Технологическая карта "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта "Тундра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16.1._tundra.docx | 152.95 КБ |
16_om_tundra.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема:«Тундра»
Цель:формировать представления о природной зоне тундре.
Тип урока: «открытие» новых знаний;
УМК:«Школа России»
Планируемые результаты обучения:
- предметные: обучающиеся будут знать основные признаки природной зоны тундры, географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека.
обучающиеся будут уметь определять зону
- личностные: формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Ресурсы: «Окружающий мир (часть 1) 4 класс, автор: Плешаков А.А. ,наглядный материал.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1-2 мин Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | ||
Здравствуйте, ребята. Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить оценку отлично? Действительно, я хочу пожелать вам, чтобы вы активно работали на уроке и соблюдали дисциплину. Проверим свое рабочее место. На партах у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал и карточки, все лишнее уберите со стола. | Приветствуют учителя, садятся за парты. Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Приводят в порядок рабочее место. | Личностные: привить интерес к новому виду деятельности; Регулятивные:осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация и пробное учебное действие 5 мин Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | ||
Учитель: Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке? - А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете растительный и животный мир этой зоны, её климатические условия и занятия людей. Проведем тест. 1. Природная зона арктических пустынь расположена: А) на островах Тихого океана Б) на островах Индийского океана В) на островах Северного Ледовитого океана 2. Территория Арктики: А) плотно заселена людьми Б) не имеет коренного населения В) не пригодна для жизни людей 3. В Арктике для растений и животных: А) суровые условия Б) комфортные условия В) заповедные условия 4. В зоне арктических пустынь растут: А) кедры, березы, черемуха Б) лишайники, мхи, полярные маки В) бузина, орешник, айва 5. Верная схема цепи питания: А) водоросли-рачки-рыбы-гагарки-белый медведь Б) водоросли-рачки-сайки-тюлень В) мхи-кайры-морж-овцебык 6. Большое скопление птиц на скалах называют: А) птичьи базары Б) птичьи рынки В) птичьи гнездования 7. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: А) для птиц и животных завозятся корм и рыбы, запрещено движение судов по Северному морскому пути Б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники В) ограничен и отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары 8. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь? А) температура повысится Б) температура не изменится В) температура понизится 9. Арктический заповедник расположен на: А) Земле Франца Иосифа Б) Северной Земле В) острове Врангеля Ребята,поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте тест. | Ученики отвечают: Зону арктических пустынь Дети записывают ответы на листочках. Дети выполняют взаимопроверку, ставят оценку. | Коммуникативные: вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; Личностные:осознавать собственные достижения; формировать умения работы в парах; ценить и принимать базовые ценности; Предметные:соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; сравнивать объекты природы, делить их на группы. |
III. Выявление места и причины затруднений (4-5 мин.) Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | ||
Учитель: Новая природная зона приглашает нас. - Посмотрите на экран. Нам надо разгадать кроссворд, прочитать ключевое слово, и тогда мы узнаем тему сегодняшнего урока. Вопросы: 1.Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика) 2.Птица с необычным клювом. (тупик) 3.Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля) 4.Арктика – царство снега и … (льда) 5.Растение, живущее в толще воды. (водоросли) 6.Вид рыбы, обитающей в северных морях. (сайка) | Дети разгадывают кроссворд.(тундра) | Познавательные: Строить логическую цепь рассуждений; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1 - 2 мин.) Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | ||
-Ребята,как вы думаете какая будет тема нашего урока? -Какая будет цель нашего урока? ПЛАН
4. Население тундры 5. экологические проблемы. | формулируют тему и цели урока.. Читают план. | Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке. |
V. Реализация построенного проекта (10 – 15 мин). Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | ||
-Ребята,отправляемся с вами в путешествие по зоне тундры. Перед вами лежит карта ,найдите зоны в которую мы отправимся. Учитель: Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны арктических пустынь? - Почему вы так решили? Докажите. - Покажите на карте. -Молодцы ребята,а теперь прочитайте первый пункт плана,чтобы узнать о климатических условиях тундры мы поиграем в игру верно неверно. На доске вы видите карточки Здесь царство снега и льда (Арктика) Летом температура не поднимается выше 0°(Арктика) Летом температура достигает +5°-10°(Тундра) Почва совсем не образуется (Арктика) Здесь много болот и озер (Тундра) Дуют сильные ветры, бушует пурга (Арктика) Возможны дождь, ветер, пурга (Тундра) Температура опускается до -60°(Арктика) Летом часто бывают заморозки (Тундра) Зимой температура достигает -50°(Тундра) Вам нужно определить какие условия относятся к арктике ,а оставшиеся будут условиями тундры. Посмотрите, какие высказывания оказались на поле – «Тундра». Прочитайте мне. Послушайте рассказ про климатические условия тундры и ответьте на вопросы. Рассказ Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 °С. Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Прочитаем следующий пункт плана 2. Растительный мир тундры. - Посмотрите, какие растения вы видите, назовите. - Какие особенности вы видите у них? Какие листья? Какой высоты они? Почему? Учитель: Следующий наш вопрос – какие животные в тундре? Как они приспособились к жизни? - Посмотрите, каких животных вы видите, назовите.
- Посмотрите в учебнике с. 86-87. Каких еще животных вы видите? - Какие особенности вы видите у них? Какого они цвета? Какой у них мех? Почему? - Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги. Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары - гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых. Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова. У животных шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; белая окраска тела. Население тундры - Перед нами следующий вопрос – какое основное занятие населения? - Для этого сначала посмотрим, а кто живет в тундре. - Теперь откройте учебники и прочитайте, чем занимаются люди в тундре с. 90-91. Экологические проблемы. - Как же человек влияет на природу тундры? - Чтобы ответить на данный вопрос, будем работать в группах. Я вам приготовила условные знаки, которые рассказывают нам об экологических проблемах. Вам необходимо в команде обсудить, что это за проблема и подумать, как ее можно решить. Затем один человек из группы выходит и рассказывает. - Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:
Все они внесены в красную книгу России. В тундре создан Таймырский заповедник, в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан. Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом. | Дети отвечают: Южнее Дети показывают природную зону на карте Играют в игру.Читают. Слушают рассказ ,отвечают на вопросы. Дети называют: карликовая ива, черника, мхи, карликовая береза, лишайники, морошка. Дети отвечают: маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. Дети называют: северный олень, лемминг, песец, полярная сова, гагарка, белая куропатка Дети называют: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, комар, кулик. Дети называют свои варианты. Дети читают, потом рассказывают, дополняют друг друга. 1группа Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. 2группа – На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. 3группа – Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство. | Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Коммуникативные: владеть диалогической формой речи в заданной ситуации; Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; получают информацию из текста учебника, обсуждать её; Личностные: осознавать собственные достижения при изучении темы; ценить и принимать базовые ценности. |
Предварительный просмотр:
Тема урока:Тундра (4 класс)
Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне тундры.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- будут уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
- будут знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
Личностные:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Ресурсы: Окружающий мир 4 класс. Плешаков А.А. 1ч., видео-фрагмент, наглядный материал.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность | УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | - Добрый день, класс! Наш урок начался, проверьте вашу готовность к уроку. Сегодня мы отправимся в путешествие, поэтому я советую вам быть внимательными и активными. | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями |
2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | -Ребята, вспомним, о какой природной зоне мы беседовали с вами на прошлом уроке? Я предлагаю вам тест по изученной теме, необходимо исправить в нём ошибки. Исправь географические ошибки в тексте: Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля). -Молодцы! А сегодня мы познакомимся с новой природной зоной. | Исправляют исходный текст | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравне ние, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск |
3).Этап выявления места и причины затруднения. | Новая природная зона приглашает нас — Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать. 1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник.(Врангеля,) 4. Арктика — это снег и .... (Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды.(Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.) (Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.) | Отгадывают кроссворд | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют |
4).Этап построения проекта выхода из затруднения 5).Этап реализации построенного проекта. | — Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? — Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.) — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. — Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.) - Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». 2. Просмотр фильма «Тундра» — А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру. (Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя.) Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. — Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до —50 °С), прохладное короткое лето. 3. Работа в группах — А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут. (Ученики рассаживаются по группам.) — Ботаники, используя гербарный материал, атлас «От земли до неба», учебник (с. 85—87), картину «В тундре весной», карточки с изображением растений, ответьте на вопросы. 1. Какие растения растут в тундре? 2. Как растения приспособились к жизни? — Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 86—90), ответьте на вопросы. 1. Какие животные обитают в тундре? 2. Как они приспособились к жизни? • Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. • Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. • Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. • Хищные животные: кем питаются, мех, окраска. — Экологи, пользуясь учебником (с. 90—92), ответьте на вопросы. 1. Основные занятия населения тундры. 2. Экологические проблемы тундры. 3. Охрана природы тундры. (Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.) | Определяют тему и цель урока Отвечают на вопросы учителя. Слушают рассказ учителя. Выполняют работу в группах | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса
Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...