Организация исследовательской деятельности в начальной школе
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Щукина Наталья Владимировна


Представление опыта организации учебной исследовательской деятельности в 1 - 4ых классах начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности в начальной школе.

Аннотация. В статье представлен опыт организации учебной исследовательской деятельности в 1 – 4ых классах начальной школы, даны памятки для учащихся «Моё исследование».

Ключевые слова: организация и результативность применения исследовательской технологии, план исследования, памятки.

Сегодня приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, развитие УУД.

Ведущее место в современных системах развивающего обучения занимает учебная исследовательская деятельность.

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

  • возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;
  • возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;
  • возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.

Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Формы работы следующие:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов             дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в школьных, городских, всероссийских  олимпиадах;
  • проектная деятельность учащихся;
  • посещение кружка «Я – исследователь», внеклассных мероприятий;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины.

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю  творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы.  С помощью учителя дети постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии учащиеся уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы  и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  предлагаю первоклассникам темы, которые для них наиболее близки: «Моё имя», «Моя семья»,  «Моя школа. Мой класс», «Моя малая родина» и т. п. Даю небольшие, простые задания исследовательского характера, например: «Узнай фамилии, имена и  отчества своих дедушек и бабушек». Каждый ученик получает памятку-помощницу, в которой записан порядок выполнения мини-исследования. Детям дома необходимо побеседовать с родителями, записать сведения о своих близких родственниках, узнать историю семьи, найти фотографии своих родственников.

В своей работе я использую игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Учащиеся узнают, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Вместе определяем последовательность выполнения работы.  Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации: можно сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, выявление причинно-следственных  связей.  Дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что часто не замечается. Для этого предлагаю учащимся продолжить неоконченный рассказ или составить рассказ от имени другого персонажа (например, от имени капельки воды).

Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса. На уроках провожу такие упражнения, как: «Угадай, о чем спросили», «Вопросы домашних животных» и т.д.

Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.

На уроках с детьми  учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью?» Или: «Что произойдет, если в нашем городе не будет ни одной собаки?».

Во 2 классе исследовательской работе отводится 1 час в неделю  на кружке «Я – исследователь». На занятиях учащихся знакомятся  с понятиями:  «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод». Осуществляют коллективные исследования: формулируют проблему, ставят цель, определяют задачи исследования, выбирают методы исследования (поиск, опрос, наблюдение, беседа, изучение литературы, подбор музыки). Я помогаю ученикам на каждом этапе работы.

Дети уже способны не только собирать информацию из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой.

В 3 – 4 классах ребята уже могут работать с научной дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями),  устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Исследовательская работа продолжается в рамках внеурочной деятельности. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией и методами исследования. Задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях – индивидуально (с помощью родителей, учителя).               

Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. 

В 3 – 4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Мне только нужно направить их к выбору, задав следующие вопросы: «Что тебе интересно больше всего? Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем и кем ты мог бы гордиться?»  

Исследования проводим по следующему плану:

  1. Актуализация проблемы (определение проблемы и направления исследования.
  2. Определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые хотим найти).
  3. Выбор темы (обозначение границ исследования).
  4. Формулирование гипотезы (могут быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
  5. Выбор методов исследования (подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с фильмами по теме; понаблюдать; провести эксперимент; посмотреть в сети Интернет).
  6. Определение последовательности проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (фиксирование полученных знаний).
  8. Анализ и обобщение материалов (структурирование).
  9. Подготовка отчета (выделить из текста основные понятия и дать им определения; классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; выявить и обозначить все замеченные парадоксы; выстроить по порядку основные идеи; предложить примеры, сравнения и сопоставления; сделать выводы; подготовить текст сообщения, рисунки, схемы, чертежи и макеты; приготовиться к ответам на вопросы). Возможные результаты: газета, альбом, гербарий, книжка-раскладушка, коллаж, костюм, макет, плакат и т. д.
  10.  Защита (публичное выступление перед сверстниками).

Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложные, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.

Памятка № 1.

«Дорогой друг!

Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!»

Памятка № 2 – «Моё исследование».

  1. Тема работы. Как будет называться моё исследование?
  2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы? Что я узнал из литературы?
  3. Цель. Что я хочу исследовать (изучить)?
  4. Задачи. Для чего я хочу провести исследование? (Опорные слова: «выяснить, сколько…», «выявить связь…», «установить, зависит ли …», «изучить, для чего…», «выяснить, как…», «установить, почему…»).
  5. Дата и место проведения моего исследования.
  6. Методика работы. Каким образом я проводил исследование (наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт)?
  7. Описание работы. Мои результаты (таблицы, диаграммы, графики).

  1. Выводы о подтверждении или опровержении гипотезы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моём исследовании, что не удалось выполнить?
  2.  («На основе полученных данных можно сделать следующие выводы...»).
  3.  Кого я хочу поблагодарить?
  4.  Использованная литература.
  5.  Приложения.

Результативность применения исследовательской технологии можно оценить с помощью следующих критериев:

  • наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию);
  • наличие у учащегося положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («Я испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание»);
  • переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой»);
  • осознание учеником усвоения нового как личностной ценности («Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны»);
  • овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, у них формируются трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Выполняя исследования в группах, дети имеют возможность развить  лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет  учиться  более успешно.

Проведённое анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы:

  • заинтересованность такой организацией обучения – 100%
  • работа над исследованием помогает лучше учиться – 72%
  • учит дружить и помогать друг другу – 83%
  • позволяет показать, что ты умеешь делать – 65%
  • заинтересовать других тем, что тебе интересно – 55%
  • проверить свои силы – 36%
  • подружиться с ребятами из других классов – 33%.

Таким образом, применение исследовательской технологии в начальной школе позволяет формировать у детей навыки исследовательской работы, делает материал, изучаемый на уроках, «своим», личностно-значимым, помогает определить «зону ближайших интересов и способностей», даёт детям ощущение собственной успешности. Возможно, именно об этом слова А. Н. Колмогорова: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Литература

  1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная      школа плюс До и После – 2005 г. – № 2
  2. Каравей Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследования. // Начальное образование – 2005 г. – № 6
  3. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2005 г. – № 1
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. М.: Издательский дом «Фёдоров»,  2006 г.
  5. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. М.: Просвещение, 2007
  6. Интернет – ресурсы:
  • «Учительская газета»     http://www.ug.ru
  • Газета Первое сентября    http://www.ps.1september.ru
  • Газета Начальная школа    http://www.nsc. 1september ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

 У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеств...

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Методическое объединение для учителей начальных классов по теме: " Исследовательская работа в начальной школе"...

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Организация исследовательской деятельности в начальной школе...

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития....

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, н...