Раздаточный материал по окр. миру
статья по окружающему миру
Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» должны быть ориентированы на последовательную социализацию младших школьников, формирование у обучающихся целостной картины природного и социокультурного мира, осознание обучающимися своего места в обществе, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdatochnyy_material_po_okr_miru.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС НОО (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
Предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» должны быть ориентированы на последовательную социализацию младших школьников, формирование у обучающихся целостной картины природного и социокультурного мира, осознание обучающимися своего места в обществе, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством.
Предметные результаты освоения и содержание учебного предмета «Окружающий мир»,
распределенные по годам обучения
Первый год обучения
различать наиболее распространенные лиственные и хвойные растения; комнатные растения и растения цветника; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
приводить примеры природных и культурных объектов своего населенного пункта; школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи; примеры правил по уходу за комнатными растениями и домашними животными;
указывать название своей страны, своего населенного пункта (городского, сельского), своей улицы и своей школы; имена, отчества и фамилии членов своей семьи;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, в общественном транспорте и на дороге, в природе; правила безопасности в сети Интернет;
проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения в окружающей среде под руководством учителя;
использовать небольшие тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно заданной информации
Второй год обучения
распознавать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, наиболее распространенные в своей местности дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; явления живой и неживой природы; сезонные явления в разное время года, основные группы растений (деревья, кустарники, травы), животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); не менее 3–4 созвездий звездного неба;
описывать на основе предложенного плана изученные природные объекты, культурные объекты (достопримечательности родного края, музейный экспонат) и природные явления (в том числе сезонные изменения), используя предложенный план или опорные слова;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека, осознавая необходимость бережного отношения к природе; примеры традиций, обычаев и праздников народов своего края; примеры важных событий прошлого и настоящего родного края; примеры хозяйственных занятий жителей родного края, членов своей семьи, соотнося их с профессиями;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, солнцу, компасу;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; уметь вести себя при прослушивании гимна России;
находить на карте России Москву, свой регион и его главный город;
соблюдать режим дня школьника, правила личной гигиены и правила сохранения здоровья в различные сезоны года;
соблюдать правила поведения в музее, театре; правилам безопасного поведения в природе, в общественном транспорте и при переходе улицы, следуя знакам дорожного движения; правила безопасности в сети Интернет;
проводить под руководством учителя несложные наблюдения в окружающей среде, измерять температуру воздуха и воды, ставить опыты по исследованию природных объектов, следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
использовать справочные издания и детскую литературу о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации;
создавать на основе небольших текстов о природе и обществе собственные высказывания по заданному плану
Третий год обучения
распознавать изученные объекты (в том числе – звезды и планеты, полезные ископаемые, тела и вещества, наиболее распространенные в быту вещества, группы и виды растений, группы и виды животных, грибы, растения и животных из Красной книги России, своего края; системы органов человека) и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе – свойства воды и воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности), выделяя их существенные признаки;
находить на карте мира Российскую Федерацию;
сравнивать по предложенному плану объекты живой и неживой природы на основе 3–4 внешних признаков или известных характерных свойств;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
использовать знания о взаимосвязях в природе, между природой и человеком для объяснения простейших явлений и процессов в природе; знания о связях между соблюдением правил личной гигиены человека, занятиями физической культурой и спортом, соблюдением режима дня и здоровьем человека для сохранения здоровья;
приводить примеры ценности природы для жизнедеятельности человека, необходимости ответственного отношения к ней;
узнавать название своего края, его столицы, символы своего региона, уникальные памятники России, ее достопримечательности;
различать прошлое, настоящее, будущее; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
составлять родословную схему, указывая фамилии, имена и отчества членов семьи;
соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте; правила безопасности в Интернете;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе при наблюдении звездного неба находить Полярную звезду) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (2-–3 предложения), сопровождая выступление иллюстрациями
Четвертый год обучения
распознавать изученные объекты (в том числе планеты солнечной системы, природные зоны, основные природные сообщества) и явления живой и неживой природы (в том числе смена дня и ночи, смена времен года) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты (природные зоны, растения и животных разных природных зон России, особенности труда и быта людей в разных природных зонах, отдельные исторические события, вклад в историю страны ее выдающихся деятелей, традиции и обычаи народов России), выделяя их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе 3–5 внешних признаков или известных характерных свойств;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая 1–2 признака для группировки; проводить простейшие классификации;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (смена дня и ночи, сезонные изменения на Земле, особенности растительного и животного мира природных зон в соответствии с природными условиями, взаимосвязи организмов в природном сообществе (цепи питания), экологические связи в разных природных зонах, природных сообществах);
демонстрировать готовность к соблюдению норм экологической безопасности в повседневной жизни, осознавая ценность природы и необходимость ее охраны;
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; государственные праздники РФ; достопримечательности столицы и родного края;
понимать роль Конституции РФ как основного закона страны и Президента РФ как главы государства;
показывать на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; на физической карте – крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России); на исторической карте места исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени», соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; правильную последовательность исторических эпох на ленте времени;
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни, личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья;
соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте, общественных местах, у водоемов; правила безопасности в Интернете;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (3–5 предложений)
Варианты подготовки младших школьников к урокам окружающего мира:
- тему следующего урока школьники знают заранее;
- по заданию готовят домашнюю работу,
- читают энциклопедии, справочники;
- пишут сочинения;
- составляют проблемные и занимательные вопросы;
- подбирают загадки, пословицы, приметы;
- рисуют рисунки;
- работают с контурной и физической картами;
- проводят безопасные опыты, эксперименты, делают записи результатов наблюдений;
- проводят самонаблюдение;
- заполняют таблицы, схемы;
- подбирают необходимый наглядный материал; ведут наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Технологическая карта урока: ИЩЕМ ОШИБКИ
ТЕМА УРОКА: Природные зоны России, 4 класс,
Школа России ТИП УРОКА: Открытия новых знаний
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интереса к предмету.
ЗАДАЧИ: — формировать представление о понятии «природная зона», о природных зонах России;
— развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;
— воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: знать географическое положение каждой природной зоны, об особенностях природы, об экологических проблемах, различать наиболее характерных для каждой природной зоны представителей флоры и фауны, уметь определять возможные причины экологических проблем;
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Природные зоны, их виды.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор; карта «Природные зоны», картины, иллюстрации природных зон: Арктика, тундра, зона лесов, степи, пустыня; фонарик, раздаточный материал, глобус.
Экскурсия
Методические требования к проведению экскурсии:
- Обязательная предварительная подготовка.
- На экскурсии говорить только о том, что можно показать.
- Изучаемый объект должен быть в руках не только учителя, но и каждого ребенка.
- Активность участников экскурсии.
- Закрепление материала экскурсии последующей обработкой.
Структура экскурсии
1. Предварительная подготовка учителя:
- постановка цели и задач экскурсии;
- выбор маршрута экскурсии и его посещение;
- подбор объектов для наблюдения и исследования;
- разработка заданий для работы учебных бригад;
- определение формы отчетности;
- составление плана проведения экскурсии;
- подготовка основных вопросов для итоговой беседы.
- предварительная подготовка учащихся.
2. Проведение экскурсии:
а) подготовка учащихся
- актуализация цели и задач экскурсии;
- распределение учащихся по группам (бригадам);
- раздача учебного оборудования и заданий бригадам;
- инструктаж – обсуждение правил поведения.
б) основная часть:
- вводная беседа;
- самостоятельная работа бригад;
- отчет о работе на местах;
- обобщающая беседа.
в) отчет учащихся о проделанной работе в классе:
- обработка собранного материала;
- запись в тетрадь («Дневник наблюдений») результатов наблюдений и исследований.
Методика проведения наблюдений
- Выбор учителем объекта наблюдений.
- Подготовка учащихся к наблюдению.
- Четкая постановка цели наблюдения.
- Разработка заданий и распределение их между детьми.
- Приготовление оборудования для наблюдения.
- Запись результатов наблюдений.
- Обработка результатов наблюдений и предварительные выводы из них.
- Формирование простейших представлений и понятий.
- Установление простейших причинно-следственных связей.
- Использование результатов наблюдений в учебной и практической деятельности.
Практическая работа
Этапы практической работы:
- Постановка познавательной задачи.
- Инструктаж по ее выполнению (технический и организационный).
- Самостоятельная работа учащихся (по письменным или устным инструкциям).
- Фиксация результатов работы.
- Описание работы учащимися.
- Обобщения и выводы по работе.
Виды опытов:
- демонстрационные (проводит сам учитель).
- лабораторные: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Виды опытов
(по характеру познавательной деятельности учащихся):
- эвристические;
- иллюстративные;
- исследовательские.
Моделирование
Модели:
- схематические (рисунки на доске, в тетради);
- вырезанные из бумаги;
- объемные (из пластилина).
Виды наглядных пособий:
1) Натуральные:
- живые объекты природы (комнатные растения, животные живого уголка);
- фиксированные объекты живой природы (гербарии, чучела, влажные препараты);
- объекты неживой природы (коллекции минералов, почв).
2) Искусственные и изобразительные:
- объемные (муляжи, макеты, модели);
- плоскостные (таблицы, картины).
Методические требования к демонстрации наглядных пособий:
- Объект должен быть виден всему классу.
- Пособие должно находиться перед глазами детей только во время демонстрации.
- С помощью вопросов внимание учащихся направляется на главные, существенные признаки объекта.
- При необходимости одновременно демонстрируется не более 3 – 4 объектов.
- В элементарном курсе лучше избегать микроскопа, слишком сложных препаратов и рисунков.
- После демонстрации наглядных пособий делаются обобщения и выводы.
Методика организации и проведения демонстрационных опытов
I. Подготовка к проведению опыта:
- наличие оборудования;
- техническое состояние оборудования;
- качество вещества;
- количество вещества;
- проведение опыта до урока;
II. Проведение опыта:
- постановка цели и задач;
- сбор оборудования на глазах у детей, название оборудования;
- создание фона позади опыта;
- использование подставки;
- соблюдение техники безопасности;
- непосредственное проведение опыта;
- постановка вопросов: Что вы видите? Почему это происходит? Какое явление или свойство установили?
III. Анализ полученных результатов
- какое явление или свойство изучали посредством опыта?
- какое оборудование использовали?
- как протекало явление? Почему?
- когда и где можно наблюдать такое явление в природе или в жизни?
Внеурочная деятельность: исправим ошибки
«Звездная азбука»
№ п/п | Тема | Краткое содержание урока | Оборудование | ||
2 класс 1 модуль. Вселенная в настоящем (8 ч) | |||||
1/1 | Календари | Для чего нам календарь. Роль астрономии в зарождении календаря. Виды календарей. Великие астрономические даты. Изготовление вечного календаря. | Григорианский, лунный, садоводческий календари. Заготовки для вечного календаря, диск в коробочке, клей момент кристалл, ножницы. | ||
2/2 | Дорога в космос | История космодрома Байконур. Создание модели космического корабля Восток (для мальчиков), создание закладки «Восток» (для девочек) | Презентация 2.2. Картон, цветная бумага, ножницы, клей, лента или шнурок, трафареты, примеры поделок. | ||
3/3 | Животные-космонавты | Роль собак в развитии космонавтики. Какие еще животные побывали в космосе | Презентация 2.3. Альбом, фломастеры или карандаши | ||
4/4 | Человек в гостях у Космоса | Полет Юрия Гагарина и Алексея Леонова. | Презентация 2.4, видеофильмы «Юрий Гагарин – хроника первого полета», «Космонавт Алексей Леонов» | ||
5/5 | Астрономия и астрология | В чем разница между астрономией и астрологией. «Родословная» астрологии | Презентация 3.5 | ||
6/6 | «Гороскоп-калейдоскоп» | Создание поделки «Гороскоп-калейдоскоп» | Картон, фломастеры или карандаши, ножницы, циркуль, 2 бусины, шаблоны, поделка для примера | ||
7/7 | Телескопы | Какие бывают телескопы. Что можно увидеть в телескоп. Телескоп Хаббл. Просмотр видеоролика «Вселенная телескопа Хаббл». Изготовление поделки «Телескоп» | Презентация 2.7, листы с лабиринтами для актуализации знаний, втулки от одноразовых полотенец, или белый картон, клейкая лента, шило, картинки созвездий | ||
8/23 | Зодиакальные созвездия | История возникновения зодиакальных созвездий, ярчайшие звезды, условия видимости, зарисовка своего созвездия | Презентация 4.23, альбом, карандаши или краски | 1 | |
9/24 | Мой знак зодиака | Создание поделки «Мой знак зодиака» | Примеры поделок, компакт-диски, пластилин, стекер, доска или клеенка | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по окружающему миру + раздаточный материал за 4 класс на тему "Страна городов" (Школа России)
Формирование универсальных учебных действий учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности....
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)...
Раздаточный материал для работы в группе по окружающему миру 4 класс по теме "Географическая карта России, полезные ископаемые
Представлен раздаточный материал для групповой работы по окружающему миру 4 класс по теме "географическая карта России, полезные ископаемые"...
Конспект по окружающему миру "Путешествие по планете" УМК "Школа России" + раздаточный материал (2 класс)
Конспект по окружающему миру "Путешествие по планете" УМК "Школа России" (2 класс)...
Раздаточный материал по Окружающему миру
Тесты и карточки по Окружающему миру 2 класс. УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Старинная женская работа" (УМК "Перспектива") + презентация и раздаточный материал
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Старинная женская работа».Цели деятельности учителя: · формирование представлений о содержании и п...
Конспект внеклассного мероприятия+ презентация "Есть в мире профессий немало"+ раздаточный материал
Цель: формирование представлений о многообразии мира профессий, а также ценностного отношения к ним....