КТП. Окружающий мир. 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру в 4 ( Школа России) классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.okruzhayushchiy_mir._4_klass.docx | 60.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Дубровская СШ №21»
Календарно- тематическое планирование
Окружающий мир
4 класс( « Школа России»)
Учитель: Зуева Эльвира Алексеевна
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс ( 68 часов).
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Формы контроля | Примечание | |||||||||||
Виды учебной деятельности | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||
1 |
Земля и человечество 9ч Мир глазами астронома. Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. | 1 | Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. | Будут знакомиться с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; будут учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы | Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Ориентироваться в учебн. определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию | Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; воспитывать бережное отношение к природе. | |||||||||||
2 | Планеты Солнечной системы. Характеристика планет Солнечной системы. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | 1 | Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года | Будут знакомиться с планетами Солнечной системы, будут учиться объяснять причины смены дня и ночи, времён года | |||||||||||||
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | 1 | Познакомить с новыми созвездиями и звёздами. Учить наблюдать звёздное небо | Будут знакомиться с новыми созвездиями и звёздами. Будут учиться наблюдать звёздное небо | |||||||||||||
4 | Мир глазами географа. Понятие о географии как науке и географических объектах. Географическая карта и план. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | 1 | Познакомить с наукой- географией Учить рассказывать о мире с точки зрения географа | Будут знакомиться с новой с наукой- географией Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения географа | Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Ориентироваться в учебн. определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей. Определять умения, которые будут сформированы на основе изуч. данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль | Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека | |||||||||||
5 | Мир глазами историка. Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Важные сведения из истории родного края. | 1 | Познакомить с наукой история. Учить рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников | Будут знакомится с наукой история. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников | |||||||||||||
6 | Когда и где? Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. Счёт лет в истории. Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» | 1 | Познакомить с исторической картой, и рассказать как ведётся счёт лет в истории. Учить соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту | Будут знакомиться с исторической картой, и узнают как ведётся счёт лет в истории. Будут учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту | |||||||||||||
7 | Мир глазами эколога. Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). | 1 | Познакомить с действиями человечества по защите своей планеты. Учить рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения | Будут знакомиться с действиями человечества по защите своей планеты. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения | Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека | ||||||||||||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о всемирном наследии и его составных частях Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. | 1 | Познакомить со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Учить приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги | Будут знакомиться со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Будут учиться приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги | |||||||||||||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга Проверим себя и оценим свои достижения. Тест по разделу «Земля и человечество» | 1 | Проверить знания по разделу «Земля и человечество | Проверят знания по разделу «Земля и человечество Будут повторять и закреплять пройденный материал | |||||||||||||
10 | Природа России 11 ч . Равнины и горы России. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги Особенности поверхности родного края. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | 1 | Познакомить с основными формами земной поверхности. Учить находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны | Будут знакомиться с основными формами земной поверхности. Будут учиться находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны | |||||||||||||
11 | Моря, озера и реки России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Водоёмы, их разнообразие. Водоёмы родного края. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | 1 | Познакомить с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Учить находить и показывать их на карте | Будут знакомиться с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Будут учиться находить и показывать их на карте | |||||||||||||
12 | Природные зоны России: общее представление. Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | 1 | Познакомить с природными зонами России, картой природных зон. Учить объяснять, почему происходит смена природных зон | Будут знакомиться с природными зонами России, картой природных зон. Будут учиться объяснять, почему происходит смена природных зон | |||||||||||||
13 | Зона арктических пустынь. Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь. | 1 | Познакомить с природой Арктической пустыни. Учить давать характеристику этой зоны по плану | Будут знакомиться с природой Арктической пустыни. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе | ||||||||||||
14 | Тундра. Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры. | 1 | Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Учить давать характеристику этой зоны по плану | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану | |||||||||||||
15 | Леса России. Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. | 1 | Познакомить с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, учить сравнивать природу различных лесных зон | Будут знакомиться с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, будут учиться сравнивать природу различных лесных зон | |||||||||||||
16 | Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. | 1 | Познакомить с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Учить правильно вести себя в лесу | Будут знакомиться с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Будут учиться правильно вести себя в лесу | |||||||||||||
17 | Зона степей. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. | 1 | Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны степей. Учить давать характеристику зоны по плану. | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны степей. Будут учиться давать характеристику зоны по плану. | |||||||||||||
18 | Пустыни. Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. | 1 | Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Учить давать характеристику зоны по плану. | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Будут учиться давать характеристику зоны по плану. | |||||||||||||
19 | У Черного моря. Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. | 1 | Познакомить с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Учить правильно вести себя у моря | Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Будут учиться правильно вести себя у моря | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; | ||||||||||||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения . Тест по разделу «Природа России» | 1 | Проверить знания по разделу | Проверят знания по разделу | |||||||||||||
21 | Родной край – часть большой страны12ч Наш край. Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Родной край — частица России. Общая характеристика родного края. Практическая работа №8 «Знакомство с картой родного края» | 1 | Познакомить с политико-административной картой России. Учить находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану | Будут знакомиться с политико-административной картой России. Будут учиться находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |||||||||||
22 | Поверхность нашего края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. | 1 | Познакомить с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Учить ответственному отношению к природе | Будут знакомиться с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Будут учиться ответственному отношению к природе | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | ||||||||||||
23 | Водные богатства нашего края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила безопасного поведения на воде. | 1 | Познакомить с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, учить описывать водные объекты своего края по плану | Будут знакомиться с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, Будут учиться описывать водные объекты своего края по плану | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | ||||||||||||
24 | Наши подземные богатства. Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Практическая работа №9 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | 1 | Познакомить с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, учить различать и описывать полезные ископаемые своего края | Будут знакомиться с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, будут учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |||||||||||
25 | Земля-кормилица. Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Почвы родного края. Охрана почв. | 1 | Познакомить с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Учить ответственному отношению к природе | Будут знакомиться с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Будут учиться ответственному отношению к природе | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | ||||||||||||
26 | Жизнь леса. Лес – сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи в природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. | 1 | Познакомить с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, учить давать характеристику лесного сообщества по плану | Будут знакомиться с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, будут учиться давать характеристику лесного сообщества по плану | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | ||||||||||||
27 | Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Влияние человека на природные сообщества. Охрана лугов. | 1 | Познакомить с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, учить правильно вести себя на лугу | Будут знакомиться с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, будут учиться правильно вести себя на лугу | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |||||||||||
28 | Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана. | 1 | Познакомить с природным сообществом пресных вод, учить бережно относиться к водным растениям и животным | Будут знакомиться с природным сообществом пресных вод, будут учиться бережно относиться к водным растениям и животным | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | ||||||||||||
29 | Экскурсия к водоему. Природные сообщества, характерные для края, где мы живём. | 1 | |||||||||||||||
30 | Растениеводство в нашем крае. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. | 1 | Познакомить с работой растениеводов нашего края, учить различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений | Будут знакомиться с работой растениеводов нашего края, будут учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | ||||||||||||
31 | Животноводство в нашем крае. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. | 1 | Познакомить с работой животноводов нашего края, учить различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных | Будут знакомиться с работой животноводов нашего края, будут учиться различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | ||||||||||||
32 | Проверим себя и оценим свои достижения . Тест по разделу «Родной край – часть большой страны» Презентация проектов. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов. | 1 | Проверить знания по разделу Вспомнить, как работать над проектом, учить выбирать тему проекта | Проверят знания по разделу Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проект | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край | |||||||||||
33 | Страницы всемирной истории 6 ч Начало истории человечества. История первобытного общества. Первобытное искусство. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | 1 | Познакомить с эпохами истории человечества, выяснить, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследить как менялась жизнь первобытных людей | Будут знакомиться с эпохами истории человечества, выяснять, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследят как менялась жизнь первобытных людей | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |||||||||||
34 | Мир древности: далекий и близкий. Духовно нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. | 1 | Познакомить с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, показать значение письменности, сравнить источники по истории первобытности и по истории Древнего мира | Будут знакомиться с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, осознают значение письменности, сравнят источники по истории первобытности и по истории Древнего мира | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | ||||||||||||
35 | Средние века: время рыцарей и замков. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. | 1 | Познакомить с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Показать важность начала книгопечатания. Сравнить источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья | Будут знакомиться с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Осознают важность начала книгопечатания. Будут сравнивать источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | ||||||||||||
36 | Новое время: встреча Европы и Америки. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники. | 1 | Познакомить с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Учить сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Показать на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками | Будут знакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Будут учиться сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Покажут на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками | Использовать установленные правила в контроле способа действия; различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема) Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |||||||||||
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Взаимоотношения человека с другими людьми. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Исследования Арктики и Антарктики. Освоение космоса. Первая и вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых наций. | 1 | Познакомить с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени | Будут знакомиться с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие культур, религий, народов | ||||||||||||
38 | Проверим себя и оценим свои достижения . Тест по разделу «Страницы всемирной истории». | 1 | Проверить знания по разделу «Страницы Всемирной истории» | Проверят знания по разделу «Страницы Всемирной истории» | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами); классификация по заданным критериям Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |||||||||||
39 | Страницы истории России 21ч Жизнь древних славян. Картины быта, труда, духовнонравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён. | Познакомить с занятиями, верованиями восточных славян, учить описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян | Будут знакомиться знакомить с занятиями, верованиями восточных славян, будут учиться описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян | ||||||||||||||
40 |
Во времена Древней Руси. Основание Новгорода и Киева. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси. | 1 | Формировать представления о Древней Руси, учить находить на карте её территорию, границы, города, столицу, показать важность принятия Русью христианства | Будут сформированы представления о Древней Руси, будут учиться находить на карте её территорию, границы, города, столицу, осознают важность принятия Русью христианства | |||||||||||||
41 | Страна городов. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. Основание Москвы, строительство Кремля . | 1 | Формировать представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, учить находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, показать важность находок берестяных грамот | Будут сформированы представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, будут учиться находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, осознают важность находок берестяных грамот | |||||||||||||
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. « Повесть временных лет». Рукописные книги. | 1 | Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, показать, что Древняя Русь была страной высокой культуры, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных | Будут сформированы представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, осознают, что Древняя Русь была страной высокой культуры и поймут, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных | |||||||||||||
43 | Трудные времена на Русской земле. Феодальная раздробленность Руси в середине 12 века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. | 1 | Сформировать представление о военном деле на Руси, учить сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, показать, какую роль сыграли эти события в истории России | Будет сформировано представление о военном деле на Руси, будут учиться сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, осознают, какую роль сыграли эти события в истории России | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами); классификация по заданным критериям Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |||||||||||
44 | Русь расправляет крылья. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | 1 | Сформировать представление о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, учить описывать древнюю Москву по иллюстрации | Будут сформированы представления о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, будут учиться описывать древнюю Москву по иллюстрации | |||||||||||||
45 | Куликовская битва. Важные сведения из истории родного края. Подготовка объединённого русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. | 1 | Сформировать представление о том, как Русь боролась за независимость, учить определять по карте место Куликовской битвы, показать какую роль сыграла Куликовская битва в истории России | Будут сформированы представления о том, как Русь боролась за независимость, будут учиться определять по карте место Куликовской битвы, осознают какую роль сыграла Куликовская битва в истории России | |||||||||||||
46 | Иван Третий. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. | 1 | Сформировать представление о создании независимого единого Российского государства, учить находить на карте его территорию и границы, учить описывать изменения в облике с помощью иллюстрации | Будут сформированы представления о создании независимого единого Российского государства, будут учиться находить на карте его территорию и границы, описывать изменения в облике с помощью иллюстрации | |||||||||||||
47 | Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина. | 1 | Сформировать представление о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., учить сравнивать современные и старопечатные книги, показать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание | Будут сформированы представления о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., будут учиться сравнивать современные и старопечатные книги, осознают, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |||||||||||
48 | Патриоты России. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. | 1 | Сформировать представление о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, показать роль этого события в истории России | Будут сформированы представления о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, осознают роль этого события в истории России | |||||||||||||
49 | Петр Великий. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр 1 – первый российский император. | 1 | Сформировать представление о преобразованиях Петра 1, учить находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, учить составлять рассказ о выдающемся человеке | Будут сформированы представление о преобразованиях Петра 1, будут учиться находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, будут учиться составлять рассказ о выдающемся человеке | |||||||||||||
50 | Михаил Васильевич Ломоносов. Биография М.В.Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности . Освоение Московского университета. | 1 | Сформировать представление о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомить с кабинетом учёного по фотографии | Будут сформированы представления о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомятся с кабинетом учёного по фотографии | |||||||||||||
51 | Екатерина Великая. Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра . Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения . Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к азовскому и Чёрному морям. | 1 | Сформировать представление об императрице Екатерине Второй, познакомить с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым | Будут сформированы представления об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым | |||||||||||||
52 | Отечественная война 1812 года. Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим . Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д.В. Давыдов. Победа над Наполеоном. | 1 | Сформировать представление о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, показать почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России | Будут сформированы представления о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, осознают почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |||||||||||
53 | Страницы истории XIX века. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Технические достижения России в 19 веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея. | 1 | Сформировать представление об освобождении крестьян, познакомить с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века ,учить находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики. | Будут сформированы представления об освобождении крестьян, познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века, Будут учиться находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики. | |||||||||||||
54 | Россия вступает в XX век. Николай 2 – последний император России. Возникновение политических партий. В.И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков. | 1 | Сформировать представление о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне. | Будут сформированы представления о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне | |||||||||||||
55 | Страницы истории 1920–1930-х годов. Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930-х годов. | 1 | Сформировать представление о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., учить находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик | Будут сформированы представления о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., будут учиться находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик | |||||||||||||
56 | Великая Отечественная война и Великая Победа. Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск над Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. | 1 | Сформировать представление о ВОВ и Великой Победе, учить собирать исторические свидетельства - рассказы ветеранов | Будут сформированы представление о ВОВ и Великой Победе, будут учиться собирать исторические свидетельства- рассказы ветеранов | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |||||||||||
57 | Великая Отечественная война и Великая Победа. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы | 1 | |||||||||||||||
58 | Страна, открывшая путь в космос. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», Международная космическая станция. Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР. | 1 | Сформировать представление о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса | Будут сформированы представления о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса | |||||||||||||
59 | Проверим себя и оценим свои достижения . Тест по разделу «Страницы истории России» | 1 | Обобщить и закрепить пройденный материал Сформировать представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжить работу с картой России | Обобщат и закрепят пройденный материал Будут сформированы представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжат работу с картой России | |||||||||||||
60 | Современная Россия 9ч Основной закон России и права человека. Россия — многонациональная страна. Понятие о федеративном устройстве России. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. | 1 | |||||||||||||||
61 | Мы – граждане России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент Российской Федерации — глава государства, Федеральное собрание. Правительство. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан. | 1 | Сформировать представление о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России | Будут сформированы представления о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание | |||||||||||
62 | Славные символы России. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. | 1 | Сформировать представление об истории государственных символов России, показать важность уважительного отношения к символам государства | Будут сформированы представления об истории государственных символов России, осознают важность уважительного отношения к символам государства | |||||||||||||
63 | Такие разные праздники. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны | 1 | Сформировать представление о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга | Будут сформированы представления о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину | ||||||||||||
64 | Путешествие по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Города Золотого кольца России | 1 | Дать представление о том, насколько велика наша стран, познакомить с народами, населяющими Россию и их обычаями | Будет сформировано представление о том, насколько велика наша стран, познакомятся с народами, населяющими Россию и их обычаями | Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание | ||||||||||||
65 | Путешествие по России. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Народы России, особенности их традиционной культуры. | 1 | |||||||||||||||
66 | Путешествие по России. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России. | 1 | |||||||||||||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения Обобщение. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | 1 | Обобщить и закрепить пройденный материал | Обобщат и закрепят пройденный материал | |||||||||||||
68 | Обобщение и повторение пройденного за год. Презентация проектов. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов. | 1 | Вспомнить, как работать над проектом, учить выбирать тему проекта | Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...