Природные сообщества
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Астахова Анна Александровна

Цель: закрепить знания о природных сообществах данных на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_soobshchestva.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме: Природные сообщества.

Цель: закрепить знания о природных сообществах данных на уроках природоведенья.

Задачи:

 - выявить уровень знаний о природных сообществах;

 - дать дополнительные сведенья об обитателях природных сообществ;

 - продолжать формировать умение составлять цепи питания и взаимо-

    связи в природе.

 - воспитывать экологически грамотную личность;

Мы с вами на уроках природоведенья познакомились с несколькими природными сообществами. И сегодня мы с вами поговорим именно о них. И начнем мы вот с какого задания. Каждая команда подумает и скажет, что такое природное сообщество.

Следующее задание. Я буду читать описание какого-то сообщества, ваша задача определить, что это за сообщество.

1. Это сообщество можно назвать украшением планеты. Среди зеленых насаждений людям легче дышится, им не досаждает зной и пыль, их не утомляют резкие звуки, шумы. Верный и надежный помощник земледельца в борьбе за урожай: оно хранит влагу, защищает поля от ветров, укрепляет корнями овраги, пески. (Лес).

2. Это сообщество украшает родной край. Пройди в тёплый солнечный день, полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение пчел, шмелей. И ты поймёшь, как важно оберегать красоту эту, охранять жизнь всех его обитателей. Большое значение имеет для сельского хозяйства: многие из них служат пастбищами для домашних животных. На них  растут особенно ценные кормовые растения. (Луг).

3. Когда в теплое время года  приходишь туда, видишь только некоторых его обитателей. Всех увидеть не возможно. А ведь их очень много. Это место, где живут самые разнообразные живые существа. Оно играет огромную роль в жизни всех живых существ.  Без неё не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Они бывают естественными и искусственными. (Водоем).

4. Замечательное природное хранилище воды, в них берут начало многие реки. Являются фильтрами воды. Здесь встречаются удивительные растения-хищники. Является хранилищем огромного запаса торфа. (Болото).

И сегодня мы поговорим об обитателя этих сообществ. И начнем мы с таких обитателей, как растения. Задача команд распределить растения по сообществам, в которых они обитают.

Список растений: нивяник, тростник, клюква, кубышка желтая, тимофеевка, вереск, клевер, камыш, мхи, колокольчик, кувшинка, сосна, черника, мятлик, клен, земляника, рогоз, ландыш. (Командам даются бланки и список растений).

Таблица с ответами.

Болото

Луг

Лес

Водоем

1. клюква

2. кубышка желтая

3. вереск

4. камыш

5. мхи

6. кувшинка

7. сосна

1.нивяник

2.тимофеевка

3. клевер

4. колокольчик

5. мятлик

1. мхи

2. колокольчик

3. сосна

4. черника

5. клен

6. земляника

7. ландыш

1. кубышка желтая

2. тростник

3. камыш

4. кувшинка

6. рогоз

Если мы хорошо подумаем, то вспомним, что лес состоит из ярусов. Первая команда записывает названия растений, которые в нем обитают. Вторая команда – растения второго яруса. Третья – третьего яруса.

Вариант ответов.

1 ярус: дуб, сосна, берёза, ель, липа и т.п.

2 ярус: рябина, малина, черёмуха, орешник и т.п.

3 ярус: брусника, черника, земляника, кислица и т.п.

А сейчас мы с вами поговорим об одной самой  многочисленной группе животных. А именно о насекомых. Давайте вместе вспомним, чем питаются насекомые? Насекомые питаются растениями. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш и свёклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Так грозным завоевателем проявила себя саранча. Подсчитано, что во всем мире растительноядными насекомым каждый год достаётся приблизительно пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.

А теперь попробуйте ответить на вопрос: из каждых 100 видов насекомых 99 приносят человеку ущерб. Верно ли это утверждение? (нет).

Также насекомые являются хищниками. Самый прожорливый из них – стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Охотится она на комаров, мошек и мух. Одним из самых красивых насекомых является бабочка. Она питается нектаром – цветочным соком. Рот бабочки – длинная трубочка, свернутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достает нектар со дна цветка.

А теперь  ответьте на такой вопрос: "Что будет, если исчезнут насекомые?"  Докажите свой ответ, на примере цепей питания.

 (Насекомые необходимы, чтобы опылять растения, не образуются семена и плоды; исчезнут насекомые-санитары, лес будет загрязнен; начнут исчезать многие птицы, которые они питаются; начнут исчезать рыбы и т.д.)

А сейчас попробуйте узнать по описанию жука.

1. Этот жук, очень яркий, блестящий, сверкающий, будто кусочек расплавленного металла. Точнее, жук зелёный, с металлическим отливом. При полёте очень блестит на солнце. Взлетает внезапно, без подготовки, его особенность: при полёте не поднимает надкрылий, как другие жуки. (Майский жук).

2. Это один из крупнейших жуков в Европе! Достигает в длину вместе с челюстями восьми сантиметров. Челюсти у жука – самое примечательное: они огромные, с отростками и напоминают рога. Питаются соком дуба. (Жук-олень).

3. Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берёз, ещё опаснее его личинка. Он весь красно-бурый. Покрыт серым налётом. Конец брюшка сильно вытянут и напоминает хвостик. (Бронзовка золотая).

А теперь подумайте над таким вопросом: сколько точек у коровки? И о чем это может говорить?

Точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду принадлежит коровка: две точки – двуточечная, пять точек – пятиточечная, семь - семиточечная, и т.д. Существует более 4000 видов  коровок. Жуки эти не все красные. Есть желтые, коричневые, бронзовые, но все пятнистые.

В конце нашего мероприятия, я хочу вам прочитать стихотворение. Вы внимательно послушайте его и напишите в двух-трёх словах, о чем оно.

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тишину.

Журчит, лепечет ручеёк

О том, что путь далёк-далёк…

Упала шишка,

Скрипнул сук.

Жужжит, жужжит тяжёлый жук…

Листва рассказывает сны…

Ты слышишь голос тишины.

(С. Погорельский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"

Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....

Презентация по теме "Луг -природное сообщество"

Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...

Природное сообщество "Поле"

Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...