окружающий мир 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тема: «учимся различать деревья и кустарники зимой»
Цели деятельности учителя: формирование умения различать деревья и кустарники зимой.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Иметь представление о внешнем виде деревьев и кустарников.
- Уметь определять в зимнее время виды деревьев и кустарников по силуэтам и плодам.
Личностные:
- Определять личностный смысл в изученном содержании.
- Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учимся различать деревья и кустарники зимой | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 06.02.17. ФИО Учителя школы: Мотовилова Л.В.___________
Школа: 148 ФИО Методиста ЧПК№1:Горячёва С. Л._______
Класс: 1 «Г» ФИО Студентки 36 группы: Безенкова Евгения
Кабинет: 209
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «учимся различать деревья и кустарники зимой»
Цели деятельности учителя: формирование умения различать деревья и кустарники зимой.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Иметь представление о внешнем виде деревьев и кустарников.
- Уметь определять в зимнее время виды деревьев и кустарников по силуэтам и плодам.
Личностные:
- Определять личностный смысл в изученном содержании.
- Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» (УМК «Перспективная начальная школа»,1 класс, О.Н. Федотова), учебная презентация, раздаточный материал, цветные карандаши.
Этап урока, методы и приемы | Хро нометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | Приветствие. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Алексеевна, сегодня урок окружающего мира проведу я. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Тихо сели. Настраиваемся на урок. Каждый вспомнит правила поведения на уроке. - Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? | Готовят рабочее место. Ответы на вопросы учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный беседа | 3 мин. | Повторение изученной темы. Посмотрите на доску, какие картинки вы видите? Какая из них лишняя? На прошлых уроках, вы уже разговаривали о зиме, скажите, на какие темы вы беседовали? (Птицы, звери, животные водоема зимой) - А сейчас будьте внимательны. Отгадайте, кто это? (в класс входит ученик из класса) (это …) - Как вы узнали его? (по лицу) - Угадайте, кто скрывается под этой маской? (входит другой ученик из класса в маске) (это …) - Как вы узнали его? (по одежде, волосам, росту и фигуре) - Узнаете ли вы этого человека? (в класс входит студентка и читает стихотворение) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. (мы его не знаем) - В этом случае вам не помогло ни лицо, ни фигура, ни голос. Какой мы сделаем вывод? (мы узнаем того, кого хорошо знаем, кто часто с нами рядом). | Рассказывают, кто такие ученые Отвечают на вопросы (времена года и морской берег; Зима; вспоминают прошлые уроки;) Отгадывают людей | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III. Постановка учебной задачи Словесный беседа
| 3 мин. | Целеполагание. - А хорошо ли мы знаем деревья, которые всегда вокруг нас, рядом с нами – на улице, в лесу? Тема нашего урока: «Учимся различать деревья и кустарники зимой». Сегодня мы должны будем узнать, какие деревья и кустарники растут в зимнем саду и научиться различать их по определенным признакам. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дерево – кустарник». Встаньте все и слушайте меня внимательно. Если я называю дерево, то вы поднимаете руки вверх; если я называю кустарник, то вы приседаете. Крыжовник, дуб, тополь, шиповник, вишня, боярышник, рябина, малина, груша – показ иллюстраций. - Молодцы! Вы очень хорошо знаете деревья и кустарники, которые растут в нашей местности. | Ответы на вопросы учителя. - да/ нет Слушают тему и цель Играют в игру | П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
IV. «Открытие» нового знания Словесный: беседа Наглядный: Работа с учебником; Словесный беседа | 20 мин. | - Откройте учебники на с. 44 и послушайте меня внимательно. Чародейкою Зимою Околдован лес стоит. И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. - Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие деревья вы видите? (клен, тополь, береза, липа, дуб, рябина). - Растут ли такие деревья в нашем крае? (да) - Посмотрите. Зима навела в лесу строгий порядок. Не балует она природу ни красками, ни цветами, все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуйте, отгадайте, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать. Отгадайте загадку: Платье потеряла Пуговки остались. - Обратите внимание на доску, посмотрите, как выглядит рябина (рисунок ветки рябины) - Как вы догадались? Про какие такие пуговицы говорится в этой загадке? В этих ягодах не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Знающие ягоды люди едят их, когда ударит мороз. Горечь отбивается, а все полезные свойства остаются. Ягодами рябины питаются зимующие птицы – снегири, вороны, воробьи. - Найдите рябину в зимнем саду. Что помогло нам ее узнать? (плоды) На доску прикрепляется табличка со словом «плоды». Значит, деревья можно отличить по плодам. Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Давайте вместе опишем внешний вид плодов деревьев. Плоды липы – орешки размером с горошину «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолетиков» разное число плодов – «пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других – два или три, а у некоторых – пять. И самое интересное, что вырастают они на одной липе. На доске рисунок – плод липы. У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый. На доске рисунок – плод клена. - Покажите в учебнике плод клена. У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка. Плод березы напоминает бабочку: семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам. - Для чего нужны крылышки? На доске рисунок – плод вяза. - Как называются плоды дуба? Кто любит ими лакомиться? Отгадайте загадку: Разбежались на опушке В белых платьицах подружки (береза). Показ иллюстрации березы. - Покажите плод березы. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Словно серебром - Что за белые платьица у наших подружек? (ствол березы с черными штрихами) - Да, березу мы всегда определим по коре. На доске карточка со словом «кора». Посмотрите еще раз на это дерево. Обратите внимание на ее крону. Крона дерева – это верхняя разветвленная часть. - Опишите крону березы. - Так по какому признаку можно узнать это дерево? (по кроне) На доске карточка со словом «крона» - Про это дерево говорят «могучий», «развесистый», «величавый». Что это за дерево? (дуб) Показ иллюстраций дуба. Ветви у дуба корявые, потому что светолюбивые. Поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение. - Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как растения тянутся к свету? (бабушка в ящиках выращивает рассаду – помидоры. Эти ящики она ставит на подоконник. Маленькие растения тянутся к свету и сильно наклоняются к окну, а бабушке приходится каждый раз поворачивать ящики другой стороной) - Что же помогло нам определить дуб? (его крона, кора) Динамическая пауза Встаньте все. А теперь слушайте меня и повторяйте за мной те движения, которые я буду выполнять. Ветер дует нам в лицо, Закачалось дерево. Ветерок все тише-тише, Деревцо все выше, выше. Потянитесь высоко-высоко. Кто выше всех? - Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу? (это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят) 7. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по хвое и почкам» - Отгадайте загадку. Ну и платье, Сплошь иголки Его носят вечно (елки) Иллюстрации ели - Какое еще дерево у нас с иголками? (сосна) - Какие это деревья? (хвойные) - Рассмотрите рисунок на с. 45 и подумайте, что поможет отличить один кустарник от другого? (почки) На доске карточка со словом «почки». Прочитайте задание на с. 45. - Чем же отличается почка калины от ольхи? (почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки ольхи: каждая сидит на отдельной ножке, как на подставке) - Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (Нет. У рябины почки круглые, продолговатые. Почечные чешуйки опущены. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания) | Осмысление информации. Слушают стихотворение Отвечают на вопросы - клен, тополь, береза, липа, дуб, рябина -да Слушают учителя Отгадывают загадку: - рябина - красные ягоды Слушают учителя - плоды - для того, чтобы им было легче улетать на более далекие расстояния -жёлуди -кабаны и свиньи -береза - ствол березы - У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз -по кроне -дуб Повторяют движения за учителем -тополь -ёлки -сосна -хвойные -почки | П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область |
Динамическая пауза Практический | 1 мин | Мы на лыжах в лес идем, Мы взбираемся на холм. палки нам идти помогут, Словно белый мягкий мячик. | Повторяют движения за учителем. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический | 6 мин. | - Ребята, что мы сегодня научились делать на уроке? (различать деревья и кустарники зимой) - Чтобы узнать какое дерево перед нами, на что нужно обратить внимание? (На его крону, кору, семена и почки) Игра «Угадай с какого дерева» - Лесовичок передал нам удивительную корзину. Что же в ней? (в корзинке еловая шишка, сосновая шишка, веточка рябины, желуди, кора березы, крылатки клена, цветы липы, лист каштана, клена и ясеня) Давайте узнаем - С какого дерева? Как вы определили? | Выполняют задание -На его крону, кору, семена и почки Рассматривают фото шишек, веточек, желудей, коры и листочков | П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой | 5 мин. | - Теперь давайте изобразим плоды. Возьмите в руки листочки бумаги, нарисуйте на выбор плоды одного из деревьев. Приступайте к работе (учитель контролирует работу детей). - Плоды, каких деревьев вы нарисовали? Можно ли по ним узнать дерево зимой? | Рисуют плоды деревьев | Р: осуществлять итоговый контроль |
VIII. Включение в систему знаний. Словесный Беседа. Наглядный: Работа с учебником Домашнее задание. Инструктаж. | 3 мин. | Подведение итогов урока. - Наш урок подходит к концу. - Скажите, как можно одно дерево отличить от другого по плодам? - Какие деревья растут в нашем крае? Молодцы, ребята. Сегодня хорошо работали … Домашнее задание: чтобы лучше научиться различать деревья и кустарники зимой, внимательно прочитайте текст на с.44-45 и рассмотрите иллюстрацию. | Формулируют выводы Как зимуют растения Записывают домашнее задание. | Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения. |
IX. Рефлексия деятельности Словесный беседа | 3 мин. | Анализ работы на уроке. - Что вы видите на доске? Есть снежинки большие и поменьше. Большую снежинку возьмёт тот, кому на уроке было интересно, он узнал что–то новое. Снежинку поменьше возьмёт тот, кому было трудновато. - Я вам их дарю за хорошую работу на уроке. Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями. | Анализируют свою работу на уроке. | Р: анализировать собственную работу. |
Составьте рассказ по иллюстрации на с. 44, используя названия деревьев на тему «Зимние забавы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...