Дифференцированный подход в обучении на уроках окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Скворцова Надежда Владимировна

Цель работы:

Обобщить педагогический опыт по использованию дифференцированного подхода к младшим школьникам на уроках окружающего мира.

Объект исследования:

Процесс учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования:

Методические приёмы организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира в начальных классах.

Задачи работы:

1.            Рассмотреть сущность дифференцированного подхода к учащимся.

2.            Выявить пути реализации дифференцированного подхода в процессе обучения младших школьников окружающему миру.

3.            Создать комплекс методических приёмов использования дифференцированного подхода к учащимся для повышения уровня их успеваемости. Развивать   учебно – познавательную  мотивацию на основе дифференцированного обучения. 

4.            Оптимизация учебного процесса с помощью дифференцированных заданий на разных этапах урока.

На основании методического комплекса А.А. Плешакова мы  разработали разноуровневые дифференцированные задания по предмету, которые способствуют развитию учащихся с разными познавательными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нижегородский институт развития образования

Кафедра начального образования

Квалификационная работа

Форма : Описание обобщения собственной педагогической деятельности.

Тема : Дифференцированный подход в обучении на уроках окружающего мира.

                                  Выполнил :

                                                                Учитель начальных классов

                                                    МБОУ «Школа № 59»

                                                          Района Автозаводского

                                                                  Ф. И. О. Скворцова Надежда

                                          Владимировна

                                                     

Нижний Новгород

2016


Введение.

Одной из основных трудностей обучения является то, что дети приходят в школу с различной подготовкой и различными возможностями к обучению.

Исследования психологов свидетельствуют о том, что все обучающиеся в общеобразовательных школах дети могут усвоить программу, но как подчёркивают Н.А. Менчинская и М.И. Моро ''в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга : одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают с трудом, одни очень активны, другие проявляют пассивность и т.д.''.

Основное требование, предъявляемое к учителю в настоящее время – полное использование потенциальных возможностей каждого ученика

''Было бы хорошо, - замечает Н.Г. Уткина, - если бы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него задачи, так как только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению''. (14, с. 5)

''Необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности,  стал подлинным субъектом учения, желающим и  умеющим учиться. ''Только такой подход, - по мнению Н.Ф. Виноградовой, - делает возможным полноценную реализацию развивающей и воспитывающей функций обучения, то есть обеспечивает его гуманизацию''. (16, с.5)

Решением этой проблемы может стать дифференцированное  обучение. Проблема дифференцированного подхода является актуальной. Изучением этой проблемы, теоретическим обоснованием её занимались многие известные педагоги и психологи, такие как Н.А. Менчинская, З.И Калмыкова, Л.В. Занков, Л. И. Божович и многие другие.

Можно с уверенностью сказать, что любой учитель в своей работе в большей или меньшей степени использует элементы дифференцированного подхода.

В школьной практике дифференциация часто основывается только на интуиции, педагогическом опыте. Недостаточно разработаны методы диагностики индивидуальных особенностей учащихся и методические приёмы дифференциации. Всё это показывает, что проблема дифференцированного подхода к учащимся актуальна и требует дальнейшего изучения.

Цель работы:

Обобщить педагогический опыт по использованию дифференцированного подхода к младшим школьникам на уроках окружающего мира.

Объект исследования:

Процесс учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования:

Методические приёмы организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира в начальных классах.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть сущность дифференцированного подхода к учащимся.
  2. Выявить пути реализации дифференцированного подхода в процессе обучения младших школьников окружающему миру.
  3. Создать комплекс методических приёмов использования дифференцированного подхода к учащимся для повышения уровня их успеваемости. Развивать   учебно – познавательную  мотивацию на основе дифференцированного обучения.  
  4. Оптимизация учебного процесса с помощью дифференцированных заданий на разных этапах урока.

На основании методического комплекса А.А. Плешакова мы  разработали разноуровневые дифференцированные задания по предмету, которые способствуют развитию учащихся с разными познавательными возможностями.

Глава 1. Психолого – педагогические и методические основы дифференцированной работы на уроках окружающего мира.

  1. Сущность и виды дифференциации.

Проблема дифференциации в обучении не новая. В разные периоды развития общества и школы она решалась по – разному. Необходимость дифференцированного подхода особенно ярко проявлялась с введением классно – урочной формы занятий. Появилась необходимость считаться с индивидуальными особенностями каждого учащегося класса.

Значительный вклад в разработку вопроса развития личности, учёта закономерностей развития ребёнка внесли революционные демократы В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Они учили, что у ребёнка имеются слабые и сильные стороны. Учитель должен знать их и определять, какие из них развивать, формировать, а от каких в процессе формирования нужно избавиться. (3, с.82)

Неоценимый вклад в решение данной проблемы внёс великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он в русской классической педагогике наиболее глубоко разработал вопрос дифференцированного подхода к ученикам в учебно – воспитательном процессе.

К.Д. Ушинский считал, что основное условие успешного обучения ребёнка –  учёт его возрастных психических особенностей.

Общие рецепты в учении не приведут к успеху, потому что дети по своей природе очень индивидуальны.

К.Д. Ушинский писал : ''Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях''. (13, с.23) В своём пособии для обучающих он рекомендовал делить класс на группы для того, чтобы давать всем детям знания в соответствии с их подготовкой. Он писал : ''Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное задание''. (16)

''Термин ''дифференциация'' латинского происхождения. Он означает различие, расчленение, расслоение целого на многообразные формы и ступени. Дифференцированным считается такой учебно – воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся'' (4,с.6)

Анализ исследований по проблеме дифференцированного подхода к учащимся показывает, что длительное время эта проблема рассматривалась односторонне, главным образом как средство предупреждения неуспеваемости, ''подтягивания'' слабоуспевающих школьников до уровня класса. Над этой проблемой работали Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, Л.С. Славина и другие.

Любой пробел в знаниях ребёнка приводит к тому, что учащийся не может понимать объяснение нового материала, фактически ''выпадет'' из урока, становится его сторонним наблюдением. Вынужденная  мыслительная пассивность ведёт за собой утомление. Ребёнок начинает бояться активной мыслительной деятельности. Для таких детей нужны особые условия обучения : с одной стороны – ''сниженные по трудности задания, которые могут быть решены и без всякой помощи, вполне самостоятельно'', (7,с.188), чтобы формировать у них положительное отношение к процессу обучения, а с другой стороны – необходимы сложные, творческие задания, чтобы приучать их к самостоятельному мышлению.

Дифференцированный подход к учащимся в своей методической основе опирается на большие возможности развивающего обучения. Большой вклад в решение этой проблемы внёс Л.С. Выготский. Он считал, что обучение должно идти впереди развития. Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка. ''Педагогика – должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни все процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития''. Само понятие ''зона ближайшего развития'' состоит в том, что на определённом этапе своего развития ребёнок может решить некоторый круг задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более умными товарищами, а не самостоятельно''.                    

(2).

Из этого положения вытекает одно из принципиальных требований к дифференцированному подходу  - не приспособление обучения к уровню подготовленности учеников путём снижения объективных требований, а систематическое, последовательное, целеустремлённое расширение их познавательных возможностей. Большое значение для развития теории дифференцированного подхода имели исследования Л.В. Занкова, показавшие что знания сами по себе ещё не обеспечивают развития. Нужна целенаправленная, комплексная дидактическая система, основанная на определённых принципах : обучение на  высоком уровне сложности, быстрые темпы прохождения учебного материала, ведущая роль теоретических знаний, целенаправленная и систематическая работа по развитию учащихся, особенно слабых, которым это необходимо в наибольшей степени. (17)

Плодотворная идея, определяющая направление дифференцированного подхода к учащимся высказана Д.Б. Элькониным : умственное развитие зависит прежде всего от содержания учебного материала, от содержания усваиваемых знаний в определённой мере зависит проявление индивидуальных особенностей. Оно предопределяет  мыслительный процесс ученика. Поэтому правомерно полагать, что дифференциация содержания учебных заданий, варьирование учебного материала в пределах учебной программы – важный путь в осуществлении дифференцированного подхода в обучении. (15)

В педагогической литературе встречаются два вида дифференциации -  внутренняя и внешняя.

1. Внешняя  дифференциация (дифференцированное обучение) – предполагает ''такую организацию учебного процесса, при котором для учёта индивидуальных особенностей учащихся последние объединяются в специальные дифференцированные группы''. (3) Она предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями.

''Особые типы школ ориентированы :

- на учащихся, имеющих специальные способности, на детей с высоким уровнем обучаемости;

- на учащихся с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии'' (4,с.6).

2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы). Она  предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и  теми же  более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Для начальной школы наиболее специфичной является внутренняя дифференциация, в рамках которой дети делятся на группы внутри класса и учитель осуществляет к ним дифференцированный подход с учётом их индивидуальных особенностей.

  1. Критерии дифференциации.

В зависимости от индивидуальных особенностей детей организуются группы учащихся, дифференцируются задания. Индивидуальные особенности учащихся являются основой для осуществления дифференцированного подхода в обучении.

И.Э. Унт считает, что при дифференциации следует учитывать следующие критерии :

1. Обучаемость, т.е. ''общие умственные способности, а так же специальные способности''.(12,с.31)

2. Учебные умения.

3. Обученность, которая состоит из программных и внепрограммных знаний, умений, навыков.

4. Познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации). (12)

Критерии, предложенные И.Э. Унт, наиболее полно раскрывают индивидуальные и психологические особенности каждого школьника и позволяют выделить однородные группы учащихся для проведения дифференцированной работы.

Мы считаем, что оптимальным основанием для дифференциации является обучаемость. Обучаемость – это восприимчивость школьника к обучению. Н.А. Менчинская  определяла обучаемость как ''способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения. В обучаемости проявляются потенциальные возможности мышления человека, его умение организовывать свою познавательную деятельность, направить её на решение определённых задач''. (7,с.128)

Психологические показатели обучаемости включают готовность к дальнейшему обучению (мотивационно – целевой аспект) и реальную возможность к усвоению новых знаний, новых видов активной деятельности (операционный аспект).

Суммарным показателем обучаемости по З.И. Калмыковой, является экономичность и темп мышления : ''количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи, количество ''шагов'' для её самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а так же время, затраченное на решение''. (15,с.64)

Таким образом, обучаемость – это совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых – при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению) – зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются :

1) обобщённость мыслительной деятельности  - её направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале;

2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно – логической сторон;

3) гибкость мыслительной деятельности;

4) устойчивость мыслительной деятельности;

5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи (15).

Большинство школьных классов разноуровневые, поскольку дети не отбираются в них специально по какому – либо критерию. Мы рекомендуем ориентироваться на научно  обоснованные критерии дифференциации. Они анализируются в работах Е.С. Рабунского, И.Э. Унт и других авторов, рассматривающих различные типологии учащихся, в соответствии с которыми создаются группы детей для реализации дифференцированного подхода.

''Выделим те критерии, которые на наш взгляд, целесообразно использовать  в начальных классах :

  1. Готовность к обучению.
  2. Обученность.
  3. Обучаемость. (4,с.8-9)

Е.С. Рабунский выделяет три уровня обучаемости :

1. ''низкий уровень, характеризующийся, как правило, беспомощностью в решении любых познавательных задач, в том числе типовых, уже неоднократно решавшихся в классе;

2. средний уровень, который в большинстве случаев характеризуется быстрым и прочным усвоением разъяснённой операции, решением без помощи извне типовых задач, но с затруднениями в новых, нетиповых познавательных ситуациях;

3. высокий уровень, который характеризуется решением без помощи извне любых познавательных задач, доступных ученикам, в том числе нетиповых, как правило, ученик справляется с такими заданиями правилосообразно''. (8,с58)

А.К. Маркова подчёркивает, что для высокого уровня обучамости характерны : умение действовать ''в уме'', осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи. способность к самостоятельной постановке целей обучения. Для низкой обучаемости характерны : слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большем её количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности''. (6,с.60)  

Мы в своей практической деятельности выбираем критерии дифференциации в зависимости от особенностей класса, от целей и других факторов.

  1. Способы организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира.

Способы дифференциации.

Способы дифференциации предполагают:

1) дифференциацию содержания учебных знаний по уровню творчества, по уровню трудности, по объёму;

2) использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, и работа дифференцируется: по степени самостоятельности учащихся, по степени характеру помощи учащихся, по характеру учебных действий.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ дифференциации предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный и продуктивный (творческий).

К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения. От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся задания, отличающиеся от стандартных заданий. Учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. (4, с.17)

На уроках окружающего мира используются различные виды продуктивных, творческих заданий:

  1. задания на классификацию.

Например, по теме  «Какие бывают растения».

Карточка № 1

Задание. К какой группе растений относятся слова второго столбика (соедини стрелками).

                                                СОСНА

ДЕРЕВЬЯ                                        РЕПЕЙНИК                                                                                                ОРЕШНИК

КУСТАРНИКИ                                ВЕРОНИКА ДУБРАВНАЯ

                                                КАЛИНА

ТРАВЫ                                        ИВА

                                                ЦИКОРИЙ

Карточка № 2

1. Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы?

2. Чем отличаются друг от друга лиственные и хвойные растения?

Карточка № 3

1. С помощью атласа-определителя узнай и запиши названия растений, которые ты не знаешь? (2-3 слова)

2. Найди в классной библиотечке дополнительную информацию об этих растениях.

Карточка № 1 для детей 1-ой группы, карточка № 2 для детей 2-ой группы, карточка № 3 для детей 3-ей группы.

  1. исследовательские задания:
  • нахождение и исправление чужих ошибок;
  • составление вопросов по теме;
  • составление плана параграфа учебника;
  • составление алгоритма, опорной схемы.

Например, исследовательское задание. Карточка, в которой помещаем текст, со специально допущенными ошибками и задание найти эти ошибки и объяснить, почему эта ошибка.

Карточка

К теме: « В пустыне ».

1. Внимательно прочитай текст и найди допущенные ошибки.

2. Докажи, что это ошибки.

Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой реки. Стали думать: «Что же делать дальше?» Наконец сообразили: построили из саксаульных брёвен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

                                                                                                         (11)

Составление алгоритма к теме « Дикие животные зимой ».

        

  1. творческие работы с тестом:
  • мини-сочинения;
  • редактирование чужой творческой работы;
  • отзывы;
  • сочинения-рассуждения на материале изучаемой темы.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудностей.

I вариант. Задания повышающейся (восходящей) трудности.

Одним учащимся предлагается задание из учебника (базовое задание), а другим – более сложное задание, по сравнению с базовым заданием.

Например, к теме «Дикорастущие и культурные растения».

1-ой группе детей предлагаем базовое задание:

  1. Объясни, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
  2. Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

2-ой группе такое задание:

  1. Приведи примеры дикорастущих и  культурных растений (2-3 растения)

3-ей группе детей задание вида:

  1. Какой вред наносят сорняки культурным растениям?
  2. Как уничтожают сорняки?

II вариант. Задания понижающейся (нисходящей) трудности.

Одним учащимся предлагается базовое задание, а другим (детям с низким уровнем обученности) – более простое по сравнению с базовым заданием. Но этот способ не всегда целесообразен, так как дети из первой группы не будут усваивать программный материал. При использовании в дифференцированной работе заданий нисходящей трудности учителю необходимо учитывать динамику усвоения детьми программного материала. Если учащиеся первой группы не допускают  ошибок в выполнении упрощенного задания, то на следующем уровне им предлагается такое же задание, какое давалось другим группам. В свою очередь детям из второй и третьей групп задание можно усложнить.

Например, к теме «Дикие животные зимой».

Карточка № 1 для детей низкого уровня обученности. Карточка
№ 2 содержит базовое задание.

Карточка № 1

1. Подчеркни названия животных, делающих запасы на зиму: медведь, белка, волк, лиса, ёжик, бурундук.

2. Напиши название животных, которые меняют цвет шерсти с приходом зимы.

Карточка № 2

1. Распредели животных на две группы: впадающих в спячку и ведущих зимой активный образ жизни (бурундук, волк, ёж, барсук, лиса, заяц).

2. Какое из перечисленных животных, время от времени просыпается, чтобы подкормиться.

III вариант. Задания разного уровня трудности на выбор учащихся (более легкое задание, базовое задание, более трудное
задание). (4, с.38)

Например, к теме «Если хочешь быть здоров».

1 группа. Назови основные правила личной гигиены.

2 группа. Каким должен быть режим дня второклассника?

3 группа. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье? (в разные времена года)

Дифференциация заданий по объёму учебного материала.

Такой способ дифференциации предлагает, что несколько учащихся выполняют кроме основного задания ещё и дополнительное. В качестве дополнительного задания обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают полностью выполнить самостоятельную работу к моменту ее проверки в классе. Поэтому им требуется дополнительное время на выполнение задания. Остальным ученикам в это время дается дополнительное задание. (4, с.45)

В качестве дополнительных заданий, могут предлагаться репродуктивные или продуктивные задания, не связанные по содержанию с основным.

Дополнительные задания можно предложить ученикам в виде индивидуальных карточек. Многие учителя прикрепляют к доске условный знак, например - колокольчик. Рядом с ним записывают дополнительное задание. Те ученики, которые выполнили основное задание раньше, приступают к работе над дополнительным заданием, не обращаясь к учителю за заданием.

Необходимо ознакомить детей с правилами организации такой работы.

  • Не приступать к выполнению дополнительного задания, пока не проверите основное задание.
  • Дополнительное задание не является обязательным, поэтому его можно выполнить не полностью.

Если в классе проводится проверка основного задания, то следует отложить выполнение дополнительного задания и работать вместе с учителем. К выполнению дополнительного задания можно вернуться на других этапах урока. (4, с.47)

Например, к теме «Берегись автомобиля».

Основное задание.

  1. Напиши основные правила, которые должен соблюдать пешеход.
  2. Что такое островок безопасности?

Дополнительное задание.

  1. Какую «зебру» можно увидеть на улицах города?
  2. Придумай и напиши другие вопросы о том, чему вы научились в школе пешехода.

Дифференциация по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе работы нет различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя или со вспомогательной карточкой, а другие – самостоятельно.

И.А. Долженкова при таком способе работы разделяет детей на группы. При этом задание для низкого уровня развития ребёнок один, для среднего уровня - в паре, а сложные задания выполняются в группе.

Примеры таких заданий по теме: «Дикие животные зимой» в приложении.

Дифференциация по степени помощи учащимся.

При таком способе дифференциации все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Дифференциация по степени помощи позволяет полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности.

Можно выделить 2 типа направляющей помощи.

1-й тип помощи. Помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений.

Учащимся с низкой обучаемостью сначала предлагаются более простые задания, выполнение которых дает возможность подготовиться к основному заданию.

Учащимся с высокой обучаемостью сразу дается основное задание и может быть предложено дополнительное задание, если они быстро справились с основным.

2-й тип помощи. Помощь в виде «подсказки». Использование карточек – помощниц, карточек – консультаций.

Учащимся с высокой обучаемостью предлагается выполнить задание самостоятельно. Остальным учащимся оказывается помощь различного уровня. (4)

Виды помощи.

  1. Образец выполнения задания: образец рассуждения и оформления.
  2. Справочный материал: правила, схемы.
  3. Алгоритмы, памятки, планы, инструкции.

(Примеры карточек в приложении)

        Учителя обычно используют различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. Например, дифференциация по объёму учебного материала нередко сочетается с дифференциацией заданий по уровню творчества или по уровню трудности.

        Наиболее целесообразной, считается такая организация дифференцированной работы:

1   группа. Основное задание  +  помощь.

2   группа. Основное задание.

3 группа. Творческое задание или более трудное задание по сравнению с основным.

        При такой организации есть возможность сочетать разные способы дифференциации в заданиях на выбор. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом.

Дифференциация на основе выбора заданий способствует формированию у младших школьников прогностической самооценки, т.к. ещё до начала работы над заданием ученику нужно оценить свои возможности в его выполнении. Таким образом, применение различных способов в организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира способствуют развитию познавательной мотивации учащегося.

Глава 2. Практические вопросы изучения проблемы дифференциации в курсе «Окружающего мира». ( на основе учебника «Мир вокруг нас» автор
А.А. Плешанов)

  1. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на уроках окружающего мира.

Реализация дифференцированного подхода к учащимся на уроках окружающего мира осуществляется в разной мере и различными приёмами.

Нам бы хотелось показать некоторые приёмы осуществления такого подхода на уроках окружающего мира, которые можно применять, работая по традиционной программе и учебникам
А.А. Плешанова.

Мы предлагаем некоторую систему работ, которая позволит учителю успешно решать следующие задачи:

  1. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках и во внеурочное время.
  2. Развивать учебные действия, в частности умение самостоятельно получать информацию, работать с дополнительной литературой, писать сочинения, рефераты.
  3. Поддерживать и развивать познавательный интерес к изучению данного предмета.

Все это дает возможность более успешно формировать у учащихся природоведческие представления и понятия.

Осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока.

Например, при проведении опроса по домашнему заданию мы используем следующие приёмы.

Сильным ученикам даётся задание – рассказать (2-3 ученикам написать письменно) свой материал по теме, найденный им в дополнительной литературе.

Среднему ученику даётся карточка с вопросами по теме. Пример такой карточки.

Карточка № 1

К теме: «Растения леса».

Задание: составь рассказ о растении, изображенном на иллюстрации, по плану.

1. Назови растение.                                        

2. К какой группе растений оно относится?

3. Назови в каком лесу оно произрастает?

4. Как называются плоды этого растения?

5. Какое они имеют значение?

6. Назови способ распространения плодов

    этого растения.

7. Какое значение имеет это растение?

Слабому учащемуся даётся аналогичная карточка, где с каждым вопросом есть слова для справок. Пример такой карточки.

Карточка № 2

К теме: «Растения леса».

Задание: составь рассказ о растении, изображенном на иллюстрации, по плану.

1. Назови растение, которое изображено

    на иллюстрации                                           

2. К какой группе растений оно относится?

    Кустарник, дерево, трава

3. В каком лесу оно произрастает?

    Смешанном, хвойном, лиственном

4. Как называются плоды этого растения?

    Ягоды, шишки, жёлуди

5. Какое они имеют значение?

    Корм животным, служат для появления

    нового растения,  лекарство

6. Назови способ распространения плодов

    этого растения.

   Птицы, животные, ветер, человек, вода

Средний и слабый ученики, получив такие карточки, имеют 5-7 минут времени, чтобы сосредоточиться над составлением рассказа. После чего учитель вызывает его для ответа на вопросы.

При проведении индивидуального письменного опроса нами разработана система карточек, предназначенных для конкретных учащихся. Карточки строго индивидуальны и отличаются по сложности заданий, и по оформлению.

Первый тип карточек начинаем применять во II классе в начале учебного года. Основная методическая особенность при их составлении заключается в том, что ответы на вопросы не должны требовать больших письменных ответов (учащиеся еще медленно пишут).

Примеры таких карточек.

Карточка № 1

К теме: «Части растений».

1. Подпиши части растения.

2. Подчеркни, что относится

к неживой природе: олень, камень,

снежинка, дерево, солнце, ветер.

Карточка № 2

К теме: «Термометр».

1. Подпиши части термометра.

2. Что означает каждое деление термометра?

3. Запиши числами: пять градусов тепла,

три градуса мороза, ноль градусов

Второй тип карточек – карточки, в которых содержится по 2-4 вопроса, дающие возможность учителю проверить уровень усвоения материала по изучаемой теме.

Вопросы в карточках этого типа разные по уровню трудности, поэтому с их помощью мы имеем возможность индивидуально подойти к проверке каждого учащегося.

Примеры таких карточек:

№1 – для слабого ученика; №2 – для среднего ученика; №3 – для сильного ученика.

Карточка № 1

К теме: «Насекомые и птицы летом и осенью».

1. Перечисли 3-5 видов насекомых

2. Какие изменения происходят с насекомыми осенью?

3. С какими явлениями в неживой природе эти изменения связаны?

Карточка № 2

К теме: «Насекомые и птицы летом и осенью».

1. Подпиши названия бабочек, изображенных на рисунке.

 

2. Что ты знаешь о подготовке насекомых к зиме?

3. Какие из бабочек зимуют взрослыми?

Карточка № 3

К теме: «Насекомые и птицы летом и осенью».

Дополните предложения, используя слова для справок. Вместо точек напиши соответствующие слова.

Птиц, улетающих осенью в теплые края, называют … . Это такие птицы, как … , … , … . Раньше других улетают на юг птицы, питающиеся … . Это иволги, ласточки. Позже улетают птицы, которые питаются … . Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют …  . Это такие птицы, как … , … , … .

Слова для справок: скворцы, соловьи, оседлыми, журавли, совы, ласточки, воробьи, насекомыми, снегири, галки, растительной пищей, чечётки, свиристели, дрозды, перелетными.

Карточка № 4

К теме: «Насекомые и птицы осенью».

1. Назови признаки насекомых.

2. Почему количество насекомых осенью уменьшается?

3. Назови причину отлёта птиц в тёплые края.

Третий тип карточек отличается от предыдущего вида тем, что требует меньше времени на написание ответа. Условно мы называем программированными. В этих карточках можно помещать различное количество вопросов, заданий, ответ на которые предусматривается в виде выбора правильного ответа, который фиксируется  или каким-то значком, например « + », или написанием отдельных букв.

Примеры таких карточек.

Карточка № 1

К теме: «Насекомые и птицы осенью».

Запиши цифрами соответствующие признаки насекомых и птиц в таблицу.

Признаки групп животных:

1. Три пары ног.

2. Тело покрыто перьями.

3. Четыре пары ног.

4.   Имеют крылья, одну пару ног.

5. Тело разделено на голову, грудь, брюшко.

Карточка № 2

К теме: «Животные леса».

1. Из данного перечня видов птиц выдели: насекомоядных и отметь буквой «Н» ; хищных и отметь буквой «Х» ; растительноядных и отметь буквой «Р» ; питающихся смешанной пищей и отметь буквой «С».

ястреб                                                чечетка                

дятел                                                орел                        

синица                                                тетерев                

клест                                                глухарь                

поползень                                                иволга                

снегирь                                                сойка                

2. Выдели особенности каждой группы птиц.

Карточка № 3

К теме: «В степи».

1. Отметить значком « + » растения, характерные для степной полосы:  

липа                                                         морошка                

тюльпан                                                полынь                        

дуб                                                          гиацинты        

ковыль                                                типчак                

ирисы                                                брусника                

2. Какие общие особенности растений степной полосы?

Карточка № 4

К теме: «Разнообразие растений».

Рядом с названиями растений напиши цифры, соответствующие названиям органов.

Растения                                        Органы растений

1. Капуста белокочанная -         1. Плоды  

2. Слива -                                 2. Семена  

3. Огурец -                                 3. Корни  

4. Горох -                                         4. Листья  

5. Морковь -                                 5. Стебли  

6. Кукуруза -

Карточка № 5

К теме: «На Крайнем Севере».

1. Укажи треугольником животных, типичных для Крайнего Севера:

тюлень                                                белка

суслик                                                ёж

кайра                                                тупик

морж                                                белый медведь

хомяк                                                иволга

гага                                                        заяц

2. Какие приспособления есть у животных, дающие им возможность жить в условиях Крайнего Севера?

Четвертый тип карточек – это карточки с дидактическими заданиями. В этих карточках помещаем тексты, читая и анализируя которые, учащиеся должны узнать, о ком или о чем говорится в этом тексте.

Примеры таких карточек.

Карточка № 1

К теме: «Жизнь животных зимой».

С чем связано такое поведение лисицы, которое описал
Ю. Дмитриев в «Книге природы»?

        «Часто где-нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой, осторожной рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимается на задние лапы и, извернувшись, падает».

Ответ напишите.

Карточка № 2

К теме: «Растения весной».

1. Подумай, какое это растение.

        Ещё не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветает, а ветер унесет легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья.

2. Ответь на следующие вопросы:

Как называется это растение?

По каким признакам ты узнал его?

Почему оно так называется?                                                        (11)

Карточка № 3

К теме: «Дикие животные зимой».

(Карточка для сильного ученика)

1. О каком зверьке здесь говорится?

2. Как ты это узнал?

3. Если сможешь, нарисуй следы этого животного.        

Сюда, под старый ореховый куст, он пришёл под утро с «жиров». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодой побег ивы, осины да на сеновозной дороге лакомился застрявшими под кустами пучками душистых травинок. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза.

                                                                                                         (11)

Пятый вид карточек – карточки, содержащие задания, выполнение которых предполагает практические действия учащихся. Практика показала, что на такой вид задания дети откликаются с большим желанием.

Примеры таких карточек.

Карточка № 1

К теме: «Лиственные и хвойные растения зимой».

1. Перечисли известные тебе виды хвойных растений.        

2. Разложи листочки (хвоинки) хвойных растений на 3 группы: сосны обыкновенной, ели обыкновенной, сосны сибирской

(Пакет со смешанными хвоинками).

(Сосна обыкновенная)        (Сосна сибирская)        (Ель обыкновенная)        

Карточка № 2

К теме: «Растения летом и осенью».

1. Помоги Незнайке разложить грибы на 2 группы: съедобные и несъедобные.

Подпиши названия этих грибов.

(Грибы, изображенные на картинках: белый гриб, лисичка, подосиновик, мухомор, бледная поганка, опята, сыроежка, желчный гриб).

2. Напиши основные правила, которые необходимо соблюдать, когда будешь собирать грибы.

Карточка № 3

К теме: «Лиственные и хвойные растения зимой».

1. Напиши, у каких лиственных пород деревьев и кустарников на зиму остаются плоды.

2. Разложи плоды на 4 группы: плоды ясеня, клена, липы, орешника.

(Клен)                (Липа)                (Ясень)                (Орешник)

3. По каким признакам ты их отличил?        

Шестой тип карточек – карточки на организацию сравнения. Это карточки для сильных учащихся и позволяют учителю выяснить, как ученики умеют сравнивать, т.е. выделять различия и устанавливать сходство между изученными явлениями природы, объектами природы.

Пример такой карточки.

Карточка № 1

К теме: «Весна в природе».

                                                                                                

                                                                                                     (11)

После изучения большой темы, с целью проверки качества усвоения изученного материала и готовности к изучению новой темы планируется следующая работа учащихся.

Например, к теме «Дикие животные зимой».

Карточка № 1

Задание: выберите образ жизни дикого животного зимой и напишите цифрами соответствующий образ жизни напротив каждого животного.

Кроме этого даются резервные задания для учащихся, которые быстрее всех смогут выполнить это задание. Например, дописать особенности жизни животного, которого нет в этом перечне.

        При изучении нового материала, также осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Этот подход осуществляется с момента предварительной подготовки учащихся к изучению новой темы. Такая подготовка позволит учащимся знакомиться с информационным материалом самостоятельно. С этой целью мы рекомендуем детям книги о природе для прочтения их дома. Библиотечка собирается и в классе. Более подготовленным детям предлагаем дома подготовить рассказ о том или ином природном явлении или природном объекте. Одним из приемов предварительной подготовки учащихся относится создание книжек-самоделок. Например, к теме «Дикие животные зимой» помещаем в неё материал по характеристике отдельных видов животных.

Учителем предлагается алгоритм образа жизни диких животных зимой. В этом алгоритме отражаются следующие этапы:

  • виды животных;
  • изменения внешнего вида животных с наступлением зимы;
  • подготовка к зиме;
  • образ жизни зимой;
  • потомство, появляющееся зимой;
  • зимняя охота;
  • питание.

Учащиеся имеют право выбора на освещение того или иного раздела предлагаемых этапов или одного этапа.

Таким образом, дети получают довольно обширную по объёму информацию ещё до урока. Это позволяет больше внимания уделять реализации развивающих целей, так как идет систематизация и обобщение этого содержания. На уроке выносятся на обсуждение вопросы такого вида:

  • на какие группы можно разделить животных?
  • на какие группы можно разделить животных, ведущих зимой активный образ жизни?

В конце урока мы практикуем приём на закрепление изученного материала. Это написание мини-сочинений по пройденной теме. Причём, если учащиеся не успели закончить их на уроке, они делают это дома. Данный приём позволяет отрабатывать у учащихся умение письменно излагать свои мысли, при этом идёт одновременно работа над выработкой грамотного письма.

Домашние задания тоже дифференцированные. Первая группа заданий – традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий – обязательная для группы «системных» учащихся. Им даются дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы и др.

Третья группа заданий – задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые особый интерес к изучению природы.

Например, такие задания:

  • наблюдать за жизнью домашнего животного и составить рассказ о нём по плану: 1) О ком рассказ? 2) Внешний облик животного, кличка? 3) Кто и как ухаживает за ним? 4) Чем его кормят и сколько раз в день? 5) Какие особенности его поведения ты заметил?
  • пронаблюдайте, какие птицы прилетели на кормушку. Составь рассказ о них;
  • прочитать две-три статьи в журнале «Юный натуралист» (темы «Лекарственные растения», «Народные приметы», «Культурные растения» и др.) и подготовить пересказ их содержания. Включить в рассказ свои наблюдения;
  • прочитать книгу В.Бианки «Кто чем поёт» и подготовить рассказ о поведении 2-3 птиц. Дополнить рассказ своими наблюдениями.

Исходя из всего сказанного выше, мы рекомендуем учителям на уроках окружающего мира проводить опрос различными способами, сочетать опросы по картинкам, фронтальный и индивидуальный. Всё это позволяет учителю повысить интерес к уроку у учащихся, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки и индивидуально подойти к каждому ученику в классе.

Заключение.

        В данной работе освещался вопрос об использовании дифференцированного подхода на уроках окружающего мира. В работе предпринята попытка систематизировать исследования педагогов и психологов, занимающихся проблемой дифференцированного подхода в процессе обучения.

        Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема дифференцированного подхода является недостаточно разработанной. В большей мере разработана проблема внешней дифференциации и дифференцированного подхода в старших классах. Проблеме дифференцированного подхода к учащимся начальной школы уделено значительно меньше внимания. Анализ показал, что для начальной школы наиболее приемлемой является внутренняя дифференциация, связанная с делением учащихся внутри класса на группы и работой с этими группами.

        В основе осуществления дифференцированного подхода к учащимся лежат их индивидуальные особенности. Все индивидуальные особенности влияют на учебную работу. В педагогике и психологии выделены различные основания для дифференциации: сила–слабость нервной системы, работоспособность, характер интереса к предмету и др.

        Изучение работ различных авторов показало, что оптимальным основанием для дифференциации является обучаемость. Анализ методической литературы по исследуемой проблеме показал, что дифференцированную работу по окружающему миру рекомендуется проводить на разных этапах урока.

        В работе показаны способы дифференциации, которые могут быть использованы в курсе «Окружающего мира». Эти способы предлагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, по объёму, а также разную организацию деятельности детей: дифференциация по степени самостоятельности учащихся, по характеру помощи ученикам. Каждый способ характеризуется в общем виде, с дидактических позиций, а затем показывается его практическое применение на уроках окружающего мира в начальных классах.

        В работе рассмотрены пути осуществления дифференцированного подхода к учащимся на разных этапах урока. На основании методического комплекса А.А. Плешакова мы разработали разноуровневые дифференцированные задания по предмету, которые способствуют развитию у учащихся речи и познавательных процессов: сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, а также эмоциональной сферы, творческих способностей. В результате применения комплекса дифференцированных заданий повысилась учебно-познавательная мотивация учащихся и их уровень обучаемости. Все рассмотренные подходы дифференцированного обучения могут быть использованы учителем начальных классов на уроках окружающего мира.

Литература:

  1. Большукова Н.Я. Развитие индивидуальности младшего школьника. //Начальная школа. 1992. №11-12.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений - М., 1982.-Т.2.
  3. Дидактика средней школы. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина - М., Просвещение, 1975.
  4. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. Методическое пособие для учителей начальных классов и студентов педагогических учебных заведений. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
  5. Долженкова И.А. Дифференцированный подход к обучению младших школьников на уроках русского языка. //Педагогическое обозрение.2002. №1.
  6. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
  7. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. - М., 1989.
  8. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М., Педагогика, 1975.
  9. Суворова Г.Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке. //Начальная школа. 1987. №4.
  10. Суворова Г.Ф. Приемы индивидуализации домашних заданий учащихся. //Начальная школа. 1987. №6.
  11. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы. - М., Новая школа, 1997.
  12. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация. - М., Педагогика, 1990.
  13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1950. - Т.8.
  14. Уткина Н.Г. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения // Урок в начальной школе. - М., 1975.
  15. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов её диагностики. //Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Под ред. З.И. Калмыковой. – М., Педагогика, 1975.
  16. Эльконин Д.Б. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. – Омск, 1973.
  17. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к обучению на уроках окружающего мира

Составление урока.Проверка домашнего задания.Домашнее задание....

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

Дифференцированный подход к учащимся на уроках окружающего мира

Предназначена для учителей школ I, II вида. Реализация принципа дифференцированного подхода в процессе ознакомления младших школьников с окружающей природой оказывает положительное влияние на развитие...

Дифференцированное обучение на уроках окружающего мира

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным програ...

Мастер -класс "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Материл для проведения мастер - класса " Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"....