Дифференцированный подход на разных этапах урока
консультация по чтению (1 класс) на тему
Материал будет востребован для учителей начальных классов на разных этапах урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для учителей начальных классов | 618.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход на разных этапах урока.
Для выявления уровня знаний учащихся при подготовке их к усвоению
нового материала и для ведения дальнейшей дифференцированной работы
с учащимися специально составляются фронтальные контрольные работы,
проводимые на одном из первых уроков. В результате анализ выполнен-
ных работ позволяет установить уровень знаний каждого учащегося.
Актуализация знаний материала предыдущих уроков, проводимая в нача-
ле урока и имеющая существенное значение для подготовки учащихся к
усвоению новых знаний, также должна носить дифференцированный харак-
тер. Учащимся с невысоким уровнем знаний можно предложить вопросы,
предусматривающие констатацию фактов. Более подготовленным задаются
вопросы, связанные с обобщением ряда явлений. Учащимся с высоким
уровнем знаний можно предложить вопросы, отвечая на которые они суме-
ют значительно расширить и углубить представление всех учеников об изу-
чаемом явлении.
На этапе изучения нового материала особенно важно преодолеть проти-
воречие между фронтальным характером объяснения и индивидуальным
характером усвоения. Весь класс должен ознакомиться с одним и тем же
учебным материалом, но одни учащиеся быстро усваивают его за счет хо-
рошей предыдущей подготовки и способностей, другим необходимо значи-
тельно большее время, чтобы осмыслить объяснимое. Нужно учитывать и
то, что разные учащиеся работают в различном темпе. Для того, чтобы
все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, необходи-
мо подходить к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особен-
ности каждого.
Таким образом, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной ра-
боты с учащимися на таких этапах урока, как подготовка к восприятию
новых знаний и изложение учебного материала, приведёт к повышению ка-
чества знаний учащихся.
На этапе обучения применению знаний определяющим оказывается уме-
ние использовать усвоенное. Учащиеся включаются в активную познаватель-
ную деятельность, которая сначала осуществляется под руководством учите-
ля, а затем самостоятельно. Разные учащиеся неодинаково владеют этим
умением. Подготовленные ученики отличаются гибкостью, активностью, са-
мостоятельностью мышления, умением связывать конкретное с абстрактным.
Эти учащиеся применяют наиболее рациональные способы решения задачи,
выбирают нужные приёмы, легко переходят от одного способа выполнения
задания к другому, переключаются с одной деятельности на другую. Отста-
ющие учащиеся не обладают этими возможностями, поэтому способны
лишь выполнять задания репродуктивного характера. Как правило, такие
учащиеся пытаются использовать наиболее привычный способ решения по-
ставленой задачи.
На практике дифференциация обучения осуществляется различными спо-
собами. Обучение можно дифференцировать по характеру индивидуальных
психолого-педагогических особенностей обучаемых: способностей, склоннос-
тей, интересов, мотивов учения, подготовленности к обучению.
Обучение можно дифференцировать по способу организации познаватель-
ной деятельности учащихся. В этом случае различают фронтальное, группо-
вое, индивидуальное обучение и их всевозможные сочетания.
Также можно дифференцировать по элементам системы управления учеб-
ным процессом. Тогда обучение можно проводить по различным учебным
планам и программам, используя различные формы организации обучения.
Начиная обучать детей, меня всегда занимал вопрос, как организовать
урок, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя.
Поэтому я стала применять на уроках дифференцированный подход по
характеру индивидуальных особенностей учащихся.
На уроках математики можно использовать три уровня умения решать
задачи:
Низкий уровень. Восприятие задачи осуществляется учеником поверх-
ностно, неполно. При этом он вычленяет разрозненные данные, внешние,
несущественные элементы. Ученик не может и не пытается предвидеть ход
её решения.
Средний уровень. Восприятие задачи сопровождается её анализом. Уче-
ник стремится понять задачу, выделяет данные и искомое, но не способен
при этом установить между ними отдельные связи. Из-за отсутствия еди-
ной системы между величинами затруднено предвидение последующего хо-
да решения задачи. Чем более разветвлена эта сеть, тем больше вероят-
ность ошибочного решения.
Высокий уровень. На основе полного всестороннего анализа задачи уче-
ник выделяет целостную систему взаимосвязей между данными и искомым.
Это позволяет ему осуществлять целостное планирование решения задачи.
Ученик способен самостоятельно увидеть разные способы решения и выде-
лить наиболее рациональный из возможных.
Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно
и то же время, отведённое для этого на уроке, чаще всего использую кар-
точки-задания, которые готовятся заранее в трёх вариантах ( для трёх уров-
ней). Карточки содержат системы заданий, но на разных уровнях.
В ходе обсуждения результатов работы каждый ученик имеет возмож-
ность увидеть деятельность более высокого уровня, чем тот на котором он
работал. Таким образом, учащиеся не ограничиваются рамками предлагаемо-
го им уровня.
В формировании умения решать задачи следует идти от простого к
сложному. Разумнее всего в этом случае использовать дидактический мате-
риал в виде карточек, в котором все задачи располагаются по степени воз-
растания трудностей.
Такого рода материал удобно предлагать детям в виде карточек разного
цвета ( синие, жёлтые, красные ).
Слабым учащимся даётся карточка синего цвета. Правильное выполне-
ние заданий в синей карточке позволяет ему переступить на следующую
ступеньку трудности ( жёлтую и красную карточки ).
Если ребёнок допустил ошибку хотя бы в одном задании карточки, то
в следующий раз он получает карточку аналогичной трудности (того же
цвета ). Так продолжается до тех пор, пока ребёнок не выполнит все зада-
ния карточки данного цвета безошибочно, - тогда может переходить на сле-
дующую ступеньку.
Такую работу проделываем при решении уравнений и выражений.
Ниже приведены образцы такого рода карточек, которые можно использо-
вать при дифференцированной работе с детьми как в классе, так и дома.
Важен ещё один фактор – оценка знаний. Многие ведущие педагоги
считают справедливым в соответствии с принятой концепцией обучения
оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика.
Группа «А» (высокий уровень) – это базовый уровень, определённый обра-
зовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. На мой
взгляд нельзя оценивать знания слабого ученика на базовом уровне, да ещё
в сравнении с сильным учеником. У учащихся не будет стимула прилагать
усилия для достижения лучшего результата.
Систематический индивидуальный учёт знаний учащихся помогает
учителю правильно организовать учебную деятельность, выбрать нужную
форму проведения его отдельных групп учащихся.
В процессе выполнения домашней работы каждый учащийся осущест-
вляет самоконтроль, анализ изучаемого материала, поиск недочётов, исправ-
ление их. Успешность выполнения домашних заданий зависит от учёта ин-
дивидуальных особенностей обучаемых. Осуществление дифференцирован-
ного подхода к учащимся при организации их домашней работы позволяет
ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, способствует развитию интере-
сов, вовлечение всех учащихся в активную умственную деятельность.
В зависимости от целей и видов домашнего задания его индивидуали-
зация может быть осуществлена посредством:
- частичной индивидуализации общего задания;
- применения вместо или помимо фронтальных заданий индивидуальных
и групповых домашних заданий;
- применения наряду с обязательными домашними заданиями также не-
обязательных ( желательных ) заданий;
- применения текущих индивидуальных заданий и рекомендаций в ходе
выполнения учащимися заданий, рассчитанных на длительную подготов-
ку.
Таким образом, решение организовать дифференцированное обучение в
школе явилось намерение предоставить шанс каждому ученику, построить
обучение так, чтобы максимально использовать возможности, в частности,
обучаться в группах примерно равной подготовки. Учащиеся слабой и сред-
ней групп не будут испытывать перегрузки, а учащиеся сильной группы
могут более полно себя реализовать.
желания получить новое задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока
Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...
Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока
Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...
Примеры использования наглядно-дидактического и игрового материала на разных этапах урока математики.
Как можно использовать наглядно-дидактический и игровой материал при проверке домашнего задания, проведении устного счёта, повторении и закреплении пройденного, для организации контроля и самоконтроля...
Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, на разных этапах урока.
Автор работы: Суркина Л.Н. Зверева Т.А.Мы ищем Кляксу.Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русс...
Приёмы дифференцированной работы на разных этапах урока окружающего мира.
Предлагаемый материал разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является результатом методической деятельности педагога.В материале представлены приёмы дифференцированной рабо...
Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...
Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Пояснительная записка к методической копилке «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса "ОРКСЭ"
В данном пособии приводятся примеры использования приема фишбоун на разных этапах уроков ОРКСЭ (4 класс)....