Урок окружающего мира для 3 класса "Что такое деньги?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира для 3 класса по программе "Школа России" на тему "Что такое деньги?" поможет раскрыть одну из тайн экономики. На уроке использованы элементы исследовательской деятельности, дифференцированного обучения и элементы театрализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl._chto_takoe_dengi.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающего мира,
проведённый в 3 классе
Тема: «Что такое деньги?»
Учитель начальных классов 1 категории
Ермолаева Е.В.
2017-2018 уч. год
Тема: «Что такое деньги?»
1.Вводная часть.
Как называют науку, которая учит рационально жить, учит экономно и бережно вести хозяйство?(экономика) Продолжаем открывать тайны экономики. А вот какое экономическое понятие будем сегодня исследовать, вы узнаете, отгадав, что находится в этих чёрных альбомах. (деньги)
2. Актуализация.
Какие вопросы могут нас интересовать, связанные с этим понятием?
– что такое деньги?
– как появились деньги?
– какими были первые деньги?
Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?
Главный вопрос - ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ.
Это и есть тема урока.
3. Открытие нового знания.
Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги? Каково их значение?(ответы детей)
А вот какое определение денег в словаре Ожегова: читают дети
« Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Но на самом деле большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы.
Готовы? Тогда отправляемся.
4.Итак, мы попали в далекое прошлое к первобытным людям.
Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?
Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
Инсценирование . Мальчик и девочка оказались у вождя древнего племени. Давайте послушаем их разговор.
Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходится выменивать у соседних племён то, чего у нас нет.
Мальчик. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.
Вождь. Да, может у вас в племени это и удобно, а у нас, пока нужный обмен совершишь, состаришься.
Девочка. А это почему?
Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно. Голова закружится.
Мальчик. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на наушники. А наушники – на рыбок!
Вождь. Да-а-а…, значит у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас.
Девочка. Да уж, эти мальчишки, всё, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на неё все выменивать.
Вождь. Вот здорово! Решено! Пусть будет так!
(артисты уходят)
5.Первобытные люди осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки)
- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?
-Такой вид обмена называется бартер
- Найдите на стр. 66 определение, что такое бартер. ( Это прямой обмен одних товаров на другие
- Кажется, все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:
У Иры есть груша, а она хочет апельсин.
У Максима есть апельсин, а хочет он банан.
У Миши есть банан, а хочет он грушу.
- Как быть? (Решение экономической задачи)
- Согласитесь, это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей. А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно. Очень сложен бартер и для предприятий. Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.
- На стр. 67 найдите определение, что такое купля – продажа. ( Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги)
- Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.
- Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа).Таблица.
- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги?
(Высказывания детей)
6.Сказочная викторина «Какой обмен совершается?»
- С этими видами обмена мы встречаемся не только в повседневной жизни, но и на страницах знакомых сказок.
- Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается.
"Сказка о петушке и бобовом зернышке".
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
— Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.(бартер)
"Сказка о мужике-бедняке".
"Возьму этого зайца, да продам за четыре алтына, на эти деньги куплю свинушку, она принесет мне двенадцать поросят, поросятки вырастут, принесут еще по двенадцать, я всех приколю, мясо продам, а на денежки дом куплю…" (Купля – продажа)
- Что значит купить товар? (Купить товар - обменять его на определенное количество денег).
- Так что же такое деньги? Найдите определение этого слова на стр. 67 во втором абзаце.
Вывод. Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
7.Физминутка под музыку «Money, Money ….»
8.Из истории денег
Послушаем сообщение ребят «Из истории денег».
Ученик1.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба.
Ученик 2 .
Одними из первых денег были раковины каури. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их можно было чеканить любой стоимостью. Дорогие монеты чеканились из золота, подешевле – из меди. Однако и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их.
Учитель: И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты - все, во что вложен труд.
Итак, деньги пришли на смену натуральному обмену, когда люди просто обменивались между собой товарами. Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном хранении. Появились первые цены — за любую вещь давали определенное количество денег. Затем начали возникать определенные проблемы с деньгами, для больших покупок требовались целые горы денег. Тогда люди придумали деньги разного достоинства.
Первые бумажные деньги появились в Китае в 9 веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
9.Из истории российских денег.
Учитель
Кто знает, как образовались слова рубль и копейка?
(Высказывания детей)
Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём.
Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого серебра в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.
10.Практическая работа (в парах)
(Слайд с названием сторон монет.)
Вам предстоит исследовательская работа, после которой вы сможете больше рассказать о монете, лежащей перед вами. Вам поможет план исследования
План исследования. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”. |
Реверс произошло из латинского языка «реверсус», аверс также из латинского «аверсус», т. е. обращённый лицом. |
Выполнить задание №3 в рабочей тетради с.45
Подведем итог нашего исследования. Расскажите о своей монете.
11. Учитель:В качестве чего получают деньги большинство людей?
Ученики:
В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).
Учитель:
Что покупает человек на заработанные деньги?
Ученики: Товары и услуги.
Учитель: Но все ли деньги человек расходует? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?
Ученики: Сбережения
12.Работа над пройденным материалом.
Определите, какую функцию выполняют деньги в каждой задаче. Встаньте, кто догадался.
Задача 1
Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:
- средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара).)
Задача 2.
Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:
-средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара).)
Задача 3.
Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:
-средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара).
13. Обобщение.
Учитель:
Но есть люди, которые тоже откладывают деньги, берегут их, но эти деньги нельзя назвать сбережениями. С какой целью они это делают? Чтобы узнать правильно ли вы рассуждаете, для этого прочитаем материал на с.69.
(про нумизматов ) Я хочу вас познакомить со своей коллекцией монет.
14.Проверка усвоения материала.
- А теперь сосредоточьтесь и заполните карточки.
Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Есть два способа обмена: _____(бартер и купля – продажа). (Деньги)____-это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги . На стоимость товара указывает его ____(цена). В качестве оплаты за работу получают ____(зарплату). Часть денег откладывают на будущее – это __(сбережения). Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются _________(нумизматами).
15.Заключение.
Учитель:
А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. (На доске карточки со словами: книга, яблоко, карандаш, рубашка, колбаса, браслет, дружба, здоровье, небо, море, уважение людей ….) Все ли можно купить за деньги? Нет. Чего нельзя купить? Приведите свои примеры.
Учитель:
Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк?
16.Итог урока.
Ответили ли мы в ходе урока на поставленные вопросы?
Что такое деньги?
Как появились деньги?
Какими были первые деньги?
Сегодня на уроке:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я бы хотел…
Новые знания мне пригодятся…
17. Домашнее задание:
У вас сегодня на дом 3 задания. Слушайте внимательно, задание дифференцированное по выбору:
1.Подобрать пословицы о деньгах + Т.с.44
2. Стр.69, вопросы «Проверь себя» (письм.)
3. Прочитать текст стр.66-70 и составить по нему вопросы. Записать в тетрадь с.45 №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....
Презентация к уроку окружающего мира 3 класс"Такие разные грибы".
Презентация "Такие разные грибы"....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...
Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...