Жизнь птиц зимой
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Знакомство детей с видами птиц и их разнообразие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_tehnologicheskaya_karta_zanyatiya._zhizn_ptits_zimoy.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Предмет: «Зоологический калейдоскоп»
Тема занятия: «Жизнь птиц зимой»
Цель: познакомить детей с видами птиц и показать их разнообразие.
Тип занятия: систематизация и обобщение знаний по теме.
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Основные понятия: перелётные, зимующие, оседлые, кочующие птицы;
растительноядные, насекомоядные птицы, хищники.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами, кроссворд, кормушки.
Планируемые результаты:
Предметные умения: научиться классифицировать птиц по признаку «перелётные-зимующие»; называть отличительные особенности птиц; называть причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холод; научиться узнавать птиц на рисунке, описывать птицу; уметь отличать птиц хищных, насекомоядных, растительноядных; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
Познавательные умения: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц, зависимость способа питания птицы от строения клюва; знакомиться с многообразием птиц, знать и объяснять понятия: «дикие», «домашние», «перелётные», «оседлые» птицы.
Регулятивные умения: планирование – планировать совместно с педагогом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные умения: самоопределение – проявлять готовность и способность к саморазвитию; формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Приветствие. | - Начинаем наше занятие. Поприветствуйте друг друга улыбкой. | Приветствие, улыбаются друг другу. |
2. Эмоциональный настрой на работу. | - Поиграем в игру «Мысли», настроимся на активную работу на занятии. - Кто положительно настроен, покажите зеленый карандаш, кто еще не настроился на работу, покажите красный карандаш. | Высказывают свои мысли по поводу работы на занятии. Поднимают карандаши нужного цвета. |
3. Введение в тему. | - Отгадайте загадки и скажите, к какой теме они относятся. 1. «С неба звездочки летят И на солнышке блестят, Точно в танце балеринки Кружатся зимой…(снежинки)» 2. «Что за чудо – покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек, Их укрыл пушистый…(снег)» 3. «С каждым днем все холоднее, Греет солнце все слабее. Всюду снег, как бахрома, Значит, к нам пришла…(зима)» - Эти загадки о зиме. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина. « …Пришла, развесились, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди степей, вокруг холмов. Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки – зимы». | Отгадывают загадки, слушают стихотворение. |
4. Актуализация знаний. Постановка темы, цели и задач занятия. | - Какие изменения произошли в неживой и живой природе с наступлением зимы? - Посмотрите, кто прилетел в кабинет? (с лайд) - Почему птички прилетели к нам? - Какая тема нашего занятия? - Важна ли эта тема? Почему ее надо изучить? - Что бы вы хотели узнать по данной теме? (На слайде: «Жизнь птиц зимой» 1.Как птицы называются? 2.К какой группе относятся? 3.Чем питаются? 4.Как помочь птицам?) | Перечисляют изменения в неживой и живой природе. Называют тему занятия, доказывают ее важность, перечисляют вопросы. |
5. Открытие нового знания. | - Посмотрите на слайде на рисунки, отгадайте названия птиц. - На какие группы можно разделить птиц? - На какие группы делятся зимующие птицы? - Распределите птиц в группы. (На слайде– схема: перелетные зимующие грач оседлые кочующие ласточка голубь снегирь воробей свиристель ворона сорока синица - Прочитайте скороговорку про сорок. - Почему говорят «трещит как сорока»? | Отгадывают названия птиц, называют группы, распределяют птиц по группам. Проговаривают скороговорку, объясняют смысл выражения. |
6. Физминутка. Игра « Летает – не летает». | - Летит…кукушка, крокодил, снегирь, мяч, тетрадь, иволга, соловей. | Показывают движения, если птица, если нет, то стоят. |
7. Включение нового знания в систему знаний. | - Поработайте в парах, разгадайте кроссворд «Зимующие птицы». 1.Какая птица может рассмотреть добычу с высоты 300 м? (сова) 2.Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел) 3.В названии какой птицы спрятано «снежное» слово? (снегирь) 4.Какая птица любит сало? (синица) 5.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест) - Как называются группы птиц по способу питания? - Каких птиц из кроссворда отнесете к растительноядным, насекомоядным, хищникам? (На слайде – схема: растительноядные – снегирь, синица, клест насекомоядные – дятел хищники – сова) | Работают в парах, отгадывают кроссворд. Называют группы птиц по способу питания, распределяют их в группы. |
8. Закрепление изученного материала. | - Какой группе птиц в зимний период можете помочь вы? - На следующем занятии мы будем делать кормушки для птиц. - Мы их обязательно повесим на деревья во время прогулки и положим в них корм. | Отвечают на вопросы.
|
9. Контроль усвоения знаний. Тест – игра. | - Выберите правильный ответ на вопрос. - На какие группы делятся зимующие птицы? (перелетные, кочующие, оседлые) - Как называют птиц, которые питаются насекомыми? (хищники, растительноядные, насекомоядные) - Что выберет для еды хищная птица филин? (гроздья рябины, мышь, комар) | Отвечают на вопросы преподавателя, выбирают правильный вариант ответа. |
10. Подведение итогов занятия. | - Над какой темой работали на занятии? - Почему эта тема очень важна? - Что интересного и нового узнали о жизни птиц? - Почему же люди должны помогать птицам в зимний период? - Послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». В нем содержится ответ на вопрос. «1. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. 2. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – И не страшна Будет им зима. 3. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. 4. разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. 5. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.» | Отвечают на вопросы преподавателя. |
11.Самооценка работы на занятии. Рефлексия. | - занятие подходит к концу. - Кто доволен своей работой на занятии? Если работали активно, покажите зеленый карандаш; если мало работали - синий; если совсем не работали - красный. - Кто поднял синий и красный карандаши, пожелаем им в следующий раз постараться. - На листочках, которые лежат перед вами, нарисованы ступеньки. Нарисуйте снежинку там, где считаете нужным (понял материал, остались вопросы, не понял материал). - Кто нарисовал снежинку на 1-й и 2-й ступеньках, пожелаем им больше читать познавательных книг. - Какое у вас настроение? - Занятие окончено. Всем, кто работал, – «спасибо». | Оценивают свою работу на занятии, показывают карандаши, рисуют снежинку, отвечают на вопросы преподавателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"
Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...
Жизнь птиц зимой (Презентация)
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация "Жизнь птиц зимой"
Презентация к занятию во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Жизнь птиц зимой"...
урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений ...
Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"...
Жизнь птиц зимой
Обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах. Расширить и закрепить знания детей о зимующих (оседлых) птицах. ...