"Органы растений и их значение. Корень" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Дружок Анна Сергеевна

урок по познанию мира во втором классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_rasteniy_i_ikh_naznachenie._koren._2_klass.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок познания мира  во 2 класс

подготовила и провела учитель начальных классов

Школы – лицея № 27

Дружок Анна Сергеевна

Тема: Органы растений и их назначение. Корень.

Цель: 

  • Обеспечить усвоение понятия «корень», понимание особенностей и назначение корня; формирование умения определять корень у растения, его вид.
  • Способствовать формированию умения находить и выделять главное, ставить цели; развитие абстрактного мышления учащихся, активизация и расширение словарного запаса;
  • Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: таблицы «Органы растений», «Типы корней и корневых систем», «Что растения получают из почвы». Иллюстрации. Блюдце с подкрашенной водой, бинт, гербарий, проросшие луковицы.

Форма работы: групповая.

Ход урока:

Орг. Момент.

  1. Повторение.

- Сейчас, ребята я предлагаю вам вспомнить темы, которые мы с вами проходили на предыдущих уроках. Для этого мы с вами ответим на вопросы теста.

Тест.

  1. Свойства воздуха:

к) поддерживает горение, бесцветный;

в) имеет форму и запах;

р) имеет форму, растворим в воде;

  1. Когда температура воздуха опускается ниже 0 градусов, вода  находится в состоянии:

а) жидком;

о) твердом;

в) газообразном;

  1. Вещества растворимые в воде:

в) песок, глина, сахар;

р) соль, сахар, вода;

о) соль, песок, галька;

  1. Выбери правильное определение почвы.

е) верхний  плодородный слой земли;

м) верхний песчаный слой земли;

о) верхний слой земли, где есть писок и глина;

  1. Рыхление почвы помогает сохранить:

н) влагу, воздух;

л) влагу, перегной;

и) воздух, перегной;

  1. Какой цвет имеет плодородная почва?

д) коричневый;

ь) чёрный;

а) желтый;

  1. Введение в тему урока.

- А теперь поставьте буквы, которые соответствуют вашему ответу по порядку и прочитайте, какое слово у вас получилось.

Корень

Сбор ассоциаций к слову корень.

        

-  Молодцы, ребята. А теперь внимательно посмотрите, подумайте и выберите то значение слова «Корень», которое по вашему мнению мы с вами будем рассматривать сегодня на уроке.

- Конечно, сегодня мы с вами расширим свои знания о корне, как органе растений.

3. Работа по теме урока.

- Запишите тему урока в тетрадь. Составим план работы ( в виде таблицы).

Что это?

Зачем?

Какие? (виды)

Корень – это…

В ходе урока мы с вами постараемся заполнить таблицу.

3.1. Понятие о корне.

( Работа по таблице «Органы растений»)

- Продолжите ряд слов: Плод, цветок, лист, стебель, …

- Давайте с вами попробуем вывести правило, что такое  корень ? ( запись мыслей на листочках, высказывание мнений в группе, выбор наиболее правильного, интересного мнения. Запись в таблицу.)

Корень – это подземный орган растения.

3.2. Назначение корня.

- Для чего же растениям нужны корни?  (Предположения детей).

  Растение крепится в почве при помощи корня. Он, как якорь, прочно удерживает его, и редко буре удается повалить растение, а тем более вырвать с корнем. Если бы корней не было, то первый же шторм мог сломать дерево.

  - Мы с вами в понедельник  поставили в воду луковицы, что с ними произошло?

  - Подумайте и скажите, почему количество воды в баночках уменьшилось?

Основная функция корней состоит в том, чтобы поглощать из почвы воду и различные вещества, которые нужны растениям для роста и развития. Многие химические вещества, которые необходимы растениям для питания, поступают через корни в растворенном виде. Вода и растворенные в ней вещества всасываются растениями через тонкие усики, свешивающиеся с корней. Такие усики часто называют корешками. Корень – это единственная часть растений, которая может всасывать воду.

Опыт.

Чтобы наглядно показать, как через корень растений по стволу поднимается вода, нужно взять тарелочку с подкрашенной водой, опустить туда марлю или бинт, и предложить детям понаблюдать, как вода постепенно поднимается вверх, пропитывая нити марли. Корни растений имеют тонкие волоски ( как нити марли), по которым вода впитывается в основной корень и поднимается по стволу.

- Что же попадает в растения вместе с водой?

- У корней растущих в разных местах, различная длина корня. Подумайте, почему?

   Корни некоторых растений пустыни уходят глубоко в землю – там они необходимую для жизни влагу. Размеры корней растущих в пустыне иногда достигают 15 – 25м в длину. В местах, где достаточно влаги, корни имеют меньшие размеры.

     Заполнение  таблицы «Что растения получают из почвы».

  -  Как вы думаете, растут растения зимой? Почему?

  - Подумайте, для чего мы рыхлим почву?  (Чтобы в почву попадал воздух)

  - Значит, растения могут дышать воздухом, который содержится в почве, при помощи корня.

   ( Самостоятельное заполнение второй графы таблицы «Зачем?».

3.3.Виды корней.

( Работа по таблице «Типы корней и корневых систем»).

 

- Подумайте и скажите, у всех ли растений корни выглядят одинаково?

   У некоторых растений стержневой корень. Стержневой корень – это один большой корень, который намного больше других, ответвляющихся корней.

  У других растений не один большой корень, а несколько примерно одинакового размера корней, которые растут пучком от основания стебля. Такая корневая система называется мочковатая.

- Посмотрите на луковицу и определите, какая у нее корневая система.

Практическая работа учащихся.

По образцам гербария определить вид корневой системы.

3.4.Дополнительная информация.

 Не у всех  растений корни растут в почве. У некоторых тропических орхидей, растущих на деревьях, свисающие корни, которые растут в воздухе и впитывают влагу.

Английский плющ и ядовитый плющ прикрепляются к стенкам или к деревьям с помощью корней – прицепок.

Некоторые растения имеют особенные корни, которые развиваются над землей и врастают в почву, образуя подпорки. Они так и называются корни подпорки.

 (Самостоятельное заполнение третей колонки  таблицы « Какие?» ).

  1. Рефлексивно – оценочный этап.
  1. Написание учащимися эссе « Я – корень». (Обсуждение в группах. Презентация одного эссе с группы).

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

          4.2. Выставление оценок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растения - живой организм. Органы растений.

Тема урока: «Растение – живой организм. Органы растений.»  Цели урока:·        Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водор...

Тема урока: Группы растений, органы растений и их функции.

урок познания мира в 1 классе по теме "Группы растений, органы растений и их функции "...

Карточки "Органы растений"по окружающему миру 3 класс

Карточки для проверки знаний  нахожденияорганов растений (корень, побег, лист, стебель, почка, цветок).Карточки достаточно печатать 2 страницы на листе - получаются 4 карточки на листе, достаточн...

Урок окружающего мира «Органы растения и их значение для его жизни»

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по УМК Н. Ф. Виноградовой "Школа 21 века"...

Презентация к уроку окружающего мира "Органы растений" 1 класс

ПРезентация к уроку окружающего мира "Органы растений" 1 класс...

Конспект урока на тему «Органы растения и их значение для его жизни»

2 класс конспект урока по окружающему миру УМК Начальная школа 21 века....

Презентация. Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы.

Разнообразие листьев растений, их функции.Значение растений для живой природы....