Отечественная война 1812 года
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Антонова Светлана Алексеевна

Цели: - создать образ Наполеона как великого полководца;

- дать первоначальные представления об отечественной войне и о

партизанском движении;

- развивать мышление младших школьников;

- формировать коммуникативное умение работать с учебным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyna_1812_goda.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отечественная война 1812 года

В истории России есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. Именно так люди становятся сильнее духом, потому что узнают о славных делах своих предков.

Сегодня на уроке речь пойдет о 1812 годе. Посмотрите на изображение этой даты в истории России на доске. Догадайтесь, почему этот год изображен в языках пламени? В этом году началась одна из самых кровопролитных для России войн- Отечественная война 1812 года. Итак, это и есть тема нашего урока–Отечественная война 1812 года.

12 июня 1812 года без объявления войны «Великая армия» во главе с Наполеоном Бонапартом пересекла границы Российского государства. А кто такой Наполеон Бонапарт? Что вы о нем знаете? Хотите узнать больше?

Доклад ученика. Наполеон Бонапарт-человек необычной судьбы, величайший национальный герой Франции. Он с детских лет мечтал о военной славе. Ему едва лишь исполнилось 16 лет, а он уже закончил военную академию в Париже. В 24 года Бонапарт-генерал, а затем правитель Франции. Наполеон мечтал о мировом господстве. «Остается одна Россия, но я раздавлю её.»

-Что вас возмутило в словах Бонапарта? (Раздавлю, как будто Россия какая-то букашка.)

-Всмотритесь в лицо этого гениального полководца, опаснейшего врага России. Почти 10 лет, что существовало история Наполеона, Франция вела непрекращающиеся войны. За многочисленность  наполеоновскую армию стали именовать Великой. К началу 1812 года «Великая армия» Наполеона насчитывала 1 млн 200 тыс. В нее входили испанцы, австрийцы и представители других народов. Наполеон был опытным полководцем. Слава его гремела по всему миру. Он считался непобедимым и действительно не знал поражений. После разгрома России он собирался поделить нашу страну на несколько зависимых государств, отдать некоторые территории Пруссии, Австрии, Турции. В поход на Россию он взял 600 тыс человек. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники. «Я иду в Москву,-говорил он,-и в одно или два сражения все закончу. Император России на коленях будет просить у меня мира!»

Все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость.  Так поначалу и было. Французская армия начала мощное наступление и стремительно продвигалась  вглубь страны. Император России Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тыс. Предположите, какие чувства испытывал император при таком развитии военных действий, зная планы Наполеона. Верно. Александр I был напуган, судьба его царствования висела на волоске. Александр I понял, что в этой смертельной схватке с Наполеоном спасти его сможет только народ. И император решился на необычный шаг. Что  это был за шаг? Выберите правильный на ваш взгляд вариант.

1.Издал указ о том, что все крестьяне с 16 лет забираются в солдаты.

2. Написал открытое письмо народу с призывом создавать партизанские отряды.

3. Издал указ о зачислении в войска крестьян, которые находились в ссылке в Сибири.

Правы те, кто сделал предположение о том, что АлександрI издал манифест, то есть написал открытое письмо с призывом создавать народное ополчение. Тем самым он узаконил партизанскую войну, которую и без того с первого шага неприятеля по России вели как крепостные крестьяне, так и их господа. Именно партизанское движение непредсказуемостью своих действий вызывало панический страх у наполеоновской армии.

Доклад ученика. Партизанское движение.

Начав войну с Россией, Наполеон рассчитывал, что продовольствие для его армии будут поставлять ее покоренные жители. Но все оказалось иначе. Крестьяне прятали или уничтожали съестные припасы, угоняли скот, и сами уходили в леса. Он вооружались не только самодельными пиками, но и ружьями, пистолетами, саблями, отбитыми у приятеля. Однако не все помещики вместе со своими крепостными уходили в народное ополчение, были и такие, которые кормили завоевателей. Народ беспощадно казнил предателей. В Смоленской губернии на французских солдат наводил ужас отряд под командованием Василисы Кожиной. Отряд состоял из женщин и мальчиков-подростков.

И партизаны, и солдаты, и офицеры считали причиной постоянных отступлений русской армии неумелое командование. Царь медлил с назначением главнокомандующего. И общее руководство армией взял на себя Барклай де Толли- он же был военным министром. Хороший стратег, мужественный воин, но молчалив, замкнут, необщителен, поэтому подчиненные его недолюбливали. Не ладил с ним и другой генерал- Багаратион- сторонник решительных действий. Тем временем, победой завершив войну с Турцией, в Петербург вернулся М.И. Кутузов.

Доклад ученика. Михаил Илларионович Кутузов-русский полководец, сделался известен еще при Екатерине II. При взятии Измаила он отличился храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею. «Видно,-говорил доктор,-Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран». В обществе о Кутузове  сразу заговорили как о единственном человеке, способном занять пост главнокомандующего. Но Александр I недолюбливал Кутузова. Почему, спросите вы? Прежде всего за то, что однажды, несколько лет назад, отвергнув стратегический план Кутузова, Александр принял на себя командование русской армией и проиграл ответственное сражение, втрое превосходив противника по силе. Александр I 10 дней отказывал Кутузову во встрече. В это время Московское и Петербургское народное ополчение избрали Кутузова своим начальником. И Александр I должен был уступить. «Общество желало его назначения, и я его назначил»-сказал он с раздражением, сам же я умываю руки. Итак, 8 августа Александр I назначил главнокомандующим Михаила Илларионовича Кутузова.

-Пользуясь данной цветовой гаммой, определите «цвет» настроения солдат, если сразу после приезда Кутузова, они сложили пословицу: «Пришел Кутузов бить французов».

Подчеркните слово.

Красный   зеленый       розовый     коричневый      желтый

(Учитель открывает на доске таблицу палитры цветов)

красный-чувство возбуждения, зеленый- спокойствия, розовый- счастья, коричневый- угнетенности, желтый- уверенности

Вы правы, причем радовались не только солдаты, но и офицеры. «Ну как с такими молодцами и не побить французов?!-были первые слова главнокомандующего при виде солдат. Кутузов знал, что армия Наполеона сильнее и многочисленнее. Но великий полководец понимал, что нельзя слишком долго сдерживать рвущуюся в бой армию. 26 августа близ села Бородино, в 110 км от Москвы Кутузов решил дать сражение.

На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии. С восходом солнца прозвучали первые выстрелы. Ударили более 100 французских орудий, с русской стороны ответили. Бородинская битва началась! Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тыс человек каждая. Наполеон впоследствии писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Утром Кутузов приказал отойти с поля боя, русская армия подошла к Москве и приготовилась ее защищать.  1 сентября в деревне Фили состоялся военный совет, на котором был поставлен вопрос :«Дать ли под стенами древней столицы еще одно сражение или же отступать без боя?» Какое решение приняли бы вы лично, если бы участвовали в этом военном совете в Филях? Почему?

Точно так же говорил генерал Уваров, генерал Коновницин, генерал Дохтуров. Они настаивали на сражении под Москвой. Барклай де Толли считал, что давать сражение под Москвой нельзя, потому что у русской армии невыгодная позиция, в случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступать по узким улицам большого города и произойдет катастрофа-армия будет уничтожена.

-Изменилось ли ваше мнение после доводов, приведенных Барклаем де Толли?

Кутузов выслушал всех и сказал: Чтобы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, отечеством и армией. Пока будет существовать армия и находится в состоянии противиться неприятелю, до тех пор остается еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна.

-Итак, какое решение принял Кутузов?

Действительно, Кутузов сказал : с потерей Москвы не потеряна еще Россия. Я приказываю отступать!

Отметьте те чувства, которые должен быть испытывать в эту минуту каждый русский человек

чувство горечи  чувство страха  чувство стыда  чувство равнодушия

Послушайте отрывок из рассказа М.Брагина «В ту грозовую пору»: “ Военный совет в Филях закончился. Генерал Раевский вышел из избы, окликнул своего адъютанта, сел на лошадь. «Ваше превосходительство, что решил Совет?»-нетерпеливо спросил адъютант. В ответ тишина. И вдруг в ночном безмолвии раздались приглушенные рыдания. Боевой генерал, в самом пекле сражений не терявший присутствия духа, не сдержал слез. Ночью плакал и сам Кутузов.»

На следующий день русская армия ушла из Москвы. Давайте узнаем о чувствах Наполеона. «Наполеон решил, что война закончена. На то же место на поклонной горе, где недавно стоял Кутузов, прибыл со штабом Наполеон. «Наконец-то! Вот он, знаменитый город! – воскликнул император. Да и пора уже: все усилия, все потери были позади, а великая цель жизни, к которой он так долго стремился, - достигнута. Москва у его ног, последние русские покидают город. Осталось принять только ключи от Москвы. Он принимал ключи Берлина и Вены, ключи австрийских, прусских, итальянских и португальских городов, и всюду делегации вручали эти ключи императору Франции с низким поклоном».

Доклад ученика. Отрывок из рассказа С. Думина «Звезда путеводная».

-Понесли бы вы ключи от древней столицы своей родины?

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Да, Наполеон не дождался никаких послов. А в Москве тем временем в разных местах вспыхнули пожары.  О причинах этого историки спорят до сих пор. Но неудивительно, что он принял такой размах в деревянном городе, где орудовали мародеры вражеской армии, да и сами москвичи поджигали свое имущество, которое не могли увезти с собой.

Наша Москва горела 6 дней. Пожар уничтожил все продовольственные склады и французская армия сразу же стала голодать, болеть. Приближались холода, и Наполеон понял, что зимовать в сгоревшей на 3\4 Москве было бы безумием.

Сделайте предположение, какой приказ отдал Наполеон? Французский император неоднократно пытался заключит мир с русскими, но все его попытки были отвергнуты. Наполеон был вынужден начать отступление из полусожженной, голодной Москвы. Наполеоновские войска преследовала русская армия, со всех сторон теснили партизаны. От бескормицы падали лошади, голодали солдаты. Да еще в это время начались сильные холода: одетые легко французы замерзали, и кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти. Вот так выглядела непобедимая Великая армия спустя 3 месяца после взятия ею Москвы.

-Сделайте предположение, как поступил их предводитель?

На самом деле Наполеон бросил жалкие остатки своей армии в количестве 30 тыс французов и выехал в Париж. Охарактеризуйте Наполеона с момента начала Отечественной войны 1812 года и до ее окончания.

полководец, безразличный к страданиям своих солдат;

грозный противник;

полководец, не сомневающийся в своих военных успехах.

В середине декабря главнокомандующий русской армии Кутузов сообщил российскому императору: «Война окончена за полным истреблением неприятеля.”

Наш сегодняшний урок близится к концу. Давайте подведем итоги нашего сегодняшнего разговора.

  1. Кто был у власти во Франции в те годы?
  2. О чем мечтал Наполеон?
  3. Когда французская армия вторглась в Россию?
  4. Почему русская армия начала отступление?
  5. Кто был назначен главнокомандующим русских войск?
  6. Где произошло решающее сражение?
  7. Почему Кутузов принял решение отступать?
  8. Почему Наполеон оставил Москву?
  9. Кто наносил значительный урон отступающим французам?
  10. Почему война получила название Отечественная?

Наш урок мы закончим словами из приказа об окончании Отечественной войны, с которыми обратился Кутузов к русским солдатам: «Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....

классный час "Отечественная война 1812 года"

Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...

Презентация: "Отечественная война 1812 года"

Классный час о войне 1812 года....

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....