ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
|
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: слово учителя. | 1 мин | – Настройтесь на работу и проверьте все ли готово к уроку окружающего мира. Присаживайтесь. |
Приветствуют учителя и друг друга.
Проверяют готовность к уроку. | Р: умение организовать свое рабочее место. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный метод: фронтальный опрос, диалог. Наглядный метод: презентация. | 10 мин | -Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.
- Что отмечалось в 1913 году, в феврале? - Какое событие произошло в начале этого века, что изменило ход истории? – Кто такие большевики? – Что такое гражданская война?
- Когда образовался Советский Союз? - Как изменилась жизнь в деревнях?
- когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война? - Какие события Великой Отечественной войны тебе известны? | ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ
- 300-летие со дня избрания Романовых на царство - 1 мировая война - Сторонники В.И. Ленина - Война, происходившая между гражданами одной страны.
- 1922 год - стали образовываться колхозы.
- 22 июня 1941-9 мая 1945 | Р: контроль и самоконтроль П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод: слово учител
Словесный метод: диалог. | 4 мин | - Чудо – птица – алый хвост Полетела в стаю звезд.
В синей чашке – алый мяч, Он и светел и горяч.
Четыре стороны горизонта, А только из одной выходит солнце.
На шаре – леса, горы, моря, Он такой родной для тебя и меня.
Синий потолок, Очень он высок. Сколько ни пожелаем, До него мы не достанем.
- Назовите ключевое слово.
- Назовите синоним слова космос.
У. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что вы хотели бы узнать нового, интересного? |
- ракета
- Солнце
- Восток
- Земля
- небо
- Космос.
- Вселенная.
- О космосе; об освоении космического пространства; о космонавтах, как они двигаются в космосе; о нашей стране; о людях, которые открыли дорогу в космос. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: целеполагание К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Открытие детьми нового знания Словесный метод: фронтальный опрос. Наглядный метод: презентация. | 5 мин | Именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос. -Что вы представляете, когда слышите слова космос, вселенная, воздушное пространство? - У каждого человека есть мечта. И мечты бывают разные. Русские люди давным – давно мечтали о полетах, о покорении звездного пространства. Герои любимых сказок летали на ковре- самолете. А русский человек такой: если он о чем – то мечтает – значит, обязательно будет стараться, чтобы его мечта осуществилась. Как вам известно, помимо нашей планеты Земли существует много других планет. Какие планеты вы знаете? Прошло уже более 60 лет с того дня, как первый человек поднялся в космос. С тех пор там побывало более 500 человек, из них - более 50 женщин. На орбите нашей планете побывали представители 36 стран. В России и США первые космонавты набирались из числа военных летчиков. Но вскоре стало ясно, что в космосе востребованы и другие профессии. Там побывали врачи, инженеры, биологи. Каждый космонавт, без сомнения - герой. Однако в этом отряде есть самые известные люди, чья известность, поистине, мировая. Юрий Гагарин (1934-1968). 12 апреля 1961 года с Байконура стартовал космический корабль Восток-1 с первым в истории космонавтом на борту. День же исторического полета стал праздноваться, как День космонавтики. 12 апреля 1961 года навсегда изменило жизнь человечества Валентина Терешкова (род.1937). Первые успешные полеты советских космонавтов зародили мысль у главного конструктора Сергея Королева запустить в космос и женщину. Свой первый полет женщина-космонавт совершила 16 июня 1963 года на корабле Восток-6. Пребывание в космосе заняло трое суток. Терешковой удается оставаться единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночестве. Алексей Леонов (род. 1934). В списке советских космонавтов у него №11. Славу Леонову принес его полет в космос в статусе второго пилота на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Космонавт совершил первый в истории выход в открытый космос, который продлился 12 минут 9 секунд.
| - Огромное небо, звезды, Солнце, Землю, Луну, все планеты Солнечной системы, млечный путь, невесомость.
Воспринимают на слух
Воспринимают на слух | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной фрме. |
V. Первичное закрепление
Словесный метод: диалог. Наглядный метод: работа с картой | 10 мин | - Открываем учебники на странице 147 и начинаем читать . - Спутник летит вокруг Земли по орбите. Он выполняет важную роль для науки и техники. В наши дни создано огромное количество автоматических (беспилотных) спутников не только Земли, но и других планет – Марса, Венеры, Луны. - Ещё в глубокой древности люди обратили внимание на ярко-оранжевую звезду, которая время от времени сияла на небосклоне. Древние греки посвящали все планеты богам. Красноватая звезда в черном небе стала подходящим символом для бога войны Ареса. В римской мифологии Аресу соответствовал бог Марс. Так планета обрела своё нынешнее имя. - Для неё была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собаки и её поведении люди узнавали с помощью приборов, установленных на спутнике. Вслед за Лайкой на орбиту отправились другие четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, белые крысы и мыши. Все они вынесли необычные условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми. - Это произошло 18 марта 1965 года, когда он летал вместе с Павлом Беляевым на корабле “Восход-2”. Через боковой люк, держась за поручень, космонавт выходит в открытое пространство для выполнения какой-либо работы. Потом в открытый космос выходили и другие космонавты. - Это был первый космический домик весом 5 тонн, в котором мог жить и работать только один человек. Затем были построены другие космические корабли “Восход” и “Союз”. Для коллективных полётов была построена орбитальная станция “Салют”. | Читают параграф
Обсуждение прочитанного
| П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение. К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: выполнение работы в парах | 3 мин | У вас на партах лежат маленькие листочки. На экране будут представлены вопросы, а вы должны выбрать и записать на листочке свой вариант ответа. Назовите имя и отчество первого космонавта Гагарина Юрий Николаевич. Алексей Юрьевич. Юрий Алексеевич. Страна, которая первой запустила искусственный спутник Земли США. Советский Союз. Великобритания. Солнечная система насчитывает… 10 планет. 6 планет. 9 планет. Какую планету называют “Красный глаз”? Венера. Марс. Юпитер. В космосе первыми побывали… Собаки. Люди. Мыши. Второй искусственный спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту – собакой. Первую собаку, побывавшую в космосе, звали… Белка. Стрелка. Лайка. Космонавт, который впервые вышел в открытый космос… Елисеев. Леонов. Шаталов. Космический корабль, на котором поднялся в космос Гагарин, назывался… “Север”. “Восток”. “Запад”. Гагарин совершил свой полёт… 9 марта 1934 года. 4 октября 1957 года. 12 апреля 1961 года. – А что за даты две другие? |
Юрий Алексеевич.
Советский Союз.
9 планет.
Марс
Собаки.
Лайка.
Леонов.
Восток
12 апреля 1961 года. день рождения космонавта, запущен искусственный спутник | П: структурирование знаний Р: умение контролировать и оценивать учебные действия. К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение. |
VII. Включение в систему знаний, повторение
Словесный метод: беседа | 3 мин | - Откройте рабочие тетради по этой теме и выполните задания. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения заданий. - Что вы знаете о достижениях нашей страны в освоении космоса. - какие крупные стройки послевоенного времени в СССР вам известны? - Какие экологические проблемы возникли в это время?
- Какое событие произошло в стране в 1991 году? |
- первая вышла в космос, в 1957 году на орбиту выведен первый искусственный спутник Земли. - различные заводы, крупные электростанции. - вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду. Под угрозой загрязнения оказалось озеро Байкал. - Распад СССР, все государства входящие в Советский союз стали независимыми. | К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: структурирование знаний |
VIII. Рефлексия деятельности | 2 мин | Какую тему мы изучали сегодня на уроке? Какую цель мы ставили? - Теперь заполните лист самооценки, где вы оцениваете свою работу на уроке. Утверждения | Поставь знак «+» или «-» | 1) Тема урока мне понятна. |
| 2) Я достиг цели урока. |
| 3) Я знаю, как животные встречают весну |
| 4) Мне необходимо поработать над… |
|
Спасибо за урок. До свидания. |
О космосе; об освоении космического пространства; о космонавтах, как они двигаются в космосе; о нашей стране; о людях, которые открыли дорогу в космос.
Отвечают на вопросы
Оценивают свою работу на уроке | Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия. П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: умение слушать и вступать в диалог. |