Методическая разработка по окружающему миру 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Методическая разработка по окружающему миру на тему "Зелёная аптека" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 593.16 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 126»
Методическая разработка урока по предмету: «Окружающий мир»
УМК «Перспективная начальная школа» в 1 классе на тему: «Зелёная аптека»
Разработала и провела:
Третьякова Вероника Степановна
Учитель начальных классов
Барнаул, 2017
Пояснительная записка
Урок разработан по предмету «Окружающий мир», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, УМК«Перспективная начальная школа». Урок проведён в 1 классе,где обучалось на тот момент 5 учащихся, двое учащихся учатся по программе 8 вида. Тема урока была выбрана мной«Зелёная аптека».
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Дидактическая цель: Познакомить с лекарственными растениями и сформулировать правила их сбора.
Задачи: личностные: воспитывать бережное отношение к природе, продолжить формирование навыков чтения на материале урока;
метапредметные: формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);умение работать с различными источниками информации;
формировать навык делового сотрудничества, само – и взаимоконтроля;
способствовать когнитивному развитию;
предметные: познакомить учащихся с лекарственными растениями;
рассказать о целебной силе растений; обучить правилам сбора целебных трав.
Основные методы:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля.
формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
система контроля:
-контроль учителя
-самоконтроль
-взаимоконтроль
средства обучения: учебник Окружающий мир, авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова
Была поставлена дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
образовательный: познакомить учащихся с лекарственными растениями, рассказать о целебной силе растений; обучить правилам сбора целебных трав;
развивающий: Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с текстом учебника, умения обобщать и делать выводы.
воспитательный: Воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к природе;
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга. Затем учащиеся, отвечая на вопросы учителя, определяют тему и цель урока. Этот этап, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся самостоятельно читали текст, обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.
На основном этапе - этапе изучения нового материала – использовался метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды.
На этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась, работа по учебнику, позволяющая детям закрепить полученные знания и систематизировать их.
Завершающим этапом было подведение итогов, комментирование деятельности учащихся.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута дидактическая цель. Учащиеся получили представление о лекарственных растениях.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 50 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось привлечению именно этих детей кучебной деятельности на уроке. Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным (на мой взгляд!) средством активизации познавательной деятельности младших школьников, пропагандировать широкое использование ИКТ в начальной школе как неотъемлемый метод обучения
Тема урока: Зеленая аптека
Цель: Познакомить с лекарственными растениями и сформулировать правила их сбора.
Необходимое оборудование и материалы:
● учебник
● тетрадь
● компьютер с проектором и экраном
● презентация PowerPoint
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
Построение речевого высказывания, поиск известной информации, работа с информацией, анализ, обобщение.
Личностные УУД:
Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:
Планирование учебных задач, управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем, умение работать с информацией, речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с лекарственными растениями;
- рассказать о целебной силе растений;
- обучить правилам сбора целебных трав;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- продолжить формирование навыков чтения на материале урока.
Ход урока.
- Организационный момент.(1 минута)
Учитель:
Посмотрите, какой сегодня хороший день.
Улыбнитесь как кот на солнце.
А теперь как хитрая лиса.
А сейчас как будто вам подарили маленького щенка.
Улыбнись от всей души.
Вот с таким настроением мы и начнем урок.
(Дети с помощью улыбок передают настроения.)
2.Определение и темы и цели урока. (3 минуты)
-Куда мы ходили на прогулку на прошлых уроках?
-С чем мы знакомились?(с грибами и ягодами)
-Какие важные правила вы запомнили?
(-не брать незнакомые грибы и ягоды
-не срывать и не топтать ядовитые, они нужны животным)
-Что еще можно собирать в лесу?
-Откройте учебники на стр.60-61, прочитайте тему урока.
-Что такое аптека? (помещение, где продают лекарства)
-Почему в учебнике аптека названа зеленой?
Правильно, потому что в ней находятся зеленые лекарства, т.е. растения.
Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях.
(тема вывешивается на доску)
-Какова же наша цель?
Познакомиться с лекарственными
растениями и сформулировать правила их сбора.
(цель вывешивается на доску)
- Знакомство с лекарственными растениями. (5 минут)
(слайд 1)
- Приглашаю на прогулку!
(слайд 2)
Липа как лесная аптека, сопровождает человека с давних времен. Для лечебных целей используют все части: листья, цветы, почки, кору, плоды, древесину и сок. Лечат при этом множество болезней. Цветы, например, обладают жаропонижающим и противовоспалительным свойствами, листья помогают при ушибах.
Многие славянские народы считали липу святым деревом, которому ни в коем случае нельзя причинять вред — рубить, ломать, поджигать. Около липы, к примеру, останавливались во время крестного хода. Под липами отмечали праздники, проводили собрания и даже устраивали суды. Это дерево часто сажали рядом с домом — говорили, что в него не может ударить молния. До сих пор существует поверье, будто уснувшего под липой ждет не только сладкий сон, но и большая удача.
(слайд 3)
Королева полей и лугов, милая подружка, земное солнышко - как только не называют ромашку, с виду не яркую, но душе приглядную!
Наверно, нет семьи у нас, где бы не знали о ромашке. Многие её применяют её для здоровья и красоты. Ромашка – средство номер один почти от всех болезней. Для желудка, горла, при простуде, для красоты, да еще много другого.
(слайд 4)
Если надломить стебель чистотела, то на месте излома покажется оранжевое молочко -ядовитый сок. Но в народе заметили, что сок растения обладает лечебными свойствами(очищает кожу). Есть специальные клиники, где с помощью лекарства, изготовленного из чистотела, помогают людям, которые страдают кожными заболеваниями.
Физминутка: (3 минуты)
Давайте поиграем. На полянке, где мы остановились очень много грибов и ягод. Если я назову съедобные, то вы быстро приседаете и рвете, а если ядовитые, стоите, скрестив руки.
Опенок крушина лисичка
Земляника подосиновик вороний глаз
брусника бледная поганка желчный гриб
Мухомор черника малина
(слайд5)
Продолжениет урока. (8 минут)
Наверное среди нас нет людей, которые не знали бы про траву зверобой. Он и успокаивает, и лечит горло, желудок, печень, помогает при ушибах и укусах насекомых.
В народе его называют травой от 99 болезней,
В старину зверобой относили к категории волшебных.
Люди считали, что зверобой отгоняет злых духов, болезней и отпугивает диких зверей.
(слайд 6)
Восемь, десять, двадцать, тридцать.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
(Тысячелистник)
Тысячелистник очень хорошо останавливает кровь, поэтому в народе его прозвали «солдатской травой».
(слайд 7)
Путник часто ранит ноги,
Вот и лекарь у дороги.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли «Матерью всех трав» за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, помогает при ушибах и укусах насекомых, лечит разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. Подорожник – друг путешественников.
(слайд 8)
Перед вами травянистое растение. А называется оно — Пастушья сумка. Это название дано растению по форме плода. Вот эти плоды (показ) по форме напоминающие сердце. Когда-то давно такой формы сумки носили пастухи - отсюда и название растения — пастушья сумка.
Пастушья сумка — это лекарственное растение. Оно помогает останавливать кровотечения, лечить почки и мочевой пузырь.
Листья молодого растения весной богаты витаминами, их употребляют для приготовления супов, борщей, салатов и в качестве начинки для пирожков. А в Китае пастушью сумку выращивают как овощ. Ее свежие, молодые листья добавляют в салат из огурцов и помидоров.
(слайд 9)
А это что за растение?
(слайд 10)
Конечно это береза.
У древних славян существовал обычай по случаю рождения в семье младенца сажать во дворе дома березу, чтобы она росла вместе с ребенком и оберегала его от болезней и неприятностей.
Лекарственным сырьем у березы являются почки, молодые листья, сок и береста. Ими лечат незаживающие раны, ангину, бронхит.
(слайд 11)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик)
Это растение снижает температуру, повышает аппетит, заживляет раны, уменьшает боль, помогает при укусах насекомых. А еще молодые листья одуванчика добавляют в салаты. В нем очень много витаминов.
3.Формулирование правил сбора лекарственных растений. (5 минут)
Как же нужно собирать лекарственные растения? Давайте составим правила.
- Все ли растения можно брать?
- Где нужно собирать лекарственные травы?
- Можно ли срывать все растения?(увидел полянку и все до одного сорвал)
- В какую погоду моно собирать лекарственные растения?
- Что нужно сделать после сбора растений?
- Брать только те растения, которые ты хорошо знаешь.
- Собирать растения в лесу, подальше от дорог.
- Не срывать все растения, оставьте для размножения.
- Собирать в солнечную погоду.
- Вымыть руки с мылом после сбора растений.
Физминутка: (2 минуты)
На полянке, где ромашки,
Жук летал в цветной рубашке
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
Я с ромашками дружу!
4.Закрепление по учебнику.(4 минуты)
Стр.60 по картинкам. Какие лекарственные растения могут помочь в данных случаях?
- останавливает кровотечение: тысячелистник, пастушья сумка.
- когда болит горло, помогает: ромашка, зверобой, листья березы, цветы липы.
- при укусах насекомых можно использовать: подорожник, одуванчик, зверобой, листья петрушки, дольки чеснока.
- на ушибленные места можно приложить листья подорожника, липы, крапивы, капусты, разрезанную луковицу.
5.Работа в тетрадях (самостоятельно). (5 минут)
Найдите в приложении карточки с рисунками лекарственных растений и по памяти раскрасьте их (учебники закрыты).
6. Итог урока. (2 минуты)
Давайте вернемся к целям нашего урока.
- С какими лекарственными растениями вы сегодня познакомились?
- Как нужно собирать лекарственные растения?
7. Рефлексия. (2 минуты)
А теперь посмотрите на меня, подумайте, все ли вам было понятно на уроке, понравилось ли. Если все понятно и понравилось, раскройте ваши ладошки, если что-то не понравилось или непонятно, пусть ладошки останутся закрытыми.
Спасибо за урок, все свободны!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лекарственные растения нужно знать. Необходимо знать места сбора лекарственных растений. Необходимо знать правила сбора и правила сушки и хранения лекарственных растений. При сборе и лечении лекарственными растениями необходимо консультироваться с врачом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе
Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...
Методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
ТЕМА: «ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ» - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Ту...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка по окружающему миру. Блок интерактивных уроков по разделу: История Древнего мира.
Уроки для интерактивной доски по разделу История древнего мира. Первобытное общество, Египет,Рим,Древняя Греция, Средние века, Новая иновейшая история....
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)
В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....