Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Бекетова Любовь Федоровна

1 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okr_mir_1_klass.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по математике (далее Программа) разработана на основе:

  1. ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобразования России (от 6 октября 2009 г. № 373).
  2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Зыковская средняя общеобразовательная школа".
  3. Авторской программы "Окружающий мир" для начальной школы, разработанной Н.Ф. Виноградовой в рамках проекта "Начальная школа XXI века" (руководитель Н.Ф. Виноградова).

Общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Приоритетными задачами курса являются:

  • расширить содержание ознакомления с природой и обществом, уточнить понятие «Окружающий мир»;
  • продолжить работу по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, способствовать выполнению правил гигиены и физической культуры;
  • расширить краеведческие знания, формировать понятие «родной край»;
  • обогощать понятия «культура поведения», «культура взаимоотношений;

воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине, формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира, осуществлять подготовку к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

        Изменения в авторскую программу не внесены.

Учебно-методический комплект

  1. Окружающий мир : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч./Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2012
  2. Окружающий мир : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова. Г.С. Калинова - М.: Вентана-Граф, 2015

Общая характеристика учебного предмета с указанием особенностей организации учебной деятельности и видов контроля

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», "человек и творческая деятельность" и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

  1. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  2. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

Изучение предмета требует использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и пр.).

        Кроме обычных уроков, построенных в рамках реализации системно-деятельностного подхода, программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

        При подготовке к урокам должны использоваться формы самостоятельной работы учащихся: доклады, сообщения, работа с дополнительной литературой, творческие задания, практическая работа;

        В программу включены нетрадиционные формы организации занятий:

  • занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, физкультурном или игровом зале и пр.);
  • экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;
  • практические работы и опыты;

        В 1 классе проводятся следующие контрольные работы: текущие и итоговые.

        Основная цель текущего опроса – проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений  Текущий контроль может производиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.

        Итоговый контроль проводится в виде самостоятельных работ: в конце III четверти и в конце учебного года. При их организации используются задания, которые позволяют проверить уровень усвоения программных знаний, умение учащихся устанавливать элементарные связи и зависимости в природе, сравнивать и обобщать объекты и явления, ориентироваться в окружающем мире.

        В связи с тем, что контроль и оценка знаний в 1 классе имеют свои особенности, то целесообразно учитывать следующее:

  • контрольные работы в первом полугодии не проводятся;
  • оценка самостоятельных работ и ответов проводится только словесно, отметки не ставятся;
  • любая удача (даже незначительная) оценивается положительно.

Описание места учебного предмета в учебном плане

        На реализацию программы по Окружающему миру в 1 классе предусмотрено 66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

«Окружающий мир».

        Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

        Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

        Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

        Человечество как многообразие народов, культур, религий.

        Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

        Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

        Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

        Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

        Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

        Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Содержание учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Раздел

Содержание

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

I. Человек и природа

Личностные  УУД

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

– знание основных моральных норм поведения

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательного текста;

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы;

– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

  1. Введение. Этот удивительный мир.

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Ученик научится:

  • описывать сезонные изменения в природе;
  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • называть 3 - 5 растений сада и огорода, пришкольного участка, комнатных растений;
  • описывать внешние признаки растения;
  • различать животных по классам (без термина);
  • сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
  • называть особенности зверей - млекопитающих;
  • знать признаки земноводных.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать животных по месту обитания;
  • характеризовать условия роста растения;
  • выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
  1. Родная природа.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времен года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид ( 4- 5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4 - 5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3 - 4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода) Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери,  насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ:

правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

II. Человек и общество

  1. Мы - школьники.

Ты - первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Ученик научится:

  • определять время по часам с точностью до часа;
  • воспроизводить домашний адрес;
  • описывать назначение различных школьных помещений;
  • демонстрировать правила поведения на уроке.

Ученик получит возможность научиться:

  • участвовать в игровых и учебных ситуациях, раскрывающих правила поведения на уроке;

  1. Я и другие люди.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Ученик научится:

  • формулировать правила дружбы;
  • осуществлять распределение ролей в игре;
  • взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;

Ученик получит возможность научиться:

  • реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
  1. Труд людей.

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ:

правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Ученик научится:

  • классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.);
  • ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;

Ученик получит возможность научиться:

  • строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов;
  1. Семья.

Семья. Члены семьи. Труд и отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Ученик научится:

  • составлять небольшой рассказ о своей семье;
  • описывать деятельность членов своей семьи;

Ученик получит возможность научиться:

  • взаимодействовать с другими участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнения ми на  темы, близкие опыту детей.
  1. Наша страна - Россия. Родной край.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). памятные места нашего села. Труд людей родного села, профессии (например строитель, шахтер, тракторист, доярка и т.д.) Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ:

безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: "пешеходный переход", "подземный пешеходный переход", "железнодорожный переезд", "велосипедная дорожка", "велосипедное движение запрещено" и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Ученик научится:

  • воспроизводить название родного села;
  • описывать труд людей родного села;
  • воспроизводить правила ДД и пользования транспортом;
  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
  • называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
  • знать и определять символы Российского государства: герб, флаг, гимн.
  • формулировать права и обязанности гражданина РФ.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждения культуры и быта;

III. Правила безопасной жизни (изучается практически во всех разделах программы)

  1. Твое здоровье.

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Ученик научится:

  • демонстрировать знания о гигиене ротовой полости и кожи;
  • составлять режим дня первоклассника;
  • демонстрировать культуру поведения за столом.

Ученик получит возможность научиться:

  • действовать в соответствии с правильным режимом дня;
  • демонстрировать упражнения утренней гимнастики.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

        В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Обучающиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

        У первоклассников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Первоклассники получат возможность научиться  самостоятельно организовывать поиск информации.

Работа с текстом: поиск информации и понимание  прочитанного

Первоклассник научится:        

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  •      вычленять содержащиеся  в  тексте  основные  события  и устанавливать их последовательность; упорядочивать  информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между  собой  объекты,  описанные  в  тексте,  выделяя 2— 3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих   приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;

Первоклассник получит возможность научиться:

  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • пересказывать текст подробно и сжато;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

Работа с текстом: оценка информации

 Первоклассник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного  опыта  подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать   недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

        В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

        Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

        Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации  в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

        Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Первоклассник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Первоклассник получит возможность научиться:

набирать небольшие тексты на родном языке;

Обработка и поиск информации первоклассник научится:

  • использовать сменные носители (CD-диски, флэш-карты);
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический  орфографический контроль; следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

Создание, представление и передача сообщений первоклассник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из  готовых фрагментов (аппликация);

Первоклассник получит возможность научиться:

  • представлять данные;

Планирование деятельности, управление и организация первоклассник научится:

  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Первоклассник получит возможность научиться:

- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающегося

№ п/п

Темы раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

I. Человек и природа

Введение. Этот удивительный мир.

1 час

Ученик:

  • описывает сезонные изменения в природе;
  • определяет последовательность времен года (начиная с любого), находит ошибки в предъявленной последовательности;
  • устанавливает зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • называет 3 - 5 растений сада и огорода, пришкольного участка, комнатных растений;
  • описывает внешние признаки растения;
  • различает животных по классам (без термина);
  • сравнивает домашних и диких животных, выделяет признаки домашних животных;
  • называет особенности зверей - млекопитающих;
  • называет признаки земноводных.

Текущий

Тематический

Родная природа.

31 час

II. Человек и общество

Мы - школьники.

2 часа

Ученик:

  • определяет время по часам с точностью до часа;
  • воспроизводит домашний адрес;
  • описывает назначение различных школьных помещений;
  • демонстрирует правила поведения на уроке.

Текущий

Тематический

Я и другие люди.

3 часа

Ученик:

  • формулирует правила дружбы;
  • осуществляет распределение ролей в игре;
  • взаимодействует с участниками диалога: слушать друг друга, обменивается мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулирует вопрос;

Текущий

Тематический

Труд людей.

6 часов

Ученик:

  • классифицирует предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.);
  • ориентируется при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.
  • различает особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывает на тему «Что делают в …»;

Текущий

Тематический

Промежуточный контроль

Семья.

2 часа

Ученик:

  • составляет небольшой рассказ о своей семье;
  • описывает деятельность членов своей семьи;

Текущий

Тематический

Наша страна - Россия. Родной край.

15 часов

Ученик:

  • воспроизводит название родного села;
  • описывает труд людей родного села;
  • воспроизводит правила ДД и пользования транспортом;
  • различает дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
  • называет достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентируется в понятии «народное творчество»: приводит примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
  • знает и определяет символы Российского государства: герб, флаг, гимн;
  • формулирует права и обязанности гражданина РФ.

Текущий

Тематический

III. Правила безопасной жизни.

Изучается во всех разделах учебного предмета

Твое здоровье.

6 часов

Ученик:

  • демонстрирует знания о гигиене ротовой полости и кожи;
  • составляет режим дня первоклассника;
  • демонстрирует культуру поведения за столом.

Текущий

Тематический

Итоговый контроль

66 часов

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

ТСО, таблицы, электронные носители, Интернет-ресурсы, приборы и др.

Дидактические средства

  1. Окружающий мир : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч./Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2012
  2. Окружающий мир : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова. Г.С. Калинова - М.: Вентана-Граф, 2015
  3. «Окружающий мир» : программа : 1 -4 классы/Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  4. Окружающий мир: 1 - 2 классы: методика обучения /  Виноградова Н. Ф.    – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • классная доска 1;
  • магнитная доска 1;
  • экспозиционный экран 1;
  • компьютер 1;
  • мультимедийный проектор 1;
  • офисный пакет, антивирус 1;
  • наглядные пособия по русскому языку;
  • акустическая система;
  • учебные презентации.

Демонстрационные таблицы.

Глобус.

Карта.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Тема урока

Дата

план

факт

Человек и природа.

Введение. Этот удивительный мир.

Нас окружает удивительный мир.

01.09

Человек и общество.

Мы - школьники.

Давай познакомимся.

03.09

Мы - школьники.

08.09

Человек и природа.

Родная природа.

Сентябрь - первый месяц осени (урок – прогулка).

10.09

Что нам осень подарила.

15.09

Грибная пора.

17.09

Человек и общество.

Семья.

Семья.

22.09

Любимые занятия (урок – выставка).

24.09

Человек и общество.

Труд людей.

Как из зерна булка получилась.

28.10

Человек и домашние животные.

01.10

Человек и природа.

Родная природа.

Октябрь уж наступил (урок – экскурсия).

05.10

Явления природы.

08.10

Человек и общество.

Наша Родина. Родной край.

Где ты живешь?

12.10

Правила поведения на дороге.

15.10

Человек и общество.

Труд людей.

Ты и вещи.

19.10

Кто работает ночью.

22.10

Правила безопасной жизни.

Твое здоровье.

Твои помощники - органы чувств.

26.10

Правила гигиены.

29.10

О режиме дня.

09.11

Урок в спортивном зале.

12.11

Человек и природа.

Родная природа.

Ноябрь - зиме родной брат.

16.11

Ноябрь - зиме родной брат (экскурсия).

19.11

Дикие животные.

23.11

Звери - млекопитающие.

26.11

Что мы знаем о птицах.

30.11

Человек и общество.

Наша Родина. Родной край.

Родной край.

03.12

Дом, в котором ты живешь.

07.12

Человек и общество.

Труд людей.

Зачем люди трудятся.

10.12

Зачем люди трудятся. (экскурсия в школьную библиотеку).

14.12

Человек и природа.

Родная природа.

"В декабре, в декабре..."

17.12

Какая бывает вода?

21.12

Человек и общество.

Я и другие люди.

О дружбе.

24.12

Идем в гости.

28.12

С Новым годом.

11.01

Человек и природа.

Родная природа.

Январь - году начало, зиме середина.

14.01

Январь - году начало, зиме середина (экскурсия).

18.01

Хвойные деревья.

21.01

Жизнь птиц зимой.

25.01

Птицы зимой.

28.01

Человек и общество.

Наша Родина. Родной край.

Наша страна - Россия.

01.02

Символы российского государства: герб, флаг, гимн.

04.02

Богата природа России.

08.02

Леса и луга России.

11.02

Мы - россияне.

15.02

Человек и природа.

Родная природа.

Февраль - месяц метелей и вьюг.

18.02

Звери - млекопитающие.

20.02

Звери - млекопитающие.

29.02

Наш уголок природы. Животные уголка природы.

03.03

Наш уголок природы. Растения уголка природы.

10.03

Человек и общество.

Наша Родина. Родной край.

Мы - граждане России.

14.03

Контрольная работа. Правила поведения.

17.03

23 февраля - День защитника Отечества.

21.03

8 марта - праздник всех женщин.

24.03

Человек и природа.

Родная природа.

Март - капельник.

04.04

Март – капельник (урок – экскурсия).

07.04

Правила безопасной жизни.

Твое здоровье.

Если хочешь быть здоров.

11.04

Здоровая пища.

14.04

Человек и природа.

Родная природа.

Апрель - второй месяц весны.

18.04

Апрель - водолей.

21.04

Человек и общество.

Труд людей.

Труд людей: весенние работы. кто работает на транспорте.

25.04

День космонавтики.

28.04

Человек и природа.

Родная природа.

Май весну завершает...

05.05

Жизнь земноводных весной.

12.05

Итоговая контрольная работа.Животное - живое существо.

16.05

Человек - часть природы и не может жить без нее.

19.05

Природе нужны все!

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...