Открытый урок по окружающему миру в 3 классу на тему "Органы чувств" ("Школа России")
учебно-методическое пособие по окружающему миру (3 класс)

Открытый урок был дан 11.12.2018 г. здесь представлена технологическая карта, карточки, презентация, анализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_okr.mir_.docx29.46 КБ
Файл prilozhenie.docx26.03 КБ
Office presentation icon organy_chuvstv.ppt629 КБ
Файл analiz_uroka.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3  класс

Предмет: окружающий мир

Тема:« Органы чувств».

Цель Исследование и изучение особенностей органов чувств, их работы .

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Формируемые УУД:

- Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых  природоведческих отношениях.

- Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

- Личностные УУД:

1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

- Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Планируемые результаты: знать: -названия и функции органов; уметь: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; различать группы органов чувств; ставить опыты и формулировать результат; устанавливать взаимосвязь с темой урока.

Методы: 

Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Материалы и оборудование:интерактивная доска, ПК,  презентация, материалы (стаканчики  с шоколадом, мыло, кремом, соком, чаем, какао), конверты по группам с карточками

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:  урок – исследование.

Основные понятия: органы чувств, осязание, обоняние

Форма работы: фронтальная, групповая

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион -

ный момент

-Здравствуйте, уважаемые знатоки окружающего мира.

Пусть в этот зимний и прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного настроения!

-посмотрите друг на друга, улыбнитесь, займите свои места.

Настраиваются на урок

Постановка проблемы

-Отгадав кроссворд, узнаете тему нашего урока. (слайд)

1. С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок? 
2. С помощью какого органа мы узнаём, что написано или нарисовано в этой книге? 
3.Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели? 
4.Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? 
5.С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? 

-прочитайте ключевое слово? Что это за органы?

Это будет темой нашего урока – Органы чувств.(слайд)

-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в мире?

- Ребята, но есть люди, у которых некоторые органы чувств работают плохо, или не работают совсем: это глухие, слабослышащие, слепые. Как к ним надо относится?

- какую же цель мы поставим перед собой на уроке?

к

у

о

я

х

ж

з

о

     р

г

а

н

ы

л

о

к

а

с

з

Органы чувств

-если мы встретим таких людей, надо к ним относится  так же как и к обычным людям, но при  этом помогать им по мере возможности.

-изучить органы чувств, познакомиться с органами

«Открытие» детьми нового знания.

-А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

-Кстати, кто такие исследователи?

-Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

-Так что же будет предметом нашего исследования

Верно.

-Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм.

Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы.

Давайте приступим к исследованию.

Работа в группах:

- сейчас вы разделитесь на 5 групп. Каждая из групп получит конверт с заданиями. Разделите задания между собой и выберите себе капитана. На выполнение задания вам отводится 7-10  минут.  Потом вы будете рассказывать о своем органе одноклассникам.

Вспомним правила работы в группах.

  1. -Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

После выполнения заданий каждая группа отчитывается  о его выполнении.

Задания в группах. План.

1.Прочитай текст одноклассникам.

2. Найди в учебнике советы, которые помогут сохранить орган чувств.

3. Прочитай «Это интересно!» в группе.

4. Выполни вместе гимнастику для органа.

5. Поиграй в группе.

6.Подбери однокоренные слова.

 

Это люди, которые что-то изучают, исследуют.

Мы будем исследовать человека.

Закрепление.

- вот мы и прослушали информацию об органах чувств. Проверим теперь, как вы их запомнили. Откройте свои рабочие тетради с 74 №2. Выполните самостоятельно, а затем обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения.(слайд)

Итог

Вспомним- какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Мы достигнули цели?

Закройте глаза – увидим ли мы окружающий мир? А без ушей? Без носа? Без  языка или кожи?

-составим синквейн по теме. (слайд)

-что? – глаза, уши, нос, язык, кожа.

-какие? – разноцветные, здоровые, чистые, крепкие

-что делают? – видят, слышат, нюхают,  чувствуют, ощущают.

-предложение -  благодаря глазам мы смотрим. Благодаря ушам мы слушаем. Благодаря носу мы вдыхаем. Благодаря языку мы чувствуем. Благодаря коже мы ощущаем.

-синонимы - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

-А надо ли беречь органы чувств?

Исследовать органы чувств человека, определить их значение.

-не увидим.

Рефлексия

-Кому было легко работать на уроке?

-Кому было трудно? Нарисуйте человечку недостающие органы.

-закончить урок хочу так:

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать, 

Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

они всегда тебе помогут.

-мне было  интересно и легко с вами работать, спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

1.Прочитай в группе.

Мы привыкли не только видеть и слышать окружающий нас мир, но и чувствовать его запахи. Запахи окружают нас повсюду. Какие-то из них для нашего обоняния приятны, какие-то не очень. Когда нас вдруг одолевает насморк, мы испытываем чувство дискомфорта.

Обоняние - это возможность чувствовать и узнавать различные запахи. Без восприятия окружающих нас благовоний мир становится не совсем понятным.

5.  Игра «Съедобное –несъедобное»

Перед вами стаканчики с разным содержимым.  С закрытыми глазами определите по запаху, где съедобное, а где –нет.

2. Найди в учебнике с .127-128 советы, которые помогут сохранить орган обоняния. Расскажи их в группе.

3.Это интересно!

-Нос – самая холодная часть тела. Температура кончика носа всего 22 С.

-Скорость воздушного потока при спокойном дыхании 2 км/ч, при чихании 170 км/ч.

-Наиболее острым обоняние становиться летом и весной.

-Слепые люди могут узнавать название газеты по её запаху.

  -В нашем носу находится более 11 миллионов обонятельных клеток, а человеку для распознавания доступны чуть больше 3000 запахов.                                                                                                                                    - У каждого носа есть «любимые» запахи. Это могут быть индивидуальные запахи. Но чаще всего «любимыми» являются запахи свежевыпеченного хлеба, скошенной травы, кофе и шоколада.

4.Гимнастика для носа. Сделай сам, а потом  в группе.

-сделать медленный вдох через рот. Затем несколько резких выдохов через нос.(повторить 5 раз)

-указательный палец левой руки положи на лоб выше переносицы большим пальцем зажать левую ноздрю. Сделать вдох через правую ноздрю. Указательным –сжать правую. Выдохнуть через левую.(5 раз)

-зажать левую ноздрю. Несколько раз вдохнуть – выдохнуть через правую.

-зажать правую ноздрю. Несколько раз вдохнуть – вдохнуть через левую.

1. Прочитай в группе .

Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.  Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телевизор, любуемся красотой окружающего мира. Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. Тогда человек видит его цвет, размер.

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Глаза – орган зрения.

Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете. Зрение надо беречь!

3.Это интересно! Прочитай и расскажи в группе.

 -Вы не можете чихнуть с открытыми глазами.

-Глаз человека видит только три цвета: красный, синий и зеленый. Остальные цвета являются сочетанием этих цветов

- Ваши глаза всегда останутся такого же размера, что и при рождении, а уши и нос не перестают расти.

- Вы можете моргнать 5 раз в секунду.

- Изображения, которые отправляются в наш мозг, на самом деле перевернуты.

- Каждая ресница живет около 5 месяцев.

2. Найди в учебнике на с.126 советы, которые помогут сохранить зрение.  Расскажи в группе.

4.Гимнастика для глаз. Сделай сам, а потом в группе.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

( посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

( закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

( Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

5. Игра «Где стереть?».

На листе бумаги участники игры рисуют «рожицу». Затем, закрыв глаза рукой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

 

1.Прочитай в группе.

Второй по важности орган чувств у человека – ухо. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Ухо - орган слуха.

Мы видим только наружную часть уха – ушную раковину. Остальная его часть находится внутри головы – среднее ухо и внутреннее ухо. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки создают вибрацию внутри уха.  Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

5.Игра «Угадай, кто?»

Ведущий закрывает глаза. Одноклассник зовет его по имени.  Он должен угадать имя одноклассника, который   его позвал.

3.Это интересно! Прочитай сам, расскажи в группе.

-Звук бушующего океана, который мы слышим, когда прикладываем морскую ракушку к уху – это не океан, а звук крови, бегущей по венам в ухе.

-Уши могут самоочищаться. В ушном проходе есть поры, которые производят серу. С помощью мелких волос они выталкивают её из ушей.

-Известно, что первые золотые серьги начали носить моряки. Это нужно было для того, чтобы их могли похоронить достойно. Вот такое применение украшению.

-Нос и уши – две части тела, которые способны расти на протяжении всей жизни человека

-Африканская земля славится неким племенем по имени Маабан. Они уникальны тем, что живут в полной тишине. Члены племени, когда достигают пожилого возраста могут слышать шёпот на расстоянии 300 м.

4.Гимнастика для ушей.  Сделай сам, а потом в группе.

-Потереть уши  ладонями – уши  замерзли, согреем их.

-Большим и указательным пальцами разминаем уши сверху-вниз – «лепим» уши.

-Тихо дергаем себя за ушки. 10 раз.

6.Подбери однокоренные слова к слову «ухо», расскажи в группе.

Ушастый, ушастик, ушной, ушко, ушанка, наушник, околоушной, безухий, подушка

2.Найди в учебнике на с.127 советы, которые помогут сохранить слух. Расскажи в группе.

1. Прочитай в группе.

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов. Благодаря им человек различает вкус пищи – сладкий, соленый, горький кислый. Получив от них информацию, мозг формирует ощущение вкуса. Язык – орган вкуса.

 Он же решает, съедобна или несъедобна пища. От вкусовых ощущений зависит аппетит и выделение пищеварительных соков. Вкусовая чувствительность человека может изменяться от температуры пищи, от состояния здоровья.

Таким образом, язык –один из наших сторожей.  Он не только помогает определить вкус – сладкий, соленый, горький, кислый, но и если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное, несвежее или горячее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что опасно организму.

3.Это интересно! Прочитай сам, расскажи в группе.

- Цвет языка свидетельствует о здоровье человека. В нормальном состоянии орган имеет бледно-розовый цвет.

- На поверхности языка живет огромное количество бактерий

- Язык – самая подвижная и гибкая мышца в теле человека. Она способна принимать разные формы и закреплена лишь с одной стороны. В состоянии покоя эта часть тела полностью заполняет собой ротовую полость. Однако его мышцы не самые сильные в организме.

4. Гимнастика для языка. Сделай сам, а потом в группе.

«Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким.Спрятать.(повтор5р)
«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами.

«Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку.

«Змейка» – открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать обратно.

5. Игра «Футбол».

С закрытыми глазами попробуйте  на вкус  и угадайте,  что за предмет.

2.В учебнике на с.128 найди советы, которые помогут сохранить орган вкуса. Расскажи в группе.

6. Подбери однокоренные слова к слову «Язык».Расскажи в группе.

1.Прочитай в группе.

Кожа – орган осязания. Она защищает тело от повреждений, удерживает в нём жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.

Кожей мы чувствуем холод и тепло, ветер или жар, жжение или боль, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания, спрятанные по всему телу.  Они разные, и тоже передают свои сигналы в мозг. Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего “скафандра” заключается в том, что сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием.

5.Игра «Мешочек чудес».

Перед вами 2 мешочка с  различными предметами. Попробуйте на ощупь определить, что за предметы там лежат. Предложи это сделать и одноклассникам. Крупа, орех грецкий, вата.

3.Это интересно! Прочитай сам, расскажи в группе.

-Кожа является самым большим человеческим органом. Ее масса может достигать 4 кг, а площадь составляет приблизительно 2 квадратных метра.

- У каждого человека на теле насчитывается от 30 до 100 родинок

- Невозможно пощекотать самого себя, потому что мозжечок знает, что человек касается себя собственными руками и попросту не реагирует на  эти действия.

- Ногти и волосы тоже относятся к коже – они считаются ее придатками!

2.В учебнике на с.129 найди советы, которые помогут тебе сохранить кожу.

6. Подбери однокоренные слова к слову «кожа». Расскажи в группе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по окружающему миру в 3 классе.

Слайд 2

у х о г л а з к о ж а н о с я з ы к р

Слайд 6

Глаза – орган зрения Ухо – орган слуха Язык – орган вкуса Нос – орган обоняния Кожа – орган осязания

Слайд 7

Составим синквейн в парах. Название - одно слово( существительное) Описание - два слова (прилагательные) Действия – 3 слова (глаголы) Фраза - 4 слова( предложение) Повторение сути – 1 слово (синоним)



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе                                                                                                                        Дата проведения: 11 декабря 2018 года

Учитель: Филимонова Татьяна Александровна

Тема урока: «Органы чувств»


Образовательные  цели  урока:

1. исследование и изучение особенностей органов чувств.

 Развивающие  цели:

1.развивать речь, мышление

Воспитательные цели:

1.воспитывать интерес к предмету, формировать  умение работать в паре, в группе.

Тип урока: Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока – смешанный. По характеру познавательной деятельности  -   частично-поисковый . Урок по теме «Органы чувств» проведен в 3 классе по УМК «Школа России». Это 2 по счету урок в теме «Мы и наше здоровье». Всего на изучение данной темы отводится …часов. Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям.

 Во время урока   формировались   универсальные учебные действия

Познавательные через: ориентацию в информационном материале предлагаемого учебного материала, поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; построение небольших природоведческих сообщений в устной форме; построение рассуждений о доступных наглядно-воспринимаемых  природоведческих отношениях.

Регулятивные через: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных ориентиров учителем действий в учебном материале; осуществление первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

поиск варианов решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществление пошагового контроля своих действий под руководством учителя.

Коммуникативные через: принятие работы парами и группами; восприятие различных точек зрения; принятие задаваемых вопросов; контролировать свои действия;

применение простых речевых средств для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.


При планировании данного урока мною были учтены  не все возможности учеников данного класса, но   в полной мере учтены возрастные особенности данного школьного возраста.

Приоритетными технологиями на данном уроке явились  информационные, здоровьесберегающие, коммуникативные, частично-поисковые, развивающие. По способу предъявления учебной информации использованы методы обучения – практический, словесный,  игровой, использование ТСО.

На организационном этапе я  психологически настроила детей на предстоящее занятие, создала доброжелательную  атмосферу, подготовила  детей  к предстоящей  работе.

         Мотивацию к работе провела через воспитательный момент о людях с ОВЗ. Данное задание помогло учащимся самостоятельно сформировать  цели и задачи урока.

             Этап повторения отсутствовал.

  Работая по теме урока была организована в форме групповой работы. Каждая команда работала над отдельным органом, а затем рассказывали всем остальным одноклассникам о проделанной работе.

 

 Проверку и закрепление полученных  знаний провела в виде самостоятельной работы в тетради, которая  помогла систематизировать полученные знания. Взаимопроверка проведена в парах.

         В целом о проведённом уроке скажу, что материал урока был доступен, логичен. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась игровыми и проблемными ситуациями. Самостоятельная работа учеников на уроке составила 50% (20 минут). Все намеченные задания урока выполнены и проверены в ходе самопроверки обучающихся. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. На уроке прослеживалась межпредметная связь с чтением, русским языком. Осуществлялся дифференцированный подход к учащимся при проведении урока. Высокая работоспособность школьников обеспечивалась за счёт смены видов деятельности, поддержания доброжелательной атмосферы, использования физминуток. На уроке я использовала различные методы учебной деятельности: словесные (обсуждение), наглядные (карточки с  заданиями, мультимедийный проектор), рефлексивные (самооценка). При работе в группе постоянно менялся вид работы: чтение, игра, опыт. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение триединой цели, этому способствовала единая тематическая направленность.

              Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Заинтересованность учащихся не снижалась в течение всего урока. Ориентация на личность обучающегося прослеживалась в ходе каждого этапа урока.

         Моя деятельность на уроке была направлена на формирование навыков самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции и рефлексии учащихся. Я направляла учеников на своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, перехода с одного этапа урока на другой. С моей помощью цели урока достигнуты, дети самостоятельно и, в основном, верно решали учебные задачи, что подтверждают хорошие результаты индивидуальной работы на карточках.

Все поставленные задачи при проведении урока удалось полностью реализовать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема "Птицы". УМК "Школа России"

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Птицы" Программа "Школа России". Учебник А.А. Плешакова.Цели:1. Познакомить детей с птицами.2. Учить определять принадлежность животного к своей группе.3.Во...

Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Проект "Родословная"" .Программа "Школа России"

Конспект урока  по окружающему миру 2 класс "Проект "Родословная"" .Программа "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс " Где живут медведи?" Школа России

Технологическая карта урока  с использованием образовательных ресурсов Видеоуроки, Гугл презентация....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: "Растениеводство". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о растениеводство; знакомство с различными культурными растениями и профессиями в растениеводстве.Планируемые результатыПредметные:Знать о растени...

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живет семья?" (Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об истории семьи, о роли в семье.Планируемые результатыПредметные:Знать:- что такое семья;- имена и фамилии членов своей семьи.Уметь:- рассказыв...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Правила вежливости" УМК "Школа России" 2 класс

Урок изучения нового материала.Цели урока: Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях....