Рабочая программа по предмету Окружающий мир 3 класс (авт. Н.Ф.Виноградова) УМК "Школа 21 век"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир». Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования./ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2016./
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktpokruzhayushchiy_mir.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир». Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования./ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2016./
На изучение данного предмета в 3 классе отводится 68 ч. (34 учебных недели по 2 часа в неделю)
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ гражданской идентичности;
- формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;
- формирование понимания особой роли России в современном мире;
- формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;
- понимание особой роли России в мировой истории;
- воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране;
- воспитание уважительного отношения к истории страны;
- воспитание любви к родному краю;
- воспитание любви к своей семье;
- воспитание гуманного отношения к людям;
- воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе;
- принятие норм нравственного поведения в природе;
- принятие норм нравственного поведения в обществе;
- принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры;
- понимание ценности любой жизни;
- освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
- регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;
- коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:
называть (приводить примеры):
- тела живой и неживой природы;
- планеты Солнечной системы (2-3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
- год, век, арабские и римские цифры;
- названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признаки классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Содержание программы
Введение.
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства поды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.
Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Грибы
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. 3 Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Как человек одомашнил животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, к России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и другок)
Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Проверочные работы - 4
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Сроки | |
Планируемые | Корректировка | |||
1 четверть Раздел 1. Введение. (1 ч) | ||||
1.1 | Введение. | |||
Раздел 2. Земля – наш общий дом (8 ч) | ||||
2.1 | Где и когда ты живёшь. | |||
2.2 | Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы. | |||
2.3 | Земля – планета Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи. | |||
2.4 | Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника. | |||
2.5 | Вода – условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений. | |||
2.6 | Воздух – условие жизни на Земле. Опыт. Горение. | |||
2.7 | Изображение Земли. | |||
9 | 2.8 | План и карта. Практическая работа. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). | ||
Раздел 3. Царства природы (25 ч) | ||||
10 | 3.1 | Бактерии. | ||
11 | 3.2 | Грибы. | ||
12 | 3.3 | Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия в природные сообщества (с учетом местных условий). | ||
13 | 3.4 | Разнообразие растений на Земле. | ||
14 | 3.5 | Растение – живой организм. Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Опыт «Содержание воды в листе». | ||
15 | 3.6 | Размножение растений. | ||
16 | 3.7 | Распространение плодов и семян. | ||
2 четверть | ||||
17 | 3.8 | Проверь себя. | ||
18 | 3.9 | Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. | ||
19 | 3.10 | Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова. | ||
20 | 3.11 | Красная книга России. | ||
21 | 3.12 | Животные – часть природы. Роль животных в природе. | ||
22 | 3.13 | Разнообразие животных. | ||
23 | 3.14 | Животное – живой организм. | ||
24 | 3.15 | Животное – живой организм. | ||
25 | 3.16 | Животное – живой организм. | ||
26 | 3.17 | Поведение животных. | ||
27 | 3.18 | Беспозвоночные животные. | ||
28 | 3.19 | Позвоночные животные. | ||
29 | 3.20 | Позвоночные животные. | ||
30 | 3.21 | Позвоночные животные. | ||
31 | 3.22 | Природное сообщество. | ||
32 | 3.23 | Человек и животное. Почему люди приручали диких животных. | ||
3 четверть | ||||
33 | 3.24 | Заповедники. | ||
34 | 3.25 | Проверь себя. | ||
Раздел 4. Наша Родина: от Руси до России.(8 ч) | ||||
35 | 4.1 | Древняя Русь. Восточнославянские племена. | ||
36-37 | 4.2 4.3 | Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси. | ||
38 | 4.4 | Как Москва стала столицей. Иван Грозный. | ||
39 | 4.5 | Пётр I Великий – император России. | ||
40 | 4.6 | Екатерина II Великая. | ||
41 | 4.7 | Император Николай II. | ||
42 | 4.8 | Советская Россия. | ||
Раздел 5. Как люди жили в старину. (10 ч) | ||||
5.1 | Из истории имён. | |||
5.2 | Как выглядели наши предки. | |||
5.3 | Как в старину трудились наши предки. | |||
5.4 | Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки. | |||
5.5 | Какие предметы окружали русских людей. | |||
5.6 | Какие предметы окружали русских людей. | |||
5.7 | Русская трапеза. | |||
5.8 | Во что верили наши предки. | |||
5.9 | Принятие христианства на Руси. | |||
5.10 | Проверь себя. | |||
4 четверть Раздел 6. Как трудились в старину. (16 ч) | ||||
6.1 | Что создавалось трудом крестьянина. | |||
6.2 | Труд крепостных крестьян. | |||
6.3 | Что такое ремесло. | |||
6.4 | Игрушечных дел мастера. | |||
6.5 | Маленькие мастера. | |||
6.6 | О гончарном ремесле. | |||
6.7 | О труде ткачей. | |||
6.8 | Русские оружейники. | |||
6.9 | Первые российские мануфактуры. | |||
6.10 | Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры. | |||
6.11 | Железные дороги в России. | |||
6.12 | Первые пароходы и пароходство в России. | |||
6.13 | Автомобилестроение в России. | |||
6.14 | Самолётостроение в России. | |||
6.15 | Время космических полётов. | |||
6.16 | Проверь себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся третьего класса Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс УМК "Школа России"...