"Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру.
Класс: 3
Учитель: Чудаева А.А.
Тема урока: Семейный бюджет.
Тип урока: урок открытия «нового знания»
Дата проведения: 19.03. 2014 г.
Цель:
Личностные:
• Проявлять интерес к познанию мира;
- уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
- интерес к определению расходов на путешествие;
• осознание успешности при изучении темы.
Метапредметные:
Познавательные умения:
• раскрывать значение понятия «семейный доход», «семейный расход», «семейный бюджет», «выйти из бюджета», и использовать их в активном словаре;
• определять:
- особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение;
- порядок управления хозяйством в современной жизни и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя правило;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- выполнять взаимооценку, самооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
- конструктивно взаимодействовать с партнером при проверке учебного задания в паре.
- - адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные умения:
• Рассказывать:
- о правилах и традициях управления домашним хозяйством в старинном доме;
- о семейном бюджете;
• Составлять:
- бюджет воображаемой семьи на месяц;
- бюджет своей семьи на неделю;
- перечень расходов на туристическую поездку в выходные дни;
Ресурсы:
Информационный материал: Учебник «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь № 2, толковый словарь.
Демонстрационный материал: Карточки с учебными заданиями, таблички с названиями понятий
Интерактивный материал: презентация по теме изучения, электронное приложение.
Сценарий урока.
Этапы урока | деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Самоопределение к учебной деятельности - Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки. - Определить содержательные рамки урока. | 1.Оргмомент. Перемена пролетела, Всем, всем добрый день! | |
2. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности (6 минут). - Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогии, обобщение. | Возьмите маршрутный лист. Запишем на доске. Кроссворд.
Как можно назвать их всех одним словом? - Что такое «семья» ? - Кто еще может являться членом семьи? - Чем отличается «родственные связи» и «родственные отношения» ? | Брат батюшка Дядя жена свекровь невестка семья связь - не кровное родство отношения – кровное. |
3. Постановка проблемы Цель: - Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость нового математического действия. -Согласовать цель и тему урока. | - Ребята скажите а когда мы разгадывали кроссворд какое слово у нас получилось по горизонтали? - Что такое бюджет? - Как Вы думаете какая сегодня тема урока? - А раз мы повторяли семью, значит бюджет какой? - Каковы ваши цели на данный урок? | -ответы детей |
4. Проектирование и фиксация нового знания - Организовать коммуникативное взаимодействие для введения понятия действия деления. | - Скажите, а как мы можем узнать что обозначает слово «бюджет» ? - Ну, что ж 1-2 группа будут искать в толковом словаре. - 3 в интернете. - а 4 расскажу я. А через несколько минут мы обсудим, как вы понимаете, что такое бюджет. - Скажите какое понятие верное? - Давайте закрепим понятие бюджет (электронное приложение – пункт № 2) В понятии вы встретились с такими словами как доходы и расходы. - Как вы их понимаете?
| в толковом словаре, спросить учителя, в интернете |
5. Первичное закрепление во внешней речи. -Зафиксировать полученные знания | В понятии вы встретились с такими словами как доходы и расходы. - Как вы их понимаете? Давайте поиграем, у Вас на маршрутных листах (Задание №2) в первой колонке члены семьи, а во второй какой доход они приносят в дом. Соедините стрелочками. бабушка(дедушка) - пенсия мама(папа) - зарплата Сын (студент) стипендия школьник – ничего мама с маленьким ребенком (до 3 лет) – пособие
А теперь еще раз поиграем. Представьте, что каждая группа это члены одной семьи. У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите только то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Отметьте галочкой. Лекарства, продукты, одежда, обувь, бытовая химия, транспорт, велосипед, музыкальная (спортивная школа), книги, компьютер, игрушки, платежи и налоги, видео и компьютерные диски, посещения театра, боулинга, туристическая поездка. - давайте выслушаем каждую семью? - А что из всего перечисленного должно стоять на первом месте? - Как называются одним словом, те деньги которые мы тратим. В чем измеряются доходы и расходы ? А теперь давайте посчитаем какая сумма расходов у вас получилась, а измерять в такой выдуманной денежной единице, как «школярики» Лекарства – 2 шк. продукты – 50 шк. одежда – 10 шк. обувь – 1 шк. бытовая химия – 1 шк. транспорт – 10 шк. велосипед – 20 шк. музыкальная (спортивная) школа – 10 шк книги – 1 шк. компьютер – 40 шк. игрушки – 3 шк. платежи и налоги – 20 шк. видео и компьютерные диски – 3 шк. посещения театра, цирка – 6 шк. посещение боулинга – 6 шк. туристическая поездка – 80 шк. Запишите на листочках ту сумму, которая у вас получилась. И повесьте на доску. - Ой, ребята, а я совсем забыла вас предупредить, что доходы вашей семьи составляет 100 шк. - Что произошло в Ваших семьях? доход = расход доход > расход доход < расход Какая формула будет наилучшей? ФИЗМИНУТКА (если то, что я буду говорить будет обозначать дорого – вы прыгаете, а если дешево приседаете) На вес золота, за бесценок, задаром, не подступиться, по божеской цене, цена кусается, не по карману, влетит в копеечку, с Гулькин нос, за грош. Доходы < расходов – дефицит доход > расходов – экономия Иногда про человека говорят, он экономный – как вы понимаете это выражение. Мультфильм, про Матроскина. | 4 группы – 4 семьи (Ивановы, Петровы, Казаковы и Сидоровы). деньгами добропорядочные граждане в первую очередь платят платежи и налоги. |
7. Включение в систему знаний и повторение. -Отработка обратных действий. Работа по образцу. |
* Кто на ваш взгляд более богат?
Человек, которого морские волны
выбросили на необитаемый остров
с полным сундуком денег, или пенсионер,
живущий в городе и получающий свою
скромную пенсию? (Когда на деньги
ничего нельзя приобрести, то они теряют
свою ценность)
- Тот, кто имеет достаточно денег,
но ничего не может купить, так как на
прилавках магазина пусто, или тот,
у кого в карманах пусто, а прилавки
магазинов ломятся от товаров?
(Оба персонажа одинаково бедны).
У …. дефицит, на чем вы можете съэкономить?
- Запомните, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. Из предложенных вариантов у Вас на партах, выберете только те, что помогают экономить семейный бюджет.
- скажите, а могу в семье быть незапланированные расходы? а доходы? Мне пришло 4 сообщения - Срочно нужна помощь: 1. Маленькой Вере на дорогостоящую операцию. 2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. 3. Врачу – ветеринару для открытия приюта для бездомных собак 4. Спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования. Все таки мы должны помогать людям, пусть немного. Ведь не зря говорят: сегодня помог ты, а завтра помогут тебе. Не все в этой жизни измеряется деньгами. - Какие цели мы себе ставили? - Что такое семейный бюджет? -Какие бюджеты бывают? - Что такое доход? расход? - Что значит дефицит? Экономия? | в парах | |
8. Рефлексия учебной деятельности . -Оценить результаты собственной деятельности. | «кошелек»
положите свою монетку в тот кошелек, который подходит вам. | |
9. Домашнее задание. | Опишите один предмет не называя его. У каждой из них достоинство есть, - Сделать небольшой доклад о происхождении этой вещи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час. Семейный бюджет
Классный час о сохранении семейного бюджета для уч-ся начальной школы...
презентация " Семейный бюджет"
Материал к классному часу о семейном бюджете...
Урок по теме "Семейный бюджет"
Урок по окружающему миру в 3 кассе по учебно-методическому комплекту "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...
Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет
Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"
Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....
Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"
Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...
Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...