Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Сербаева Людмила Викторовна
МБОУ Мерлинская школа
Проект
урока окружающего мира
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Автор учебника: А. А. Плешаков
Тема урока: Путешествие по природным зонам.
Тип урока: урок закрепления материала.
Цели урока: формировать у учащихся знания о разнообразии природы нашей страны, особенностях природных зон;
развивать интерес к познанию окружающего мира, творческие способности учащихся, умение слушать;
воспитывать любовь к своей Родине, к своему родному краю, ко всему живому, к природе в целом.
Оборудование: карта природных зон России; дидактический материал: карточки, кроссворд «Природные зоны»; медали, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебник А.А. Плешакова « Окружающий мир» часть 1,музыкальное сопровождение ( шум моря, воды; песенное).
Ход урока
- Оргмомент
Все ровно встаньте, тихо садитесь.
Бегали и прыгали,
Отдыхали долго,
А теперь за знания
Возьмёмся мы упорно.
2.Мотивация учебной деятельности.
Я прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и определите его главную мысль.
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(А.Смирнов)
-О чём прозвучало стихотворение?
- Какая главная мысль в нём прослеживается?
- Да, верно. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и Человека в самом высоком смысле этого слова.
Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по России. Мы отправляемся в плавание на корабле.
Вы согласны, ребята? (слайд 2)
- А как Вы думаете, чтобы путешествие было удачным, какие условия нам необходимо соблюдать?( слушаю ответы детей и дополняю)
- быть очень внимательными;
- правильно выполнять задания;
- не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение.
- Правильно, молодцы, ребята. В конце путешествия выясним, кто же из Вас самый внимательный и сообразительный.
3.Постановка темы и целей урока.
( слайд 3)
- Посмотрите, пожалуйста, на план данного слайда.
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему и цели урока.
- Название.
- Погода летом и зимой.
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Занятия населения.
(слушаю и дополняю ответы детей)
- Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о разнообразии природы нашей страны, закрепим материал об особенностях природных зон.
4.Работа над пройденным материалом.
Итак, отправляемся в путешествие. Давайте дружно произнесём слова:
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
Первая остановка «Загадочная».
Отгадайте загадки: ( слайды 4 – 8)
Кто осенью спать ложится, а весной встаёт?
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает?
(отгадка показ слайда медведя) ../медведь.JPG
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт?
В птичник повадится – жди беды, рыжим хвостом заметает следы.
(отгадка показ слайда лисы)
../лиса.JPG
На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож.
Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.
(Отгадка показ слайда волка) ../волк.JPG
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Кто по снегу, по траве носит лес на голове?
(отгадка показ слайда лося) ../Лось.jpg
Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами.
(показ слайда ежа)../Еж.jpg
- Ребята, сейчас вы видели слайды животных. Подводим итог: подумайте, к какой природной зоне относятся все эти животные?
- А в какой природной зоне живём мы с Вами ?
- Покажите её на карте.
- Что Вы можете рассказать о зоне лесов?
(карта вывешена перед уроком)
- Покажите на карте все природные зоны. (вызываю учащихся, смотрю за правильностью показа)
- А сейчас поплывём дальше. Произносим слова:
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
Вторая остановка «Кроссвордная»
Разгадайте кроссворд «Природные зоны»
1Т | ||||||||||||
2 | Т | |||||||||||
3 | Т |
Ответы: тундра
степь
пустыня
- Что вы запомнили о каждой из этих зон? Расскажите.
Примерные рассказы детей:
А)Эта безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами выше 500С. Длится 8-9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (тундра)
Б)Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом.
(степь)
В)Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето жаркое и сухое. Зима короткая и холодная. Бывает до 300 С и больше. (пустыня)
5.Физкультминутка
Рыбки плавали, ныряли, в чистой светленькой воде,
То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.
Третья остановка «Игральная».
Поплыли дальше. Скажем вместе:
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
А сейчас предлагаю вам, ребята, самостоятельную работу с карточками.
(Делю класс на микрогруппы, даю детям карточки).Самопроверка.
Сверка с эталоном на доске.
Карточки
А)Подчеркните снизу растения, характерные для зоны лесов:
Карликовая берёза, берёза, дуб, полярная ива, лиственница, кедр, полынь, ель, верблюжья колючка, сосна, ясень, клён.
Б)Подчеркните растения, характерные для зоны пустынь:
Голубика, липа, песчаная акация, карликовая берёза, полынь, морошка, верблюжья колючка, песчаная осока, кедр.
В)Подчеркните растения, характерные для зоны степей:
Верблюжья колючка, морошка, полынь, брусника, карликовая берёза, полярная ива, голубика, кедр.
Четвёртая остановка Знатоков.
А сейчас я буду называть занятия населения той или иной природной зоны, а вы должны узнать её. Итак, начинаем:
- оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых;
- охота, лесозаготовки, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров на фабриках и заводах;
- охота, рыболовство, научные исследования.
Пятая остановка Творчества. Работа с учебником.
- Найдите в учебнике информацию о животном, мясом которого люди питаются, из шкур делают одежду, жиром лечатся. Эти животные круглый год пасутся, перевозят людей из одного места в другое. (Олень, зона тундры).
Шестая остановка «Отдохнём-ка».
- Вспомните, пожалуйста, мультфильмы, песни о растениях, зверях, птицах. Исполните хотя бы один куплет.
Это: «Во поле берёза стояла», «То берёзка, то рябина», «У дороги чибис», «В траве сидел кузнечик», «Перепёлочка», «Если петь нам о Родине» и другие.
6.Подведение итогов урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Благодаря дружной работе мы снова на родной Земле. Что вам понравилось на уроке? Было ли вам интересно? Объявляю благодарность самым внимательным и сообразительным матросам нашего корабля, вручаю медали.
( выставляю оценки за урок)
7.Рефлексия.
- Как считаете, ребята, вы уяснили особенности природных зон нашей страны?
8.Домашнее задание.
- Нарисовать животное любой природной зоны, либо вылепить из пластилина или смастерить из природного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...