Жизнь птиц зимой
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Цымбалюк Юлия Викторовна

Знакомство детей с видами птиц и их разнообразие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _tehnologicheskaya_karta_zanyatiya._zhizn_ptits_zimoy.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Предмет: «Зоологический калейдоскоп»

Тема занятия: «Жизнь птиц зимой»

Цель: познакомить детей с видами птиц и показать их разнообразие.

Тип занятия: систематизация и обобщение знаний по теме.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Основные понятия: перелётные, зимующие, оседлые, кочующие птицы;

растительноядные, насекомоядные птицы, хищники.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами, кроссворд, кормушки.

Планируемые результаты:

Предметные умения: научиться классифицировать птиц по признаку «перелётные-зимующие»; называть отличительные особенности птиц; называть причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холод; научиться узнавать птиц на рисунке, описывать птицу; уметь отличать птиц хищных, насекомоядных, растительноядных; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

Познавательные умения: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц, зависимость способа питания птицы от строения клюва; знакомиться с многообразием птиц, знать и объяснять понятия: «дикие», «домашние», «перелётные», «оседлые» птицы.

Регулятивные умения: планирование планировать совместно с педагогом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные умения: самоопределение – проявлять готовность и способность к саморазвитию; формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

   Этапы занятия

              Деятельность педагога

       Деятельность

       обучающихся

1.Организационный

момент. Приветствие.

- Начинаем наше занятие. Поприветствуйте друг друга улыбкой.

Приветствие,

улыбаются друг другу.

2. Эмоциональный настрой на работу.

- Поиграем в игру «Мысли», настроимся на активную работу на занятии.

- Кто положительно настроен, покажите зеленый карандаш, кто еще не настроился на работу, покажите красный карандаш.

Высказывают свои мысли по поводу работы на занятии.

Поднимают карандаши нужного цвета.

3. Введение в тему.

- Отгадайте загадки и скажите, к какой теме они относятся.

1. «С неба звездочки летят

И на солнышке блестят,

Точно в танце балеринки

Кружатся зимой…(снежинки)»

2. «Что за чудо – покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек,

Их укрыл пушистый…(снег)»

3. «С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее.

Всюду снег, как бахрома,

Значит, к нам пришла…(зима)»

- Эти загадки о зиме. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина.

« …Пришла, развесились, клоками

       Повисла на суках дубов,

       Легла волнистыми коврами

       Среди степей, вокруг холмов.

       Блеснул мороз, и рады мы

       Проказам матушки – зимы».

Отгадывают загадки, слушают стихотворение.

4. Актуализация знаний. Постановка темы, цели и задач занятия.

- Какие изменения произошли в неживой и живой природе с наступлением зимы?

- Посмотрите, кто прилетел в кабинет?

(с лайд)

- Почему птички прилетели к нам?

- Какая тема нашего занятия?

- Важна ли эта тема? Почему ее надо изучить?

- Что бы вы хотели узнать по данной теме?

(На слайде: «Жизнь птиц зимой»

1.Как птицы называются?

2.К какой группе относятся?

3.Чем питаются?

4.Как помочь птицам?)

Перечисляют изменения в неживой и живой природе.

Называют тему занятия,

доказывают ее важность, перечисляют вопросы.

5. Открытие нового знания.

- Посмотрите на слайде на рисунки, отгадайте названия птиц.

- На какие группы можно разделить птиц?

- На какие группы делятся зимующие птицы?

- Распределите птиц в группы.

(На слайде– схема:

перелетные                 зимующие

грач                            оседлые   кочующие

ласточка                   голубь        снегирь

                               воробей     свиристель

                               ворона

                               сорока

                               синица

- Прочитайте скороговорку про сорок.

- Почему говорят «трещит как сорока»?

Отгадывают названия птиц, называют группы, распределяют птиц по группам.

Проговаривают скороговорку, объясняют смысл выражения.

6. Физминутка. Игра « Летает – не летает».

- Летит…кукушка, крокодил, снегирь, мяч, тетрадь, иволга, соловей.

Показывают движения, если птица, если нет, то стоят.

7. Включение нового знания в систему знаний.

- Поработайте в парах, разгадайте кроссворд «Зимующие птицы».

1.Какая птица может рассмотреть добычу с высоты 300 м? (сова)

2.Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)

3.В названии какой птицы спрятано «снежное» слово? (снегирь)

4.Какая птица любит сало? (синица)

5.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

- Как называются группы птиц по способу питания?

- Каких птиц из кроссворда отнесете к растительноядным, насекомоядным, хищникам?

(На слайде – схема:

растительноядные – снегирь, синица, клест

насекомоядные – дятел

хищники – сова)

Работают в парах, отгадывают кроссворд.

Называют группы птиц по способу питания, распределяют их в группы.

8. Закрепление изученного материала.

- Какой группе птиц в зимний период можете помочь вы?

- На следующем занятии мы будем делать кормушки для птиц.

- Мы их обязательно повесим на деревья во время прогулки и положим в них корм.

Отвечают на вопросы.

 

9. Контроль усвоения знаний. Тест – игра.

- Выберите правильный ответ на вопрос.

- На какие группы делятся зимующие птицы? (перелетные, кочующие, оседлые)

- Как называют птиц, которые питаются насекомыми? (хищники, растительноядные, насекомоядные)

- Что выберет для еды хищная птица филин? (гроздья рябины, мышь, комар)

Отвечают на вопросы преподавателя, выбирают правильный вариант ответа.

10. Подведение итогов занятия.

- Над какой темой работали на занятии?

- Почему эта тема очень важна?

- Что интересного и нового узнали о жизни птиц?

- Почему же люди должны помогать птицам в зимний период?

- Послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». В нем содержится ответ на вопрос.

«1. Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

2. Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

3. Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

4. разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5. Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.»

Отвечают на вопросы преподавателя.

11.Самооценка работы на занятии.

Рефлексия.

- занятие подходит к концу.

- Кто доволен своей работой на занятии? Если работали активно, покажите зеленый карандаш; если мало работали - синий;  если совсем не работали - красный.

- Кто поднял синий и красный карандаши, пожелаем им в следующий раз постараться.

- На листочках, которые лежат перед вами, нарисованы ступеньки. Нарисуйте снежинку там, где считаете нужным (понял материал, остались вопросы, не понял материал).

- Кто нарисовал снежинку на 1-й и 2-й ступеньках, пожелаем им больше читать познавательных книг.

- Какое у вас настроение? - Занятие окончено. Всем, кто работал, – «спасибо».

Оценивают свою работу на занятии, показывают карандаши, рисуют снежинку, отвечают на вопросы преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

Жизнь птиц зимой (Презентация)

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация "Жизнь птиц зимой"

Презентация к  занятию во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Жизнь птиц зимой"...

урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Цель деятельности педагога:  создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений ...

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"...

Жизнь птиц зимой

Обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах. Расширить и закрепить знания детей о зимующих (оседлых) птицах. ...