Конспект урока окружающего мира по теме "Где живут слоны?" в 1 классе (" Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Маркелова Надежда Викторовна

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны?"  ("Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mira_gde_zhivut_slony_moy_otkrytyy_1_klass.docx257.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 2  г.Дубны Московской области»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 В 1  «Б» КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ  «ГДЕ ЖИВУТ СЛОНЫ?».

         учитель начальных классов

Маркелова Надежда Викторовна

г.Дубна, 2019 год

Предмет: окружающий мир             Класс: 1  «Б»               Дата проведения: 06.02.2019 г.

Тема урока:  «Где живут слоны?»

Базовый учебник: А.А.Плешаков  «Окружающий мир», 1 класс.  2 часть - М.: Просвещение, 2017 г.

Цель урока: формировать представления у учащихся о жарких районах  планеты и их обитателях; умение  находить эти районы на глобусе и карте.

Задачи урока:

 образовательные: Формировать представления о жарких районах Земли (тропические леса и саванны), о разнообразии жизни в этих районах. Учить находить данные районы на карте, называть отличительные признаки  растительности и животных

развивающие: Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания,  наглядно-образного мышления.

воспитательные:  Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру.

Формируемые УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – путешествие

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная,  групповая.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова “Окружающий мир 1 класс”; рабочая тетрадь к учебнику; глобус, физическая карта мира, карточки с понятиями, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация (слайды с изображением саванны, тропиков и животных, обитающих там), запись песни “Чунга-Чанга” (слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского).

Ход урока

I. Орг.момент. Самоопределение к деятельности.

Приветствие. Эмоциональный настрой:

- Улыбнитесь друг другу,  мне, гостям, и садитесь по местам!

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

II. Актуализация знаний

– В каких районах Земли мы побывали на прошлом уроке? Покажите их на глобусе. (Арктика и Антарктида.)

– Какая погода в этих районах? Обитают ли там животные? Какие? Как они приспособились к таким сложным условиям?

– Однажды в газете появилась заметка о том, что учёные, которые работали в этих холодных районах Земли, увидели, как белый медведь охотился на пингвинов. Могло ли это произойти?

- Неужели на нашей планете есть только районы в которых всегда холодно и круглый год зима?

III. Постановка учебной  задачи.

– Сегодня мы продолжим путешествие по нашей планете. А в каких районах мы побываем сегодня – догадайтесь, послушав песню.

Звучит песня “Чунга-Чанга”. Физминутка.

– Где может находиться этот удивительный остров? Кто там живёт?

- А к кому мы отправимся в гости, вы узнаете, отгадав загадку:

Он огромен, но послушен,

У него большие уши,

Ноги - тумбы, сам, как дом,

Хвостик маленький при нем,

Хобот длинный вместо рук:

Носит бревна и бамбук.

Может деток прокатить,

Если вкусным угостить.

Он отважен и силен.

Угадали? Это ... (слон)

- Верно, молодцы! А где живут слоны? Куда мы совершим своё путешествие? (в жарких странах, в Африке и Индии)

IV. Работа по теме урока.

- Но путешествие наше не простое, а научное. Мы отправимся в научную экспедицию. Для этого мы разделимся  на две группы,  и каждая получит своё исследовательское задание.

У первой и второй группы на карточках находятся вопросы, на которые они должны ответить в ходе исследовательской экспедиции. А потом познакомить всех остальных с результатами своего исследования.

Первая группа отправится  в Африку,  а вторая – в Индию.

Работа по учебнику.

А наш путеводитель-учебник поможет нам лучше узнать эти страны– текст на стр.14-15 (открыли учебники).

- Отправляемся в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус.

2) Практическая работа:

- Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины.   (рассматриваем слайд)

https://fs00.infourok.ru/images/doc/175/201488/img3.jpg

- Эта линия называется экватор.

Прочитайте, что такое экватор?  

3) Исследовательское задание №1:

А сейчас обратимся к карте. ( У каждой группы детей лежат образцы карт)

 Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом? (Саванна)

- Зеленым? (тропические леса)

- Именно в эти места мы сегодня и отправимся.

- Новые слова я для вас выписала, чтобы вы их запомнили: экватор, саванна, тропические леса.

1 группа:

Что такое саванна?

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном).

2 группа:

Что такое тропические леса?

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном).

- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями.

Первое понятие – саванна.

- Прежде всего, саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Для этой же цели колоски у этих растений спрятаны за чешуйками.

Саванна – открытое пространство. Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Спрятаться негде. Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают.
Самая крупная птица в мире – 
африканский страус
Эта птица не умеет летать, но хорошо бегает. (рассматриваем слайды)

- Итак, мы с вами побывали в африканской саванне. Какая природа в саванне? Давайте выделим приспособления животных к обитанию здесь.

- А теперь мы узнаем о Тропических лесах. Послушайте описание тропического леса. Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы. 
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.
Много бегает, летает, лазает птиц, и зверей в чаще.  Зацепившись за ветки, раскачиваются суетливые обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи. 
 (рассматриваем слайды)

- Итак, какая природа в тропическом лесу? Выделим приспособления животных к обитанию в тропическом лесу.

- Посмотрите в наш путеводитель-учебник: каких животных вы видите в саванне? А каких в тропическом лесу?

- Почему у нас получилось, что приспособления практически одинаковые?

- Потому что в этих районах очень жарко.

 4) Исследовательское задание №2:

Игра «Кто, где живёт»

- Выберите фигурки животных, которые обитают в саванне (1 группа) и в тропических лесах (2 группа).


1группа: носороги, жирафы, слоны, львы, страусы, обезьяны.

2 группа: змеи, крокодилы, обезьяны, слоны, черепахи.

5) Исследовательское задание №3:

- Какое животное живет и в африканской саванне и в тропическом лесу?

- Давайте подробнее изучим слонов.
-Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные. Существуют два вида слонов: африканские и индийские. Они немного отличаются друг от друга:

Африканский слон характеризуется массивным тяжёлым телом, большой головой на короткой шее, толстыми конечностями, огромными ушами, бивнями, длинным мускулистым хоботом.

1.Уши африканского слона больше, чем у индийского. Они достигают в длину 1,5 метров и более округлы; у индийского же слона уши вытянуты вниз и заострены книзу.

2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки, причем у самок они меньше. У индийских слонов бивни бывают только у самцов.

3.У африканских слонов множество морщин на коже. Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров.

4.Окраской они тоже отличаются: африканские слоны - коричневато-серые, у индийского слона окраска от темно-серой до бурой.

-Что такое бивни(рассматриваем слайды)

Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов.

- Для чего слону такие большие уши(рассматриваем слайды)

Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой.

- Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (рассматриваем слайды)

Слоны – замечательные пловцы. Они – травоядные. Едят листья, ветки, плоды и семена растений. Спят стоя, два раза в сутки , иногда могут прилечь на бок. 

- Для чего слону бивни? Уши? Хобот? (ответы детей)

- Вот у какого замечательного животного мы побывали в гостях.

V. Физминутка.

Дети представляют себя слониками, “обмахиваются” ушами, “трубят” хоботом.

По саванне ходит слон

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает, будто в гости приглашает.

VI. Первичное закрепление

  1. Ответы на вопросы: (каждая группа): 

– В каких районах Земли мы побывали?
– С какими новыми понятиями познакомились?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?

 Сделайте вывод: какой климат в жарких районах? Какая погода бывает чаще? Как слоны и другие животные приспосабливаются к таким условиям?

- А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием

 2) Работа в  рабочей тетради на  с. 12 з.1 соедините стрелочками, какой слон индийский, а какой африканский. (взаимопроверка).

А теперь вспомните соседей слона, найдите их на с.13 рабочей тетради, укажите стрелками, кто где живет.

Молодцы! Хорошо потрудились?

VII. Включение в систему знаний и повторение

Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»

 Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то поднимаете руки вверх, если вы не согласны, то руки опускаете вниз.

Экватор находится между северным  и южным  полюсами ровно посередине.

Здесь бывает часто снег.

Слоны живут в саванне и тропических лесах.

Хоботы слону нужны, чтобы держаться друг за друга.

Сильные ноги слона необходимы для того, чтобы преодолевать большие расстояния.

Слоны – одиночки.

У индийского слона уши меньше, чем у африканского.

Слоны не поддаются дрессировке.

VIII. Рефлексия

- Нам пора возвращаться из нашего путешествия. А вернувшись  домой всегда хочется поделиться увиденным. Что вам запомнилось, о чем расскажите дома.

- Составим отчет о нашем путешествии.

-Посмотрим на наш план. На все ли вопросы ответили?

Что показалось наиболее интересным? Что запомнилось? Понадобятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке. В каких случаях?

 – В каких районах Земли мы побывали? Что общего в этих районах? Каковы их отличия?

IX. Домашнее задание

В  дополнительной литературе, Интернете узнайте подробнее о животном мире жарких районов, подготовьтесь рассказать на уроке, что показалось тебе самым интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира «Дикие и домашние животные» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя:расширение знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, о разнообразии домашних животных, их значении для человека.Планируемые результаты Предметные: знать зн...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...