Технологическая карта по окружающему миру на тему : "Дом не велик, а стоять не велит" УМК "Перспектива" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели деятельности учителя: Сформировать правила управления домашним хозяйством, представление о внутреннем строе семьи
Планируемые результаты:
Предметные: знать правила управления домашним хозяйством, отраженные в народных пословицах и традициях; иметь представление о внутреннем строе семьи, её главе, роли каждого члена семьи в повседневной жизни, правилах семейного застолья; знать и выполнять правила этикета за столом; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета
Личностные: проявлять интерес к учебной деятельности, аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме, иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс , 2 часть Перспектива, презентация, раздаточный материал, рабочие тетради
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_1.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 09.04.19г. ФИО учителя: Никитина М.Н.
Школа: 1 ФИО студента: Першина А.Д.
Класс: 3 ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.
КОНСПЕКТ УРОКА (по окружающему миру)
Тема: «Дом не велик, а стоять не велит»
Цели деятельности учителя: Сформировать правила управления домашним хозяйством, представление о внутреннем строе семьи
Планируемые результаты:
Предметные: знать правила управления домашним хозяйством, отраженные в народных пословицах и традициях; иметь представление о внутреннем строе семьи, её главе, роли каждого члена семьи в повседневной жизни, правилах семейного застолья; знать и выполнять правила этикета за столом; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета
Личностные: проявлять интерес к учебной деятельности, аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме, иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс , 2 часть Перспектива, презентация, раздаточный материал, рабочие тетради
Челябинск, 2019
Этап урока, методы и приемы | Хро нометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | Здравствуйте, меня зовут Алена Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа | 3 мин. | Скажите, какой большой раздел мы изучаем? Посмотрите на темы уроков и выберите только те, которые проходили на ближайших уроках. Расположите карточки в той последовательности, как мы изучали темы, переверните их и прочитайте получившуюся запись. Карточка: Строение тела человека Как работает наш организм Что такое гигиена Наши органы чувств Школа первой помощи Здоровью цены нет -Давайте проверим. | Дом как мир Выполняют карточку | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
III. Постановка учебной задачи Словесный: Беседа рассказ Наглядный: презентация | 5 мин. | -Еще у нас на уроке сегодня присутствуют наши друзья Аня и Ваня. А как вы думаете, почему Аня одета в русский народный костюм. Знакомство с текстом: На каникулах Аня побывала в гостях у бабушки Маруси. Вернувшись в город, Аня поделилась с Ваней своими впечатлениями от сельского туризма. Из рассказа девочки Ваня понял, что бабушка Маруся живет в большом красивом доме, в котором им6еют место быть большак, большуха. Несколько раз за день Аня принимала участие в трапезе и случалось в семье несколько упруг. В рассказе Ани, Ваню смутили некоторые слова, какие, как вы думаете? Известно ли вам значение этих слов? Давайте узнаем значение этих слов и поможем Ване понять рассказ. А чтобы понять их смысл, нам предстоит разобраться в хозяйстве старинного дома. Мы много говорили о семейных традициях, и о законах внутреннего обустройства жилища наших предков. - Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Наши предки пользовались знаниями домоводства. Что это за наука, как вы думаете? Прочитайте более точное определение на «страничках Умного Совенка».(стр 130) Какая из пословиц больше всего понравилась? Объясните смысловое значение пословицы Так как можно сформулировать тему нашего урока? Более точное определение темы, мы сформулируем, вспомнив составляющие русской избы. Для этого вам предстоит отгадать загадки. 1. Основа деревянная, уток соломенный. (крыша) 2. Из печи растет, из неё дым идет. (печная труба) 3. Блюдо стеклянно, края деревянны. (окно) | Потому что была у бабушки в деревне Слушают рассказ Нет Сегодня на уроке мы будем изучать обычаи строительства дома Тема: Дом не велик, а стоять не велит | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
IV. «Открытие» нового знания Наглядный: работа с учебником Словесный: беседа Практический: работа в группах | 17 мин. | Давайте попробуем разобраться в традициях домоводства. Для этого мы отправимся с вами на экскурсию в старинный дом. Но экскурсия наша будет не совсем обычной, к которым мы привыкли в повседневной жизни, вам предстоит самим добывать информацию из различных источников и искать ответы на вопросы, будьте внимательны. Итак, без обычаев домоводства не обходиться ни один народ мира- ни раньше, ни теперь. «Не столько хозяину нужно добро, сколько добру нужен хозяин»,- говорит лакцкая пословица (лакцы- коренной народ Дагестана). Побываем в старинном доме, познакомимся с традициями домоводства, сравним, как устроено современное домашнее хозяйство и управление им. Ребята, прочитав информацию, вы мне сможете ответить, Что должно было размещаться под одной крышей в доме? Я вам проговорю русскую пословицу: « Порядок в доме есть, хозяину честь», как вы понимаете её смысловое значение. Но у пословицы есть и второй смысл. Семья сильна, когда её объединяет не только общая крыша, но и общие цели и дела. Кто же отвечает за правильный ход семейной жизни, вы узнаете , прочитав текст на слайде. ТЕКСТ: Мужчина отвечает за внешний успех-в карьере, на работе, а женщина отвечает в жизни за успех в отношениях. А как вы думаете, если хозяина называли «большак», то как могла называться «хозяйка», заметьте корень в словах хозяин и хозяйка одинаковый, следовательно хозяйку звали…(слайд) Дети , пословица гласит «От хозяина, чтоб ветром пахло, а от хозяйки …, угадайте чем? (слайд) Давайте с вами разберемся, что входило в обязанности «большухи»?(стр 73) -А что должен был делать “Большак”? А как вы думаете, помогали дети вашего возраста своим родителям по хозяйству ? Дружная семья трудилась от зари до зари. Когда всё заработано честно, то каждый кусок за столом сладок, так говорилось в книге «Домострой».За день в семье случалось несколько «упруг». Смысловое значение этого слова вы найдёте на с 73 учебника. Чем же занималась семья во время передышек? В старину народ гулял, в хороводе танцевал. Песни пели и играли, весну красну прославляли! В хоровод, в хоровод выходи плясать народ! А давайте узнаем, какие обычаи существовали русских семьях за столом на с. 74 – 75 учебника. А какие правила поведения и обычаи за столом существуют в ваших семьях? Мы можем с сказать о том, что правила в старинных и современных семьях… Вывод: в семье будет порядок, когда между членами семьи спокойствие и согласие. Вот так проводили время крестьяне вечерами в большой и дружной семье. Вам предстоит выполнить творческое задание, какое узнаете, открыв тетрадь на с. 49 | Большая часть хозяйства. В крытые дворы по мощным брёвнам лошади взвозили наверх тяжелые телеги. В них зерно, сено, другие для жизни семьи припасы. Предположения детей Большуха Дымом Большуха распределяет по дому все домашние дела среди женщин по возрасту, силам, умению, учитываются и творческие способности каждой. Качали младенцев, приглядывали за маленькими братьями и сестрами, пололи девочки грядки, мыли посуду, убирались в избе. Мальчики заготавливали веники, приглядывали за скотиной, зимой помогали чистить снег, ремонтировали плетень, весной пахать, в посадке, осенью в уборке урожая. Большак, он управляет семейным кораблем. С большака берут пример все мужчины в доме, он распределяет работу между ними по силе, возрасту, умению. Да,помогали Читают Предположение детей Читают Высказываются похожи | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический работа в парах | 5 мин. | Ребята, а теперь возвращаемся в начало урока. Вспомните впечатления, которыми делилась Аня с Ваней от поездки к бабушке, мы обещали ему помочь. Помогли мы тебе, Ваня, решили твою проблему, теперь тебе понятно с кем общалась Аня, какие обычаи существовали в русских семьях? Ребята, а похоже ли управление делами в современных семьях, на порядок ведения дел в старинной избе, чем? А сейчас я вас попрошу проверить свои знания по усвоению нового материала. Для этого вы ответите на вопросы на стр 75 Вопросы: 1.Как назывался глава семьи в старину? Каковы были его обязанности и ответственность за семью 2.Кого в семье называли большухой? В чем состояли ее обязанности? 3.Как строился труд и отдых в домашнем хозяйстве? 4.Каковы были правила застолья в стариной семье? | Отвечают Большак. Он управляет семейным кораблем. С большака берут пример все мужчины в доме, он распределяет работу между ними по силе, возрасту, умению. Жена большака. Распределяла по дому все домашние дела среди женщин по возрасту, силам, умению, учитываются и творческие способности каждой. Качали младенцев, приглядывали за маленькими братьями и сестрами, пололи девочки грядки, мыли посуду, убирались в избе. Мальчики заготавливали веники, приглядывали за скотиной, зимой помогали чистить снег, ремонтировали плетень, весной пахать, в посадке, осенью в уборке урожая. Чередовался Ответ на стр 74 | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область |
VI. Включение в систему знаний. Словесный Беседа. | 3 мин. | Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке. -Назовите тему урока? Какие цели ставили в начале урока? Выполнили мы их? Сегодня, придя домой вы сможете поделиться тем, что узнали со своими родителями. Домашним заданием у вас будет: Р.Т. стр 48 Чтобы правильно и грамотно ответить на вопросы домашнего задания в тетради с. 48, вы должны будете вспомнить материал сегодняшнего урока, прочитать материал учебника, сделать анализ роли в ведении домашним хозяйством каждого члена вашей семьи и записать ответы в тетрадь. | Формулируют выводы | Р: осуществление итогового контроля; Р: формулирование выводлов из коллективного обсуждения; |
VII. Рефлексия деятельности Словесный беседа | 2 мин. | Закончи предложение: «На уроке мне ...» Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Дорогие ребята! Хотелось бы вам пожелать, чтобы приходя домой, всё плохое у вас оставалось за порогом, чтобы в ваших семьях царило взаимопонимание, душевное спокойствие, любовь и уважение. А это значит, радостных дней в году у нас будет гораздо больше и наш путь будет счастливым. | Анализируют свою работу на уроке. | Р: анализ собственную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по окружающему миру на тему: «Средние века: время рыцарей и замков» 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления о Средневековье; ознакомление учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом; развитие кругозора учащихся, устн...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему мы любим кошек и собак» 1 класс УМК «Школа России»
Цель деятельности учителя: знакомство с разнообразием мира домашних животных; условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами со...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урокаФИО учителя: Шевченко Анна НиколаевнаКласс: 4 УМК «Школа России»Предмет: Окружающий мирТема: «Средние века: время рыцарей и замков...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА по окружающему миру на тему: «Какие бывают растения», УМК «Школа России», 2 класс
Формирование представлений о многообразии растений....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта по окружающему миру по теме: «Звёздное небо-великая книга природы» (3 «В» УМК "Школа России")
Цель урока: формирование у обучающихся представления о звёздах, знакомить с созвездиями как участками звёздного неба.Дидактические:1 Познакомить обучающихся с новыми созвездиями.2 Выработать умение на...
Технологическая карта урока окружающего мира «В красном углу сесть – великая честь» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о части старинного дома; понятия «красный угол». Задачи урока Планируемые резу...