Окружающий мир. 4 класс.
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Козлова Татьяна Анатольевна

Тема: Зона Арктических пустынь.

 

Цель: познакомить учащихся с природой Арктики, с деятельностью людей и экологическими проблемами этого региона.

Задачи:

обучающие:

- объяснить почему в Арктике холодно, показать особенности северных животных;

- находить связи между живой и неживой природой в данной зоне.

развивающие:

- расширение кругозора;

- развивать воображение, любознательность;

- развитие умения сравнивать и обобщать, наблюдать при работе с наглядными пособиями.

воспитательные:

- формировать осознанное бережное отношение к природе на основе знаний значимости каждого элемента;

- воспитывать у детей интерес к предмету, желание учиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

В Арктике.

Цель: познакомить учащихся с природой Арктики, с деятельностью людей и экологическими проблемами этого региона.

Обучающие задачи:

- объяснить почему в Арктике холодно, показать особенности северных животных;

- находить связи между живой и неживой природой в данной зоне.

Развивающие задачи:

- расширение кругозора;

- развивать воображение, любознательность;

- развитие умения сравнивать и обобщать, наблюдать при работе с наглядными пособиями.

Воспитательные задачи:

- формировать осознанное бережное отношение к природе на основе знаний значимости каждого элемента;

- воспитывать у детей интерес к предмету, желание учиться.

Оборудование:

у учителя:

- карта полушарий, прир зон, картина «На Крайнем Севере», иллюстрация северного сияния, глобус, самолёт, карточки с заданиями, картинки полярной ночи, дня, сев сияния, иллюстрации животных.

 у детей:

- атласы, учебник, раб тетрадь, т. «Твои открытия».

 Литература:

1. А.А.Плешаков Мет пособие «Зелёный дом»  

М.: Просв, 97

2. А.А.Плешаков Окружающий мир учебник для 3 класса

М.: Просв, 97

Структура урока

  1. Орг момент.
  2. Проверка дз.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Работа по теме урока
  1. Местоположение
  2. Поверхность
  3. Климат
  4. Растения
  5. Животные (цепь питания)
  6. Занятия людей
  7. Охрана
  1. Итог
  2. Дз и выставление оценок.
  3. Орг конец.

Ход урока

  1. Орг момент.
  2. Проверка дз.                                              фронтальный опрос

По карточкам. 4 ученика получают карточки.

Задание: прочитайте вопросы на карточке, подготовьтесь к ответу.

1.- Какую форму имеет Земля? Что такое глобус? Покажи на глобусе свою Родину.

2.- Покажи на карте полушарий все материки. Назови их. На каком материке находится наша страна? Откройте атласы на с.12. Проверьте, правильно ли он показал.

3.-Покажи природные зоны на карте. Какая зона находится на самом севере нашей страны? Покажи соседу, какую территорию занимает зона Арктики.          работа в парах

4.- Назови природные зоны России. Почему природа нашей страны изменяется с севера на юг?

Выставление оценок.

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы начинаем путешествовать по природным зонам. Нам поможет самолёт. Сегодня наш самолёт летит на далёкий Север. (прикрепляю самолёт на карту).

Зона, над которой мы пролетаем, называется ледяной зоной. А как ещё можно назвать эту зону?

- Зона Арктики. (Арктика – запись в тетрадь)

На уроке мы познакомимся с природой Арктики

  1. Изучение нового материала.

- Изучать зону нам поможет план, который мы составили на прошлом уроке. Откройте тетрадь, где записан этот план. Прочитайте 1 пункт плана.

План изучения природной зоны

1. Где расположена.

2. Поверхность.

3. Климат.

4. Растения.

5. Животные.

6. Занятия людей.

7. Охрана природной зоны.

Рассказ учителя.

1. Ледяная зона расположена на островах Арктики (другое название этой зоны - зона арктических пустынь). Арктика – это всё огромное пространство Северно-Ледовитого океана вместе с морями и островами. /показ на карте/

С севера нашу страну омывают холодные воды Северно-Ледового океана. Над ледяными просторами скапливается холодный воздух, который распространяется далеко на юг, принося похолодание на всю территорию нашей страны. Поэтому Северно-Ледовитый океан часто называют «холодильником» нашей страны.

2. Поверхность.

- Что можно сказать о поверхности? (показ иллюстрации)

/Поверхность покрыта льдом.

Почва совсем не образуется, т.к. лёд не тает. Здесь – царство снега и льда, огромные пространства заняты плавучими льдами.

3. Климат.

- К нам на урок пришли журналисты, которые побывали в Арктике в разные времена года. Они расскажут нам о климате этой зоны.

Рассказ ученика:

Т.к. Арктика удалена от экватора, солнечные лучи приносят сюда мало тепла. Зима здесь очень холодная и длится 10-11 месяцев поверхность океана кована льдом толщиной 3-5 метров. Лёд медленно движется в сторону Атлантического океана. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы до 50-60 градусов. Стоит длинная полярная ночь (доска) – это когда солнце в течение нескольких месяцев подряд совсем не появляется на горизонте. Изредка луна, звёзды да северное сияние освещают ледяную пустыню.

- Северное сияние – необычное явление в природе (показ иллюстрации). Послушайте описание северного сияния – читает учитель.

- Послушайте 2 журналиста, который был в Арктике летом.

Летом на смену длинной полярной ночи наступает полярный день, длящийся 3-4 месяца. Солнце совсем не заходит за линию горизонта, но и не поднимается высоко. Его лучи скользят по заснеженной поверхности и отражаются от неё, поэтому мало приносят тепла. Лето холодное, сырое, с пронизывающими ветрами. Небо покрыто тёмными облаками, из которых падают холодные дожди, чаще снег. Нередко над поверхностью стелются туманы.

- Поблагодарим журналистов за интересные сообщения (оценки).

4. Растения.

-Рассмотрите иллюстрации на развороте учебника с. 44-45. Назовите растения этой зоны. /Мхи, лишайники, полярный мак, водоросли.

- Запишите в тетрадь.

- Можно ли сказать, что растительность богатая? Почему?

- Действительно, растительность очень бедная. Т.к. почва на островах почти совсем не образуется за исключением скал, на которых встречаются лишь лишайники, кое-где растут мхи, полярный мак и некоторые другие растения. Суша промерзает на много метров в глубину.

 В море много водорослей. Водорослями питаются рачки, рачками – рыбы, а рыбами – птицы.

Доска: водоросли – рачки – рыбы – птицы

- Что написано на доске? /Цепь питания.

- Что показывает цепь питания? /Связь растительного и животного мира.

 - Т.к. небогатый растительный мир, то и животный мир представлен небольшим количеством животных.

5. Животные.

- Рассмотрите иллюстрации, какие животные населяют Арктику. Запишите в тетрадь названия животных.

- К числу постоянных обитателей ледяной зоны относятся те животные, которые приспособились к суровому климату Арктики. Запишем в тетрадь, как приспособились животные к жизни в Арктике.

1) толстый слой подкожного жира;

2) густой подшерсток или обильное пуховое оперение;

3) не прихотливы к пище.

/Написано на доске/

- Прочитайте и запишите.

- Животные имеют достаточно корма за счёт моря и летом, и зимой.

Из крупных животных живут белый медведь, тюлени, моржи (показ иллюстраций)

Все они питаются рыбой. Тюлени и моржи имеют широкие ласты, при помощи которых быстро плавают. На льдах они кажутся неповоротливыми, но в воде исключительно подвижны. Весной моржи и тюлени выходят на острова или огромные льдины и рожают там детёнышей. Они вскармливают их молоком. За тюленями охотится белый медведь.

-Из рассказа биолога вы узнаете много интересного об этом животном.

/Рассказ подготовленного ученика (опережающее задание). Показ иллюстраций/

- Тело медведя покрыто белой густой шерстью. Среди снегов и льдов он мало заметен, поэтому может подойти близко к тюленям (чёрный нос он прикрывает лапами, когда приближается к добыче). Белый медведь хороший пловец, его длинное тело, широкие сильные лапы способствуют быстрому плаванию. У медведя за лето нарастает толстый слой жира, который предохраняет х от холода.

- Летом на скалистые берега островов слетается много птиц: тупики, кайры, гагары, гаги и др. они образуют птичьи базары.

- Послушайте рассказ биолога о кайре. /Рассказ подготовленного ученика (опережающее задание). Показ иллюстраций/

 - В углублениях скал птицы строят гнёзда или откладывают яйца на готовые скалы, выводят птенцов и выкармливают их. Богатую пищу они находят в море. На зиму птицы улетают далеко на юг, в тёплые края.

- Откройте с.11 в тетради «Твои открытия».

- Какими растениями и животными мы «заселим» Арктику? Пометьте карандашом. Д/з – вырезать этих растения и животных, наклеить и подписать.

 - с. 13 Какую цепь питания можно составить? /Цепь питания вырезана дома, в конверте/

- Составьте на парте, проверьте друг друга.

6. Занятия людей.

Люди изучают суровую природу Арктики. На многих островах построены научные полярные станции, где работают полярники. Они ведут наблюдения за погодой и жизнью океана. Полученные данные используют учёные-метеорологи для прогнозирования погоды, моряки для проведения судов по Северно-Ледовитому океану, лётчики во время полётов над Арктикой. В 1932 г был впервые пройден Северно-Морской путь (показ на карте). Теперь по этому важному пути регулярно движутся суда.

7. Охрана природной зоны.

- Отройте с.47 в учебнике. Прочитайте о деятельности человека в Арктике. Подготовьте ответ на вопрос: Какой ущерб природе Арктики наносят люди? /Чтение детьми учебника, ответы детей, учитель дополняет.

/Долгие годы люди охотились на морского зверя, ловили рыбу. Но делали это часто хищнически, не заботясь об охране природы в результате неумеренной охоты из-за мяса и шкур многие животные стали редкими: белые медведи, моржи, киты, гаги, почти уничтожены промысловые виды рыб. С многочисленных судов в воду попадают различные вредные вещества, мусор. Что очень плохо сказывается на жизнь обитающих здесь животных/

- Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, животных на берегу? Объясните.

Запишите в тетрадь:

Загрязнение северных морей, обеднение их рыбных запасов, сокращение численности редких птиц и зверей.

- Как охраняют природу Арктики?

- /В настоящее время охота на редких животных Арктики запрещена, ограничена рыбная ловля, взяты под охрану птичьи базары, создаются заповедники.

- Об одном из заповедников, который создан на острове Врангеля вы прочитаете в учебнике. с. 50.

Запишите название заповедника в тетрадь.

  1. Итог.

- С какой природной зоной мы познакомились на уроке? Покажите её на карте.

- Что интересного вы узнали на уроке?

Выставление оценок.

- О каких явлениях, характерных для Арктики вы узнали? /Северное, сияние, полярный день, полярная ночь.

  1. Дз

с.43-50 – читать, пересказывать.

В тетради «Твои открытия» на с.11- наклеить, подписать растения и животных.

По желанию:

 - нарисовать Арктику как вы себе ее представляете;

- нарисовать значки по охране природы Арктики.

  1. Орг конец.
  2. – Наше путешествие подошло к концу. Урок окончен.

Оформление тетради.

Арктика.

Растения: водоросли, мхи, лишайники, полярный мак.

Животные: белый медведь, морж, тюлень, кайра, тупики, гагары, гаги.

Густая шерсть, толстый слой жира, обильное оперение, широкие ласты (лапы), не прихотливы к пище (питаются рыбой)

Загрязнение сев морей, обеднение рыбных запасов, сокращение численности птиц и зверей.

Заповедник «О. Врангеля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...