Предмет "Человек и мир"2 класс,Тема: "Вода и её свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Среди предметов курса начального обучения есть предмет«Человек и мир». Цель учебного предмета «Человек и мир» - формирование первоначальных знаний о природе, обществе, человеке, основ экологической культуры и здорового образа жизни, гражданское воспитание школьников.
Цель и основной критерий урока – создание, а не получение в готовом виде знаний. Учащиеся должны активно работать: думать, рассуждать, сравнивать, доказывать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17.03.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Вода и её свойства
Цель : 1.Формировать представления учащихся о свойствах воды, о трёх её состояниях, помочь осмыслить связи и отношения в обьекте изучения.
2.Развивать умения Анализировать, обобщать полученные знания, развивать навыки практической работы и исследовательской деятельности, определять и объяснять понятия.
3.Воспитывать бережливого и ответственного жителя Земли, прививать любовь к родному краю.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Структура урока:
- Организация начала урока
- Повторение и закрепление изученного материала
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
- Изучение нового материала
- Первичная проверка усвоения знаний
- Контроль знаний и самопроверки
- Подведение итогов урока
- Рефлексия
Оборудование:
Ход урока:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: (Звуки природы)
Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их!
Я желаю вам отлично поработать на уроке, много узнать и многому научиться. Садитесь!
Дети проходят в зал ,останавливаются около парт, приветствуют гостей.
2. Сообщение темы урока, целеполагание: Звучит запись льющейся воды
Ученик читает стихотворение
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … ВОДЫ (дети хором).
III.Актуализация знаний учащихся
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Ученик: Мы сегодня будем говорить о воде.
Учитель: А что бы вам хотелось узнать о воде ?
Ученики: -Какая бывает вода? Можно ли прожить без воды? Почему нужно беречь
воду? Какими свойствами обладает вода ?
Учитель: Действительно, мы сегодня вспомним, какими свойства обладает вода, и вы узнаете, в каких трёх состояниях можно встретить её в природе и почему нужно беречь воду. Ведь вода -- сама жизнь!
Взгляните на нашу Землю. Какого цвета больше всего на глобусе?
. Ученик: Голубого!
Учитель: Когда то первый космонавт Ю.А.Гагарин, увидев нашу Землю из космоса, назвал её голубой планетой. Этот голубой цвет-вода рек, озёр , морей и океанов. А что же такое вода?
IV. Этап повторение изученного .Практическая работа в парах.
Учитель: - В этом нам поможет разобраться наш старый знакомый, который приходит на факультативное занятие «Азбука Берегоши» .Как вы думаете кто это? Какой друг Берегоши отвечает за воду и её экономию?
Ученик: -Это друг Берегоши- Водяша.
Появляется Водяша (ученик 4 класса):
Водяша: -Здравствуйте, ребята! Я рад вновь встретиться с вами.
На уроках и факультативных занятиях вы уже говорили о воде и её свойствах. Мне хотелось бы проверить, как вы всё запомнили ,и я приготовил вам интересные вопросы и задания. Но к сожалению, остаться с вами на уроке я не могу- бегу на занятия к профессору Берегоше. А вам оставляю свои видеозадания. Уверен, что вы с ними справитесь .Удачи!
Учитель :И мы желаем тебе удачи!
Посмотрим ,какие задания вам приготовил Водяша!
А выполнять их вы будете в парах .Итак:
Видео запись заданий Водяши :
Водяша: -Мой первый вопрос и задание: Что такое вода? Продемонстрируйте.
Практическая работа в парах. Учащиеся переливают воду из одного стаканчика в другой.
Учитель : Итак, что же такое вода? Сделайте вывод.
Ученик: Вода течёт, значит, она - жидкость.
Водяша :Дайте ответ на вопросы: какова вода на вкус ,есть ли у неё запах?
Дети пробуют воду на вкус и запах.
Ученик: Вода не имеет ни вкуса ,ни запаха.
Водяша: .Какого цвета вода ?
Ученик: Вода бесцветная, прозрачная.
Водяша: . Докажите на опыте, что вода прозрачная.
Учитель :Давайте докажем на опыте, что вода прозрачная.
Дети опускают в стаканчик лежащий на столе предмет.
Учитель :Сделайте вывод.
Ученик: Вода прозрачная, через неё видны предметы.
Водяша: Вода- растворитель. Я прав?
Учитель : Водяша утверждает, что вода является растворителем. Прав ли он? Продемонстрируйте
Дети кладут в стаканчик с водой сахар , соль ,землю и размешивают.
Ученик: В воде растворились соль и сахар, значит вода -растворитель.(ответ одной пары)
Учитель : А все ли вещества растворила вода ?
Ученик: (Ответ другой пары) :Нет, вода не растворяет, например, землю и камни.
Учитель : Хорошо это или плохо, что вода не всё растворяет?
Ученик: Это хорошо, иначе во время дождя или оттепели вся почва могла бы раствориться.
Водяша: Молодцы! Сделайте вывод о свойствах воды.
Ученик: Вода –это жидкость, без цвета и запаха, прозрачная, без вкуса, без запаха.
Может являться растворителем.
Учитель : А давайте проверим правильный ли вы сделали вывод, сравнив ваши слова с текстом учебника на стр.55
Учащиеся читают выводы на стр.55
Прощальное слово Водяши:- Ребята вы отлично справились. Я с вами прощаюсь и жду встречи на факультативе «Азбука Берегоши».А впереди у вас ещё одно моё задание-сюрприз.
V.Физкультминутка
Учитель : Впереди у нас ещё много работы, ребята. И чтобы с ней отлично справиться , давайте немного отдохнём!
VI.Этап усвоения новых знаний
Учитель : А теперь сюрприз от Водяши. Вы сейчас посмотрите сказку и подумаете, почему главные герои – родственники ?
Инсценировка сказки учениками
Ведущий: У одной матери было четыре сына. Всем хороши удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.
Снег:- Уж если, — говорит первый брат, — кого и вздумаю я братом называть, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.
Лёд:— А я, — говорит второй брат, — на стекло похож. Только его я могу своим братом признать.
Туман:— А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас одного с другим путают.
Дождь:— А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат, — и некого мне братцем назвать, разве только слезы.
Ведущий: Так и по сей день, спорят четыре родных брата: Белый снег, Синий лед, Густой туман, Частый дождь.
Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью зовут. Бывает и такое на свете! Не всегда брат брата узнает.
Учитель : А как вы считаете лёд, туман, дождь и снег- родственники? Докажите.
Ученик :Лёд, туман, дождь и снег-это всё вода.
Учитель : Действительно, и лёд, и снег, и дождь, и туман-это разные состояния воды. Вода-это очень интересное вещество, ребята! В природе она может находиться в 3 состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Давайте покажем это на схеме. Кто из сказочных братьев представляет твёрдое состояние воды?
Ученик: Твёрдое состояние представляет лёд и снег
Учитель : Жидкое состояние?
Ученик: Жидкое состояние представляет дождь.
Учитель : Газообразное?
Ученик: Газообразное состояние представляет туман.
Учитель : Посмотрите на схему, которая у нас получилась. Приобретая новые знания на уроке, мы с вами дополним её.
Учитель :Чтобы вы пожелали братьям?
Ученик: Я хочу пожелать ,чтобы братья не ссорились.
VII. Этап закрепления новых знаний
Учитель : Чтобы проверить как вы поняли новый материал , я вам предлагаю задание , которое вы выполните, разделившись на группы. Пожалуйста , подойдите к столу и выберите каждый для себя символ группы (учитель ставит на парты эмблему группы) и найдите свои места.
Дети подходят к столу и выбирают каплю, снежинку или облачко.
Учитель : Найдите свои места.
Распределяются по группам.
Учитель : Выберите капитанов групп.
Ученики выбирают капитанов
Учитель : Капитаны получите задание. Вы должны руководить работой группы.
Капитаны встают и получают задание
Учитель : На листах написаны 6 загадок
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП
( показываю на эмблемы)
1 группа «Дождинка»: Выбрать загадки, отгадки которых передают жидкое состояние воды в явлениях природы
2 группа «Снежинка»: Выбрать загадки, отгадки которых передают твёрдое состояние воды в явлениях природы
3 группа. «Облачко» :Выбрать загадки, отгадки которых передают газообразное состояние воды в явлениях природы
Вашими ответами мы дополним таблицу, которая отражает три состояния воды.
Задание на экране
1.Шёл долговяз,
В сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)
2.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (РОСА)
3.Не снег, не лёд,
А серебром деревья убирает.(ИНЕЙ)
4.Падает горошком,
Скачет по дорожкам.(ГРАД)
5.Без ног бегут, без крыльев летят,
Без паруса плывут. (ОБЛАКА)
6. Чайник на плите стоит
И дымит, дымит, дымит. (ПАР)
При ответах каждой группы на экране- слайд с отгадкой и её иллюстрацией +таблица, в которую заносятся дополнения.
Учитель : Прошу дать свои ответы группу «Дождинка»…
Ответы дают все члены группы:
1-читает одну загадку с отгадкой
2-читает вторую загадку с отгадкой
Капитан- делает вывод: Дождь и роса- жидкое состояние воды в природе
Учитель : Свои ответы даёт группа «Снежинка»…
2группа:Град и иней- твердое состояние воды в природе
Учитель : А теперь ответы группы«Облачко».
3группа:Пар и облако- газообразное состояние воды в природе
VIII. Систематизация знаний
Учитель : Таким образом на нашей таблице видно, что вода может быть в трёх состояниях: жидком ,твёрдом и газообразном. И мы можем наблюдать это в различных явлениях природы.
Учитель : Вы отлично справились с заданием ,немного устали. и чтобы освежить вас ,Водяша дарит вам свою чистую воду( раздаю желающим стаканчики с водой).
- Как вы себя стали чувствовать?
Ученик: бодрее, появились силы.
Учитель : Вода имеет уникальное свойство восстанавливать силы и освежать. Это происходит потому, что сам человек на 63-68%состоит из воды, и при потере влаги мы начинаем уставать и хуже себя чувствовать.. А стоит воде попасть к нам в организм, как силы восстанавливаются. Ведь человек может прожить без воды не более 2-3 дней.
Помните: человеку нужна только хорошая, чистая вода! К сожалению запасы пресной воды на планете Земля небесконечны .В некоторых странах уже сегодня не хватает питьевой воды И мы гордимся , что именно в нашей родной Беларуси есть огромные запасы пресной воды. Это наше богатство! Его нужно беречь!
Вот и заканчивается наш урок. Давайте проверим ,как мы ответили на вопросы, которые вы задавали в начале урока.
IХ. Контроль и самопроверка знаний
Учитель : Вот и заканчивается наш урок. Давайте проверим ,как мы ответили на вопросы, которые вы задавали в начале урока.
-Какими свойствами обладает вода?
Ученик: Вода –это жидкость, без цвета и запаха,
Прозрачная , без вкуса, без запаха,
Может являться растворителем.
Учитель : -Какая бывает вода?- спрашивали вы. Давайте назовём три состояния воды .
Ученик: Вода бывает в жидком ,твёрдом и газообразном состоянии.
Учитель : -Можно ли прожить без воды?
Ученик: Человек может прожить без воды не более 3 дней.
Учитель : -Почему нужно беречь воду?
Ученик: Потому ,что вода на Земле может закончиться.
Учитель : Действительно ,воду нужно беречь! А о том, как сохранить наше природное богатство , мы поговорим на следующем уроке. Понаблюдайте , как в вашей семье экономят воду.
IХ.Рефлексия
Учитель : А сейчас самостоятельно определите, как вы усвоили материал урока.
Если у вас были трудности и остались какие-нибудь вопросы, разместите капельку воды, которая лежит у вас на парте, на тучке.
Если всё было понятно и вопросов не возникало ,прикрепите свою капельку там, где течёт река.
А если вы узнали много нового, не просто поняли,что изучили на уроке, но и сможете поделиться информацией с окружающими, ваша капелька будет сиять на радуге. Пожалуйста!
Дети прикрепляют картонные капельки воды на плакат с изображением тучи, радуги и реки.
Х.Итог урока
Учитель : Дети, я довольна вашей работой на уроке. Спасибо за вашу активность, трудолюбие и жизнерадостность!
И позвольте закончить наш урок чудесными словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери о воде (французский текст читает ученик 11 класса).
Ученик 11 класса: «Eau, tu n’as ni goût, ni couleur, ni arôme. on ne peut pas te définir, on te goûte sans te connaître.
Учитель : Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Ученик 11 класса: Tu n’es pas nécessaire à la vie :tu es la vie.
Учитель : Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь!
Ученик 11 класса :Tu nous pénètres d’un plaisir qui ne s’explique point par les sens.
Учитель : Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами»
Урок окончен!
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.
Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...
Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"
Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...
Урок «Окружающий мир» 3 класс Тема: Вода и её свойства.
Цель урока - создание условий для изучения свойств воды.Урок построен на основе технологии критического мышления. Методы: вопросительные слова, таблица ЗХУ, кластер, синквейн. Форма работы: груп...
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...
Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Вода и её свойства. УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
Урок - исследование...
Модель-конспект урока окружающего мира для 2 класса. Тема: "Вода и ее свойства"
Авторы учебника: О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; УМК «Перспективная начальная школа»Тема: «Вода и ее свойства»Задачи: Сформировать у детей представление о воде, ...
Окружающий мир .3 класс. Тема. Вода.
Коспект урока....