урок окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx | 516.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России».
Учитель: Дубова О.А.
Тема: Отечественная война 1812 года.
Цели:
-Познакомить с событиями Отечественной войны 1812 года, героями войны.
-Воспитывать чувство патриотизма.
-Учить работе с исторической картой, работе над планом текста.
-Развивать речь, умение вести диалог, формулировать и высказывать свои мысли.
Ход урока:
I) Сообщение темы урока.
1) Отгадывание ребуса.
2)Прослушивание отрывка из стихотворения «Бородино».
-Как называется стихотворение?
-Кто его автор?
-О чём будем говорить на сегодняшнем уроке?
-По ходу изучения нового материала мы будем составлять план. Для чего нужен план?
II) Работа с 1-й частью текста.
1) Сообщение учителя.
-Император Франции Наполеон мечтал о мировом господстве. «Я буду господином мира,» -говорил он. К началу 19 века Наполеон завоевал почти всю Европу.
-Как вы понимаете слова Наполеона «Я буду господином мира» ?
2)Чтение статьи учебника.
-Прочитаем 2 абзац статьи вслух. Какая дата нам встретилась?
-Эту дату вы должны знать наизусть. Запишем её в тетрадь.
3)Работа с датой.
-Запись: 12 июня 1812 года – вторжение войск Наполеона.
-Определите век по дате.
-Как вы это делаете?
4)Работа с картой.
-Какая это карта?
-Название карты. Карта состоит из двух частей.
-Рассмотрите легенду карты. Что это такое?
-Как изображено движение армии Наполеона?
-Как изображено движение русской армии?
-На какой части карты изображено отступление русской армии? Почему вы так решили?
-Как изображены военные сражения?
-В каком месте произошло первое военное сражение?
-Кто его выиграл? Почему вы так решили?
5) Сообщение учителя.
-Да, русским войскам пришлось отступить от Смоленска. Армия Наполеона быстро продвигалась к Москве. Нужен был полководец с большим военным опытом, пользующийся доверием солдат. Таким человеком стал М.И.Кутузов.
6) Работа над портретом.
-Рассмотрите портрет Кутузова. Что вы о нём можете сказать?
7) Сообщение ученика о Кутузове.
-Найдите в 4 абзаце слова, подтверждающие мысль, что Кутузов должен быть хорошим главнокомандующим.
-Как вы понимаете пословицу «Приехал Кутузов бить французов».
8)Работа с планом.
-Мы закончили работу по 1 части статьи. Выделите главную мысль этой части.
-Озаглавьте эту часть. ( Начало войны. Назначение главнокомандующего.)
III) Работа по 2-й части текста.
1)Пересказ по опорным словам.
-Самостоятельно прочитайте 5 абзац.
-Прочитайте опорные слова на доске: главное сражение, отступление. О чём эти слова вам говорят?
-Попробуйте восстановить текст по этим словам.
2)Работа с картой.
-Где произошло главное сражение в ходе войны?
-Откуда видно, что это сражение именно между двумя армиями?
-Когда оно произошло?
3)Работа с датой.
-Эту дату вы должны знать наизусть. Запишем её в тетрадь.
Запись: 26 августа 1812 года – сражение у Бородино.
4)Сообщение учителя + аппликация.
5) Сообщения учащихся + портреты.
В ходе рассказа учителя учащиеся делают сообщения о Раевском и Багратионе.
6) Работа со словарём.
-Какое незнакомое слово вам встретилось?
-Что нужно сделать, если значение слова вам не знакомо?
-Какой вид словаря выберите?
-Какие толковые словари знаете?
-Какой нужен нам? Почему?
7) Слушание стихотворения.
- Подвигам генералов посвятила своё стихотворение М.И.Цветаева.
Давайте его послушаем.
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
=========
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.
8) Работа с планом.
- Мы закончили работу над 2частью. Выделите главную мысль этой части.
- Озаглавьте её. (Бородинское сражение).
IV) Работа по 3-й части текста.
1) Работа над учебной картиной.
-Кутузов призывает отступать к Москве. 1 сентября 1812года в деревне Фили он собирает военный совет.
-Как называется эта картина?
-Где проходит совет?
-По каким признакам определили , что это деревенская изба?
-Как догадались, что этот совет военный?
-Кто располагается за столом? Кто слева?
-Художник изобразил Кутузова не в центре, а слева, но мы всё равно понимаем, что он главнокомандующий. Как?
-Кого кроме военных мы видим на картине? Для чего художник нарисовал девочку Малушу?
2) Выборочное чтение.
-Стр. 140 2-й абзац найдите предложение, в котором говорится о решении военного совета.
- Почему Кутузов решил отступать и оставить Москву на поругание французам?
-Как вы понимаете фразу «С потерей Москвы не потеряна Россия»?
3) Работа над планом.
- О чём говорится в 3-й части текста?
-Озаглавьте. (Совет в Филях).
V) Работа по 4-й части текста.
1) Чтение вслух.
-Кто действовал в тылу французских войск?
-Кто такие партизаны?
Запись: Партизаны – народные мстители.
2) Сообщение учащихся + портрет.
-Василиса Кожина, Денис Давыдов.
-Почему Наполеон покинул Москву?
-По какой дороге отступала французская армия?
-Чем закончилась война?
3) Работа над планом.
- О чём говорится в 4-й части? Озаглавьте. (Конец войны).
VI)Итог урока.
1) Обобщающая беседа.
- О каком историческом событии говорили на уроке?
-С кем воевали? В каком году?
-Как называется война? Почему?
-Как звали императора французов?
-Как звали нашего главнокомандующего?
-Кто кроме армии принимал участие в войне?
-Чем закончилась война?
-Назовите главные сражения войны?
2) Работа над кроссвордом.
- Автор стихотворения «Бородино».
- Главнокомандующий русской армии.
- Народные мстители.
- (г)Генерал, командующий земляными укреплениями.
- (в)Село, у которого состоялось главное сражение.
- Имя французского императора.
- Город, у которого в начале войны произошло ожесточённое сражение.
- Имя генерала, командующего курганной высотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий тематического урока, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года.
План урока с презентацией разработан для учащихся 4 класса по теме "Отечественная война 1812 года"...
Урок истории на тему "Отечественная война 1812 года".
Конспект урока истории на тему "Отечественная война 1812 года"....
Презентация к уроку истории на тему "Отечественная война 1812 года".
Презентация к уроку истории, посвящённому Отечественной войне 1812 года....
Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"
Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"...
Урок по окружающему миру 4 класс "Война 1812 года" УМК "Планета знаний"
Цели: Создать условия для ознакомления обучающихся с определением «отечественная война»;Способствовать формированию представления обучающихся о войне 1812 года; первоначальных умений...
Конспект урока по окружающему миру ТЕМА «Отечественная война 1812 года» (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о войне 1812 года, о Бородинском сражении; знакомство учащихся с известными историческими деятелями – М. В. Кутузовым и Наполеоно...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...