Жизнь птиц зимой.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Цель: углубление знаний о жизни птиц зимой.
Задачи: создать условия для усвоения особенностей жизни птиц зимой,
развивать познавательную и творческую активность детей,
формировать чувство ответственности и бережного отношения к миру
природы, универсальные учебные действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchiy_mir_v_1_klasse.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области»
Жизнь птиц зимой.
Урок окружающий мир в 1 классе
по программе «Начальная школа XXI века»
под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Калашникова Ольга Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
Отличник народного просвещения.
2008 – 2009 уч. год
Тема: Жизнь птиц зимой.
Цель: углубление знаний о жизни птиц зимой.
Задачи: создать условия для усвоения особенностей жизни птиц зимой,
развивать познавательную и творческую активность детей,
формировать чувство ответственности и бережного отношения к миру
природы, универсальные учебные действия
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц, презентация ( компьютер,
мультимедийная установка), кормушки.
Тип урока: усвоение новых знаний.
I Организационный момент.
- Прочитайте слоги и составьте слова. (Слайд 2.)
II Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
- Каких птиц вы видите зимой?
- Можно ли увидеть ласточек, лебедей? Почему? (Слайд 3)
- Какие птицы остаются зимовать? Почему?
III Сообщение темы.
- О чём будем говорить на уроке? ( Слайд 4)
IV Усвоение новых знаний.
-Сейчас вам нужно отгадать загадки о птицах и рассказать о них самое интересное./Учитель загадывает загадки, а заранее подготовленные дети выходят с рисунками птиц и рассказывают о них./
1)Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. /Синица /
Ученик 1.
Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой питаюсь семенами ели, сосны и других растений. Я очень подвижная птица, могу висеть на ветке вниз головой потому, что у меня длинные и острые когти.
- Ребята, посмотрите на экран, какие виды синиц у нас обитают? (Слайд 5)
2)На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. / Снегири / (Слайд 6)
Ученик 2.
Я – снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи-ши», но я издаю и мягкие звуки: «Фю-фю», «Фьи-фьи».
- Почему снегиря так назвали?
- Ребята, а ещё снегирей называют «ТИХОПЕВАМИ».
- Знаете ли вы, почему?
- Прочитаем текст «Песни снегирей и синичек» на с. 99 в учебнике.
3)Он щебечет «Чик-чирик!»
Серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке,
Ищет зёрнышки и крошки.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. / Воробей/ ( Слайд 7)
Ученик 3.
Я – воробей. Маленькая подвижная птица с коричневыми пёрышками и твёрдым острым клювом. Я спокойно переношу холода. Когда мне холодно, я прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою. Но чаще мы сидим, прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Мы, воробьи, любим чистоту и поэтому купаемся зимой в снегу.
Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы – главные защитники, сторожа городских парков и садов. Птенцов мы кормим насекомыми и личинками, принося большую пользу человеку.
- Как греются воробьи в сильный мороз?
4)За день всюду пролетит,
Всё, что знает, растрещит.
Стрекотунья, белобока,
Наша сплетница… /Сорока / (Слайд 8)
- Ловкая, подвижная, суетливая птица сорока. Вместе с воронами и галками она переселяется на зиму ближе к жилью людей.
5)Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она? / Ворона / (Слайд 9)
- Голова, горло и крылья у неё чёрные, а остальное тело – серое. Клюв крепкий, большой, и ноги большие, сильные. Ходит она важно, большими шагами.
- А какие птицы остаются зимой в лесу?
6)Сколько пользы этот нос
Нашим яблоням принёс!
Эта птица – молодчина:
Выбирает всех личинок.
Ну, а чтоб жилось тепло,
Мастерит себе дупло.
Много времени потратил
На своё жилище … (Дятел) (Слайд 10)
Ученик 4.
Я – большой пёстрый дятел. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. А ещё я питаюсь семенами хвойных деревьев.
- У дятла ноги приспособлены к лазанию по стволам деревьев. пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперёд. а два назад. Это помогает ему прочно держаться за кору деревьев.
- Скажи, дятел, за что тебе дали прозвище «Тук Тукич?»
7) Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
«Кле! Кле! Кле!» - поёт со свистом. (Клёст) (Слайд 11)
Ученик 5.
Нас, клестов, называют «северными попугайчиками». Такое прозвище нам дали за то, что как настоящие попугаи, мы отлично лазаем по деревьям. Клюв у нас имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Мы срываем спелые шишки и клювом достаём из неё семена. Если шишка падает на снег, мы не спускаемся за ней, а срываем новую. Упавшие шишки едят другие лесные звери.
- Скажи, пожалуйста, клёст, зачем тебе такой необычный клюв?
- Каких ещё птиц можно встретить зимой в лесу?
- Можно встретить сойку, свиристель и поползня. (Слайд 12)
V Физминутка.
Скачет шустрая синица.
Ей на месте не сидится.
Прыг- скок, прыг- скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Тири-тень, тири- тень.
VI Первичное закрепление.
1) Работа в тетради: с.37. (Отметь птиц, которые зимуют в средней полосе России.)
2) Викторина «Мир птиц». (Слайд 13)
- Могут ли синицы зимой приносить пользу? (Зимой синицы разыскивают в щёлочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и поедают их в больших количествах.)
- Кого называют «тихопевами»? Почему? (снегирей)
- В какое время года птицы строят гнёзда и выводят птенцов?
- А какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза. Они выкармливают птенцов жирной кашей из сосновых и еловых шишек, поэтому птенцы не мёрзнут.)
- Узнай птиц по голосу (звучат фонограммы «Голоса птиц») (Слайды 14 – 17)
- воробей;
- дятел;
- синица.
Физминутка – игра «Перелётные и зимующие птицы»
- Если назову перелётную птицу, нужно вытянуть руки в стороны и махать, как
крыльями.
- Если назову зимующую птицу, нужно присесть и опустить руки вниз.
VII Организация усвоения знаний путём воспроизведения информации.
1) Столовая для птиц.
- Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
- Что зимой для птиц страшнее голод или холод?
- Почему? (Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.)
- Как люди помогают птицам? (Слайд 18)
Ученик 6.
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку – в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Ученик 7.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
- Поможем, их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода!
- Какие кормушки вы смастерили для птиц? (Дети показывают свои кормушки и читают стихи.)
Ученик 8.
Мы кормушки смастерили, (учитель прикрепляет нарисованных
Мы столовую открыли. птиц к кормушке на доске)
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
Ученик 9.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири!
Ученик 10.
Три вороны были в среду,
мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв –
Стая жадных воробьёв!
Ученик 11.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок!
2) Корм для птиц.
- Каким кормом питаются птицы?
- Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами. Дятел тоже любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.
Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.
- Какое угощение вы приготовили пернатым друзьям?
- Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.
- Семена дыни и тыквы любят все, кроме синиц и поползней.
- Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- В августе-сентябре собирают веточки крапивы, репейника, лебеды. Их сушат и зимой вешают веточки возле кормушек.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам
- Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.
3) Игра «Для кого угощение?»
- Вы запомнили, какой корм нужен птицам? Сейчас проверим! (Слайды 19 -23)
- рябина; (снегири)
- сало; (синицы)
- хлебные крошки; (воробьи)
- шишки; (дятел, клёст, сойка)
- семена подсолнечника (все птицы).
VIII Рефлексия.
- Что узнали о жизни птиц зимой?
- Как каждый из нас может помочь пернатым?
- Послушайте стихотворение и выделите главные слова. (Слайд 24)
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
-А теперь прочитайте первые буквы строк этого стихотворения и фразу, которая получилась.
СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ. (Слайд 25)
- Птицы – это часть нашей природы, и мы должны охранять их.
- Молодцы, ребята! Вы – друзья птиц. (Слайд 26)
Литература
Л.Е. Журова. Беседы с учителем. Методика обучения.1 класс.
Изд. Вентана-Граф.2008г.
М.Т. Карпенко. Сборник загадок. Изд. Москва «Просвещение» 2000г.
П.Р.Ляхов Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Изд. Москва2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"
Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...
Жизнь птиц зимой (Презентация)
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация "Жизнь птиц зимой"
Презентация к занятию во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Жизнь птиц зимой"...
урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений ...
Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"...
Жизнь птиц зимой
Обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах. Расширить и закрепить знания детей о зимующих (оседлых) птицах. ...