Открытый урок по окружающему миру в 3 классу на тему "Органы чувств" ("Школа России")
учебно-методическое пособие по окружающему миру (3 класс)
Открытый урок был дан 11.12.2018 г. здесь представлена технологическая карта, карточки, презентация, анализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_uroka_okr.mir_.docx | 29.46 КБ |
prilozhenie.docx | 26.03 КБ |
organy_chuvstv.ppt | 629 КБ |
analiz_uroka.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3 класс
Предмет: окружающий мир
Тема:« Органы чувств».
Цель Исследование и изучение особенностей органов чувств, их работы .
Задачи:
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
- Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Формируемые УУД:
- Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
- Регулятивные УУД:
1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
- Личностные УУД:
1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
- Коммуникативные УУД:
1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Планируемые результаты: знать: -названия и функции органов; уметь: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; различать группы органов чувств; ставить опыты и формулировать результат; устанавливать взаимосвязь с темой урока.
Методы:
Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Материалы и оборудование:интерактивная доска, ПК, презентация, материалы (стаканчики с шоколадом, мыло, кремом, соком, чаем, какао), конверты по группам с карточками
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – исследование.
Основные понятия: органы чувств, осязание, обоняние
Форма работы: фронтальная, групповая
Ход урока.
Предварительный просмотр:
1.Прочитай в группе.
Мы привыкли не только видеть и слышать окружающий нас мир, но и чувствовать его запахи. Запахи окружают нас повсюду. Какие-то из них для нашего обоняния приятны, какие-то не очень. Когда нас вдруг одолевает насморк, мы испытываем чувство дискомфорта.
Обоняние - это возможность чувствовать и узнавать различные запахи. Без восприятия окружающих нас благовоний мир становится не совсем понятным.
5. Игра «Съедобное –несъедобное»
Перед вами стаканчики с разным содержимым. С закрытыми глазами определите по запаху, где съедобное, а где –нет.
2. Найди в учебнике с .127-128 советы, которые помогут сохранить орган обоняния. Расскажи их в группе.
3.Это интересно!
-Нос – самая холодная часть тела. Температура кончика носа всего 22 С.
-Скорость воздушного потока при спокойном дыхании 2 км/ч, при чихании 170 км/ч.
-Наиболее острым обоняние становиться летом и весной.
-Слепые люди могут узнавать название газеты по её запаху.
-В нашем носу находится более 11 миллионов обонятельных клеток, а человеку для распознавания доступны чуть больше 3000 запахов. - У каждого носа есть «любимые» запахи. Это могут быть индивидуальные запахи. Но чаще всего «любимыми» являются запахи свежевыпеченного хлеба, скошенной травы, кофе и шоколада.
4.Гимнастика для носа. Сделай сам, а потом в группе.
-сделать медленный вдох через рот. Затем несколько резких выдохов через нос.(повторить 5 раз)
-указательный палец левой руки положи на лоб выше переносицы большим пальцем зажать левую ноздрю. Сделать вдох через правую ноздрю. Указательным –сжать правую. Выдохнуть через левую.(5 раз)
-зажать левую ноздрю. Несколько раз вдохнуть – выдохнуть через правую.
-зажать правую ноздрю. Несколько раз вдохнуть – вдохнуть через левую.
1. Прочитай в группе .
Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телевизор, любуемся красотой окружающего мира. Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. Тогда человек видит его цвет, размер.
Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Глаза – орган зрения.
Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете. Зрение надо беречь!
3.Это интересно! Прочитай и расскажи в группе.
-Вы не можете чихнуть с открытыми глазами.
-Глаз человека видит только три цвета: красный, синий и зеленый. Остальные цвета являются сочетанием этих цветов
- Ваши глаза всегда останутся такого же размера, что и при рождении, а уши и нос не перестают расти.
- Вы можете моргнать 5 раз в секунду.
- Изображения, которые отправляются в наш мозг, на самом деле перевернуты.
- Каждая ресница живет около 5 месяцев.
2. Найди в учебнике на с.126 советы, которые помогут сохранить зрение. Расскажи в группе.
4.Гимнастика для глаз. Сделай сам, а потом в группе.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно
(посмотреть вправо-влево)
Ах, как солнце высоко
( посмотрите вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
( закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим
Вверх по радуге пойдём,
(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)
Вправо-влево повернём,
А потом скатимся вниз,
( Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись
( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)
5. Игра «Где стереть?».
На листе бумаги участники игры рисуют «рожицу». Затем, закрыв глаза рукой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
1.Прочитай в группе.
Второй по важности орган чувств у человека – ухо. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Ухо - орган слуха.
Мы видим только наружную часть уха – ушную раковину. Остальная его часть находится внутри головы – среднее ухо и внутреннее ухо. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки создают вибрацию внутри уха. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка.
Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.
5.Игра «Угадай, кто?»
Ведущий закрывает глаза. Одноклассник зовет его по имени. Он должен угадать имя одноклассника, который его позвал.
3.Это интересно! Прочитай сам, расскажи в группе.
-Звук бушующего океана, который мы слышим, когда прикладываем морскую ракушку к уху – это не океан, а звук крови, бегущей по венам в ухе.
-Уши могут самоочищаться. В ушном проходе есть поры, которые производят серу. С помощью мелких волос они выталкивают её из ушей.
-Известно, что первые золотые серьги начали носить моряки. Это нужно было для того, чтобы их могли похоронить достойно. Вот такое применение украшению.
-Нос и уши – две части тела, которые способны расти на протяжении всей жизни человека
-Африканская земля славится неким племенем по имени Маабан. Они уникальны тем, что живут в полной тишине. Члены племени, когда достигают пожилого возраста могут слышать шёпот на расстоянии 300 м.
4.Гимнастика для ушей. Сделай сам, а потом в группе.
-Потереть уши ладонями – уши замерзли, согреем их.
-Большим и указательным пальцами разминаем уши сверху-вниз – «лепим» уши.
-Тихо дергаем себя за ушки. 10 раз.
6.Подбери однокоренные слова к слову «ухо», расскажи в группе.
Ушастый, ушастик, ушной, ушко, ушанка, наушник, околоушной, безухий, подушка
2.Найди в учебнике на с.127 советы, которые помогут сохранить слух. Расскажи в группе.
1. Прочитай в группе.
Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов. Благодаря им человек различает вкус пищи – сладкий, соленый, горький кислый. Получив от них информацию, мозг формирует ощущение вкуса. Язык – орган вкуса.
Он же решает, съедобна или несъедобна пища. От вкусовых ощущений зависит аппетит и выделение пищеварительных соков. Вкусовая чувствительность человека может изменяться от температуры пищи, от состояния здоровья.
Таким образом, язык –один из наших сторожей. Он не только помогает определить вкус – сладкий, соленый, горький, кислый, но и если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное, несвежее или горячее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что опасно организму.
3.Это интересно! Прочитай сам, расскажи в группе.
- Цвет языка свидетельствует о здоровье человека. В нормальном состоянии орган имеет бледно-розовый цвет.
- На поверхности языка живет огромное количество бактерий
- Язык – самая подвижная и гибкая мышца в теле человека. Она способна принимать разные формы и закреплена лишь с одной стороны. В состоянии покоя эта часть тела полностью заполняет собой ротовую полость. Однако его мышцы не самые сильные в организме.
4. Гимнастика для языка. Сделай сам, а потом в группе.
«Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким.Спрятать.(повтор5р)
«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами.
«Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку.
«Змейка» – открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать обратно.
5. Игра «Футбол».
С закрытыми глазами попробуйте на вкус и угадайте, что за предмет.
2.В учебнике на с.128 найди советы, которые помогут сохранить орган вкуса. Расскажи в группе.
6. Подбери однокоренные слова к слову «Язык».Расскажи в группе.
1.Прочитай в группе.
Кожа – орган осязания. Она защищает тело от повреждений, удерживает в нём жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.
Кожей мы чувствуем холод и тепло, ветер или жар, жжение или боль, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания, спрятанные по всему телу. Они разные, и тоже передают свои сигналы в мозг. Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего “скафандра” заключается в том, что сообщает нам, к чему мы прикасаемся.
Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием.
5.Игра «Мешочек чудес».
Перед вами 2 мешочка с различными предметами. Попробуйте на ощупь определить, что за предметы там лежат. Предложи это сделать и одноклассникам. Крупа, орех грецкий, вата.
3.Это интересно! Прочитай сам, расскажи в группе.
-Кожа является самым большим человеческим органом. Ее масса может достигать 4 кг, а площадь составляет приблизительно 2 квадратных метра.
- У каждого человека на теле насчитывается от 30 до 100 родинок
- Невозможно пощекотать самого себя, потому что мозжечок знает, что человек касается себя собственными руками и попросту не реагирует на эти действия.
- Ногти и волосы тоже относятся к коже – они считаются ее придатками!
2.В учебнике на с.129 найди советы, которые помогут тебе сохранить кожу.
6. Подбери однокоренные слова к слову «кожа». Расскажи в группе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
у х о г л а з к о ж а н о с я з ы к р
Глаза – орган зрения Ухо – орган слуха Язык – орган вкуса Нос – орган обоняния Кожа – орган осязания
Составим синквейн в парах. Название - одно слово( существительное) Описание - два слова (прилагательные) Действия – 3 слова (глаголы) Фраза - 4 слова( предложение) Повторение сути – 1 слово (синоним)
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе Дата проведения: 11 декабря 2018 года
Учитель: Филимонова Татьяна Александровна
Тема урока: «Органы чувств»
Образовательные цели урока:
1. исследование и изучение особенностей органов чувств.
Развивающие цели:
1.развивать речь, мышление
Воспитательные цели:
1.воспитывать интерес к предмету, формировать умение работать в паре, в группе.
Тип урока: Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока – смешанный. По характеру познавательной деятельности - частично-поисковый . Урок по теме «Органы чувств» проведен в 3 классе по УМК «Школа России». Это 2 по счету урок в теме «Мы и наше здоровье». Всего на изучение данной темы отводится …часов. Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям.
Во время урока формировались универсальные учебные действия
Познавательные через: ориентацию в информационном материале предлагаемого учебного материала, поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; построение небольших природоведческих сообщений в устной форме; построение рассуждений о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
Регулятивные через: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных ориентиров учителем действий в учебном материале; осуществление первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
поиск варианов решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществление пошагового контроля своих действий под руководством учителя.
Коммуникативные через: принятие работы парами и группами; восприятие различных точек зрения; принятие задаваемых вопросов; контролировать свои действия;
применение простых речевых средств для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
При планировании данного урока мною были учтены не все возможности учеников данного класса, но в полной мере учтены возрастные особенности данного школьного возраста.
Приоритетными технологиями на данном уроке явились информационные, здоровьесберегающие, коммуникативные, частично-поисковые, развивающие. По способу предъявления учебной информации использованы методы обучения – практический, словесный, игровой, использование ТСО.
На организационном этапе я психологически настроила детей на предстоящее занятие, создала доброжелательную атмосферу, подготовила детей к предстоящей работе.
Мотивацию к работе провела через воспитательный момент о людях с ОВЗ. Данное задание помогло учащимся самостоятельно сформировать цели и задачи урока.
Этап повторения отсутствовал.
Работая по теме урока была организована в форме групповой работы. Каждая команда работала над отдельным органом, а затем рассказывали всем остальным одноклассникам о проделанной работе.
Проверку и закрепление полученных знаний провела в виде самостоятельной работы в тетради, которая помогла систематизировать полученные знания. Взаимопроверка проведена в парах.
В целом о проведённом уроке скажу, что материал урока был доступен, логичен. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась игровыми и проблемными ситуациями. Самостоятельная работа учеников на уроке составила 50% (20 минут). Все намеченные задания урока выполнены и проверены в ходе самопроверки обучающихся. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. На уроке прослеживалась межпредметная связь с чтением, русским языком. Осуществлялся дифференцированный подход к учащимся при проведении урока. Высокая работоспособность школьников обеспечивалась за счёт смены видов деятельности, поддержания доброжелательной атмосферы, использования физминуток. На уроке я использовала различные методы учебной деятельности: словесные (обсуждение), наглядные (карточки с заданиями, мультимедийный проектор), рефлексивные (самооценка). При работе в группе постоянно менялся вид работы: чтение, игра, опыт. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение триединой цели, этому способствовала единая тематическая направленность.
Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Заинтересованность учащихся не снижалась в течение всего урока. Ориентация на личность обучающегося прослеживалась в ходе каждого этапа урока.
Моя деятельность на уроке была направлена на формирование навыков самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции и рефлексии учащихся. Я направляла учеников на своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, перехода с одного этапа урока на другой. С моей помощью цели урока достигнуты, дети самостоятельно и, в основном, верно решали учебные задачи, что подтверждают хорошие результаты индивидуальной работы на карточках.
Все поставленные задачи при проведении урока удалось полностью реализовать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема "Птицы". УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Птицы" Программа "Школа России". Учебник А.А. Плешакова.Цели:1. Познакомить детей с птицами.2. Учить определять принадлежность животного к своей группе.3.Во...
Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.
Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Проект "Родословная"" .Программа "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Проект "Родословная"" .Программа "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс " Где живут медведи?" Школа России
Технологическая карта урока с использованием образовательных ресурсов Видеоуроки, Гугл презентация....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: "Растениеводство". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о растениеводство; знакомство с различными культурными растениями и профессиями в растениеводстве.Планируемые результатыПредметные:Знать о растени...
конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живет семья?" (Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об истории семьи, о роли в семье.Планируемые результатыПредметные:Знать:- что такое семья;- имена и фамилии членов своей семьи.Уметь:- рассказыв...
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Правила вежливости" УМК "Школа России" 2 класс
Урок изучения нового материала.Цели урока: Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях....
- Мне нравится (1)