляет от кашля. Насморк вылечивается полосканием носа таким же раствором.
При отклонениях в работе нервной системы:
- Смесью ½ столовой ложки маточного молочка и 30 г мёда лечиться ежедневно (1 раз). Раствор маточного молочка пчел и 45-процентного спирта приготовить из расчета 1:20. Пить за час до каждого приема пищи еды по пять капель.
При проблемах сердечно-сосудистой системы:
- Цветочная пыльца понижает холестерин, лечит атеросклероз сосудов. Для этого каждодневно в течение месяца принимать половинку столовой ложки пыльцы утром и днем
При ожогах:
- Пчелиный воск с маслом растительного происхождения в равных пропорциях разогреть, помешивая, до однородной смеси, охладить до 30 градусов, нанести на ожог, забинтовать.
При болезнях кишечника:
- От колита помогает лекарство из пыльцы (100 г) с мёдом (300 г). Мёд развести в стакане холодной воды, добавить пыльцу, перемешать, настоять от 2 до 5 дней. Принимать перед едой по полстакана на протяжении месяца.
Рецепты общеукрепляющих средств:
- Берется мёд и перга 1:1, прием проводят трижды в сутки по 1 чайной ложке.
Приложение 5
Тест для одноклассников
1. Как Вы относитесь к пчелам?
a) они мне нравятся
б) они мне не нравятся
в) я их просто боюсь
2. Чем пчелы полезны для природы?
а) они защищают лес от незваных гостей
б) своими укусами они сокращают количество хищников
в) они помогают размножению растений (опыляя их)
г) они бесполезны для природы
3. Что следует делать при встрече с пчелами?
а) кричать и размахивать руками, чтобы напугать их
б) начать тихо жужжать, в) замереть на месте
г) распылить духи или любой аэрозоль, ведь пчелы любят сильные запахи
4. Какие духи особенно любят пчелы?
а) цветочные
б) фруктовые
в) тяжелые мускусные
г) они не переносят искусственных запахов
5. К чему относится пчеловодство?
а) к цветоводству
б) к растениеводству
в) к животноводству
г) к садоводству
5. Какие продукты не относятся к пчелиным, то есть изготавливаемым пчелами?
а) нектар
в) маточное молочко
г) прополис
д) воск
Приложение 6
Анкета для взрослых
1.Любите ли вы мёд?
2 .Знаете ли вы, чем полезен мед?
3. Где вы приобретаете мёд?
4.Часто ли вы сталкиваетесь с некачественным медом?
5. Как вы распознаете качество меда?
6 . В каких целях вы используете мед и продукты пчеловодства?
7. Какие продукты пчеловодства
Приложение 7
Жизнь пчел в течение года
Прошлым летом 2016 года я отправился на пасеку вместе с дедушкой. Вместе с ним мы строили улья своими руками. Сняв крышу одного из них, я увидел наверху одеяло. Она необходимо для утепления дома для пчел.
Затем располагаются верхние вынимающиеся рамки, где пчёлы и производят мёд. Все рамки в ульях сделаны самим дедушкой - из деревянных реек, а в них – вощина - искусственные соты.
В каждом улье дедушка оставляет матку не старше 2 лет, потому что дальше плодовитость матки сокращается,.
Днём я наблюдала за рабочими пчёлами. Пчёлы садятся и взлетают от домика, образуя в воздухе цепочку. Я стоял рядом с ульем, но, ни одна пчела из цепочки не подлетела ко мне. Они собирают нектар, работают. А пчёлы, которые ползали у летка, входа в домик, подлетали ко мне, были враждебны и пытались ужалить. Тут я понял - это работают пчёлы-охранники! Некоторые пчёлы только покажутся из домика и заползают обратно. Они выполняют работу по дому: кормят личинок, чистят соты, проветривают улей.
В начале лета в ульях появились крупные пчёлы без жала – трутни. Их дедушка уничтожает.
Летом я был свидетелем процесса роения. Роение – это естественное размножение пчёл. Пора, когда семья делится на две семьи. Как только в одном улье появляется две матки, то одна обязательно должна покинуть улей, вместе с ней вылетает вся её семья. Обычно это бывает в жаркий солнечный день, в улье начинается сильный гуд, затем из него потихоньку выползает, а затем и вылетает большое количество пчел, в том числе и матка. В это время хозяину пасеки желательно находиться рядом, чтобы успеть поймать рой.
Рой ловят в специальный ящик, который называется роевня. Пчел оставляют в ней до вечера, потом их высыпают на белое полотно, чтобы было легче рассмотреть самую главную пчелу – матку. Вместе с маткой пчел поселяют в свободный улей, и они начинают самостоятельную жизнь.
Осенью заканчивается работа пчел. Начинается подготовка к зиме. Пчелы запасают себе на зиму пропитание. На пасеке дедушки ульи стоят до первых заморозков. Когда температура опускается ниже нуля, ульи он убирает в специальный зимовник. Там пчелы находятся до наступления весны, примерно до конца марта.
Зима для пчел животных сложное время года. Если они летом заготовили не достаточно меда для зимовки, то пчелиная семья может погибнуть. Также в ульи могут забраться мыши, моль и другие вредители. Поэтому и зимой мы с дедушкой часто навещали пчелиные семейки. Но, несмотря на всю нашу заботу, в двух завелись мыши, и пчелы погибли.
В этом году ульи после зимы мы планируем вынести 26 марта. Делать это надо очень осторожно. Закрыть летки, ульи осторожно взяли со стеллажей, поставили на носилки и выносить.
Чтобы руки не уставали, к носилкам прикрепляют веревки и надевают их на шею. Идти надо было в ногу, избегая толчков и сотрясений, иначе рамки будут болтаться и подавят или встревожат пчел. Потом ульи нужно оставить на несколько часов закрытыми, чтобы пчёлы успокоились.
Через некоторое время летки нужно открыть и наблюдать за облётом пчёл. По облету можно судить о состоянии пчелиных семей. Изголодавшиеся пчелы облётываются плохо, вылетая из летка, они падают на землю и ползают. Дедушка сказал, что у наших пчёл облёт должен начаться дружно. А это свидетельствует о благополучной зимовке оставшихся семей.
Итак, из увиденного, я сделал вывод: улей – это единый организм, живое существо, обладающее разумом. Жизнь пчелиной семьи – это чудо природы, некоторые загадки я попыталась разгадать.
Приложение 8
SOS
«Вымирание пчел»
Популяция пчёл в Европе и Америке стремительно сокращается, начиная с зимы 2006 года.
Явление ССД (Синдром разрушения колоний) неустановленной природы уничтожает миллионы пчелиных семей. Осложняет ситуацию то, что пестициды и другие химические вещества, используемые в сельском хозяйстве, ослабляют иммунитет пчёл и делают их ещё более уязвимыми к болезням. Кроме того, рост городов и сокращение количества дикорастущих растений-медоносов заставляет пчёл в поисках нектара летать очень далеко, что повышает риск распространения вируса.
Если сокращение популяции пчёл продолжится такими же темпами,
к 2035 году эти насекомые исчезнут с лица земли.
Исчезновение пчёл грозит не только утратой мёда, но и ставит под угрозу урожаи фруктов, овощей, ягод, орехов и некоторых злаков. Опыление многих растений, и следовательно, их урожайность полностью зависят от активности пчёл. По эффективности с пчёлами могут сравниться другие насекомые: шмели, бабочки, жуки, мухи.
На местном уровне помощь пчёлам может выражаться
в отказе от использования пестицидов
на приусадебном участке
и посадке разнообразных растений – медоносов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
научно-практическая конференция по теме "Эти удивительные собаки"
представлены презентация и сообщение по теме " Эти удивительные собаки"...
Положение о школьной научно – практической конференции младших школьников «Первые шаги».
Настоящее Положение определяет цели и задачи научно – практической конференции младших школьников, порядок её организации, проведения, подведения итогов....
Положение о проведении научно-практической конференции в начальной школе"Первые шаги в науку"
"Первые шаги в науку" - документ, который определяет цели и задачи данного мероприятия....
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...