Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа включает пояснительную записку, цели и задачи курска, место курса в уч. плане, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mishina_rab_progr_po_okr_miru_2_kl_2019-2020.docx | 57.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 Х КЛАССОВ
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Составитель:
Мишина Ирина Валентиновна
Санкт-Петербург
учебный год: 2019-2020
Количество часов в год: 68 ч
Количество часов в неделю: 2 ч
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру составлена на основе
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации"
- Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83"Об образовании в Санкт-Петербурге".
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011)
- Приказа Министерства образования РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (для 1-4 классов)
- Приказа Министерства образования РФ от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373». (1 – 4 классы)
- Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга
- Устава ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга
- Годового календарного графика ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
- Учебного плана ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
Цели изучения курса:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи изучения курса: формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а так же к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место курса в учебном плане: Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
УМК: « Перспектива» Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Содержание программы учебного курса
Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Время и календарь
(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.
Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Способы измерения времени, старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень
(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день - погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры. Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима
(13 ч +2ч экскурсии-прогулки)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни -погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных. Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса). Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето
(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни - погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликанья птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.). Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества
Планируемые результаты изучения учебного курса
- Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменных формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Характеристика обучающихся класса.
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит эндокринный сдвиг. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действия, осуществление контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания) и формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета). Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
Изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условии жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. В этом периоде приходят в противоречие два определяющих мотива поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Календарные сроки | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Контроль | Планируемые результаты обучения | ||||
освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||||
личностные | метапредметные | |||||||
план | факт | |||||||
1 | .09 | Мы — союз народов России. | Текущий. | Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | Регулятивные: 1. определять цель учебной деятельности при: работе с компасом; термометром 2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; термометром 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом; термометром 4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом) Познавательные: -умение ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации; сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство; - установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; - искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее; - оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам). . | ||
2 | .09 | Мы — жители Вселенной. | Текущий. | Познакомить в общем виде со строение Вселенной, могут называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров. | ||||
3-4 | .09 .09 | Наш «космический корабль» — Земля. | Текущий. | Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; могут определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, познакомить с устройством компаса, определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, могут находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну. | ||||
5 | .09 | Время. | Текущий. | Могут приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, познакомиться с устройством часов, могут определять время по часам. | ||||
6 | .09 | Сутки и неделя. | Текущий. | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи, могут давать научное объяснение смены дня и ночи, называть дни недели и выстраивать их последовательность. | ||||
7 | .09 | Месяц и год. | Текущий. | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему, выстраивать правильную последовательность месяцев года. | ||||
8 | .09 | Времена года. | Текущий. | Объяснять смены времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года, перечислять времена года в правильной последовательности. | ||||
9 | .09 | Погода. | Текущий. | Могут давать определение понятия «погода», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять температуру, записывать показания термометра, узнавать явления погоды по фотографиям. | ||||
10 | .10 | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | Текущий. | Могут ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. | ||||
11 | .10 | Красные дни календаря. | Текущий. | Могут кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе. | ||||
12 | .10 | Народный календарь. | Текущий. | Могут иметь представления о некоторых народных приметах, связанных с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой, наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. | ||||
13 | .10 | Экологический календарь. | Текущий. | Могут познакомиться с некоторыми народными приметами на погоду своего края, смогут предположить, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. | ||||
14 | .10 | Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь». | Тематический | Показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу. | ||||
15 | .10 | Осенние месяцы. | Текущий. | Могут называть чередование осенних месяцев, характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников, находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке. | Регулятивные: 1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу 2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем 4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом) Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире; - понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; -сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних; -сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; -сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; - извлечение необходимой информации из текстов; - установление причинно-следственных связей; -сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых; - подведение под понятие; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции; - распределение операции между собой в группе; - умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы. | ||
16 | .10 | Осень в неживой природе. | Текущий. | Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещённости, называть названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе | ||||
17 | .10 | Народные праздники в пору осеннего Равноденствия. | Текущий. | Познакомить с обрядами и обычаями в пору осеннего равноденствия, различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов, называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл благодарность природе | ||||
18 | .10 | Итоговое тестирование за 1 четверть. | Итоговый. | Показать уровень усвоения изученного материала за 1 четверть. | ||||
19 | .11 | Звездное небо осенью. | Текущий. | Понять, что звёзды, как и Солнце – сгустки раскалённых газов, знать, что понимали под созвездиями древние, и что называют созвездиями современные учёные, познакомить с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке. ее, потребности в добром поступке. | Регулятивные: 1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу 2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем 4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом) Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире; - понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; -сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних; -сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; -сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; - извлечение необходимой информации из текстов; - установление причинно-следственных связей; -сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых; - подведение под понятие; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции; - распределение операции между собой в группе; - умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы | ||
20 | .11 | Трава у нашего дома. | Текущий. | Понять причины пожелтения травы осенью, уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя, описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений. | ||||
21 | .11 | Старинная женская работа. | Текущий. | Могут определять особенности льняной ткани, называть последовательность трудовых операций со льном, соотносить эти операции с образами загадки. | ||||
22 | .11 | Деревья и кустарники осенью. | Текущий. | Понять причины листопада, уметь сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям, определять деревья и кустарники по плодам, используя атлас-определитель. | ||||
23 | .11 | Чудесные цветники осенью. | Текущий. | Знать растения цветника по материалам учебника, уметь определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя, узнавать изученные растения на рисунках и в природе. | ||||
24 | .11 | Грибы. | Текущий. | Уметь сравнивать грибы по внешнему виду, знать строение грибов, уметь устанавливать связи грибов с растениями и животными, различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. | ||||
25 | .12 | Шестиногие и восьминогие. | Текущий. | Познакомить с отличительными особенностями насекомых от паукообразных, узнавать изученных насекомых на рисунках, познакомить с этапами развития бабочки и стрекозы. | ||||
26 | .12 | Птичьи секреты. | Текущий. | Различать перелётных и зимующих птиц, узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам, приводить примеры птиц, называть причины, по которым перелётные птицы покидают родные края. | ||||
27 | .12 | Как разные животные готовятся к зиме. | Текущий. | Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных, познакомить, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. | ||||
28 | .12 | Невидимые нити в осеннем лесу. | Текущий. | Получить сведения о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. | ||||
29 | .12 | Осенний труд. | Текущий. | Называть некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными, соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы. | ||||
30 | .12 | Будь здоров! | Текущий. | Могут объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени. Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. | ||||
31 | .12 | Охрана природы осенью. | Текущий. | Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов, уметь выполнять правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | ||||
32 | .12 | Контрольное тестирование по разделу «Осень». | Тематический | Показать уровень усвоения материала по данному разделу, анализировать свои ошибки. | ||||
33 | .01 | Зимние месяцы. | Текущий. | Могут сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей, описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Регулятивные: - контроль, коррекция, оценка; - умение соотнести выполненное задание с образцом Познавательные: Обобщение и систематизация наблюдений над зимними природными явлениями; наблюдение за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); - моделирование и преобразование моделей; - умение находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»; - умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»; - подведение под понятие Коммуникативные: - умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. Называть самое главное, что понравилось на уроке; -умение объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества , как скупость, жадность, хитрость; - формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за строением снежного пласта за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами; - умение договариваться об условиях игры. | ||
34 | .01 | Зима — время науки и сказок. | Текущий. | Называть несколько зимних народных примет на погоду, объяснять смысл народных сказок, их нравственное значение для современной жизни. | ||||
35 | .01 | Зима в неживой природе. | Текущий. | Обобщить и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями, называть дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | ||||
36 | .01 | Звездное небо зимой. | Текущий. | Находить на звёздном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, ориентироваться по Полярной звезде. | ||||
37 | .01 | Зимняя экскурсия. | Текущий. | Познакомить с сезонными изменениями в живой природе. | ||||
38 | .01 | Зима в мире растений. | Текущий. | Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель, определять растения, зимующие под снегом. | ||||
39 | .02 | Зимние праздники. | Текущий. | Познакомить с особенностями народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; | ||||
40 | .02 | Растения в домашней аптечке. | Текущий. | Называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения. | ||||
41 | .02 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | Текущий. | Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | ||||
42 | .02 | Невидимые нити в зимнем лесу. | Текущий. | Познакомить с взаимосвязями между растениями и животными в зимнем лесу. | ||||
43 | .02 | В феврале зима с весной встречается впервой | Текущий. | Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года. | ||||
44 | .02 | Зимний труд. | Текущий. | Познакомить с видами зимнего труда в старину, с современными зимними работами в городе и селе, с особенностями ухода зимой за растениями и животными. | ||||
45 | .02 | Будь здоров! | Текущий. | Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы. | ||||
46 | .02 | Охрана природы зимой. | Текущий. | Соблюдать правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу, соблюдать чистоту во время прогулки, иметь представление о некоторых представителях Красной книги России. | ||||
47 | .03 | Контрольное тестирование по разделу «Зима». | Текущий. | Показать уровень усвоения материала по данному разделу, анализировать свои ошибки. | ||||
48 | .03 | Весенние месяцы. | Текущий. | Находить признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; понять причины потепления весной; называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. | Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - формирование чувства любви к природе, первоцветами и стремиться беречь их; - умение контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; - выполнение правил здорового образа жизни в весенний период; - формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке. | Регулятивные: - контроль, коррекция, оценка; - умение соотнести выполненное задание с образцом; - самоконтроль во время прогулки в парке, лесу. Познавательные: умение сравнивать положение Солнца зимой и весной - моделирование и преобразование моделей; - умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»; - подведение под понятие; - освоение технологии поиска информации (находят информацию в атласе-определителе); - построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: - умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки | ||
49 | .03 | Весна в неживой природе. | Текущий. | Называть причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления, продолжить работу по наблюдениям за погодой | ||||
50 | .03 | Весна — утро года. | Текущий. | Называть причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления, продолжить работу по наблюдениям за погодой | ||||
51 | .03 | Звездное небо весной. | Текущий. | Могут научиться определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, могут научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. | ||||
52 | .03 | Весенняя прогулка Старинные детские игры весной. | Текущий. | Познакомить с раннецветущими растениями | ||||
53 | .03 | Весеннее пробуждение растений. | Текущий. | Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми. | ||||
54 | .04 | Чудесные цветники весной. | Текущий. | Называть названия культурных растений весенних цветников, находить их в атласе-определителе, различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. | ||||
55 | .04 | Весна в мире насекомых. | Текущий. | Знать о весенних изменениях в жизни насекомых, определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека. | ||||
56 | .04 | Весна в мире птиц и зверей. | Текущий. | Называть весенние изменения в жизни птиц и зверей, определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, формулировать правила экологической этики. | ||||
57 | .04 | Невидимые нити в весеннем лесу. | Текущий. | Познакомить с взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | ||||
58 | .04 | Весенний труд. | Текущий. | Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину и соотносить их с видами работы в настоящее время, проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять их с народными приметами. | ||||
59 | .04 | Старинные весенние праздники. | Текущий. | Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края, определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России. | ||||
60 | .04 | Будь здоров! | Текущий. | Формулировать и выполнять правила здорового образа жизни весной, объяснять с помощью схемы правила 2-3 народных игр, подходящих для весны. | ||||
61 | .04 | Охрана природы весной. | Текущий. | Называть правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности. | ||||
62 | .04 | Контрольное тестирование по разделу «Весна». | Тематический | Показать уровень усвоения материала по разделу, могут находить и анализировать ошибки. | ||||
63 | .05 | Лето красное. | Текущий. | Могут находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев, характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников, объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев. | ||||
64 | .05 | Летние праздники и труд. | Текущий. | Могут соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. | ||||
65 | .05 | Итоговая проверочная работа. | Итоговый. | Показать уровень усвоения материала по пройденным разделам, находить и анализировать свои ошибки | ||||
66-68 | .05 .05 .05 | Повторение изученного за год. | Текущий. | Повторить в игровой форме основной материал, изученный в течение учебного года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....