Жизнь птиц зимой.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цель: углубление знаний о жизни птиц зимой.

Задачи:  создать условия для усвоения особенностей жизни птиц зимой,

 развивать познавательную и творческую активность детей,

формировать чувство ответственности и бережного отношения к миру 

              природы, универсальные учебные действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchiy_mir_v_1_klasse.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Гимназия г. Вольска Саратовской области»

Жизнь птиц зимой.

Урок окружающий мир в 1 классе

 по программе «Начальная школа XXI века»

 под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Калашникова Ольга Александровна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

Отличник народного просвещения.

                                                  2008 – 2009 уч. год

Тема: Жизнь птиц зимой.

Цель: углубление знаний о жизни птиц зимой.

Задачи:  создать условия для усвоения особенностей жизни птиц зимой,

 развивать познавательную и творческую активность детей,

формировать чувство ответственности и бережного отношения к миру  

              природы, универсальные учебные действия

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц, презентация ( компьютер,  

                            мультимедийная  установка), кормушки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

I  Организационный момент.

- Прочитайте слоги и составьте слова. (Слайд 2.)

  II Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

- Каких птиц вы видите зимой?

- Можно ли увидеть ласточек, лебедей? Почему?     (Слайд 3)

- Какие птицы остаются зимовать? Почему?

III Сообщение темы.

- О чём будем говорить на уроке?   ( Слайд 4)

IV  Усвоение новых знаний.

-Сейчас  вам нужно отгадать загадки о птицах и рассказать о них самое интересное./Учитель загадывает загадки, а заранее подготовленные дети выходят с рисунками птиц и рассказывают о них./

1)Спинкою зеленовата,

  Животиком желтовата,

  Чёрненькая шапочка

  И полоска шарфика.    /Синица /  

Ученик 1.

          Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой питаюсь семенами ели, сосны и других растений. Я очень подвижная птица, могу висеть на ветке вниз головой потому, что у меня длинные и острые когти.

- Ребята, посмотрите на экран, какие виды синиц у нас обитают?   (Слайд 5)

2)На ветвях, украшенных

  Снежной бахромой,

  Яблоки румяные

  Выросли зимой.

  Яблоки по яблоне весело снуют,

  Гусениц мороженых яблоки клюют.  / Снегири /   (Слайд 6)

Ученик 2.

   Я – снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи-ши», но я издаю и мягкие звуки: «Фю-фю», «Фьи-фьи».

  - Почему снегиря так назвали?

- Ребята, а ещё снегирей называют «ТИХОПЕВАМИ». 

- Знаете ли вы, почему?

 - Прочитаем текст «Песни снегирей и синичек» на с. 99  в учебнике.

3)Он щебечет «Чик-чирик!»

  Серый, ростом невелик.

  Скачет, скачет по дорожке,

  Ищет зёрнышки и крошки.

  Зимовать не улетает,

  Под карнизом обитает.   / Воробей/  ( Слайд 7)

Ученик 3.

     Я – воробей. Маленькая подвижная птица с коричневыми пёрышками и твёрдым острым клювом. Я спокойно переношу холода. Когда мне холодно, я прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою. Но чаще мы сидим, прижавшись друг к другу, нахохлившись.

    Мы, воробьи, любим чистоту и поэтому купаемся зимой в снегу.

    Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы – главные защитники, сторожа городских парков и садов. Птенцов мы кормим насекомыми и личинками, принося большую пользу человеку.

 - Как греются воробьи в сильный мороз?

4)За день всюду пролетит,

    Всё, что знает, растрещит.

    Стрекотунья, белобока,

    Наша сплетница…      /Сорока /  (Слайд 8)

- Ловкая, подвижная, суетливая птица сорока. Вместе с воронами и галками она переселяется на зиму ближе к жилью людей.

5)Окраской сероватая,

  Повадкой вороватая,

  Крикунья хрипловатая

  Известная персона.

  Кто она?                         / Ворона /   (Слайд 9)

- Голова, горло и крылья у неё чёрные, а остальное тело – серое. Клюв крепкий, большой, и ноги большие, сильные. Ходит она важно, большими шагами.

- А  какие птицы остаются  зимой в лесу?

6)Сколько пользы этот нос

  Нашим яблоням принёс!

  Эта птица – молодчина:

  Выбирает всех личинок.

  Ну, а чтоб жилось тепло,

  Мастерит себе дупло.

  Много времени потратил

  На своё жилище …  (Дятел)   (Слайд 10)

Ученик 4.

   Я – большой пёстрый дятел. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. А ещё я питаюсь семенами хвойных деревьев.

 - У дятла ноги приспособлены к лазанию по стволам деревьев. пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперёд. а два назад. Это помогает ему прочно держаться за кору деревьев.

 - Скажи, дятел, за что тебе дали прозвище «Тук Тукич?»

7) Кто там прыгает, шуршит,

    Клювом шишки потрошит?

    Голоском речистым, чистым –

    «Кле! Кле! Кле!» -  поёт со свистом.    (Клёст)    (Слайд 11)

Ученик 5.

    Нас, клестов, называют «северными попугайчиками». Такое прозвище нам дали за то, что как настоящие попугаи, мы отлично лазаем по деревьям. Клюв у нас имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Мы срываем спелые шишки и клювом достаём из неё семена. Если шишка падает на снег, мы не спускаемся за ней, а срываем новую. Упавшие шишки едят другие лесные звери.

- Скажи, пожалуйста, клёст, зачем тебе такой необычный клюв?

- Каких ещё птиц можно встретить зимой в лесу?

- Можно встретить сойку, свиристель и поползня.    (Слайд 12)

V Физминутка.

Скачет шустрая синица.

Ей на месте не сидится.

Прыг- скок, прыг- скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень

Тири-тень, тири- тень.

VI Первичное закрепление.

 1) Работа в тетради: с.37. (Отметь птиц, которые зимуют в средней полосе России.)

2) Викторина «Мир птиц».   (Слайд 13)

  - Могут ли синицы зимой приносить пользу? (Зимой синицы разыскивают в щёлочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и поедают их в больших количествах.)

 - Кого называют «тихопевами»? Почему?  (снегирей)

 - В какое время года птицы строят гнёзда и выводят птенцов?

 - А какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы?   (Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза. Они выкармливают птенцов жирной кашей из сосновых и еловых шишек, поэтому птенцы не мёрзнут.)

 - Узнай  птиц по голосу (звучат фонограммы «Голоса птиц»)  (Слайды 14 – 17)

  • воробей;  
  • дятел;      
  • синица.

 

Физминутка – игра «Перелётные и зимующие птицы»

- Если  назову перелётную птицу, нужно вытянуть руки в стороны и махать, как  

   крыльями.

- Если  назову зимующую птицу, нужно присесть и опустить руки вниз.

VII Организация усвоения знаний путём воспроизведения информации.

1) Столовая для птиц.

- Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

- Что зимой для птиц страшнее голод или холод?

 - Почему? (Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.)

- Как люди помогают птицам?    (Слайд 18)

Ученик 6.

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку – в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Ученик 7.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

 - Поможем, их надо кормить,

   И тогда

   Им будет легко

   Пережить холода!

 - Какие кормушки вы смастерили для птиц? (Дети показывают свои кормушки и читают стихи.)

Ученик 8.

Мы кормушки смастерили,        (учитель прикрепляет нарисованных

Мы столовую открыли.        птиц к кормушке на доске)

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

Ученик 9.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири!

Ученик 10.

Три вороны были в среду,

мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв!

Ученик 11.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок!

2) Корм для птиц.

- Каким кормом питаются птицы?

 - Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами. Дятел тоже любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

    Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

 - Какое угощение вы приготовили пернатым друзьям?

  • Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.
  • Семена дыни и тыквы любят все, кроме синиц и поползней.
  • Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
  • Семена репейника – основной корм щеглов.

- В августе-сентябре собирают веточки крапивы, репейника, лебеды. Их сушат и зимой вешают веточки возле кормушек.

  • Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
  • Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам
  • Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.

3) Игра «Для кого угощение?»

- Вы запомнили, какой корм нужен птицам? Сейчас проверим!   (Слайды 19 -23)

  • рябина;  (снегири)
  • сало;   (синицы)
  • хлебные крошки;  (воробьи)
  • шишки;   (дятел, клёст, сойка)
  • семена подсолнечника   (все птицы).

    VIII  Рефлексия.

 - Что узнали о жизни птиц зимой?

 - Как каждый из нас может помочь пернатым?

 - Послушайте стихотворение и выделите главные слова.  (Слайд 24)

С утра и до позднего вечера,

Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть с этого времени

Наступит иная пора –

И станет для птичьего племени

Милее ещё детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,

И крепче подружат с юннатами

Речушка, и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места!

-А теперь прочитайте первые буквы строк этого стихотворения и  фразу, которая получилась.

                 СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ.   (Слайд 25)

- Птицы – это часть нашей природы, и мы должны  охранять их.

- Молодцы, ребята! Вы – друзья птиц.  (Слайд 26)

Литература

Л.Е. Журова. Беседы с учителем. Методика обучения.1 класс.

                       Изд. Вентана-Граф.2008г.

М.Т. Карпенко. Сборник загадок. Изд. Москва «Просвещение» 2000г.

П.Р.Ляхов Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Изд. Москва2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

Жизнь птиц зимой (Презентация)

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация "Жизнь птиц зимой"

Презентация к  занятию во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Жизнь птиц зимой"...

урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Цель деятельности педагога:  создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений ...

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"...

Жизнь птиц зимой

Обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах. Расширить и закрепить знания детей о зимующих (оседлых) птицах. ...