Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру

Тема урока: "Путешествие по природным зонам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mira.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

                                            Сербаева  Людмила  Викторовна

                                        МБОУ     Мерлинская  школа

   

Проект

урока окружающего мира

Класс: 4

УМК:  «Школа  России»

Автор  учебника:  А. А. Плешаков

                 

Тема урока: Путешествие по природным зонам.

Тип урока: урок закрепления материала.

Цели урока: формировать  у  учащихся знания о разнообразии природы нашей страны, особенностях природных зон;

развивать интерес к познанию окружающего мира, творческие  способности учащихся, умение слушать;

воспитывать  любовь  к  своей  Родине, к  своему  родному  краю, ко  всему  живому, к  природе  в  целом.

Оборудование: карта  природных  зон  России; дидактический  материал: карточки, кроссворд «Природные зоны»; медали, мультимедийное  оборудование, презентация  к  уроку, учебник  А.А.  Плешакова « Окружающий  мир» часть 1,музыкальное  сопровождение ( шум  моря, воды; песенное).

Ход урока

  1. Оргмомент

Все ровно встаньте, тихо садитесь.

Бегали и прыгали,

Отдыхали долго,

А теперь за знания

Возьмёмся мы упорно.

2.Мотивация  учебной  деятельности.

Я прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и определите  его главную  мысль.

Есть просто храм, есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

(А.Смирнов)

-О чём  прозвучало  стихотворение?

- Какая   главная  мысль  в  нём  прослеживается?

- Да, верно. Прекрасен   мир  живой  природы, а  люди – часть  его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и Человека в самом высоком смысле этого слова.

Берегите эту землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

-  Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по России. Мы  отправляемся в  плавание  на  корабле.

    Вы согласны, ребята? (слайд 2)    

 -   А как Вы думаете, чтобы путешествие было удачным, какие условия нам необходимо соблюдать?( слушаю  ответы  детей  и дополняю)

  • быть очень внимательными;
  • правильно выполнять задания;
  • не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение.

- Правильно, молодцы, ребята. В конце путешествия выясним, кто же из Вас самый внимательный и сообразительный.

3.Постановка  темы  и целей  урока.

( слайд 3)

- Посмотрите, пожалуйста, на  план    данного  слайда.

  Попробуйте  самостоятельно  сформулировать  тему  и  цели  урока.

  1. Название.
  2. Погода летом и зимой.
  3. Растительный мир.
  4. Животный мир.
  5. Занятия населения.

(слушаю  и дополняю  ответы детей)

- Правильно, ребята. Сегодня  мы  поговорим  о  разнообразии   природы  нашей  страны, закрепим  материал  об  особенностях   природных  зон.

4.Работа над пройденным материалом.

Итак, отправляемся в путешествие. Давайте дружно произнесём слова:

Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.

Первая остановка «Загадочная».

Отгадайте загадки: ( слайды 4 – 8)

  Кто осенью спать ложится, а весной встаёт?

  Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает?

 (отгадка показ слайда медведя) ../медведь.JPG

В лесу живёт, а в деревне кур крадёт?

 В птичник повадится – жди беды, рыжим хвостом заметает следы.

(отгадка показ слайда лисы)

../лиса.JPG

На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож.

Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.

 (Отгадка показ слайда волка) ../волк.JPG

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

Кто по снегу, по траве носит лес на голове?

 (отгадка показ слайда лося) ../Лось.jpg

Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

(показ слайда ежа)../Еж.jpg

-  Ребята, сейчас вы видели слайды животных. Подводим итог: подумайте, к какой природной зоне относятся все эти животные?

- А в какой  природной  зоне  живём  мы  с  Вами ?

- Покажите  её  на  карте.

- Что Вы  можете  рассказать  о  зоне лесов?

(карта вывешена перед уроком)

 - Покажите на карте все природные зоны. (вызываю учащихся, смотрю за правильностью показа)

 - А сейчас поплывём дальше. Произносим слова:

Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.

Вторая остановка «Кроссвордная»

Разгадайте кроссворд «Природные зоны»

1Т

2

Т

3

Т

Ответы: тундра

              степь

              пустыня

-  Что вы запомнили о каждой из этих зон? Расскажите.

                           Примерные  рассказы детей:

А)Эта безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами выше 500С. Длится 8-9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (тундра)

  Б)Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая,  довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое.   Дождей выпадает немного, в основном летом.

(степь)

В)Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето жаркое и сухое. Зима короткая и холодная. Бывает до 300 С и больше. (пустыня)

5.Физкультминутка

Рыбки плавали, ныряли, в чистой светленькой воде,

То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.

  Третья остановка «Игральная».

Поплыли дальше. Скажем вместе:

                                                  Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.

  А сейчас предлагаю вам, ребята, самостоятельную работу с карточками.

 (Делю  класс  на  микрогруппы, даю  детям  карточки).Самопроверка.

Сверка  с  эталоном  на  доске.

Карточки

А)Подчеркните снизу растения, характерные для зоны лесов:

Карликовая берёза, берёза, дуб, полярная ива, лиственница, кедр, полынь, ель, верблюжья колючка, сосна, ясень, клён.

Б)Подчеркните растения, характерные для зоны пустынь:

Голубика, липа, песчаная акация, карликовая берёза, полынь, морошка, верблюжья колючка, песчаная осока, кедр.

В)Подчеркните растения, характерные для зоны степей:

Верблюжья колючка, морошка, полынь, брусника, карликовая берёза, полярная ива, голубика, кедр.

 Четвёртая остановка Знатоков.

  А сейчас я буду называть занятия населения той или иной природной зоны, а вы должны узнать её. Итак, начинаем:

  • оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых;
  • охота, лесозаготовки, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров на фабриках и заводах;
  • охота, рыболовство, научные исследования.

Пятая остановка Творчества. Работа с учебником.

 - Найдите в учебнике информацию о животном, мясом которого люди питаются, из шкур делают одежду, жиром лечатся. Эти животные круглый год пасутся, перевозят людей из одного места в другое. (Олень, зона тундры).

Шестая остановка «Отдохнём-ка».

-  Вспомните, пожалуйста, мультфильмы, песни о растениях, зверях, птицах. Исполните хотя бы один куплет.

Это: «Во  поле  берёза  стояла», «То берёзка, то рябина», «У дороги  чибис», «В траве  сидел  кузнечик», «Перепёлочка», «Если петь  нам о Родине» и  другие.

6.Подведение итогов урока.

 - Наше  путешествие подошло к  концу. Благодаря дружной работе мы снова на родной Земле. Что вам понравилось на уроке? Было ли вам интересно? Объявляю благодарность самым внимательным и сообразительным матросам нашего корабля, вручаю медали.

( выставляю  оценки  за  урок)

7.Рефлексия.

 - Как считаете, ребята, вы  уяснили  особенности природных зон нашей страны?

8.Домашнее задание.

 - Нарисовать животное любой природной зоны, либо вылепить из пластилина или смастерить из природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...