Конспект урока окружающего мира по теме "Где живут слоны?" в 1 классе (" Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны?" ("Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr.mira_gde_zhivut_slony_moy_otkrytyy_1_klass.docx | 257.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Дубны Московской области»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В 1 «Б» КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «ГДЕ ЖИВУТ СЛОНЫ?».
учитель начальных классов
Маркелова Надежда Викторовна
г.Дубна, 2019 год
Предмет: окружающий мир Класс: 1 «Б» Дата проведения: 06.02.2019 г.
Тема урока: «Где живут слоны?»
Базовый учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир», 1 класс. 2 часть - М.: Просвещение, 2017 г.
Цель урока: формировать представления у учащихся о жарких районах планеты и их обитателях; умение находить эти районы на глобусе и карте.
Задачи урока:
образовательные: Формировать представления о жарких районах Земли (тропические леса и саванны), о разнообразии жизни в этих районах. Учить находить данные районы на карте, называть отличительные признаки растительности и животных
развивающие: Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
воспитательные: Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру.
Формируемые УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – путешествие
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова “Окружающий мир 1 класс”; рабочая тетрадь к учебнику; глобус, физическая карта мира, карточки с понятиями, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация (слайды с изображением саванны, тропиков и животных, обитающих там), запись песни “Чунга-Чанга” (слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского).
Ход урока
I. Орг.момент. Самоопределение к деятельности. | Приветствие. Эмоциональный настрой: - Улыбнитесь друг другу, мне, гостям, и садитесь по местам! А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». |
II. Актуализация знаний | – В каких районах Земли мы побывали на прошлом уроке? Покажите их на глобусе. (Арктика и Антарктида.) – Какая погода в этих районах? Обитают ли там животные? Какие? Как они приспособились к таким сложным условиям? – Однажды в газете появилась заметка о том, что учёные, которые работали в этих холодных районах Земли, увидели, как белый медведь охотился на пингвинов. Могло ли это произойти? - Неужели на нашей планете есть только районы в которых всегда холодно и круглый год зима? |
III. Постановка учебной задачи. | – Сегодня мы продолжим путешествие по нашей планете. А в каких районах мы побываем сегодня – догадайтесь, послушав песню. Звучит песня “Чунга-Чанга”. Физминутка. – Где может находиться этот удивительный остров? Кто там живёт? - А к кому мы отправимся в гости, вы узнаете, отгадав загадку: Он огромен, но послушен, У него большие уши, Ноги - тумбы, сам, как дом, Хвостик маленький при нем, Хобот длинный вместо рук: Носит бревна и бамбук. Может деток прокатить, Если вкусным угостить. Он отважен и силен. Угадали? Это ... (слон) - Верно, молодцы! А где живут слоны? Куда мы совершим своё путешествие? (в жарких странах, в Африке и Индии) |
IV. Работа по теме урока. | - Но путешествие наше не простое, а научное. Мы отправимся в научную экспедицию. Для этого мы разделимся на две группы, и каждая получит своё исследовательское задание. У первой и второй группы на карточках находятся вопросы, на которые они должны ответить в ходе исследовательской экспедиции. А потом познакомить всех остальных с результатами своего исследования. Первая группа отправится в Африку, а вторая – в Индию. Работа по учебнику. А наш путеводитель-учебник поможет нам лучше узнать эти страны– текст на стр.14-15 (открыли учебники). - Отправляемся в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус. 2) Практическая работа: - Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины. (рассматриваем слайд) - Эта линия называется экватор. Прочитайте, что такое экватор? 3) Исследовательское задание №1: А сейчас обратимся к карте. ( У каждой группы детей лежат образцы карт) Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом? (Саванна) - Зеленым? (тропические леса) - Именно в эти места мы сегодня и отправимся. - Новые слова я для вас выписала, чтобы вы их запомнили: экватор, саванна, тропические леса. 1 группа: Что такое саванна? 1. В каком районе вы побывали? 2. Какая была погода? 3. Какие растения были вокруг? 4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном). 2 группа: Что такое тропические леса? 1. В каком районе вы побывали? 2. Какая была погода? 3. Какие растения были вокруг? 4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном). - Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями. Первое понятие – саванна. - Прежде всего, саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Для этой же цели колоски у этих растений спрятаны за чешуйками. Саванна – открытое пространство. Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Спрятаться негде. Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают. - Итак, мы с вами побывали в африканской саванне. Какая природа в саванне? Давайте выделим приспособления животных к обитанию здесь. - А теперь мы узнаем о Тропических лесах. Послушайте описание тропического леса. Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы. - Итак, какая природа в тропическом лесу? Выделим приспособления животных к обитанию в тропическом лесу. - Посмотрите в наш путеводитель-учебник: каких животных вы видите в саванне? А каких в тропическом лесу? - Почему у нас получилось, что приспособления практически одинаковые? - Потому что в этих районах очень жарко. 4) Исследовательское задание №2: Игра «Кто, где живёт» - Выберите фигурки животных, которые обитают в саванне (1 группа) и в тропических лесах (2 группа).
2 группа: змеи, крокодилы, обезьяны, слоны, черепахи. 5) Исследовательское задание №3: - Какое животное живет и в африканской саванне и в тропическом лесу? - Давайте подробнее изучим слонов. Африканский слон характеризуется массивным тяжёлым телом, большой головой на короткой шее, толстыми конечностями, огромными ушами, бивнями, длинным мускулистым хоботом. 1.Уши африканского слона больше, чем у индийского. Они достигают в длину 1,5 метров и более округлы; у индийского же слона уши вытянуты вниз и заострены книзу. 2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки, причем у самок они меньше. У индийских слонов бивни бывают только у самцов. 3.У африканских слонов множество морщин на коже. Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров. 4.Окраской они тоже отличаются: африканские слоны - коричневато-серые, у индийского слона окраска от темно-серой до бурой. -Что такое бивни? (рассматриваем слайды) Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов. - Для чего слону такие большие уши? (рассматриваем слайды) Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. - Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (рассматриваем слайды) Слоны – замечательные пловцы. Они – травоядные. Едят листья, ветки, плоды и семена растений. Спят стоя, два раза в сутки , иногда могут прилечь на бок. - Для чего слону бивни? Уши? Хобот? (ответы детей) - Вот у какого замечательного животного мы побывали в гостях. |
V. Физминутка. | Дети представляют себя слониками, “обмахиваются” ушами, “трубят” хоботом. По саванне ходит слон Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, будто в гости приглашает. |
VI. Первичное закрепление |
– В каких районах Земли мы побывали? Сделайте вывод: какой климат в жарких районах? Какая погода бывает чаще? Как слоны и другие животные приспосабливаются к таким условиям? - А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод. - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием 2) Работа в рабочей тетради на с. 12 з.1 соедините стрелочками, какой слон индийский, а какой африканский. (взаимопроверка). А теперь вспомните соседей слона, найдите их на с.13 рабочей тетради, укажите стрелками, кто где живет. Молодцы! Хорошо потрудились? |
VII. Включение в систему знаний и повторение | Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет» Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то поднимаете руки вверх, если вы не согласны, то руки опускаете вниз. Экватор находится между северным и южным полюсами ровно посередине. Здесь бывает часто снег. Слоны живут в саванне и тропических лесах. Хоботы слону нужны, чтобы держаться друг за друга. Сильные ноги слона необходимы для того, чтобы преодолевать большие расстояния. Слоны – одиночки. У индийского слона уши меньше, чем у африканского. Слоны не поддаются дрессировке. |
VIII. Рефлексия | - Нам пора возвращаться из нашего путешествия. А вернувшись домой всегда хочется поделиться увиденным. Что вам запомнилось, о чем расскажите дома. - Составим отчет о нашем путешествии. -Посмотрим на наш план. На все ли вопросы ответили? Что показалось наиболее интересным? Что запомнилось? Понадобятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке. В каких случаях? – В каких районах Земли мы побывали? Что общего в этих районах? Каковы их отличия? |
IX. Домашнее задание | В дополнительной литературе, Интернете узнайте подробнее о животном мире жарких районов, подготовьтесь рассказать на уроке, что показалось тебе самым интересным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
Конспект урока окружающего мира «Дикие и домашние животные» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя:расширение знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, о разнообразии домашних животных, их значении для человека.Планируемые результаты Предметные: знать зн...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс
Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...
Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...
Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...