Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

Мишина Ирина Валентиновна

Рабочая программа включает пояснительную записку, цели и задачи курска, место курса в уч. плане, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mishina_rab_progr_po_okr_miru_2_kl_2019-2020.docx57.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 Х КЛАССОВ

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Составитель:

Мишина Ирина Валентиновна

Санкт-Петербург

учебный год: 2019-2020

Количество часов в год: 68 ч

Количество часов в неделю: 2 ч


Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру составлена на основе

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации"
  2. Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83"Об образовании в Санкт-Петербурге".
  3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011)
  4. Приказа Министерства образования РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (для 1-4 классов)
  5. Приказа Министерства образования РФ от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373». (1 – 4 классы)
  6. Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга
  7. Устава ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга
  8. Годового календарного графика ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
  9. Учебного плана ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.

Цели изучения курса:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём  человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи изучения курса: формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а так же к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место курса в учебном плане: Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

УМК: « Перспектива» Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Содержание программы учебного курса

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Время и календарь

(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.

Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Способы измерения времени, старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень

(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день - погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры. Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима

(13 ч +2ч экскурсии-прогулки)

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни -погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных. Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса). Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето

(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни - погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликанья птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.). Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества

Планируемые результаты изучения учебного курса

  1. Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменных формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
  5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Характеристика обучающихся  класса.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит эндокринный сдвиг. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действия, осуществление контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания) и формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета). Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условии жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. В этом периоде приходят в противоречие два определяющих мотива поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка


Календарно-тематическое планирование

п/п

Календарные

сроки

Изучаемый раздел,

тема учебного

материала

Контроль

Планируемые результаты обучения

освоение предметных знаний

(базовые понятия)

Универсальные учебные действия

личностные

метапредметные

план

факт

1

.09

Мы — союз народов России.

Текущий.

Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город  и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности.

Личностные:

Формирование основ

российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной

принадлежности;

Формирование

уважительного отношения

к истории и культуре

других народов.

Регулятивные:

1. определять цель

учебной деятельности при:

работе с компасом;

термометром

2. Составлять план

(алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем

и одноклассниками при

работе с компасом;

термометром

3.Контролировать способ (алгоритм) решения

и результат учебной

задачи по ранее

составленному плану

при работе с компасом; термометром

4. Сравнивать свои

ответы с тем, что

изображено на фотографиях учебника (с образцом)

Познавательные:

-умение ориентироваться

в учебнике, поиск

и выделение необходимой информации;

сравнивать, как менялись предметы  домашнего

обихода, как развивалось производство;

- установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

- сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения;

- искать правильный

ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи,

и обсуждают ее;

- оформлять свои

мысли в устной

речи (составлять рассказ

по картинкам).

.

2

.09

Мы — жители Вселенной.

Текущий.

Познакомить  в общем виде со строение Вселенной, могут называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию,  перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров.

3-4

.09

.09

Наш «космический корабль» — Земля.

Текущий.

Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; могут определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, познакомить с устройством компаса, определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, могут находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну.

5

.09

Время.

Текущий.

Могут приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, познакомиться с устройством часов, могут определять время по часам.

6

.09

Сутки и неделя.

Текущий.

Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи, могут давать научное объяснение смены дня и ночи, называть дни недели и выстраивать их последовательность.

7

.09

Месяц и год.

Текущий.

Иметь представление о связи естественных единиц

измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему, выстраивать правильную последовательность месяцев года.

8

.09

Времена года.

Текущий.

Объяснять смены времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года, перечислять времена года в правильной последовательности.

9

.09

Погода.

Текущий.

Могут давать определение понятия «погода», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять температуру, записывать показания термометра, узнавать явления погоды по фотографиям.

10

.10

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

Текущий.

Могут ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

11

.10

Красные дни календаря.

Текущий.

Могут кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе.

12

.10

Народный календарь.

Текущий.

Могут иметь представления о некоторых народных приметах, связанных с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой,

наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

13

.10

Экологический календарь.

Текущий.

Могут познакомиться с некоторыми народными приметами на погоду своего края, смогут предположить, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

14

.10

Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь».

Тематический

Показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.

15

.10

Осенние месяцы.

Текущий.

Могут называть чередование осенних месяцев,  характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников,  находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев.

Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке.

Регулятивные:

1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем

4. Сравнивать свои  ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире;

- понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

-сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних;

-сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

-сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- установление причинно-следственных связей;

-сравнение фазы развития насекомых,  отличие  паукообразных  от насекомых;

- подведение под понятие;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции;

- распределение операции между собой в группе;

-  умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы.

16

.10

Осень в неживой природе.

Текущий.

Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещённости, называть названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе

17

.10

Народные праздники в пору осеннего Равноденствия.

Текущий.

Познакомить с обрядами и обычаями в пору осеннего равноденствия, различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов,  называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл благодарность природе

18

.10

Итоговое тестирование за 1 четверть.

Итоговый.

Показать уровень усвоения изученного материала за 1 четверть.

19

.11

Звездное небо осенью.

Текущий.

Понять, что звёзды, как и Солнце – сгустки

раскалённых газов, знать, что понимали под созвездиями древние, и что называют созвездиями современные учёные, познакомить с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них.

Личностные:

Формирование чувства

гордости за свою Родину;

формирование ответственности

за происходящее, потребности в добром поступке.

ее, потребности в добром поступке.

Регулятивные:

1. определять цель учебной деятельности при: работе

с атласом-определителем; при определении невидимых нитей

в осеннем лесу

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи

совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей

в осеннем лесу

3.Контролировать способ

(алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе

с атласом-определителем

4. Сравнивать свои  ответы с тем,

что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире;

- понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

-сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних;

-сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

-сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- установление причинно-следственных связей;

-сравнение фазы развития

насекомых,  отличие

паукообразных  от насекомых;

- подведение под понятие;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей

с достаточной полнотой

и точностью;

- аргументация своего мнения

и позиции;

- распределение операции

между собой в группе;

-  умение отвечать «компетентно»

на поставленные вопросы

20

.11

Трава у нашего дома.

Текущий.

Понять причины пожелтения травы осенью, уметь

распознавать травы с помощью атласа-определителя, описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений.

21

.11

Старинная женская работа.

Текущий.

Могут определять особенности льняной ткани,

называть последовательность трудовых операций со льном, соотносить эти операции с образами загадки.

22

.11

Деревья и кустарники осенью.

Текущий.

Понять причины листопада, уметь сравнивать

состояние лиственных и хвойных растений осенью, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям, определять деревья и кустарники по плодам, используя атлас-определитель.

23

.11

Чудесные цветники осенью.

Текущий.

Знать растения цветника по материалам учебника, уметь определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя, узнавать изученные растения на рисунках и в природе.

24

.11

Грибы.

Текущий.

Уметь сравнивать грибы по внешнему виду, знать строение грибов, уметь устанавливать связи грибов с растениями и животными, различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по

характерным признакам.

25

.12

Шестиногие и восьминогие.

Текущий.

Познакомить с отличительными особенностями насекомых от паукообразных,  узнавать изученных насекомых на рисунках, познакомить с этапами развития бабочки и стрекозы.

26

.12

Птичьи секреты.

Текущий.

Различать перелётных и зимующих птиц,

узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам,

приводить примеры птиц, называть причины, по которым перелётные птицы покидают родные края.

27

.12

Как разные животные готовятся к зиме.

Текущий.

Устанавливать связи между сезонными

изменениями в природе и жизнью животных, познакомить, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

28

.12

Невидимые нити в осеннем лесу.

Текущий.

Получить сведения о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

29

.12

Осенний труд.

Текущий.

Называть некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными,  соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы.

30

.12

Будь здоров!

Текущий.

Могут объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период.

31

.12

Охрана природы осенью.

Текущий.

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов, уметь выполнять правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

32

.12

Контрольное тестирование по разделу «Осень».

Тематический

Показать уровень усвоения материала по данному разделу,  анализировать свои ошибки.

33

.01

Зимние месяцы.

Текущий.

Могут сопоставлять старинные и современные

названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей, описывать  красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме.

Личностные:

Формирование чувства

гордости за свою Родину;

- осознание ответственности

за общее дело;

- следование в поведении

моральным нормам и этическим требованиям

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом

Познавательные:

Обобщение и систематизация наблюдений над зимними

природными явлениями;

наблюдение за формой

снежинок (подготовка

к усвоению сведений о кристаллизации

замерзающей воды);

- моделирование

и преобразование моделей;

- умение находить необходимую информацию  на вопросы

рубрики «Подумаем!»;

- умение подводить итоги

урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

- подведение под понятие

Коммуникативные:

- умение высказывать свои

мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира.

Называть самое главное, что понравилось на уроке;

-умение объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества

, как скупость, жадность,

хитрость;

- формирование и аргументация своего мнения при наблюдении

за строением снежного пласта

за жизнью деревьев, а также

растений под снегом,

за зимующими птицами;

- умение договариваться

об условиях игры.

34

.01

Зима — время науки и сказок.

Текущий.

Называть несколько зимних народных примет на погоду,  объяснять смысл народных сказок, их

нравственное значение для современной жизни.

35

.01

Зима в неживой природе.

Текущий.

Обобщить и систематизировать наблюдения над

зимними природными явлениями, называть дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего

солнцеворота (25 декабря).

36

.01

Звездное небо зимой.

Текущий.

Находить на звёздном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, ориентироваться по Полярной звезде.

37

.01

Зимняя экскурсия.

Текущий.

Познакомить с сезонными изменениями в живой природе.

38

.01

Зима в мире растений.

Текущий.

Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам,

используя атлас-определитель, определять растения, зимующие под снегом.

39

.02

Зимние праздники.

Текущий.

Познакомить с особенностями народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;

40

.02

Растения в домашней аптечке.

Текущий.

Называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.

41

.02

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Текущий.

Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

42

.02

Невидимые нити в зимнем лесу.

Текущий.

Познакомить с взаимосвязями между растениями и животными в зимнем лесу.

43

.02

В феврале зима с весной встречается впервой

Текущий.

Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года.

44

.02

Зимний труд.

Текущий.

Познакомить с видами зимнего труда в старину, с современными зимними работами в городе и селе, с особенностями ухода зимой за растениями и животными.

45

.02

Будь здоров!

Текущий.

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период;  объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы.

46

.02

Охрана природы зимой.

Текущий.

Соблюдать правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу, соблюдать чистоту во время прогулки, иметь представление о некоторых представителях Красной книги России.

47

.03

Контрольное тестирование по разделу «Зима».

Текущий.

Показать уровень усвоения материала по данному разделу,  анализировать свои ошибки.

48

.03

Весенние месяцы.

Текущий.

Находить  признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; понять причины потепления весной; называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

Личностные:

Формирование чувства

гордости за свою Родину;

- осознание ответственности

за общее дело;

- следование в поведении

моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование чувства любви

к природе, первоцветами и стремиться беречь их;

- умение контролировать

во время игры свое поведение по отношению к сверстникам,

соблюдая правила,

предусмотренные игрой;

- выполнение правил здорового

образа жизни в весенний период;

- формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке.

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом;

- самоконтроль во время

прогулки в парке, лесу.

Познавательные:

умение сравнивать положение

Солнца зимой и весной - моделирование и преобразование моделей;

- умение подводить итоги урока

по вопросам рубрики

«Проверим себя»;

- подведение под понятие;

- освоение технологии поиска информации (находят информацию

в атласе-определителе);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные:

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

на события, поступки

49

.03

Весна в неживой природе.

Текущий.

Называть причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления, продолжить работу по наблюдениям за погодой

50

.03

Весна — утро года.

Текущий.

Называть причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления, продолжить работу по наблюдениям за погодой

51

.03

Звездное небо весной.

Текущий.

Могут научиться определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, могут научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.

52

.03

Весенняя прогулка  Старинные детские игры весной.

Текущий.

Познакомить с раннецветущими растениями

53

.03

Весеннее пробуждение растений.

Текущий.

Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

54

.04

Чудесные цветники весной.

Текущий.

Называть названия культурных растений весенних цветников,  находить их в атласе-определителе, различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.

55

.04

Весна в мире насекомых.

Текущий.

Знать о весенних изменениях в жизни насекомых,  определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека.

56

.04

Весна в мире птиц и зверей.

Текущий.

Называть  весенние изменения в жизни птиц и зверей, определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв,  формулировать правила экологической этики.

57

.04

Невидимые нити в весеннем лесу.

Текущий.

Познакомить с взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

58

.04

Весенний труд.

Текущий.

Различать особенности

весеннего труда у женщин и мужчин в старину и соотносить их с видами работы в настоящее время,  проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять их с народными приметами.

59

.04

Старинные весенние праздники.

Текущий.

Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края,  определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России.

60

.04

Будь здоров!

Текущий.

Формулировать и выполнять правила здорового образа жизни

весной, объяснять с помощью схемы правила 2-3 народных игр, подходящих для весны.

61

.04

Охрана природы весной.

Текущий.

Называть правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности.

62

.04

Контрольное тестирование по разделу «Весна».

Тематический

Показать уровень усвоения материала по разделу, могут находить и анализировать ошибки.

63

.05

Лето красное.

Текущий.

Могут находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев,

характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников,

объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев.

64

.05

Летние праздники и труд.

Текущий.

Могут соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

65

.05

Итоговая проверочная работа.

Итоговый.

Показать уровень усвоения материала по пройденным разделам,  находить и анализировать свои ошибки

66-68

.05

.05

.05

Повторение изученного за год.

Текущий.

Повторить в игровой форме основной материал, изученный в течение учебного года.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....