Чему и как учили при Петре 1
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кузнецова Надежда Андреевна

Урок окружающего мира "Чему и как учили при Петре 1" для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chemu_i_kak_uchili_pri_petre_1.odt76.3 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс

Тема  «Чему и как учились в России при Петре I»

Цель урока: создать условия для работы в малых группах при исследовании особенностей образования в России при Петре I.

Задачи:

расширить исторические представления учащихся о родной стране;

формировать знания об особенностях образования в России  при Петре I;    

показать значимость образования ХVIII века в развитии просвещения России;

развивать учебное сотрудничество;

создать условия для развития интереса к истории русского народа;

Планируемые результаты (предметные):

уметь анализировать статьи учебника об истории нашего государства; выбирать нужную информацию, заполнять таблицу самостоятельно; устанавливать зависимость между   историческим прошлым нашей страны и ее настоящим.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы; уметь осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; формировать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах; развивать речь.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей; умение устанавливать связи и зависимости, высказывать предположения.

Личностные: проявлять познавательный интерес, осуществлять личностный моральный выбор, положительное отношение к школе, одноклассникам.  

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Настрой на плодотворную работу перед уроком

Хлопни в ладоши, если фраза о тебе.

Я пришел сегодня в школу с отличным настроением

У меня есть одноклассники с которыми приятно общаться

Больше всего на свете я люблю смотреть телевизор

У меня есть домашнее животное

Я люблю читать

Я люблю путешествовать

Я готов помогать своим товарищам в трудную минуту

Я тоже очень люблю путешествовать и сегодня вместе с вами мы совершим очередное путешествие в историю государства Российского.

Но прежде чем перелистнуть очередную страницу, давайте вспомним о том что уже знаем.

Хлопают

Актуализация знаний, проверка домашнего задания

Перед вами на экране тест, на вопросы которого предстоит ответить, а буквы-ответы вписать в свои рабочие листы (на столах).

Тест для проверки домашнего задания

1. В каком веке были открыты первые школы на Руси?

А) в 9 веке

Б) в 10 веке

В) в 11 веке

2. С именем какого князя связано открытие первых школ?

А) Игорь

Б) Святослав

В) Владимир

3. Кто были учителями в школах на Руси?

А) Священники

Б) ремесленники

В) купцы

4. Кто имел право учиться в первых школах?

А) крестьянские дети

Б) боярские дети

В) дети ремесленников

5. Самый популярный материал для письма на Руси?

А) пергамент

Б) береста

В) на глиняная табличка

6. Как назывался первый школьный учебник?

А) Арифметика

Б) Кириллица

В) Азбука

7.  Сколько букв было в древнерусском алфавите?

А) 33

Б) 36

В) 45

8. Кого называют первопечатником на Руси?

А) Иван Федоров

Б) Андрей Рублев

В) Нестор

Пожалуйста, обменяйтесь листочками для проверки теста. Обратите внимание на экран, правильные ответы помечайте плюсом, неправильные минусом.

Верните листы. Посмотрите, когда ставится 5, когда 4, когда 3, когда 2.

Поднимите руки те, у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки.

Молодцы, листочки свои вложите в дневник.

1 – Б

2 – В

3 – А

4 – Б

5 – Б

6 – В

7 – В

8 – А

Обмениваются листами

Выполняют взаимопроверку

Самооценка

«5» - 8 правильных ответов  

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» более четырех ошибок

Работа по теме:

Постановка темы, формулировка вопросов.

Итак, мы с вами узнали, каким было образование в России в 10 веке.

Попробуйте предположить, о чем пойдет речь на уроке сегодня?  

Чтобы уточнить тему нашего урока дам вам маленькую подсказку. Определите, о ком идет речь? 

Разносторонний человек 

Умел он строить, плавать, править.

Останется в истории навек,

Сумел Россию он прославить.

Вы правы, речь идет о Петре I. (1672-1725)

В каком веке правил Петр?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Сформулируем вопросы по теме? Вам помогут слова. (какие, кто, сколько, что или чему)

Давайте вспомним каким был Петр I и попробуем предположить, как изменилось образование во времена его правления.

Изменилось ли образование или осталось на прежнем уровне?

Петре I

18 век

Чему и как учились в России при Петре I (18 веке)

Какие произошли изменения в образовании?

Кто учился?

Кто учил?

Сколько продолжалось обучение?

Что изучали?

Высказывают предположения

Работа по теме:

Анализ особенностей образования 18 века (работа в группе)

Проверим наши предположения работая в группе.

Сравните по критериям школы 18 века и современные, результаты поместите в таблицу.

Пользуясь статьями учебника на с. 81-83 можно заполнить вторую колонку таблицы, а третью заполняйте опираясь на свой опыт и рассуждения.

Кто может повторить какое задание предстоит выполнят?

Что поможет найти информацию для заполнения таблицы?

Как можно организовать поиск информации в группе?

Объединитесь в группы, определите способ работы и приступайте. Помните, что поучаствовать в работе нужно каждому. Время работы 7 минут. По звонку колокольчика работа останавливается.

Встаньте пожалуйста возле рабочего места, если вы работу завершили.

Немного передохнем.

Как вы думаете, а чем могли заниматься ученики во время перерывов между уроками. У кого возникла идея попробуйте ее показать, а мы постараемся догадаться о чем идет речь.

О какой школе открытой во времена Петра 1 вы прочитали в статье учебника? В каком году?

Школа готовила моряков, архитекторов, инженеров. За прогулы – штраф. За побег из школы – смертная казнь.

А вот каким был день у гимназистов того времени: с 9 до 10 часов в классах изучали «Картины мира» Яна Амоса Коменского; с 10 до 12 часов изучали латынь и латинскую грамматику; с 12 до 13 часов завтрак; с 13 до 14 правописание и подготовка к следующим урокам; с 14 до 15 часов шли уроки каллиграфии, французской и немецкой грамматики; с 15 до 16 часов младшие ученики занимались арифметикой, переводом пословиц, читали, а старшие совершенствовались в риторике; с 16 до 17 часов у младших учеников были уроки французского языка. Следующий час отводился для занятий историей и приготовлением домашнего задания.

После 18 часов для младших учеников учебный день заканчивался, а остальные занимались арифметикой, риторикой, философией  или готовили домашнее задание.

Выступающий от группы встаньте.

Проверка заполнения таблицы.

Насколько совпали наши предположения с реальностью 18 века?

Попробуйте сделать вывод о том какое развитие получило образование во времена Петра 1.

Статья учебника, опыт, рассуждения

Может один читать, а остальные внимательно слушают и выбирают подходящую информацию.

Можно распределить сравниваемые признаки, найти самостоятельно, а последнюю колонку обсуждать и записывать сообща.

Выбирают руководителя, секретаря, работают выбранным способом.

Дети показывают и отгадывают.

Школа математических и навигацких наук.

1701 год

Дети по очереди комментируют заполнение ячеек таблицы. В случае несовпадения мнений аргументируют словами статьи учебника.

Сравниваемые признаки

Школа при Петре I

Современная школа

Возраст учащихся

от 11 до 23 лет

от 7 лет

Кто учил

бывшие солдаты, дьячки, крестьяне научившиеся читать и писать

учителя

Продолжительность обучения

10-15 лет

9-11 лет

Учебные предметы

чтение, письмо, счет, математика, история, география, физика, архитектура, Закон Божий, рисование.

чтение, письмо, математика, история, география, физика, химия, биология, информатика, иностранный язык...

Трудности

переполненные классы,

не хватало учебников и тетрадей,

мало образованных учителей

Петр 1 дал сильный толчок развитию русского народа. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым. О нем нам сейчас расскажет Даша.

Как вы думаете, почему А.С. Пушкин назвал Ломоносова «Первым нашим университетом»

Даша рассказывает о Михаиле Ломоносове

Рассуждения детей

Подведение итога, рефлексия

На какие вопросы получили ответы?

Какие произошли изменения в образовании?

Кто учил?

Сколько продолжалось обучение?

Что изучали?

Попробуйте закончить следующие высказывания.

На уроке я узнал...

Мне удалось.....

Мне было сложно.....

Меня заинтересовала (о)....

Меня удивила (о).....

Домашнее задание

с. 85 групповой проект

Приложение

Таблица

Сравниваемые признаки

Школа при Петре I

Современная школа

Возраст учащихся

Кто учил

Продолжительность обучения

Учебные предметы

Трудности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «За всё, чему ты нас учила, спасибо, азбука, тебе!»

Праздник посвящается  дню про­щания  с  первой  учебной  книгой «Русская аз­бука»....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Чему и как учили в России при Петре Первом ?

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК "Начальная школа ХХI века"...

За все, чему ты нас учила, спасибо, азбука тебе

«Если хочешь много знать, Многого добиться,Обязательно читатьДолжен научиться»....

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Когда начинать готовить  ребенка к школе?  Как лучше это делать?  Чему и как учить?...