Урок окружающего мира «Органы растения и их значение для его жизни»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Шушлебина Ольга Викторовна

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по УМК Н. Ф. Виноградовой "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_organy_rasteniy.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Автор материала (ФИО)

 

Калашникова Ольга Викторовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение 

МБОУ Бейская ОШИ

Класс (возраст) 

2 класс

Название материала

 

Урок окружающего мира «Органы растения и их значение для его жизни»

Учебный предмет 

Окружающий мир

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Окружающий мир:  2класс», УМК «Начальная школа 21 века».

Н.Ф. Виноградова

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие) 

Текстовый документ, презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) 

Компьютер, мультимедиа, карточки для групповых заданий, гербарий.

Цели,

Задачи материала

 

Цели: создать условия для формирования представлений об органах растения, их значении для жизни растения.

 Задачи:

Обучающие:

- обобщить знания учащихся об органах растений и дополнить их новыми сведениями; 

- формировать практические умения работать с гербарием, устанавливать новые факты о растениях;
- вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
- формировать знания о роли всех органов растения для его жизни;

Развивающие:

создать условия 

- для личностного развития ученика, 
 - активизации самостоятельной деятельности;

Воспитательные:

создать условия

- для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки;

- для воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое,

Данная работа предлагается на этапе  изучения и первичного закрепления знаний по теме «Растения» в разделе « В некотором царстве..»

Используется фронтальная работа;

групповая работа;

работа с гербарием.

 

Технологическая карта урока « Органы растения и их значение для его жизни »

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

1.Самоопределение к деятельности.

Приветствие:

-Ребята, оглянитесь вокруг! Как много интересного нас окружает! Выгляните в окно! Вас приветствуют первые по- весеннему радостные лучики солнышка! Давайте и мы их поприветствуем!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!(слайд 1)

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю – Всех я вас приветствую!

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

.

 

Рисуют круг руками

Машут кистями рук над головой.

Взмахи кистей рук перед лицом.

Качают руками над головой.

Пожимают руки.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2.Актуализа-ция знаний.

 

- В некотором царстве…, в некотором государстве……

- Почему вы улыбаетесь? Думаете, я перепутала урок?

-Так часто начинаются ваши любимые сказки. Почему же вы услышали эту присказку на уроке окружающего мира?

- Какие царства вы знаете?

-Как одним словом можно назвать представителей всех царств?

- Какая бывает природа?

-Чем живые организмы отличаются от предметов неживой природы?

(слайд 2 )

-В какое же царство нам предстоит сегодня отправиться?

- Что называют зеленым чудом земли?

-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

- В природе множество растений. Что общего есть у всех растений?

.-Рассмотрите гербарии у вас на столах.

-Назовите органы растений, которые вы знаете. Покажите их на образцах и на доске.(слайд 3, 4,5)

 

Ответы обучающихся: В природе тоже есть царства.

Царства растений, грибов, бактерий и животных.

Природа

Живые организмы дышат, питаются, растут, размножаются. Умирают.

Растения.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

 

Одинаковые органы растений.

Корень, стебель, цветок, лист, плод.

3.Постановка  учебной

задачи.

 

Создание условия для проблемной ситуации.

Сценка «Спор органов растений..»

-Заспорили как – то органы растений: кто из них самый главный.

 

- Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Докажите.

.

Определяют тему урока.

Подготовленные участники разыгрывают сценку.

Корень «Я здесь самый главный!»

Возмутились листья: «Подумаешь! Это мы подсказываем людям. Когда растение  нужно полить, укрыть.!»

«А кто листья держит?»-вступил в разговор стебель.

«Не надо так кричать! Самый важный – это я!»- сказал цветок.

« Но как растения смогли бы размножаться, если бы не я?- заворчал плод.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают проблемный вопрос.

Строят гипотезу.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

 

4.Решение учебной задачи.

 

Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований

-Сейчас вы будете работать в  группах. Представьте себя в роли ученых – исследователей. Давайте вспомним правила работы в группах?

 

 -Каждая группа будет работать с одним органом растения и доказывать его важность в жизни растения.

Распределение по группам.

 - Возьмите карточки с изображением любого органа растения. Объединитесь в группы с одинаковыми карточками.

 

 -Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленый смайлик, если нет- то красный.

 

 -Давайте оценим работу каждой группы.

 

 

 

 

 

 

   - Разрешим ли спор органов растений? К какому выводу  вы пришли?

1.Будь вежлив с товарищем в группе

2.Умей выслушать мнение каждого.

3.Доказывай своё мнение.   4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.   6.Задай вопрос на понимание.

 

Работа в группах (выдвигают предположения, рассуждают),  с последующими выступлениями – доказательствами важности каждого органа.

 

 

 

Обсуждение в группах. Выводы:

Корень – впитывает влагу, берет питание из почвы (1 способ), удерживает растение в земле.

Листья – помогают дышать растению, в них образуются питательные вещества. (2 способ)

Стебель – является проводником питательных веществ.

Цветы, плоды – для размножения.

Задают вопросы другим группам.

Делают вывод о важности всех органов. Нельзя обойтись без одного из них.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

 

 

5.Динамическая пауза

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

 Плавно раскрывают пальцы.

Помахивание руками перед собой.

Плавное опускание рук.

 

6.Первичное закрепление.

 

- Продолжим исследование.

1. Составление схемы.

- Расположите органы растений в том порядке, в котором они появляются при прорастании семян.

- Почему семя мы не выделили отдельно?

- Покажите на схеме, что растение – целостный организм.

Игра «Да и нет»

Корень впитывает воду?

В стебле образовываются питательные вещества?

Семя – это отдельный орган растения?

Семена защищают плод от повреждений?

Стебель проводит воду о корня ко всем органам?

Из листвы образовывается плод?

(слайд 6)

2. Обобщающая беседа.

-Назовите органы растения.

- Как питаются растения?

Почему растения не могут жить без солнечного света?

-Докажите, что растения – живые организмы.

- Как вы понимаете выражение: « Охранять растения – беречь жизнь на земле»?

 -Как же сохранить природу? Как жить с ней в согласии?

3. Экологическая игра.

На доске – рисунок жарка – купальницы азиатской.(слайд 7)

- Уже сосем скоро весна вступит в свои права, появятся всеми любимые цветы – жарки – символ нашей республики.

- Работая в группах, ответьте на вопрос: нарвать букет жарков – хорошо это или плохо?

-Первая группа – отвечает на вопрос с точки зрения потребителей. Вы получаете карточку с опорными словами: цветы, подарок, пахнуть, красиво, уют.

-Вторая группа – Экологи. Опорные слова: завянут, букеты, вред, исчезнут, пустой.

- Третья группа – Эксперты. Опорные слова: богатство, беречь, правила, не нанести природе.

Составляют схему на доске. (1, 2 ученика) 

 

 

Это не отдельный орган.

 

Стрелками.

 

 

 Да.

 Нет.

 

 Нет.

 

.Нет.

Да.

Нет.

Отвечают на вопросы

Приводят примеры, строят предположения.

Совещаются в группах, доказывают свою точку зрения. 1. – Хорошо, т.к. цветы красивые, создают уют. 2.- Сбор цветов приносит вред природе. Лес останется пустым. 3. – Лес – богатство. Цветы радуют красотой. Нужно не забывать правила поведения, чтобы не нанести вред природе.

Познавательные УУД:общеучебные умения:умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

7.Рефлексия.

 

– Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь..

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

- Какой главный вопрос мы поставили перед собой в начале урока?

- Смогли ли мы доказать важность какого либо органа растения?

-почему?

Продолжите предложения:

«Сегодня на уроке я узнал….»

«Я повторил….»

« Я удивился….»

«Я запомнил…»

« Я всегда буду…..»

(слайд 8)

Выставление оценок группам, сообщение домашнего задания:

  1. Нарисовать цветковое растение, подписать его части.(1 уровень)
  2. Выступление о роли всех частей растения (2 уровень)
  3. Провести опыт «Как развивается растение» на примере гороха или боба с фиксацией в рабочей тетради, с.14 (3 уровень)

– Спасибо за урок!

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

 

 

Коммуникативные УУД: умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка , оценка трудностей, с которыми пришлось столкнуться. Личностные: осознание себя как гражданина, способного внести вклад в сохранение природы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Урок окружающего мира " Органы чувств"

Урок окружающего мира Плешаков 4 класс " Органы чувств"...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

Презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств", 2 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по системе Л. В. Занкова, 2 класс....

Урок окружающего мира "Органы пищеварения".

Тема -  Органы пищеварения (путешествие бутерброда)  Дать первоначальное представление об органах пищеварения и механизма переваривания  пищи. Развивать  речь, мысли...

Презентация к уроку окружающего мира "Органы растений" 1 класс

ПРезентация к уроку окружающего мира "Органы растений" 1 класс...

Конспект урока на тему «Органы растения и их значение для его жизни»

2 класс конспект урока по окружающему миру УМК Начальная школа 21 века....