Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема: «Наша дружная семья»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цель урока: организовать взаимодействие детей в ходе обучения, уточнить представления учащихся о семье, о традициях семьи, формировать позитивное отношение к своей семье, показать важность внимательных и заботливых отношений, взаимопомощи между членами семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_okrmir.docx | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Тема: «Наша дружная семья»
Цель урока: организовать взаимодействие детей в ходе обучения, уточнить представления учащихся о семье, о традициях семьи, формировать позитивное отношение к своей семье, показать важность внимательных и заботливых отношений, взаимопомощи между членами семьи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
- Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
- Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
- Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
- Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
- Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
- Уметь различать родственные взаимосвязи.
- Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, магнитофон, карточки, шкатулка, клей, фломастеры.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Добрый день, ребята, уважаемые взрослые: родители, коллеги. Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.
II. Подготовка к введению темы урока
1. Чтение рассказа
(Читает учитель)
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.
– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.
– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?
– Ребята, что загадал Толя?
– Сбылось ли его желание?
– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?
– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?
– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?
(человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)
2. Вывод.
Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться.
В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
Загадки
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. Она все на свете помнит и знает
И бабушка мамой ее называет!
И часто приходят к ней в дом доктора
Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)
8. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
9. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)
III. Работа по теме урока.
Постановка учебной задачи
– Сегодня тема урока “Наша дружная семья”
– Нам предстоит очень серьёзная работа. Мы уточним понятие «Семья», познакомимся с семьями одноклассников, узнаем правила общения и поведения в семье, посадим необычное дерево.
2. Основная часть.
- начать наше занятие я предлагаю вам, ребята, с разгадывания ребуса
СЛАЙД -(7я)
«Семья» сколько в нем загадок, оно делится на два слова «семь» и «я» - это семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие увлечения и любимые занятия.
- в толковом словаре Ожегова С. И. записано так:
1.Семья- это группа родственников, живущих вместе - СЛАЙД
- Ребята, а как вы считаете: что такое СЕМЬЯ? Как вы понимаете значение этого слова?
Семья - это: (учащиеся выражают своё мнение).
Сейчас каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово "семья".
Давайте обобщим все сказанное вами: СЛАЙД
- ребята, а если помотреть на нас с вами, можно ли сказать, что мы – «СЕМЬЯ»?
-Семья - это не только группа родственников, но и мы с вами тоже "семья".
А почему нас можно назвать семьёй?
(у нас общее есть дело и общие интересы)
2.Семья - единство, объединение людей, сплочённых общими интересами
- Подумайте, а кого ещё можно назвать семьёй?
В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д.
3)Семья -группа животных, птиц или растений одного вида
- Семья – это дом.
Это папа и мама, дедушка и бабушка…
Это дружба и любовь. Это забота друг о друге.
Это радость и печали, которые одни на всех.
Это привычки и традиции.
А ещё - это опора во всех бедах и несчастьях.
Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь.)
Прослушайте стихотворение, поднимите желтый сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно.
К дедушке и бабушке
Катя и Володя,
В гости на оладушки
в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
– Дед, налей мне чаю.
Дед низко голову склонил,
– Плохо слышу я внучок,
не чета тебе я.
Я уже ведь старичок,
вот и слух слабеет.
Катя бабушке кричит:
– Ты не видишь, что ли,
Что солонка тут стоит,
на столе без соли?”
Кате бабушка в ответ:
– Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет,
помоги мне кроха.
– Что вам не понравилось в поступках детей?
– Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?
Я прочитаю вам некоторые высказывания, а вы подумайте, выполняете ли вы их?
Если вы их выполняете, то можете поднять зелёный сигнал, если нет – красный. Но у вас есть выбор, вы можете ничего не поднимать. А подумать про себя.
СЛАЙД (Каждое высказывание вызывается Кликом и Клик после высказывания)
– Вы часто говорите маме, что любите ее?
– Папа, уставший приходит с работы, и вы тут же, с порога начинаете докучать его просьбами пойти погулять.
– Ваша бабушка не живёт рядом с вами, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.
– Любимый дедушка принёс вам шоколад, вы развернули обёртку и отломили половинку дедушке.
– Брат (или старшая сестра) в школе получила плохую отметку. Вы не бежите к маме и папе рассказывать о случившемся. Вы подбадриваете ее, помогаете исправить ситуацию.
Физминутка - СУПЕРФИЗМИНУТКА – ВИДЕО !!!
- Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на некоторые ситуации взаимоотношений в семье и обсудим их в группе.
Демонстрация 3-х СЛАЙДОВ, обсуждение
- Конечно же, когда мы живем в семье – мы должны с уважением относится к каждому члену семьи. А вот знаем ли мы как называют членов семьи, мы сейчас вспомним? Но для этого нужно вспомнить:
1. Как можно по- другому одним словом назвать маму и папу? (Родители)
2. Кого называют предками?
3. Кого называют потомками?
-Сядьте в круг.
Игра «Проще простого»
-Расчитайтесь на 1,2,3
-Поднимите руки ребята, которые были первыми по номеру.
-Вы, условно, команда - «Родители»;
…вторыми, вы, условно, команда - «Предки»;
…третьими, вы, условно, команда - «Потомки».
-Это ваши команды. Каждая команда должна объяснить слово. Слова написаны на листочках бумаги и лежат в шкатулке. Объяснить значение слова нужно за 20 секунд.
-Наша задача: умело объяснить значение известных слов.
(Бабушка, дедушка, дочь, сын, мама, папа, внук, дядя, тётя, племянник, племянница, кузен, кузина, прабабушка, прадедушка, брат, сестра, муж, жена).
- А как одним словом назовём всех членов семьи? (родственники)
- Русская народная пословица гласит «Вся семья вместе и душа на месте». Раньше о доме, о семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость.
- Вокруг каждого из нас много родных (бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.), с ними мы связаны неразрывными нитями. Многие из вас составили свою родословную.
ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ!!! РАБОТА С ДОСКОЙ!!
Если внимательно посмотреть на рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Дерево крепко держится корнями за землю. Говорят :«У него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.
-Ребята, поставьте свои сигнальчики, а то древо, составленное вами дома с родителями, которое имеет больше ветвей – родственников на ваш взгляд.
- А теперь давайте посмотрим, чье древо получило больше всех голосов.
-Давайте поаплодируем этой замечательной семье.
- Нет одинаковых семей, у каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения.
- А какие традиции или обычаи есть в вашей семье?
(рассказы учащихся о своей семье)
- Каждая семья – интересна по-своему. У Каждой семьи есть чему поучиться!!!
СЛАЙД -6 шт (ситуации проговариваем)
- Не всегда получается все делать правильно. Ошибаются не только дети, но и взрослые. Давайте поработаем в парах и попробуем определить ошибки, которые допустили и взрослые и дети?
Слайд, обсуждение
-Про семью много сложено стихов, пословиц, поговорок. Еще одну вы узнаете, выполнив задание. Работайте в паре дружно. У вас все получится.
Работа в парах «Собери пословицу».
- Соберите пословицу, объясните ее смысл.
- ряд - Семья – это любовь и терпение.
- ряд - Семья – дороже золота.
- Ряд – В семье – все равны.
IV. Обобщение изученного материала.
-Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием! В конце нашего урока я приглашаю вас вместе выполнить еще одно задание.
– Что же такое семья?
– Какую семью можно назвать дружной?
– Какие правила культурного общения вы запомнили?
– Ребята, я приглашаю вас вместе выполнить еще одно задание.
Дом моей мечты.
- Постройте Дом своей мечты. Подумайте, что должно быть обязательно в вашем счастливом доме.
Предлагаю каждой команде из полосок, которые вы взяли, «построить» этот дом. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом.
понимание |
раздражение |
вражда |
любовь |
взаимопомощь |
ссора |
радость |
безразличие |
уважение |
наказание |
VII. Рефлексия
Вопросы
– Что же такое семья?
– Какую семью можно назвать дружной?
– Какие правила культурного общения вы запомнили?
– Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?
– Какое открытие вы сделали для себя сегодня?
- Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, мы хотим подарить вам ПАМЯТКИ
Рефлексия. Так что же такое семья?
-Ну и как было обещано в начале занятия, урок мы завершим необычно – посадим ДЕРЕВО ДРУЖНОЙ СЕМЬИ.
Среди рукавичек, найти пару. На каждом пальчике ваших рукавичек напишите членов вашей семьи, а если семья большая – то на двух рукавичках. И приклейте их на наше дерево “Дружной семьи”. Ведь дружная семья не только дома, но и у нас в школе.
- Просмотр СЛАЙДОВ, прослушивание песни «Родительский дом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Наша дружная семья" 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Наша дружная семья»Цель урока: познакомить с целями и задачами раздела "Наша дружная семья"; обсудить правила культуры общения в ...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Наша дружная семья»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Наша дружная семья»...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Наша дружная семья»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Наша дружная семья»...
Конспект урока окружающего мира по теме:"Наша дружная семья"
laquo;Наша дружная семья»...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наша дружная семья"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наша дружная семья" для 2 класса...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Наша дружная семья", 2 класс, УМК "Школа России"
Конспект и презентация урокаhttps://cloud.mail.ru/public/JwmZ/kRGoiia81...