Разнообразие растений на Земле
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира "Разнообразие растений на Земле" для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_attestatsiya.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир, 3 класс
Тема урока: «Разнообразие растений на Земле»
Цель: создать условия для самостоятельной работы в малых группах при систематизации знаний о разнообразии растений живущих на Земле
Задачи:
- Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.
- Формировать умение конструировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений и анализа статьи учебника.
- Развивать учебное сотрудничество.
- Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы
и сохранении здорового образа жизни.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных мотивов, формирование картины природы, развитие готовности к сотрудничеству и ответственности за результат своего труда;
Метапредметные:
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ, выбор кретериев для сравнения, классификации;
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка;
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, постановка вопросов, комментарий ответов других обучающихся, формулировать выводы.
Предметные: систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова, ПК, проектор, экран, карточки с вопросами руководителя, рисунки растений.
Этапы урока | Приемы и средства деятельности учителя | Действия ученика | Примечания |
Организационный | Приветствие | Проверка готовности рабочего места к уроку | |
Мотивационно-целевой а) предъявление материала для создания формулы успеха | Чтобы быть успешным на уроке отгадайте формулу успеха. Формула успеха: + + = УСПЕХ старание разговоры внимание лень сообразительность Добавьте нужные слова в формулу. старание + внимание + сообразительность = УСПЕХ Воспользуйтесь этой формулой. | Добавляют нужные слова в формулу. старание + внимание + сообразительность = УСПЕХ | |
б) формулирование темы | Проверим домашнее задание: с. 58 По какому признаку можно разделить растения на группы? Какие разные основания для деления на группы вам удалось подобрать! Это говорит о том, что вы уже очень много знаете о растениях. Прочитай тему сегодняшнего урока с. 59 | Высказываются об основаниях для классификации и классифицируют растения. 1 вариант: Травы: чеснок, ромашка, цветная капуста, лен, гречиха; Кустарники: шиповник, облепиха, хлопчатник; Деревья: береза, дуб, кедровая сосна, облепиха. 2 вариант: Лекарственные: чеснок, ромашка лекарственная, шиповник, облепиха, лен, хлопчатник, береза, дуб, кедровая сосна 3 вариант: Однолетние: гречиха, хлопчатник, цветная капуста, лен (м/б многолетним), ромашка лекарственная. Многолетние: дуб (500-1000 лет), кедровая сосна (до 500 лет м/б до 800-850), облепиха, шиповник, чеснок. 4 вариант: Выращивает человек: чеснок, лен, облепиха, цветная капуста, хлопчатник, гречиха. Встречается в дикой природе: ромашка лекарственная, шиповник, облепиха, береза, дуб, сосна. 5 вариант: Употребляет в пищу человек: чеснок, шиповник, облепиха, цветная капуста, гречиха, сосна Использует иначе: ромашка, лен, хлопчатник, береза, дуб, кедровая сосна. Читают тему | |
в) формулирование цели урока | О чем сегодня будете узнавать? Наша цель: уточнить знания о разнообразии растений Кто сможет повторить цель работы на уроке? | Уточню знания о разнообразии растений. Повторяют цель. | |
Организация планирования | Сформулируй вопросы по теме сегодняшнего урока. Кто сможет рассказать, что поможет ответить на поставленные вопросы. | Формулируют вопросы: Что такое флора? Вспомнить на какие группы можно разделить растения? Определить в чем особенности каждой группы? учебник | |
Реализация плана а) Объяснение термина | Где можно найти объяснения термина флора? Какой способ выбираете? На какой вопрос удалось ответить? | В учебнике, спросить у учителя, в словаре или энциклопедии. | Флора (лат.) — совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории |
б) Выделение групп растений живущих на планете | Рассмотри схему на с. 59. Какие растения живут на нашей планете? Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи друг на друга, поэтому они разделили их на несколько групп по особенностям строения. На какой вопрос ответили изучая схему? | По схеме называют растения. | |
в) Выявление особенностей каждой группы | Рассматривать особенности растений будем по группам. Отгадайте загадки, чтобы определить какие растения будет изучать ваша группа: 1) Есть змеи стометровые Зеленые, бордовые. А капитану в море От них большое горе. 2) Я- болотное растенье, Конопатят мною стены.
Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. 3)Есть в лесу трава-краса. Листья, словно паруса, А в цвету красу-траву Не увидишь наяву. 4) У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви- только на макушке. И зимой, и летом В зеленую шубу одета. К какой группе относятся эти растения? 5,6)Стоит в лесу кудряшка- Белая рубашка. Сердечко золотое, Что это такое? Я капризна и нежна, К любому празднику нужна. Могу быть белой, желтой, красной, Но остаюсь всегда прекрасной! Долгоножка хвалится: Я ли не красавица? А всего-то — косточка Да красненькая кофточка. К какой группе относятся эти растения? Задача каждой группы изучить статью учебника, иллюстрации и заполнить таблицу используя знак + отметить какие части есть у растений. | Водоросли мох папоротник (сосна) (ель) хвойные (ромашка) (роза) (вишня) цветковые Понимают и запоминают задание |
стебли | листья | цветы | корни | плоды | семена | Дополнительные особенности | |
цветковые | |||||||
водоросли | |||||||
мхи | |||||||
папоротники | |||||||
хвойные |
Кто может повторить какое задание предстоит выполнят? Будете работать с колонкой «Дополнительные особенности» Выберите руководителя группы. Руководители поднимите руку. Руководители, в течение 1 мин. выясните все ли поняли, какая работа предстоит. В течение 3 минут самостоятельно изучите статью и заполните таблицу. В течение 5 мин. обсудите в группе результат самостоятельной работы. Как можно организовать работу? Руководители выберите выступающего от группы и подготовьте его к ответу в течение 2 мин. | Изучить статью учебника, иллюстрации и заполнить таблицу используя знак + в нужном столбце. Обсуждение и выбор руководителя Согласование и представления о том, что требуется изучить. Самостоятельное чтение статьи ученика и заполнение таблицы. Можно, чтобы один прочитал, а остальные послушали и сравнили со своей работой, а потом внести, если нужно, изменения и заполнить таблицу. Можно по очереди называть какой знак поставили в колонку и доказывать словами из текста. Руководитель назначает выступающего и предлагает ему проговорить ответ группы пользуясь таблицей. | групповая работа Водоросли – с.59-60 Мхи – с.61 Папоротники – с. 61-62 Хвойные растения – с. 62 Цветковые растения – с. 64 |
стебли | листья | цветы | корни | плоды | семена | Дополнительные особенности Представители | ||||
водоросли | Могут быть одноклеточными (очень маленькими) или многоклеточные, живут в воде, образуют подводные «леса». Тело водорослей называется слоевище. Ламинария, ульва, хлорелла, хламидомонада | |||||||||
мхи | + | + | Растут во влажных лесах, на болоте, на стволе старого дерева. Жизнь мхов зависит от воды. | |||||||
папоротники | + | + | + | Растут во влажных тенистых местах Раньше были древовидными. | ||||||
хвойные | + | + | + | + | Обитают повсюду. Относятся к голосеменным. Ель, сосна, лиственница, секвойя. | |||||
цветковые | + | + | + | + | + | + | Большинство растений Земли. | |||
Выслушаем каждую группу с выступлением о том какие части растений есть у данной группы. Всем остальным предлагаю продолжить заполнение своей таблицы. На какой вопрос получили ответ работая в группах и обсуждая эту работу? | Выступление представителей от групп с сообщением о том как заполнена таблица. Учащиеся по ответам детей заполняют свои индивидуальные таблицы. Определили в чем особенности каждой группы растений? | |||||||||
Подведение итога | Кому удалось достичь цели? Погадаем на ромашке «Верю-не верю» У цветковых растений есть стебли, листья, корни, цветы, плоды и семена. У водорослей есть листья. У хвойных растений есть стебли, листья, корни и семена. У мхов есть стебли, листья и корни. У папоротников есть только стебли и листья. Кому удалось сегодня быть успешным? Почему? | верю не верю (нет листьев) верю не верю (нет корней) не верю (есть корни) | ||||||||
Домашнее задание | с.59-64, заполнить последнюю колонку таблицы | |||||||||
Ты-человек. Любя природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей. В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши. Она- твой добрый давний лекарь, Она- союзница души. Не жги ее напропалую. И не исчерпывай до дна. И помни истину простую Нас много, а она одна. Все свои сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь ее! Давайте же будем беречь нашу природу! |
Приложение
Впервые о лекарственных свойствах льна сообщил Гиппократ в своей книге «Корпус Гиппократикум», где привел рецепт применения слизистого отвара из семян льна при болезнях желудка. Плиний рекомендовал употреблять семена льна при воспалениях дыхательных путей и мочевыводящих органов, нарывах и женских болезнях. Большой популярностью пользовался лён в средневековой арабской медицине. К примеру, Авиценна в «Каноне врачебной науки» отмечал, что сырые семена льна имеют слабительные свойства, а поджаренные — вяжущие.
Цветная капуста ценна витамином С и калием, выводящим из организма лишнюю воду.
Для медицинских целей используют длинные волокна хлопчатника, кору корней, корни и семена.
Настой из цветков и листьев применяется как антисклеротическое, при гипертонической болезни. Свежие листья прикладывают к ранам и нарывам. Сухая гречневая мука, просеянная через сито, рекомендуется в качестве детской присыпки. Сырье для получения медицинских препаратов рутина, урутина и рутамина. При болезни щитовидной железы.
При бронхиальной астме и бронхите. При лишае
В медицинской практике применяются березовые почки и, реже, листья. Из березовых почек приготовляют средства мочегонного и желчегонного действия и, помимо этого, ванны для лечения некоторых кожных заболеваний. Болезни и воздействие: холецистит, ангиохолецистит, ожог, экзема, чешуйчатый лишай, чесотка, перхоть, отек сердечно-сосудистого происхождения.
1) Водоросли
С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.
У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью
Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.
2) Мхи
Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.
На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка
Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.
Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома
3) Папоротники.
Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.
Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .
4) Хвойные растения
Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.
Почему эта группа получила такое название?
Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.
5) Цветковые растения
Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.
- Почему они так называются?
- Чем они отличаются от других растений?
- Приведите примеры цветковых растений.
- Почему цветы красивы и душисты?
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.
Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.
Разнообразие растений на Земле
стебли | листья | цветы | корни | плоды | семена | Дополнительные особенности | |
цветковые | |||||||
водоросли | |||||||
мхи | |||||||
папоротники | |||||||
хвойные |
Разнообразие растений на Земле
стебли | листья | цветы | корни | плоды | семена | Дополнительные особенности | |
цветковые | |||||||
водоросли | |||||||
мхи | |||||||
папоротники | |||||||
хвойные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"
Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...
Урок познания мира "Разнообразие растений на Земле"
Урок по познанию мира проводится в 3 экспериментальном классе по переходу на модель 12-летнего образования....
Обобщающий урок "Как сохранить разнообразие растений на Земле"
Урок окружающего мира в 3 классе разработан по УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с ФГОС. Урок построен на. К конспекту прилагается презентация, призванная осуществить проверку выполняемых н...
УМК "Начальная школа 21 века" окружающий мир 3 класс "Разнообразие растений на Земле"
Открытый урок по окружающему миру...
Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Разнообразие растений на Земле.
Презентация к внеклассому занятию о разнообразных растениях на нашей Планете Земля....
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду." Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...