Органы растения
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
На первый взгляд кажется, что растения устроены значительно проще, чем животные. Но это впечатление обманчиво. Растения по-иному питаются, растут и размножаются, поэтому и соответствующие органы у них действуют иначе, чем у животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_rasteniya.docx | 614.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Органы растения
Выполнила:
Падука
Анна
Николаевна
Содержание
- Корень
- Побег
- Лист
- Стебель
- Цветок
- Плоды и семена
- Приложение 1-9
- Список использованных источников
На первый взгляд кажется, что растения устроены значительно проще, чем животные. Но это впечатление обманчиво. Растения по-иному питаются, растут и размножаются, поэтому и соответствующие органы у них действуют иначе, чем у животных. У высших растений ботаники различают 2 типа органов: вегетативные (от.лат.vegeto- «оживляю», «расту») и генеративные (от лат. genero- «рождаю», «произвожу»). К первым относятся побег и корень. Они составляют тело растения и обеспечивают рост, питание и вегетативное размножение. К генеративным органам относится цветок. Эта недолго живущая часть растения отвечает за его размножение с помощью семян.
Корень
Корень – один из основных вегетативных органов высших растений, в типичном случае выполняющий функцию почвенного питания (поглощения виды с минеральными солями). Корень – осевой орган с радиальной симметрией, неопределённо долго нарастающий в длину своей верхушкой. От побега корень отличается тем, что на нём никогда не развиваются листья, а кончик корня всегда прикрыт корневым чехликом.
Благодаря этому вегетативному органу растение получает питание. Обычно корень скрыт в почве или под водой. От побега он отличается отсутствием листьев и почек. Воду и растворенные в ней минеральные элементы корень поглощает не всей поверхностью. Всасывают только корневые волоски - очень нежные и тонкие одноклеточные выросты, расположенные на кончике корня.
Функции корня:
1) корни укрепляют ("заякоривают") растения в почве;
2) корни всасывают из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами и обеспечивают ими всё растение;
3) в корнях некоторых растений откладываются запасные питательные вещества (свёкла, морковь, георгин);
4) в корнях синтезируются некоторые органические вещества (многие аминокислоты, гормоны, алкалоиды и др.);
5) корни взаимодействуют с корнями других растений, микроорганизмами, грибами, обитающими в почве;
6) служат для вегетативного размножения.
Как правило, корней у растений много. Они постоянно растут и ветвятся, охватывая значительный объём почвы и формируя корневую систему. Размер и форма ее во многом зависят от местообитания. В лесной зоне на плотных и заболоченных почвах корневая система обычно поверхностная - располагается горизонтально и только в верхнем слое грунта. В рыхлых почвах пустынь многие растения формируют так называемую глубинную корневую систему. Например, корни верблюжьей колючки уходят в глубину на 20 м.
Обычно корневая система состоит из разных корней. Главный корень развивается при прорастании семени. У взрослых растений он часто самый крупный. Другие возникают на стебле (придаточные корни) или на самих корнях (боковые корни). По наличию тех или иных корней принято выделять 2 основных типа растений: стержнекорневые и придаточнокорневые.
Нередко корни берут на себя как бы «дополнительные обязанности», и это изменяет их внешний облик. Например, у многих тропических деревьев, которые растут на заболоченных морских побережьях, развиваются воздушные, или дыхательные, корни. Их отличие в том, что они растут вертикально вверх и возвышаются над поверхностью почвы, словно побеги. На их кончиках есть отверстия, через которые воздух поступает к обычным подземным корням. Воздушные корни развиваются и у тропических эпифитов из семейства орхидных и бромелиевых. Они не только всасывают воду из воздуха, но и нередко осуществляют фотосинтез. Наконец, корни часто служат хранилищем питательных веществ. В этом случае у некоторых растений они утолщаются и образуют корневые шишки или корнеплоды.
Побег.
Побег - сложный вегетативный орган, состоящий из почек, стебля и листьев. Побег образуется из зародышевой почки семени
Стебель и листья, образующие побег, не могут формироваться друг без друга. У всех высших растений листья расположены на стебле, даже если он очень короткий, как, например, у подорожника. И наоборот, стебель всегда несёт один или несколько листьев, даже если в процессе эволюции они уменьшились (редуцировались) до чешуек, как на цветоносах мать-и-мачехи.
Листья располагаются в строгом порядке: места их прикрепления к стеблю-узлы-чередуются с междоузлиями. У некоторых растений (например, у злаков и осок) узлы хорошо заметны: это утолщения на стебле, словно кто-то действительно завязал на соломине злаков, как на шнурке, узелки. У других растений узлы больше выделяются зимой, когда листья опали. Тогда места их прикрепления на стебле выглядят как маленькие ступеньки или кольца. Обычно на побеге много узлов, разделяющих его на междоузлия. Такая разделенность на одинаковые членики-характерный признак побега. Другая его существенная черта-наличие почек. Большинство из них расположены в пазухах листьев, и только одна увенчивает верхушку стебля. В этой верхушечной почке укрыта от неблагоприятного воздействия окружающей среды точка роста побега. Именно здесь закладываются не только листья и стебель, но и цветок или соцветие, которыми часто и завершается развитие побега.
Лист.
Лист - это боковой орган растения, характеризующийся ограниченным ростом. Состоит из листовой пластинки, черешка.
Функции листа: фотосинтез, дыхание, испарение.
У листьев различают верхнюю и нижнюю стороны, иногда эти различия отсутствуют (ирис, лук).
Лист сверху покрыт эпидермой, под неё располагается 2-3 слоя клеток столбчатой ткани, затем губчая ткань и нижняя эпидерма. Мякоть листа пронизана сосудисто-волокнистыми пучками. на нижней эпидерме имеются клетки устьичного аппарата, у водных растений они на верхней эпидерме. Устьичный аппарат состоит из двух клеток бобовидной формы, которые закрывают, или открывают устьичную щель. через неё происходит газообмен и транспирация.
Удивительное творение-лист. Благодаря ему растение дышит, испаряет воду и образует органические вещества из воды и углекислого газа. Хотя основные функции листьев у всех растений одинаковы, вид их чрезвычайно разнообразен. Прежде всего, листья бывают простые и сложные. Сложный лист в отличие от простого имеет несколько пластинок (листочков), которые прикреплены к общему черешку. В контурах таких листьев сходство или с пером птицы, или с растопыренными пальцами руки. Поэтому одни назвали перистыми, а другие – пальчатыми сложными листьями.
Морфология листьев определяется по следующим критериям: 1. форма листа (округлая, продолговатая, линейная, яйцевидная); 2. характеристика основания (клиновидное, округлое, клиновидное, сердцевидное) и верхушки (острая, оттянутая, туповатая, выемчатая); 3. тип жилкования листа; 4.изрезанность края листа (цельная, пильчатая, зубчатая, городчатая .)
В 19 веке ботаникам приходилось заучивать более 160 форм листьев. В основном эти названия отражали особенности рисунка листовой пластинки. Теперь, чтобы описать листья, используют специальные таблицы. Огромное количество листьевых форм вызвано тем что: во- первых, эта форма-наследственный признак конкретного вида растения. Во-вторых, она связана с типичными для данного вида условиями произрастания. Как правило, очень крупные листья присущи растениям, живущим там, где освещение умеренное, а воздух насыщен влагой (например, в тропиках). Можно вспомнить в подтверждение банан, пальмы и древовидные папоротники. И наоборот, растения засушливых районов имеют небольшие листья. Существует еще одна причина, влияющая на форму листьев: они выполняют какие-то дополнительные функции-защищают растения, привлекают насекомых, запасают воду, служат для вегетативного размножения.
Стебель.
Стебель - это осевая часть побега, на которой располагаются листья и почки.
Каркас, опора растения-это стебель. Кроме того, по нему непрерывно происходит двустороннее движение воды и питательных веществ между листьями и корнями. Стебли растений очень разнообразны.
Функции стебля:
1. опорная;
2. передвижение веществ и воды в двух направлениях;
3. запасающая;
4.вегетативного размножения.
Основной признак стебля и побега, в целом, метамерное строение.
Метамер включает в себя узел и междоузлие.
Узел - это место на стебле, от которого отходит лист.
Междоузлие - это расстояние между узлами.
Стебель в зависимости от его плотности имеет разные наименования:
- стебель, если он не очень плотный, как у большинства травянистых растений;
- соломина, если он полый и разделен, как у злаков, хорошо видными узлами. Обычно в таком стебле много кремнезема, что увеличивает его прочность;
- ствол, если он древесный и разветвленный, как у большинства деревьев; или же древесный, но не разветвленный, с листьями на верхушке, как у пальм.
В зависимости от плотности стебля растения подразделяются на:
- травянистые, у которых нежный, не одревесневший стебель;
- полукустарниковые, у которых стебель одревесневает ствол только у основания;
- кустарниковые, у которых все ветви одревесневшие, ветвятся от самого основания;
- древесные, у которых ствол полностью одревесневший, у него есть центральная ось (собственно ствол), разветвляющийся только в верхней части.
В зависимости от длительности жизни, которая связана с жизненным циклом, травянистые растения обычно подразделяются следующим образом:
- однолетние, или однолетники, если они растут только один год и погибают после того, как отцветут, дадут плоды и рассеют семена;
- двулетние, или двулетники, если они растут два года (обычно в первый год у них появляется только розетка листьев, на втором году они цветут, дают плоды, потом засыхают);
- многолетние, или многолетники, если живут более двух лет, обычно каждый год цветут и дают плоды, и «отдыхают», то есть у них в холодные или засушливые времена отмирает надземная часть, но подземная часть растения остается живой. Есть растения, у которых часть стебля может изменяться и превращаться в настоящий запасающий орган. Обычно это подземные стебли, которые служат для вегетативного размножения, а также для сохранения растения в неблагоприятный для роста период. Самые известные из них - это клубни (как у картофеля), корневища (ирис) и луковицы (нарцисс, гиацинт, лук).
Цветок.
Цветок - репродуктивный орган покрытoceменных растений. Анализ строения цветка предполагает изучение строения и расположения частей цветка, их количества.
Еще великий немецкий поэт Иоган Вольфганг Гёте, среди многообразных научных занятий которого была и ботаника, предложил рассматривать цветок как видоизмененный побег. У побега стебель играет роль оси, у цветка тоже есть ось, пусть и очень короткая. Это цветоложе. На нём, словно листья на стебле, расположены по спирали или мутовками все части цветка: околоцветник, тычинки и пестики. Правда, у разных растений эти элементы развиты неодинаково. Обычно околоцветник двойной и состоит из зеленоватых чашелистиков и ярко окрашенных лепестков. Однако, например, у лилейных он образован только лепестками. Такой околоцветник называется простым. У большинства растений цветки обоеполые, т.е. содержат и тычинки, и пестики. В тычинках находится необходимая для опыления пыльца, а пестик имеет рыльце, улавливающее пыльцу, и завязь, в которой после оплодотворения созревают семена. Реже встречаются растения с однополыми цветками-только тычиночными (мужскими) или только пестичными (женскими). Располагаться однополые цветки могут по-разному: у дуба, березы и кукурузы они находятся на одном растении, а у тополя, ивы и конопли-на разных. Соответственно растения первого типа получили название однодомные (все цветки собраны как бы в одном «доме») и двудомные (мужские и женские цветки расположены в разных «домах».
Над цветоносом можно заметить утолщение, называемое цветоложе, на котором располагаются разные части цветка. Двойной, или простой, околоцветник представляет собой наружную и наиболее броскую часть цветка, околоцветник в прямом смысле этого слова охватывает репродуктивные органы и состоит из чашечки и венчика. Чашечка состоит из листочков, обычно зеленых, называемых чашелистики, их задачей особенно в тот период, когда цветок находится в стадии бутона, является защита внутренних частей. Когда чашелистики спаяны между собой, как у гвоздики, чашечка называется сростнолепестной, а когда они разделены, например, как у розы, чашечка раздельнолепестная. Чашечка редко опадает, а в некоторых случаях она не только сохраняется, но и разрастается, чтобы лучше выполнять свою защитную функцию. Венчик - второй элемент околоцветника - состоит из лепестков, обычно ярко окрашенных и иногда приятно пахнущих. Основная их функция - это привлечение насекомых для того, чтобы облегчить опыление и соответственно размножение. Когда лепестки между собой более или менее спаяны, венчик носит название спайнолепестного, а если они разделены, то раздельнолепестного. Когда же нет явного различия между чашечкой и венчиком, как, например, у тюльпана, околоцветник называется простым венчиковидным, а сам цветок простым. Репродуктивный мужской аппарат цветка, или андроцей, состоит из разного количества тычинок, состоящих из стерильного, тонкого и вытянутого стебелька, называемого тычинковой нитью, на верхушке которой находится пыльник, в нем содержатся мешочки с пыльцой. Цветочная пыльца, оплодотворяющий мужской элемент, обычно желтого или оранжевого цвета.
Репродуктивный женский аппарат цветка, или гинецей, образован одним или несколькими пестиками. Каждый из них состоит из нижней полой и вздутой части, называемой завязь, содержащей один или несколько семязачатков, верхняя нитевидная часть носит название столбик, а его верхушка, предназначенная для сбора и удержания пыльцевых зерен, называется рыльце.
Цветки на растении могут располагаться по одному, на верхушке или в пазухах ветвей, но чаще они объединяются в группы, так называемые соцветия.
Среди соцветий наиболее обычными являются следующие: соцветия, образованные цветками на цветоножках: кисть, например, глициния, метелка (сирень), зонтик (морковь) и щиток, как у груши. Соцветия, образованные бесстебельковыми, то есть сидячими цветками: колос (пшеница), сережка (лещина), корзинка (маргаритка).
Плоды и семена.
Плод - видоизмененный вследствие оплодотворения (или апомиксиса) гинецей одного цветка с прирастающими или сохраняющимися при гинецее другими частями цветка или соцветия, т.е. плод - это зрелый цветок.
Строение плода
Защищает созревающие семена и служит их распространению плод. Его принято считать особым органом семенного размножения цветковых растений, хотя фактически плоды образуются после оплодотворения в результате изменения цветков, прежде всего завязи. У многих растений в формировании плода принимают участие и цветоложе, и околоцветник.
Разнообразие плодов определяется тремя группами признаков: строением околоплодника; способом вскрывании или распадения; особенностями, связанными с распространением.
Морфологическая классификации плодов основана на типе гинецея. В связи с этим различают апокарпные и ценокарпные плоды. Используется в некоторых случаях и искусственная классификация плодов, основанная главным образом на эколого-морфологических признаках, возникших как приспособления к распространению.
После оплодотворения стенки завязи претерпевают глубокие изменения, одревесневают или становятся мясистыми, они образуют плод (или околоплодник, семенник), в то же время развиваются и семязачатки. Накапливая запас питательных веществ, они превращаются в семена. Часто, когда плод созреет, он бывает вкусным, мясистым, ярко окрашенным и приятно пахнет. Этим он привлекает животных, съев его, они помогают распространению семян. Если плод не ярко окрашен и не мясист, значит, его семена будут распространяться по-другому. Например, у плода лугового одуванчика есть легкие пушинки, напоминающие маленький парашют, а у плодов клена и липы есть крылышки и они легко переносятся ветром; у других плодов, например, репейника есть крючочки, которыми они цепляются за шерсть овец и за одежду человека.
Среди мясистых плодов наиболее известными являются костянка, внутри нее находится одно семя, защищенное околоплодником (вишня, слива, маслина), и ягода, в которой обычно много семян и они погружены непосредственно в мякоть (виноград, помидор).
Сухие плоды обычно подразделяются на раскрывающиеся (растрескивающиеся) и нераскрывающиеся (нерастрескивающиеся) в зависимости то того, раскрываются ли они самостоятельно, созрев, или же нет. Например, к первой группе принадлежат бобы, или стручки бобовых (горох, фасоль), листовки (левкой, редис, бурачок), коробочка (мак) и семянка (борец). В плодах второй группы всегда находится одно семечко, практически спаянное с самим плодом. Наиболее известные примеры - это зерновка у злаковых, крылатка у клена и вяза и семянка с хохолком у сложноцветных.
Семя – состоит из семенной кожуры, зародыша и эндосперма.
Семенная кожура плотная выполняет функцию защиты, эндосперм – питания. В состав зародыша входят: зародышевой корешок, стебелек, почечка и семядоли (первые листья).
Внутри плода находится семя, в котором есть зародыш, практически будущее растение в миниатюре. Попав в почву, где семя может прорасти, оно выходит из состояния покоя, в котором оно иногда может пребывать даже несколько лет, и начинает всходить. Таким образом, семя завершает выполнение своей функции, то есть защиты и питания ростка, который не мог самостоятельно существовать, и начинается новая жизнь.
Под наружным защитным слоем, называемым кожурой (оболочкой), ясно виден стебелек с двумя зародышевыми листочками, которые называются семядоли, в них большой запас питательных веществ, корешок и семяпочка (семязачаток).
При прорастании семя претерпевает различные изменения: сначала развивается корешок, который удлиняется в земле, а потом маленькая почка, семядоли постепенно отдают свои запасы и понемногу растение начинает приобретать свою форму, развивая три основных органа - корень, стебель и лист.
Приложение 1(вегетативные органы)
Приложение 2.(строение побега)
Приложение 3.(строение цветков с двойным и простым околоцветниками).
Приложение 4(типы корней и корневой системы)
Приложение 5(листья)
Приложение 6
Приложение 7(соцветия)
Приложение 8
Приложение 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"
- Петелин А.Л. Естествознание: учебник / А.Л. Петелин, Т.Н. Гаева, А.Л. Бреннер. М.: Форум, 2010. 256 с.
- Энциклопедия.Т.2.Биология.-5-е изд.,Э68 перераб. И доп./Глав.ред.М.Д.Аксёнова.-М.:Аванта+,2008-704с.: ил.
- Яковлева Г.П. , Аверьянов Л.В . Ботаника для учителя. М.: Просвещение, 1996.
- http://sbio.info/list.php?c=orgvegetat
- http://yunc.org
- http://beaplanet.ru
- http://edufuture.biz
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растения - живой организм. Органы растений.
Тема урока: «Растение – живой организм. Органы растений.» Цели урока:· Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водор...
"Органы растений и их значение. Корень" 2 класс
урок по познанию мира во втором классе...
Тема урока: Группы растений, органы растений и их функции.
урок познания мира в 1 классе по теме "Группы растений, органы растений и их функции "...
Карточки "Органы растений"по окружающему миру 3 класс
Карточки для проверки знаний нахожденияорганов растений (корень, побег, лист, стебель, почка, цветок).Карточки достаточно печатать 2 страницы на листе - получаются 4 карточки на листе, достаточн...
Урок окружающего мира «Органы растения и их значение для его жизни»
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по УМК Н. Ф. Виноградовой "Школа 21 века"...
Презентация к уроку окружающего мира "Органы растений" 1 класс
ПРезентация к уроку окружающего мира "Органы растений" 1 класс...
Карточки по теме "Органы растения", 2 класс
Карточки по теме "Органы растения", 2 класс...