Календарно-тематическое планирование учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Костровская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета от «30» августа 2018 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом от 31.08.2018 г. № 1-73 Директор МБОУ "Костровская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области _______________ М.П.Мешкова |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета
«Окружающий мир»
для учащихся 4 класса
(базовый уровень)
Предметная область: Обществознание
Учитель: Черепнина Галина Анатольевна
высшей квалификационной категории
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материалы учебно-методического комплекта
Для учителя
1.Программа Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. в 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2011.
2.А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.:- М.: Просвещение, 2018.
3.А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.:- М.: Просвещение, 2018.
4.Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
Для учащихся
1.А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.:- М.: Просвещение, 2018.
2.А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.:- М.: Просвещение, 2018.
3.Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
Методическая литература
1.А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
2.Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
3.От земли до неба: атлас – определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Особенности организации контроля по окружающему миру.
Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов
учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные
суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.
Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней
трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.
Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.
Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Грубые ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Негрубые ошибки:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
ТЕСТЫ
Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся
формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Предметные результаты | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | Дата | ||||||
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | План | Факт | ||||||
Земля и человечество (11 ч) | |||||||||||
1 | Мир глазами астронома. | 1час | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | Оценивать жизненные ситуации. | Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Определять причины явлений, событий. | Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
2 | Планеты солнечной системы. | 1час | Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Оценивать жизненные ситуации. | Выявление существенных признаков объектов. | Делать выводы на основе обобщённых знаний. | |||||
3 | Звёздное небо – великая книга природы. | 1час | Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе. | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. | ||||||
4 | Мир глазами географа. | 1час | Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||||
5 | Пояса Земли. | 1час | Представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Задавать вопросы. | |||||
6 | Мир глазами истории. | 1час | Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Задавать вопросы. | ||||
7 | Когда и где? | 1час | Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | Принимать и сохранять учебную задачу. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Задавать вопросы. | |||||
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1час | Человек - часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. Установка на безопасный здоровый образ жизни. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Формировать собственное мнение и позицию. | ||||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1час | Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Использовать речь для регуляции своего действия. | |||||
10 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1час | Охрана растительного и животного мира. | Использовать речь для регуляции своего действия. | |||||||
11 | Обобщение по разделу «Земля и человечество». | 1час | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Адекватно использовать речевые средства. | |||||
Наша природа (11 ч) | |||||||||||
12 | Равнины и горы России. | 1час | Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Оценивать жизненные ситуации. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
13 | Моря, озёра и реки России . Практическая работа на тему «Моря, озёра и реки России». | 1час | Водоёмы, их разнообразие, использование человеком. | ||||||||
14 | Зона Арктических пустынь. | 1час | Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Оценивать жизненные ситуации. Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
15 | Тундра. | 1час | Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека | ||||||||
16 | Леса России. | 1час | Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | |||||||
17 | Лес и человек. Экскурсия №1 в парк «Леса нашего края». | 1час | Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным. | Различать способ и результат действия. | Делать выводы на основе обобщения знаний. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |||||
18 | Зона степей. | 1час | Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||
19 | Пустыня. | 1час | Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
20 | У Чёрного моря. | 1час | Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | ||||||
21 | Экологическое равновесие Экскурсия № 2 на тему «Экологическое равновесие». | 1час | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. | Делать выводы на основе обобщения знаний. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
22 | Обобщающий урок по теме «Природные зоны России». | 1час | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Адекватно использовать речевые средства. | ||||
Наш край – часть большой страны (12 ч) | |||||||||||
23 | Наш край. | 1час | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | ||||
24 | Поверхность нашего края. | 1час | Представление о поверхности родного края; работа с картой. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | ||||||
25 | Водоёмы нашего края. Практическая работа на тему «Водоёмы нашего края». | 1час | Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана. | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | |||||
26 | Наши подземные богатства. | 1час | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |||||
27 | Земля-кормилица Практическая работа по теме «Земля-кормилица». | 1час | Различные виды почв и их состав. Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов. | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. | |||||||
28 | Жизнь леса. | 1час | Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Адекватно использовать речевые средства. | ||||
29 | Жизнь луга. | 1час | Представления о луге, как природном сообществе. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Адекватно использовать речевые средства. | ||||||
30 | Жизнь пресного водоёма. | 1час | Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Адекватно использовать речевые средства. | ||||||
31 | Растениеводство в нашем крае Практическая работа на тему «Растениеводство». | 1час | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
32 | Незаметные защитники урожая. | 1час | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Определять причины явлений, событий. | |||||
33 | Животноводство в нашем крае. | 1час | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | ||||
34 | Обобщающий урок по теме «Родной край». | 1час | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Адекватно использовать речевые средства | |||||
Страницы мировой истории (6 ч) | |||||||||||
35 | Начало истории человечества. | 1час | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Оценивать жизненные ситуации. |
| Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; | ||||
36 | Мир древности: далёкий и близкий. | 1час | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | ||||||
37 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1час | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. | Принимать и сохранять учебную задачу,
| Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формировать собственное мнение и позицию.
| |||||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1час | Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | |||||||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1час | Выдающиеся люди разных эпох. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | |||||||
40 | Обобщение по теме «Страницы мировой истории». | 1час | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. | Делать выводы на основе обобщения знаний. | Адекватно использовать речевые средства. | ||||
Страницы истории Отечества (20ч) | |||||||||||
41 | Жизнь древних славян. | 1час | Представление о жизни древних славян. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Оценивать жизненные ситуации |
| Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формировать собственное мнение и позицию. | ||||
42 | Во времена Древней Руси. | 1час | Представление о Древней Руси, русских князьях. | ||||||||
43 | Страна городов. | 1час | Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде. |
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | |||||
44 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1час | Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | |||||
45 | Трудные времена на русской земле. | 1час | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | ||||
46 | Русь расправляет крылья. | 1час | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | |||||
47 | Куликовская битва. | 1час | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
| Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | |||||
48 | Иван III . | 1час | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | ||||||
49 | Мастера печатных дел. | 1час | Выдающиеся люди разных эпох | Работать с различными источниками | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | ||||||
50 | Патриоты России Экскурсия № 3 в краеведческий музей «Патриоты России». | 1час | Выдающиеся люди разных эпох. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Делать выводы на основе обобщения знаний. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||||
51 | Пётр Великий. | 1час | Времена правления Петра 1, его реформы. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | |||||
52 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1час | Выдающиеся люди разных эпох. | ||||||||
53 | Екатерина Великая. | 1час | Россия во времена правления Екатерины 2. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю. Осознание своей этнической принадлежности. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | ||||
54 | Отечественная война 1812 года. | 1час | Представление о войне 1812 года. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | |||||||
55 | Страницы истории XIХ века | 1час | Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | ||||||
56 | Россия вступает в ХХ век. | 1час | Важнейшие события в России в начале 20 века. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | |||||||
57 | Страницы истории 20-30 гг. | 1час | Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
| Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | |||||
58 | Великая война и Великая победа. | 1час | Великая Отечественная война и её герои. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | ||||||
59 | Великая война и Великая победа | 1час | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | ||||||
60 | Страна, открывшая путь в космос. | 1час | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Осуществлять запись выборочной информации. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | ||||
Современная Россия (8 ч) | |||||||||||
61 | Основной закон России и права человека. | 1час | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях. | Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций | ||||
62 | Мы - граждане России. | 1час | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей). | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | |||||
63 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». Практическая работа на тему «Нарушение прав ребёнка».. | 1час | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. | Извлекать информацию, представленную в разных форматах. | Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | ||||||
64 | Славные символы России. | 1час | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю. Осознание своей этнической принадлежности. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях. | Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | ||||
65 | Такие разные праздники. | 1час | Праздники России, их различие и особенности. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. | Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||||
66 | Путешествие по России. | 1час | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Составлять план решения учебной задачи. | ||||||
67 | Обобщающий урок по разделу «Современная Россия». | 1час | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. | Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Строить сообщения в устной и письменной форме | Делать выводы на основе обобщённых знаний Адекватно использовать речевые средства | ||||
68 | Обобщающий урок по итогам года – КВН. | 1час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Математика»2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды ВладимировныУМК «Школа России»
Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Математика» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
Календарно - тематическое планирование учебного предмета "Окружающий социальный мир".
laquo;Окружающий социальный мир» представляют собой описание возможных результатов образования данной категории учащихся.1) Представления о мире, созданном руками человека• Интерес к...
"Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир", 2 класс УМК "Перспектива" поможет учителю начальных классов, особенно молодым специалистам в данной области, в составлении Раб...
Обновлённый ФГОС НОО: Рабочая программа 1-4 класс, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Математика", 4 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального обще...