Природные сообщества
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Цель: закрепить знания о природных сообществах данных на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_soobshchestva.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по теме: Природные сообщества.
Цель: закрепить знания о природных сообществах данных на уроках природоведенья.
Задачи:
- выявить уровень знаний о природных сообществах;
- дать дополнительные сведенья об обитателях природных сообществ;
- продолжать формировать умение составлять цепи питания и взаимо-
связи в природе.
- воспитывать экологически грамотную личность;
Мы с вами на уроках природоведенья познакомились с несколькими природными сообществами. И сегодня мы с вами поговорим именно о них. И начнем мы вот с какого задания. Каждая команда подумает и скажет, что такое природное сообщество.
Следующее задание. Я буду читать описание какого-то сообщества, ваша задача определить, что это за сообщество.
1. Это сообщество можно назвать украшением планеты. Среди зеленых насаждений людям легче дышится, им не досаждает зной и пыль, их не утомляют резкие звуки, шумы. Верный и надежный помощник земледельца в борьбе за урожай: оно хранит влагу, защищает поля от ветров, укрепляет корнями овраги, пески. (Лес).
2. Это сообщество украшает родной край. Пройди в тёплый солнечный день, полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение пчел, шмелей. И ты поймёшь, как важно оберегать красоту эту, охранять жизнь всех его обитателей. Большое значение имеет для сельского хозяйства: многие из них служат пастбищами для домашних животных. На них растут особенно ценные кормовые растения. (Луг).
3. Когда в теплое время года приходишь туда, видишь только некоторых его обитателей. Всех увидеть не возможно. А ведь их очень много. Это место, где живут самые разнообразные живые существа. Оно играет огромную роль в жизни всех живых существ. Без неё не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Они бывают естественными и искусственными. (Водоем).
4. Замечательное природное хранилище воды, в них берут начало многие реки. Являются фильтрами воды. Здесь встречаются удивительные растения-хищники. Является хранилищем огромного запаса торфа. (Болото).
И сегодня мы поговорим об обитателя этих сообществ. И начнем мы с таких обитателей, как растения. Задача команд распределить растения по сообществам, в которых они обитают.
Список растений: нивяник, тростник, клюква, кубышка желтая, тимофеевка, вереск, клевер, камыш, мхи, колокольчик, кувшинка, сосна, черника, мятлик, клен, земляника, рогоз, ландыш. (Командам даются бланки и список растений).
Таблица с ответами.
Болото | Луг | Лес | Водоем |
1. клюква 2. кубышка желтая 3. вереск 4. камыш 5. мхи 6. кувшинка 7. сосна | 1.нивяник 2.тимофеевка 3. клевер 4. колокольчик 5. мятлик | 1. мхи 2. колокольчик 3. сосна 4. черника 5. клен 6. земляника 7. ландыш | 1. кубышка желтая 2. тростник 3. камыш 4. кувшинка 6. рогоз |
Если мы хорошо подумаем, то вспомним, что лес состоит из ярусов. Первая команда записывает названия растений, которые в нем обитают. Вторая команда – растения второго яруса. Третья – третьего яруса.
Вариант ответов.
1 ярус: дуб, сосна, берёза, ель, липа и т.п.
2 ярус: рябина, малина, черёмуха, орешник и т.п.
3 ярус: брусника, черника, земляника, кислица и т.п.
А сейчас мы с вами поговорим об одной самой многочисленной группе животных. А именно о насекомых. Давайте вместе вспомним, чем питаются насекомые? Насекомые питаются растениями. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш и свёклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Так грозным завоевателем проявила себя саранча. Подсчитано, что во всем мире растительноядными насекомым каждый год достаётся приблизительно пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.
А теперь попробуйте ответить на вопрос: из каждых 100 видов насекомых 99 приносят человеку ущерб. Верно ли это утверждение? (нет).
Также насекомые являются хищниками. Самый прожорливый из них – стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Охотится она на комаров, мошек и мух. Одним из самых красивых насекомых является бабочка. Она питается нектаром – цветочным соком. Рот бабочки – длинная трубочка, свернутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достает нектар со дна цветка.
А теперь ответьте на такой вопрос: "Что будет, если исчезнут насекомые?" Докажите свой ответ, на примере цепей питания.
(Насекомые необходимы, чтобы опылять растения, не образуются семена и плоды; исчезнут насекомые-санитары, лес будет загрязнен; начнут исчезать многие птицы, которые они питаются; начнут исчезать рыбы и т.д.)
А сейчас попробуйте узнать по описанию жука.
1. Этот жук, очень яркий, блестящий, сверкающий, будто кусочек расплавленного металла. Точнее, жук зелёный, с металлическим отливом. При полёте очень блестит на солнце. Взлетает внезапно, без подготовки, его особенность: при полёте не поднимает надкрылий, как другие жуки. (Майский жук).
2. Это один из крупнейших жуков в Европе! Достигает в длину вместе с челюстями восьми сантиметров. Челюсти у жука – самое примечательное: они огромные, с отростками и напоминают рога. Питаются соком дуба. (Жук-олень).
3. Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берёз, ещё опаснее его личинка. Он весь красно-бурый. Покрыт серым налётом. Конец брюшка сильно вытянут и напоминает хвостик. (Бронзовка золотая).
А теперь подумайте над таким вопросом: сколько точек у коровки? И о чем это может говорить?
Точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду принадлежит коровка: две точки – двуточечная, пять точек – пятиточечная, семь - семиточечная, и т.д. Существует более 4000 видов коровок. Жуки эти не все красные. Есть желтые, коричневые, бронзовые, но все пятнистые.
В конце нашего мероприятия, я хочу вам прочитать стихотворение. Вы внимательно послушайте его и напишите в двух-трёх словах, о чем оно.
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тишину.
Журчит, лепечет ручеёк
О том, что путь далёк-далёк…
Упала шишка,
Скрипнул сук.
Жужжит, жужжит тяжёлый жук…
Листва рассказывает сны…
Ты слышишь голос тишины.
(С. Погорельский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...
Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"
Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....
Презентация по теме "Луг -природное сообщество"
Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...
Природное сообщество "Поле"
Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...