Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Перспективная начальная школа" (пояснительная записка).
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Ежова Наталья Александровна

Пояснительная записка по окружающему миру составлена согласно требованиям ФГОС НОО,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyas._okruzh._moi.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «Б» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования  (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373); примерной основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской программы О.В. Федотовой «Окружающему мир» 4 класс, входящей в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Программы по учебным предметам» 1 - 4 кл: в 2 ч., составитель Р. Г. Чуракова- М:Академкнига/Учебник, 2014- ч.1: 240 с.(Проект: «Перспективная начальная школа»).

 Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе.

          Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 68 часов (34 недели) в учебный год.

           

Планируемые результаты освоения обучающимися программы              по окружающему миру к концу 4-го класса 

Личностные универсальные учебные действия

       Обучающийся научится:

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Перерабатывать полученную информацию:  сравнивать  и группировать  факты и явления;определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять  простой планучебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

                        ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  Раздела «Человек и природа» 

Обучающиеся научатся:

- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

- сравнивать и различать формы земной поверхности;

- находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;

- моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;

- называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);

- находить на физической карте разные водоемы и определять их название;

- характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

- ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

- приводить примеры веществ;

- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- сравнивать свойства воды и воздуха;

- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

- характеризовать кругооборот воды в природе;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;

- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);

- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

- различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

- проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» — ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;

- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);

- опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;

- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план, планкарта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

- использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет- адреса для поиска необходимой информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);

- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

   Раздела «Человек и общество» 

Обучающиеся научатся:

- описывать достопримечательности Московского Кремля;

- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

- находить место изученного события на ленте времени;

- находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;

- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

- находить на ленте времени место изученного исторического события;

- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции российской Федерации;

- использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-адреса).

 Раздел «Правила безопасного поведения»

Обучающиеся научатся:

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Человек и природа (40ч.)

Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество (24ч.)

Наша родина - Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык - государственный язык Российской Федерации. Родной край - часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико-административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности. Терроризм - международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). Первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI - XII вв.), основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович - Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович - Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-1125 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.). Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена - времена многобожия (вера в силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог - Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах - духовная власть и сила), буддисты (Будда - духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября - День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая - День Победы - память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину - первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов (12 апреля - День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения (4ч.)

      Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

     Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

     Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.

     Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа состоит из  разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....