Проект учебного занятия по окружающему миру в рамках технологии РКМЧП.
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Курнявко Ирина Викторовна

Проект учебного занятия  по окружающему миру составленный в рамках  технологии РКМЧП для 3 класса УМК "Перспектива". Учащиеся знакомятся с понятиями: «тело», «вещество»; твёрдые, жидкие, газообразные вещества, получают представление о телах искусственных и естественных,  учатся классифицировать тела, вещества, приводить примеры. Для достижения цели занятия используются различные приёмы технологии РКМЧП: "Ассоциации", "«Мозговой штурм», «Вопросительные слова» и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия  в рамках  технологии РКМЧП.

Ф.И.О. Курнявко Ирина Викторовна

Предмет: окружающий мир

Тема: Из чего состоит всё.

Класс: 3

Планируемые результаты 

(Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Личностные: иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира.

Метапредметные

Регулятивные:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Умение планировать свою деятельность.

 - Оценивать достижения на уроке.

Познавательные:

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию.

Коммуникативные:

-Учиться выполнять различные роли в группе.

- Распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в рабочее поле.

Предметные: Знакомство с понятиями «тело», «вещество»; твёрдые, жидкие, газообразные вещества.

Представление о телах искусственных и естественных,  о том, что каждое тело состоит из веществ.  

классифицировать тела, вещества, приводить примеры.

Цель урока

(с ориентацией на ученика):

Понять,   что такое тело и из чего оно состоит.

Задачи:

1. Помочь учащимся научиться различать и классифицировать тела, вещества.

2. Формировать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.

3. Воспитание чувства ответственности за порученное дело.

Проблема:

Недостаточно материально-технического обеспечения к уроку (для демонстрации, проведения опытов).

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I этап: вызов

Цель: 

актуализировать  знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать учащихся для дальнейшей работы.

- Называет слова: «карта, погода, информация, экскурсия и  тело».

- Что такое тело?

- Фиксирует высказывания учащихся  на доске.

-Записывает составленные  вопросы на доске:

  • - Что такое тело?
  • - Какие бывают тела?
  • - Из чего состоят тела? 

-Помогает определить учебную задачу урока и спланировать урок.

- Называют возникшие ассоциации.

- Высказывают свои предположения.

- Составляют вопросы.

- Формулируют учебную задачу урока.

-Назовите, что вы представили, услышав слова «карта, погода, информация, экскурсия и  тело».

- Составить вопросы о «теле»,  которые бы начинались с вопросительных слов: Что? Какие? Из чего?

«Ассоциации»

«Мозговой штурм»

«Вопросительные слова»

фронтальная

фронтальная

фронтальная

II этап: осмысление

Цель:

Сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенно продвигать от знания "старого" к "новому".

- Слово «тело» имеет несколько значений, какое значение будет нас интересовать сегодня на уроке?

- Показывает картинки: молоток, кувшин, дерево, собака, сахарница, капля воды, можно ли эти предметы назвать телами?

– Какое ЛЗ нас будет интересовать?

- Обращает внимание детей, что нашли ответ на первый поставленный вопрос.

- Организует пары.

-Координирует работу участников пар.

- Организует проверку выполненного задания.

- Обращает внимание детей, что нашли ответ на второй поставленный вопрос.

- Показывает два стакана (пластмассовый и стеклянный) и  две линейки (деревянную и металлическую), можно ли эти предметы назвать телами?  Объясните.

- Сравните,  что общего и чем отличаются?

- Организует пары.

-Координирует работу участников пар.

- Организует проверку выполненного задания.

- Кто может дать ответ на третий вопрос, поставленный в начале урока.

- Организует игру «Тело-вещество». Показывает предметы: тетрадь, парта, ключ, тарелка, окно, шапка и т.д.)

Итак, все тела состоят из веществ. Вещества, как и тела, бывают разными. Попробуйте узнать, на какие группы можно разделить все вещества.

- Организует пары.

-Координирует работу участников пар.

- Организует проверку выполненного задания.

- Какими же свойствами обладают каждое из трёх видов веществ? Узнаем об этом из текста в учебнике на стр.50-51.

- Организует группы по 3 человека (в тексте 3 абзаца).

- Координирует работу участников групп.

- Организует итоговую презентацию по предложенным вопросам.

- Работает со словарём и зачитывает ЛЗ слова.

- Высказывают свои предположения, опираясь на словарную статью.

Делают вывод: Тела – все предметы, которые нас окружают.

- Производят классификацию предметов на две группы.

- Вносят  необходимые корректировки по ходу проверки.

-Делают вывод: тела бывают искусственные и естественные.

Доказывают свою точку зрения.

Заполняют таблицу.

Высказывают свои предположения и приходят к выводу, что тела состоят из веществ.

Участвует в игре.

Составляют кластер в  соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей.

Осуществляют контроль по результату и приходят к выводу, что существует 3 группы веществ: твердые, жидкие, газообразные.

- Читают  текст.

- Обмениваются информацией со всеми участниками экспертных и рабочих групп.

- Представляют итоговую  презентацию ответа на вопрос.

- Распределяют между собой работу и роли.

-Осуществляют взаимный контроль, планируют способы взаимодействия.

- Найти в толковом словаре Ожегова значение слова. «тело».

- Получают  карточки со словами: стол, солнце, дерево, карандаш, книги, облако, камень, кресло. - Разделить данные слова на две группы.

Сравнить два стакана: пластмассовый и стеклянный.

Сравнить две линейки: металлическую и деревянную.

сходство

тело

различие

стакан1

стакан2

линейка1

линейка2

Назвать тело и вещество, из которого оно состоит.

-Составить кластер «Вещества», используя карточки со словами.: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

Ответить на вопросы:

1вопрос: Какими свойствами обладают твёрдые вещества?

2 вопрос: Какими свойствами обладают жидкие вещества?

3 вопрос: Какими свойствами обладают газообразные вещества?

Работа со словарём.

Классификация

Концептуальная таблица

Анализ

Игра: «Тело-вещество».

«Кластер»

Работа с текстом.

«Зигзаг»

индивидуальная

фронтальная

Работа в парах.

Работа в парах

Фронтально

Работа в группах.

Работа в группах.

III этап: рефлексия

Цель:

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения.

-  Обращает внимание детей, на поставленные вопросы в начале урока.

- На все ли вопросы нам удалось ответить на уроке?

- Сформулируйте ещё вопросы, ответы на которые вы ещё смогли найти сегодня на уроке.

-Делают вывод.

- Формулируют вопросы:

1)Какие бывают вещества?

2) Какими свойствами обладают жидкие вещества, газообразные вещества и твёрдые?

- Выполняют работу, проверяют и оценивают на шкале самооценки.

1. Любой объект живой и неживой природы называют телом.

2. Тела делят на группы природные и естественные.

3. Стол, машина, бумага - это искусственные тела.

4. Все тела состоят из веществ.

5. Железо, бумага, резина - это вещества.

6. Вещества бывают только жидкие и газообразные?

7. твёрдые тела способны сохранять форму.

8. Газы принимают форму того сосуда, в который их помещают.

9. Жидкие вещества текучи.

- Заполнить таблицу знаками «+» - верно или «-« - неверно.

Утверждения

«Верно – неверно»

Шкала самооценки.

индивидуально


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»

Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

Метапредмет. Учебное занятие по окружающему миру на тему: "Необычные свойства воды"

На этом учебном занятии дети выступают в роли научных работников и открывают новые, необычные свойства воды....

Проект учебного занятия по окружающему миру

Куприянова Ирина Михайловна МБОУ»СОШ»№29, г. Череповец Проект учебного занятия по окружающему миру Предмет: окружающий мир, 1 класс, УМК «Планета знаний» Тема учебного занятия: «Будь здоров» Тип ...