Урок окружающего мира 4 класс «Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира 4 класс «Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города».
Программа: "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_voznikali_i_stroilis_goroda.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3.
Окружающий мир
4 класс
«Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города»
Учитель: Васильева Е. И
Г. Усмань
1. Объявление темы и задач урока.
На сегодняшнем уроке мы узнаем, как возникали и строились города и совершим небольшое путешествие по «кремлёвским городам».
2. Работа по теме урока.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня нам очень трудно представить современный мир без больших городов, широких проспектов, высотных зданий. Но ведь было время, когда вообще не было городов и больших поселений. Можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека.
Города бывают большие и малые, города-миллионеры и города-крепости. Одни имеют древнюю историю, другие были построены только в 20 веке. «Профессии » городов тоже различны. Например, одни города-столицы, другие являются крупными промышленными центрами, третьи - портами или курортами.
Город – это всегда центр какой-то земли, территории, края. Вокруг него располагаются другие населённые пункты – сёла, посёлки, деревни.
2. Подумай.
От каких слов произошло слово «город»?
Городить, огораживать.
Действительно, наши предки-славяне выбирали удобное место и огораживали его для своего проживания.
3. Изучение нового материала.
Работа с учебником.
- Подумайте, какое место для строительства будущего города могли выбрать славяне?
- Почему свои поселения они строили на высоком берегу реки?
- А почему рядом с лесом?
- Подведём итог, перечислите причины выбора места для поселения – будущего города.
-Высокие берега реки защищали постройки от наводнения.
- Близость лесов (строительный материал, охота на диких зверей, бортничество, сбор грибов и ягод).
- Высокие берега реки защищали от нападения врагов.
- С высокого берега реки, если нагрянут враги, их будет видно издалека.
- Рыболовство.
- Вода – источник жизни.
Чтение вывода в учебнике. - А теперь сравним наш вывод с выводом в учебнике.
Позднее, когда появилась торговля, стали учитывать расположение торговых путей, чтобы тоже торговать.
Беседа об Усмани.
- А теперь это рассмотрим на примере нашего города.
На какой реке расположен наш город?
- Какие леса находятся поблизости?
- В каком году основан наш город?
-Кто является основателем нашего города?
- Как народ увековечил его имя?
Послушайте отрывок из стихотворения.
На какой татарской наковальне-
Тайнами томимое насквозь,-
Имя твоё, Усмань, отковали,
Чтоб оно в России прижилось?
-Какая легенда рассказывает, почему так назван наш город.
Рассказ учителя о способах укрепления города.
Свои поселения славяне укрепляли для защиты от нападений врагов. Поэтому первым делом строилась крепость – кремль. Его окружали высоким земляным валом, на котором ставили крепкую ограду из заострённых дубовых брёвен (частокол). Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали глубокий ров, который заполняли водой. Через ров перекидывали мост. В случае опасности мост легко и быстро поднимали. Не просто врагу было взять такую крепость. И вот эти укреплённые посёлки со временем стали называться городами.
Вспомните нашу экскурсию в музей. Там мы видели эти все укрепления. К сожалению, бревенчатые стены не сохранились. Пожары не пощадили их. Позднее стены кремля стали строить из камня и кирпича.
Путешествие по «кремлёвским» городам.
Город, в котором есть кремль, называется «кремлёвским» городом. Совершим путешествие по «кремлёвским » городам России. Как вы думаете, куда мы отправимся сначала?
-Почему в Московский Кремль?
Московский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия.
Соборы Кремля.
Выступления учеников.
Вы видите панораму Соборной площади Кремля. Соборную площадь окружают три величественных собора: Успенский, Благовещенский, Архангельский в центре Колокольня Ивана Великого. Главнейшим памятником истории является Успенский собор, построенный в 15 веке архитектором Аристотелем Фиоравенти, специально вызванным из Италии. «Яко един камень», - говорили о нём русские люди. Такого прежде не бывало на Руси. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины, русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.
В Успенском соборе хранилась самая почитаемая святыня – икона Владимирской богоматери. Владимирская богоматерь считалась защитницей от нашествий. Успенский собор стал символом русской государственности, суверенитета и единства страны. Сейчас здесь музей.
Благовещенский собор – домашняя церковь великого князя.
Архангельский собор – самый пышный из всех кремлёвских соборов. Это усыпальница московских князей и царя.
Колокольня Ивана Великого, звонница. Раньше с неё читались указы царя. Отсюда пошло выражение «кричать на всю Ивановскую».
Башни Кремля.
Всего в Кремле 20 башен. Хоть есть между ними сходство, но у каждой своё лицо и своя интересная история. Одна из башен Боровицкая. Она хранит в своём названии память о холме, который выбрал Юрий Долгорукий для строительства Кремля.
Тайницкая – под ней были вырыты тайный колодец и ход к Москве – реке.
Водовзводная: в ней когда-то находилась водоподъёмная машина, качавшая воду из башенного колодца в царский дворец.
Кутафья. Название своё получила от слова «кут» - укрытие, угол. Предмостное укрепление.
Спасская – главная башня, самая красивая и стройная. Названная так по иконе Спаса, которая находилась когда-то над воротами башни, Сначала 15 века на Спасской башне установлены Куранты.
Пять башен Кремля увенчаны рубиновыми звёздами: Спасская, Никольская, Водовзводная, Троицкая, Боровицкая.
Да и профессии у башен были различные: проездные, сторожевые, стрельницы.
Царь – колокол.
Весил он 12 тыс. пудов. Когда хотели его поднимать на колокольню, случился в Кремле пожар. В яму, где лежал колокол, упали горящие брёвна. Стали лить в яму воду. Колокол не выдержал такого испытания огнём и водой одновременно. Он дал трещины, и от него отвалился кусок весом в семьсот пудов.
Много лет пролежал колокол в земле, пока его не подняли и не водрузили на постамент. Там он и стоит по сей день, вызывая удивление всех.
Царь – пушка.
Отлита нашими предками в 1586 году. Делал её московский литейщик Андрей Чохов. В этом убеждает нас надпись, сделанная на стволе. Весит её ствол около 40 тонн. Длина ствола 5м34см. Калибр достигает 890мм. Стрелять эта пушка должна картечью, но стрелять царь – пушке не пришлось.
Просмотр к/ф « Грановитая палата ».
-В Московском Кремле есть ещё одно чудо – Грановитая палата. О нём вы можете узнать на страницах учебника в рубрике «Этот удивительный мир», но лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать – гласит русская поговорка. Посмотрим к/ф.
- Что такое Грановитая палата? (парадная зала царя, в которой отмечались важные события)
-Да, есть за что чтить и хвалить работу наших предков, оставивших нам такое великое наследие.
Казанский кремль.
-Это одно из самых красивых сооружений в России, помнит многие героические страницы истории.
Какие оборонительные сооружения мы здесь видим?
Нижегородский кремль.
-Рассмотрите иллюстрацию картины К.В. Лебедева «Новгород. Кремль». Автор изобразил Нижегородский кремль в морозный солнечный день. Согласитесь ли вы, что кремль выглядит величаво?
Какие обязательные «кремлёвские» постройки изобразил художник?
3. Итог урока.
- Какое место для строительства города выбирали наши предки?
- Почему свои города строили на высоком берегу реки?
-Как укрепляли город?
- Какое значение имел кремль для древних славян?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Урок окружающего мира в 3 классе "Улицы наших городов"
"Улицы наших городов"...
Урок окружающего мира по учебнику А.Плешакова "Страна городов"
Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова «Зелёный дом» относится к 5 разделу «Страницы истории Отечества» и знакомит учащихся с древними городами Руси Xи ХIвв Киевом и Новгородом, и...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"
Тема урока: «Проект «Города России». Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемы...
Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем строят корабли Зачем строят самолеты»(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением различных судов, с устройством корабля, рассказать о спасательных средствах на корабле; формировать представл...