Окружающий мир 4 класс тема " Как развивались и строились города"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Открытый урок окружающего мира в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»
Тема: « Как возникали и строились города».
- сформировать представление о постройке старинных городов; сформировать понятие «кремлевский» город;
- развивать наглядно-образное, логическое мышление, воображение;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших предков.
Формируемые УУД:
Личностные - осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов для ориентирования в нравственных нормах, правилах.
Регулятивные - постановка целей, планирование, контроль, коррекции действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные - ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, , осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия;
Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
Оборудование: учебник, печатная тетрадь, презентация, иллюстрации «кремлевских» городов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okr_mir_4.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающего мира в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»
Тема: « Как возникали и строились города».
- сформировать представление о постройке старинных городов; сформировать понятие «кремлевский» город;
- развивать наглядно-образное, логическое мышление, воображение;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших предков.
Формируемые УУД:
Личностные - осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов для ориентирования в нравственных нормах, правилах.
Регулятивные - постановка целей, планирование, контроль, коррекции действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные - ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, , осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия;
Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
Оборудование: учебник, печатная тетрадь, презентация, иллюстрации «кремлевских» городов.
Ход урока:
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята
Наши знания – это наше богатство.
Вперед, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы
И успехов. Для этого, у нас будут работать следующие группы
Индивидуалисты- ребята любящие работать самостоятельно( они получают конверт с заданиями и ключ к нему.
1 карточка
1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы
г) Уральские горы
2. Самые высокие горы России - это…
а) вулканы Камчатки
б) Уральские горы
в) Кавказские горы
3. Западно-Сибирская равнина – это…
а) холмистая равнина
б) плоская равнина
4. В список Всемирного наследия включены…
а) вулканы Камчатки
б) Саяны
в) Алтай
5. Одна из крупнейших равнин земного шара …
а) Западно-Сибирская равнина
б) Восточно-Европейская равнина
2 карточка
1.Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.)
2.Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)
3 карточка
1.Как называют Уральские горы? («старые горы»,)
2.Что такое рельеф?
3. Какие равнины расположены на территории нашей страны?
- Эрудиты- ребята работают со значением слов, размышляют над поставленной проблемой на уроке.
команда работает над объяснением смысла пословиц:
1. В бою за Отчизну и смерть красна.
2. Чужая сторона не прибавит ума.
3. Если не нашёл счастья дома, не обретёшь и на чужбине.
-Определите тему пословиц
- Художники- продемонстрируют рисунки и иллюстрации по теме урока.
- Артисты- прочитают выразительно подобранные ими стихотворения, посвященные нашему родному городу.
Есть много городов на свете:
Владимир, Тверь, Анапа, Клин.
Но лучший город на планете
Ты, моя родина, Сулин!
Пускай Нью-Йорк намного круче,
Пусть чистотой блестит Берлин,
Но для меня ты самый лучший,
Ты – самый Красный, мой Сулин!
Один хороший мой знакомый
Уехал вдаль, на Сахалин,
И там ему, вдали от дома,
Наверно, снится наш Сулин.
Чего б ты в жизни не добился –
Каких высот, широт и длин,
Не забывай, что ты родился
В чудесном городе Сулин.
Есть Красный Холм и Луч есть Красный.
В России ты такой один.
Цвети и славься, мой прекрасный,
Мой самый Красный, мой Сулин!
- Спортсмены- проведут разминку.
- Актуализация опорных знаний
Это что за богатырь
Раздается ввысь и вширь
И всегда, во мгле ночей,
Миллионы жжет огней? (город)
Какое слово было загадано? (Город).
- В каком числе стоит это слово? ( В единственном числе.)
-Поставьте слово «город» во множественное число. ( Города)
-Это слово будет ключевым, главным словом в названии темы нашего урока.
1.Вступительное слово учителя. -
Сегодня нам очень трудно представить современный мир без больших городов, широких проспектов, высотных зданий. Но ведь было время, когда вообще не было городов и больших поселений. Можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека.
Города бывают большие и малые, города-миллионеры и города-крепости. Одни имеют древнюю историю, другие были построены только в 20 веке. «Профессии » городов тоже различны. Например, одни города-столицы, другие являются крупными промышленными центрами, третьи — портами или курортами.
III . Постановка темы и цели урока
Проблемный вопрос:– Какое поселение наши предки называли городом? Как они строили свои города?
– Ответы на эти вопросы нам поможет дать сегодняшний урок. Сформулируйте тему урока: «Как возникли города. «Кремлевские» города» (учитель записывает на доске)
- Хотели бы вы узнать о городах на уроке?
- О каких городах вам хочется узнать больше: о современных или древних? Почему?
-Давайте поставим цели урока.
Дети:
-Узнать о том, как возникали, строились древние города, кто в них жил, чем там занимались люди, как назывались эти города, чем знамениты эти города и т.д.
(учитель записывает на доске)
Задачи:
1.Узнать, какое поселение наши предки называли городом
2.Выяснить, как строили города наши предки.
3. Познакомиться с «кремлевскими» городами.
(учитель записывает на доске)
Физминутка
Физминутка
А теперь встали из-за парт. Представьте, мы приехали на экскурсию в другой город. Идем по улице ( показывают) . Посмотрели на право , посмотрели налево. Идем дальше. Переходим дорогу,перед нами светофор. Горит красный (стоим смирно), желтый( ждем), Зеленый( идем). Тихонечко сели.
А теперь встали из-за парт. Представьте, мы приехали на экскурсию в другой
город.Идем по улице ( показывают) . Посмотрели на право , посмотрели налево.
Идем дальше. Переходим дорогу,перед нами светофор. Горит красный (стоим
смирно), желтый( ждем), Зеленый( идем). Тихонечко
VI. Изучение нового материала
1.Так что же обозначало слово «город» у славян?
Наши эрудиты, провели небольшое исследование происхождения и значения слова «город».
Катя:
-Я решила найти информацию о значении слова « город» в Интернете и посмотреть его значение в « Словаре русского языка» С.Ожегова.
-Вот, что я узнала из Интернета.
-Слово «город» произошло от слов городить, ограда, огораживать, огород, городище - место, где в древности стоял город.
-В словаре дано следующее значение слова.
Город - это крупный населенный пункт, торговый, административный, промышленный центр».
Учитель:
-Подберите к слову «город» родственные, однокоренные слова. ( Городской, городок. (Городище, пригород, пригородный).
На карте нашей необъятной Родины, есть маленький город, Красны Сулин. Находиться он в Ростовской области на реке Кудрючья , бассейне Северного Донца. Для нас, живущих здесь, родившихся здесь, нет роднее и ближе
В честь кого наш город так назван ? в честь полковника Андрея Лукича Сулина, который в 1797 основал наш город.
Какую важную дату отмечает Красный Сулин сегодня?
14 февраля ныне далекого 1943 года, воины 47-й гвардейской Дивизии освободили жителей Красного Сулина от немецко-фашистских захватчиков.
Наши артисты подготовили стихотворения о нашем городе
Итоги
VIII. Рефлексия.
- Ребята, вам понравился урок?
-Какова была цель урока?
- Достиг ли урок цели?
- О чём бы хотели ещё узнать?
-Что означало слово «город» в древнерусском языке?
– Как возникали первые города?
-Какие кремлевские города узнали? Каково их количество?
-По каким признакам славяне местность для строительства города?
Приложение
История создания Казанского Кремля относится к 11-12 векам Первоначально крепость строилась как оборонительное сооружение Волжской Булгарии для защиты от вражеских нападений. Здесь размещались торговые ряды, была построена мечеть, главным украшением площади был Кремль. Но все было разрушено и сожжено в 1552 году во время нападения войска Ивана Грозного. После завоевания Казани новый правитель распорядился заново отстроить на Казанском холме здание Кремля и восстановить облик административного центра.
В XVIII веке Казанский Кремль принял последнее вражеское нападение — Емельяна Пугачева в 1773 году и отстоял свои позиции. Враг отступил, но последствия разрушений археологи находят и сегодня.
Суздальский кремль
Суздальский Кремль — древнейшая часть города, ядро Суздаля, археологически существующее с X века, а по летописям — 1024 г. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города. На рубеже 11—12 веков. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяженностью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В Кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа. Во второй половине 15 века оборонительные сооружения укрепляются и досыпаются, в 1677 году возводится рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 4 класс «Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города»
Урок окружающего мира 4 класс «Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города».Программа: "Начальная школа 21 века"...
Урок окружающего мира в 4 классе по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" на тему "Как возникали и строились города"
Вначале урока проверка домашнего задания: дифференцированная работа, работа по карточкам, разгадывание кроссворда. Новая тема начинается с постановки роблемной ситуации по определению прич...
Материалы для проведения междисциплинарного ситуативного дня. 1 класс. Тема: " Москва- столица России. Мой город".
Этот материал используется мной в первые дни первоклассников в школе. Выполняя задание по теме" Мой город " ребёнок обобщает полученные знания по окружающему миру, закрепляет математические ...
Урок по окружающему миру на тему : Полезные привычки "Путешествие по городу Здоровейску"
Данный материал можно использовать на уроке по окружающему миру или при проведении внеклассного мероприятия по полезным привычкам....
Окружающий мир 4 класс тема " Как развивались и строились города" презентация у уроку
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК 21 век " Как развивались и строились города"....
Конспект урока по технологии (3 класс). Тема: Ателье мод. Одежда. Строчка стебельчатых стежков, строчка петельных стежков. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Цели деятельности учителя: формирование понятий о стебельчатом и петельном стежках; умение детей владетьтехническими приемами ; формирование знания о профессиях в сфере пошива одежды.Планируемые резул...
Сценарий урока окружающего мира в 4 классе Тема:« Как возникали и строились города»
Цели: создать условия для формирования представлений учащихся о постройках старинных городов и их значении в жизни славян, для знакомства с древнерусскими городами, способствовать развиват...