Рабочая программа по ОКМ
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Сафронова Марина Евгеньевна

Рабочая прогрмама по окружающему миру О.Т. Поглазова УМК "Гармония" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc88 КБ
Microsoft Office document icon kratkoe.doc138.5 КБ
Microsoft Office document icon okr.mir_ktp.doc232 КБ
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc40 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г.; авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир», соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 №889, в целях обеспечения эффективного введения ФГОС НОО второго поколения.

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовнонравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:        социализация ребёнка; развитие познавательной

активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по

выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

В основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и

историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится: количество часов в год - 66 ч. Из них 59 ч - урочные формы организации учебной деятельности + 7 ч - модуль. «Вводный модуль» в 1 четверти 2 часа+5 часов модуль «Спеши делать добро» в 4 четверти (Программа прилагается). 20 % (5 часов)- другие формы работы.

Количество часов в неделю - 2

Ценностные ориентиры

Мир многогранен, интересен и всё время изменяется - необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

Природа жизненно необходима и ранима - нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

В мире и в России живут разные народы - надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни - следует изучать и уважать его.

Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, - основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

Результаты изучения учебного предмета

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У учащегося будут сформированы:

-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-понимание важности здорового образа жизни.

У учащегося могут быть сформированы:

-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебнопрактическими, экспериментальными задачами;

-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

получит возможность научиться:

-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Ученик получит возможность научиться:

-оперировать в речи предметным языком - правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти вари-нты её разрешения ради общего дела.

-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

Ученик начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» научится:

-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

-различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

-участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); -вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека; -выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой; -составлять и выполнять режим дня.

Ученик получит возможность научиться:

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств; -следовать правилам здорового образа жизни;

Национально-региональный компонент

Использование краеведческих материалов на уроках окружающего мира. В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие учащихся начальной школы.

Учебно-тематическое планирование

п/

п

тема

количество

часов

1

Твои первые уроки

10

2

Окружающий мир и его изучение

8

3

Разнообразие красоты растений

15

4

Разнообразие грибов

3

5

Разнообразие и красота животных

16

6

Творение людей вокруг тебя

7

Итого:

59 ч+7ч модуль

Перечень учебно -методического обеспечения:

Учебник

1.Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Поглазова О. Т., Шилин В. Д. - 4-е изд. перер. и доп. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

2.Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Поглазова О. Т., Шилин В. Д. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Методические рекомендации:

1 .Поглазова О.Т. Программа общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Окружающий мир»: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование. - Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2012.

2.Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.

Информационно - образовательные ресурсы

Ресурсы интернета:

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://sch.ool- collection.edu.ru.

Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ Учительский портал: http://www.uchportal.rii/

http://www.naehalka.com/

http://www.zavuch.info/

Методический центр: http://numi.ru/

DVD-диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»» (диск 1, 2)



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру1класс

УМК Гармония

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

п /п

Дата проведения

 п /ф

Примечание

1

3

4

5

6

РАЗДЕЛ 1. ТВОИ ПЕРВЫЕ УРОКИ – 10ЧАСОВ

1 – 2

Вводный модуль

2

3

Школьные принадлежности Правила поведения в школе

1

4

Условные знаки

1

5

Безопасный путь

1

6

Экскурсия (прогулка на пришкольный участок)

1

7

Уроки общения

1

8

Классный коллектив

1

9

Уроки  вежливости

1

10 – 11

Уроки здоровья

2

12

Режим дня школьника

1

РАЗДЕЛ 2. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ЕГО ИЗУЧЕНИЕ- 8 ЧАСОВ

13

Признаки предметов

1

14

Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы

1

15

Органы чувств верные помощники в познании мира

1

16

Что нас окружает.  Природные и рукотворные объекты

1

17

Способы изучения окружающего мира

1

18

Живая и неживая природа. Свойства живых

существ

1

19

Обобщающий урок

1

20

Экскурсия

1

РАЗДЕЛ 3. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ – 15 ЧАСОВ

21

Многообразие растений. Условия их жизни

1

22

Строение растений

1

23

Какими бывают растения. Дерево и его строение.

1

24

Кустарники и травы, их отличие от деревьев

1

25

Лиственные деревья, разнообразие их листьев

1

26

Хвойные деревья, их разнообразие

1

27

Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды

1

28

Обобщающий урок

1

29

Удивительные растения мира

1

30

Контрольный урок

1

31

Культурные растения

1

32

Растения сада и огорода

1

33

Растения поля. Зерновые культуры

1

34

Декоративные растения. Комнатные растения

1

35

Обобщающий урок. (Что мы узнали о растениях)

1

РАЗДЕЛ 4. ГРИБЫ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ – 3ЧАСА

36

Грибы, их многообразие

1

37

Съедобные и ядовитые грибы

1

38

Удивительные грибы

1

РАЗДЕЛ 5. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ – 16 ЧАСОВ

39

Животные, их разнообразие

1

40

Млекопитающие, их многообразие

1

41

Птицы, их многообразие

1

42

Размножение птиц

1

43

Удивительные птицы

1

44

Насекомые, их многообразие

1

45

Общественные насекомые

1

46-47

Жуки и бабочки

2

48

Рыбы, их многообразие

1

49

Аквариумные рыбы

1

50

Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие

1

51

Древние пресмыкающиеся

1

52

Домашние животные, их значение в жизни человека

1

53

Домашние питомцы

1

54

Красная книга растений и животных

1

РАЗДЕЛ 6. ТВОРЕНИЕ ЛЮДЕЙ ВОКРУГ НАС – 7 ЧАСОВ

55

Дерево в  жизни человека

1

56

Народное творчество Национальные традиции в изделиях разных народов

1

57

Мир увлечений людей. Коллекционирование

1

58

Среда обитания - наш общий дом. Твой дом и двор

1

59

Родной город (село, край), его памятные места

1

60

Памятники культуры. Бережное отношение к ним.

1

61

Итоговый урок

1

62-66

Модуль «Спеши делать добро»

5



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС

№ п/п

Наименование раздела программы  

Тема урока

Количество часов

Дата проведения п/п

Дата проведения п/ф

КИМЫ

Формы организации деятельности

Виды деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

РАЗДЕЛ 1. ТВОИ ПЕРВЫЕ УРОКИ – 10 ЧАСОВ

Школьные принадлежности Правила поведения в школе

1

ВИКТОРИНА

Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить.

Что изменилось в жизни ребёнка с приходом в школу. Какими должны быть внешний вид ученика, его рабочее место.

Умение отгадывать

загадки, - называть

отличительные

признаки

загадываемого

предмета; умение

анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём.

2

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

1

Учатся заменять условными знаками предметы, действия сними, природные явления; Анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию); выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками.

Для чего люди придумали условные знаки, что можно заменить ими. Что указывают условные знаки учебника и рабочей тетради.

Умения принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; пользоваться условными обозначениями.

3

БЕЗОПАСНЫЙ ПУТЬ

1

 РОЛЕВАЯ  ИГРА «Я ПРИМЕРНЫЙ  ПЕШЕХОД»

Осваивают правила безопасного поведения на улице; во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Ролевая игра: Я - примерный пешеход.

Какой путь является безопасным. Какие правила надо выполнять, чтобы избежать опасных ситуаций на дороге.

Умение

пользоваться

условными

знаками, раскрывать

(декодировать)

информацию, скрытую в них

4

ЭКСКУРСИЯ (прогулка на пришкольный участок)

1

ЭКСКУРСИЯ

Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице.

Выявление опасных для жизни и здоровья ситуаций в ближайшем окружении школы. Составление алгоритма безопасного пути в школу и домой.

Моделирование поведения на улице. Закрепление умения «читать» условные знаки.

5

УРОК ОБОБЩЕНИЯ

1

Учиться вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их (составляют диалоги действующих на них персонажей). Ролевая игра: Я - культурный человек

Какого человека называют культурным. Что надо делать, чтобы стать культурным ребёнком.

Умение оценивать своё поведение и окружающих людей с позиции культурного человека.

6

КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

1

Учатся высказывать свои суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий.

Что такое классный коллектив.

Каковы правила общения с одноклассниками. Чего не надо делать, чтобы было много друзей.

Толерантное отношение к окружающим; умение высказывать свои суждения.

7

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ

1

 ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему.

Кого называют

воспитанным

человеком. Какие слова называют волшебными.

Почему надо просить прощения за свои проступки. На что могут обижаться взрослые.

Моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транспорте, на улице;  ценивать поведение своё и окружающих с позиции культурного человека.

8 – 9

УРОКИ ЗДОРОВЬЯ

2

Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью; выполняют задания в рабочей тетради.

Что надо делать, чтобы организм развивался правильно и не болел. Как стать сильным, ловким, выносливым, стройным. Что значит «здоровое питание».

Как надо одеваться, чтобы не болеть.

Умение ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка;

внимательное и ответственное отношение к своему здоровью.

10

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

1

Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном. Ролевая игра: Время знаю, всюду поспеваю.

Что надо делать, чтобы всё успевать и не уставать. Для чего нужен сон. Как надо себя вести перед сном, чтобы он был хорошим.

Высказывать

предположения,

аргументировать

свои ответы;

умение пользоваться

условными

знаками

11

РАЗДЕЛ 2. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ – 8 ЧАСОВ

ПРИЗНАКИМ ПРЕДМЕТОВ

1

Слушают стихотворение, рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; определяют, какой предмет спрятан (или загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки 

Чем могут отличаться предметы. Какое описание предмета можно считать более полным

Умение

характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение работать в паре.

12

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРЕДМЕТОВ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ГРУППЫ

1

Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак

Что значит «сравнить предметы». Как правильно выбрать признак для сравнения. По каким признакам объединяют предметы в группы.

Умение

анализировать,

сравнивать,

классифицировать

предметы.

13

ОРГАНЫ ЧУВСТВ – ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ В ПОЗНАНИИ МИРА

1

Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками

Какие источники информации можно использовать, познавая окружающее. С помощью чего человек собирает информацию об окружающих предметах. Что значит уметь «видеть», «слышать», «осязать».

Умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение

характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства.

14

ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ. ПРИРОДНЫЕ И РУКОТВОРЫЕ ОБЪЕКТЫ

1

Рассказывают, что они наблюдали во время воскресной прогулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике; учатся различать природные объекты и изделия человека.

Что нас окружает. На какие две группы можно распределить предметы

окружающего мира. Какими люди стараются делать свои изделия.

Развитие

эстетического

восприятия

окружающего;

умение наблюдать,

классифицировать

предметы окружающего мира.

15

СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1

Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные задачи; учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт.

Какими способами можно изучать окружающий мир. Какой метод познания является основным для первоклассника.

Умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем и находить ответы на них; умение работать в паре.

16

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. СВОЙСТВА ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

1

Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их; учатся составлять рассказ по картинкам, соблюдая последовательность отражённых в них событий; разгадывают загадки, находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека).

Что относится к живой и неживой природе.

Чем живые существа отличаются от неживых предметов. Какие наблюдения подсказывают нам, что растения - живые существа.

Умение различать предметы живой и неживой природы; умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение работать в паре.

17

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

1

ТЕСТ

Проверяют свои знания и умения;

учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира (реальные предметы или изображённые фотографиях и рисунках).

Обобщается изученный материал.

Проверяется усвоение УУД: умение

характеризовать, сравнивать,

классифицировать

предметы; умение

работать с

иллюстрациями,

извлекать нужную

информацию;

умение

пользоваться

условными

обозначениями.

18

ЭКСКУРСИЯ

1

ЭКСКУРСИЯ

Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения пришкольного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения.

Наблюдение изменений, которые произошли в природе со времени начала учёбы.

Наблюдение растений. Сбор природного материала для уроков.

Умение ставить познавательные задачи,

планировать их

решение;

умение

целенаправленно наблюдать природные объекты и явления.

19

РАЗДЕЛ 3. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ -15Ч

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ. УСЛОВИЯ ИХ ЖИЗНИ

1

Анализируют

стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками.

Где можно наблюдать растения. Что им нужно для жизни. Чем растения различаются, в чём их сходство.

Умение

характеризовать растения; умение извлекать

информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы.

20

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ

1

Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением; учатся добывать информацию по рисунку- схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового);

сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений).

Какие части есть у большинства растений. Чем могут различаться стебли, листья и плоды растений.

Умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение работать в паре.

21

КАКИМИ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ. ДЕРЕВО И ЕГО СТРОЕНИЕ

1

Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказывают предположения о том, на какие группы их можно распределить и проверяют свои ответы;

работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева;

По каким признакам можно сравнивать растения. На какие группы можно разделить растения по их строению.

Из каких частей состоят деревья. Какой признак у этой группы растений главный.

Умение наблюдать и делать выводы; извлекать информацию из рисунка-схемы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью.

22

КУСТАРНИКИ И ТРАВЫ, ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ ДЕРЕВЬЕВ

1

Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания.

Чем кустарники отличаются от деревьев.

По какому признаку объединяют растения в  группу «кустарники», имеют ли при этом значение размеры растений. Чем могут различаться травянистые растения.

Умение различать, классифицировать растения; умение работать в парах.

23

ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ, РАЗНООБРАЗИЕ ИХ ЛИСТЬЕВ

1

Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада.

Чем могут различаться деревья. Какие растения относятся к лиственным деревьям. В чём сходство их листьев, в чём различие. Как меняется вид лиственных деревьев в разные времена года.

Умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы;

целенаправленно вести наблюдения и анализировать их;

работать с рисунком-схемой.

24

ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ

1

Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы.

Какие деревья называются хвойными. Чем они отличаются от лиственных деревьев. Как они выглядят в разные времена года. Г де созревают их семена.

Чем различаются хвойные деревья.

Умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки,

объединять в группы.

25

РАЗНООБРАЗИЕ ЯДОВИТЫХ РАСТЕНИЙ. ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ

1

Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки;

обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками.

Какое значение имеют ягодные растения для природы и человека. Как правильно собирать ягоды. Все ли ягоды съедобны.

Умение работать с разными источниками информации; умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений

26

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

1

Отвечают на вопросы учителя, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

Закрепить знания о растениях, полученные при изучении этого раздела: чем различаются деревья, кустарники, травянистые растения. Проверить степень усвоения универсальных учебных действий.

Проверяем умения

различать,

сравнивать,

объединять

растения в группы,

выделять

существенные

признаки; умение

пользоваться

условными

знаками

27

УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ МИРА

1

Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России.

Зависит ли строение растения от условий его жизни.

Чем могут быть примечательны разные растения мира.

Почему некоторые растения исчезли или стали редкими на Земле. Для чего была создана Красная книга растений.

Умение выбирать научную информацию из художественного текста и

иллюстраций; умение моделировать растения, работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия).

28

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

1

К.Р. Р.Т. стр. 36-40

Выполняют задания в рабочей тетради, оценивают (вместе с учителем) результаты своей работы.

Проверить усвоение предметных знаний, умений и УУД.

Умение находить отличительные признаки предметов, сравнить, объединять их; умение находить информацию из разных источников.

29

КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

1

Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют существенные признаки культурных растений; анализируют рисунки, работают с разрезными карточками.

Какое значение для человека имеют дикорастущие растения. Какие растения называются культурными и где их выращивают. Какие растения называют сорняками.

Умение различать, сравнивать, объединять растения в группы; умение работать в паре.

30

РАСТЕНИЯ САДА И ОГОРОДА

1

ПРАКТИКУМ

Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты т овощи; выполняют практическую работу (сеют  семена на рассаду).

Чем отличается сад от огорода. Какие плоды растений называют фруктами, овощами. Для чего нужны теплицы. Как выращивать рассаду.

Умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов.

31

РАСТЕНИЯ ПОЛЯ. ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

1

Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений».

Какие культуры выращивают в поле. Чем различаются зерновые культуры.

Как надо относиться к хлебу. Из каких растений делают продукты питания, ткани.

Умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение.

32

ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

1

Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.

Для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах.

Что надо знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях, как ухаживать за ним.

Умение наблюдать,

готовить

небольшое

сообщение о своих

наблюдениях;

умение работать в

паре.

33

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК (ЧТО МЫ УЗНАЛИ О РАСТЕНИЯХ)

1

ТЕСТ стр.34

Обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении.

Обобщаются знания, полученные учениками о растениях. Проверяется усвоение предметных умений и универсальных учебных действий.

Умение работать с разными источниками информации; умение сравнивать предметы, объединять их в группы;

умение выполнять тестовые задания

34

РАЗДЕЛ 4. РАЗНООБРАЗИЕ ГРИБОВ – 3 ЧАСА

ГРИБЫ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ

1

Наблюдают разные грибы

(картинки, муляжи, реальные

грибы по возможности),

находят их сходства и

различия;

работают со схемой,

выделяют части шляпочного

гриба; сравнивают растения

и грибы; дополняют выводы,

данные в учебнике

Можно ли считать

грибы живыми

существами. Какое строение имеют

шляпочные грибы. Чем

они различаются. Чем грибы отличаются

от растений.

Умение узнавать

предметы по их

признакам; умение

работать с

рисунком-схемой,

извлекать нужную

информацию из

текста.

35

СЪЕДОБНЫЕ И ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ

1

Находят различия в строении

грибов, отличительные

признаки ядовитых грибов;

обсуждают правила сбора

грибов; составляют памятки

безопасности; работают с

разрезными карточками и

выполняют задания в

рабочей тетради

Все ли шляпочные

грибы съедобны.

Как различать

несъедобные и

съедобные грибы по их

строению. Как правильно

собирать грибы.

Умение

сравнивать,

классифицировать

предметы,

находить

отличительные

признаки; умение

работать с разными

источниками

информации.

36

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ГРИБЫ

1

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека; лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им характеристику.

Какие грибы растут на деревьях, полезны ли они для них. Что такое плесень. Почему хлеб плесневеет. Что используется для приготовления хлебобулочных изделий.

Умение моделировать шляпочные грибы; умение распределять работу в паре.

37

РАЗДЕЛ 5. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ – 16 ЧАСОВ

ЖИВОТНЫЕ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ

1

Анализируют стихотворение, рассматривают иллюстрации к нему, приводят примеры животных; работают в паре – размышляют, чем различаются животные, как они узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним, связаны с растениями. Чем животные отличаются от растений и грибов.

Какие свойства живых существ есть у всех животных. Чем животные отличаются от растений и грибов. Где обитают животные, чем питаются, какие сооружают жилища. Что необходимо животным для жизни.

Умение характеризовать животных; умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественных и учебным текстами.

38

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ТХ МНОГООБРАЗИЕ

1

Рассматривают картинки с изображением животных,  находят сходства и различия, высказывают

предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу;

По каким признакам выделяют группу млекопитающих. Какой признак является для этой группы главным. Чем могут различаться млекопитающие.

К какой группе отнести кита и дельфина.

Умение осуществлять поиск информации из иллюстраций и учебного текста; умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, бъединять (классифицировать) животных; умение сочинять историю на заданную тему.

39

ПТИЦЫ, ИХ МНОООБРАЗИЕ

1

Рассказывают о своих наблюдениях птиц, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать > птиц, называть среду обитания и способ питания;

Классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют собственную птицу (по желанию).

Чем птицы отличаются от млекопитающих. Какой основной признак отличает птиц от других животных. Почему перья, ноги, клювы птиц разные. От чего зависит их форма и размеры.

Чем питаются птицы.

Продолжаем

развивать умения

анализировать,

сравнивать,

классифицировать,

выделять

существенные

признаки

животных;

умение работать с

разными

источниками

информации;

умения

моделировать.

40

РАЗМНОЖЕНИЕ ПТИЦ

1

Выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; наблюдают, работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют по выбору гнездо птицы ( по желанию)

Как размножаются птицы. Чем различаются самка и самец у птиц.

Из каких материалов сооружают птицы свои гнёзда. Как они заботятся о своём потомстве.

Умение наблюдать, описывать свои

наблюдения;

моделировать

предметы

окружающего

мира.

41

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПТИЦЫ

1

Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки художника (по рисункам в рабочей тетради) ;у знают птиц по описанию и голосам, предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в теплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой

Можно ли страуса и пингвина отнести к птицам. Чем они отличаются от других птиц. Как можно узнать птицу, не видя её. Каких птиц называют певчими.

Какую пользу приносят птицы природе и человеку. Почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края. Как помочь зимующим птицам пережить трудные для них времена.

Умение

анализировать

рисунок и

предполагать,

какая заложена в

нём информация;

умение

устанавливать

взаимосвязи между

объектами

окружающего

мира; обобщать

наблюдения,

делать выводы.

42

НАСЕКОМЫЕ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ

1

Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насекомых; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насекомое по выбору (по желанию)

Каких животных относят к насекомым, почему они так называются. Какой признак у этой группы животных основной, существенный. Какое строение тела имеют насекомые, чем они могут различаться.

Как умеют защищаться эти животные.

Умение находить сходства и различия,

представлять образ предмета по его описанию; наблюдать и описывать предметы окружающего мира, обобщать найденную информацию и делать выводы.

43

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ

1

Рассказывают о своих наблюдениях жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; работают с разрезными карточками; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении.

Почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми. Чем отличается их образ жизни от других насекомых. Какие правила жизни общественных насекомых надо бы выполнять людям.

Умение определять основную и дополнительную информацию из текста, выделять научную

информацию из

художественного

текста,

анализировать

рисунки.

44, 45

ЖУКИ И БАБОЧКИ

2

Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе;

работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам;

Чем жуки и бабочки отличаются от других насекомых.

Чем полезны жуки и бабочки природе. Почему стали редкими некоторые насекомые.

Умение наблюдать,

выделять

отличительные

признаки

насекомых,

сравнивать и

объединять их в группы.

46

РЫБЫ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ

1

Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

Где обитают рыбы, чем они отличаются от других животных.

Какое строение тела имеют рыбы, как оно связано со средой обитания. Какие функции выполняют разные части тела рыбы.

Умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками- схемами;

умение работать в паре.

47

АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ

1

Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы;

анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках

Как называют устройство для содержания рыб в помещении, ля чего человек разводит аквариумных рыб. Какие условия создают аквариумным рыбкам, чем их кормят.

Как ухаживают за аквариумом, какие предметы необходимы для этого.

Умение наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение.

48

ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ

1

Читают текст, рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, между пресмыкающимися, выделяют их основные признаки, отличающие их от других животных; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия.

Почему жаб и лягушек объединили в одну группу. Почему их называют

«земноводные». Чем они отличаются от других животных.

Как земноводные передвигаются, чем дышат. Чем различаются разные земноводные. Можно ли змей, черепах, ящериц, крокодилов объединить в одну группу, в чём их сходство. Почему эту группу животных называют «пресмыкающиеся»

Где обитают разные пресмыкающиеся, чем они отличаются от земноводных.

Нужны ли природе земноводные и пресмыкающиеся. Чем они полезны человеку.

Умение ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы; проводить наблюдения и описывать их.

49

ДРЕВНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

1

Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания «открытые» ими при изучении разных групп животных; выполняют тест в рабочей тетради.

Давно ли появились пресмыкающиеся на Земле. Какими были разные динозавры.

Закрепляются знания о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.

Проверяется

умение выполнять

тестовые задания,

умение

готовить

небольшие

сообщения.

50

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1

Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких.

Как называются животные, которых специально разводит и выращивает человек. Чем различается жизнь диких и домашних животных. Какую пользу приносят людям домашние животные.

Умение наблюдать

и готовить краткое

сообщение о своих

наблюдениях;

описывать

характерные

особенности

домашних

животных.

51

ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ

1

ПРАКТИКУМ

Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

Как ухаживают за кошками, собаками, живущими в домашних условиях. Что может случиться с домашними животными, если они окажутся в дикой природе.

Умение анализировать текст, рисунки, наблюдения, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира.

52

КРАСНАЯ КНИГА РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

1

Актуализируют свои наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают тексты, отвечают на вопросы; рассматривают и «озвучивают» картинки в диалоговой форме; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы 1 и 2 частей учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым.

Почему стали редкими некоторые растения и животные. Почему книгу, в которую занесены сведения о редких и исчезающих видах растений и животных, назвали Красной. Есть ли в этой книге страницы другого цвета, что они означают.

Какие действия могут предпринять люди, чтобы сохранить многообразие живых существ на Земле. Как могут помочь школьники в этом важном деле.

Умение

анализировать

иллюстрации, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей и собственные действия.

53

РАЗДЕЛ 6. ТВОРЕНИЕ ЛЮДЕЙ ВОКРУГ НАС – 7 ЧАСОВ

ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1

Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека (и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и как их сохранять; разрешают нравственную коллизию, какое дерево важнее - живое или срубленное, анализируют отношение человека к живому дереву по тексту стихотворения (в рабочей тетради), отмечая, что в нём говорится об уходе за деревьями; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования.

Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей.

Почему тема названа «Вторая жизнь дерева». Как сохранить деревья.

Умение

представлять

последовательност

ь действий,

пользуясь

рисунком-схемой;

умение дополнять

учебную

информацию

собственными

наблюдениями,

суждениями,

выводами.

54

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ИЗДЕЛИЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ

1

Знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие (но желанию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей.

Какими были (и есть) изделия народных мастеров. Какие материалы они использовали для своих изделий и как их украшали. Чем различаются изделия мастеров разных народов. Какими могут быть национальные традиции, в чём они проявляются.

Развитие эстетического восприятия предметного мира; умение различать изделия народных мастеров. Уважительное отношение к национальным традициям разных народов.

55

МИР УВЛЕЧЕНИЙ ЛЮДЕЙ. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

1

Рассказывают

(представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров родителей (по возможности).

Чем могут увлекаться

люди. Что такое коллекция, из каких экспонатов она может состоять.

Умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её.

56

СРЕДА  БИТАНИЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. ТВОЙ ДОМ  И ДВОР

1

Рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят посадку клумбы в школьном дворе, саженцев кустарников или деревьев.

Каким должен быть дом и двор, в котором живут люди. Каким можно сделать школьный двор.

Развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту.

57

РОДНОЙ ГОРОД (СЕЛО, КРАЙ), ЕГО ПАМЯТНЫЕ МЕСТА

1

ЭКСКУРСИЯ

Наблюдают

достопримечательности родного края; приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию).

Какие

достопримечательности можно посмотреть в родном крае. Какие памятные, святые места есть в нём, как за ними ухаживают.

Развитие

эстетического

восприятие

окружающего,

формирование

бережного

отношения к

историческим

памятникам,

уважительного

отношения к

святым местам.

58

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ

1

Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам, восхищаются творениями великих зодчих России.

Какие творения людей становятся

памятниками культуры. Важность бережного отношения к старинным памятникам.

Развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданных нашими предками.

59

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

1

КОМПЛЕКСНАЯ  КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в 1 классе.

Проверяются предметные знания и метапредметные умения.

Проверяется умение находить нужную

информацию из текста и иллюстраций;

Умение различать и классифицировать предметы окружающего мира; умение оценивать свои успехи в учебе.



Предварительный просмотр:

Окружающий мир 1 класс

Тема

Общее кол-во часов

Кол-во часов обязательной части

Неурочные формы организации образовательного процесса

(содержание части, формируемой участниками образовательного процесса)

Модуль « Первые дни ребенка в школе» - 2 часа

Твои первые уроки - 10 часов

Школьные принадлежности. Правила поведения в школе

1

1

Викторина

Безопасный путь

1

1

Игра «Я примерный пешеход»

Экскурсия (прогулка на пришкольный участок)

1

1

Экскурсия

Уроки вежливости

1

1

театрализация

Окружающий мир, его изучение - 8 часов

Экскурсия

1

1

Экскурсия

Разнообразие растений - 15 часов

Растения сада и огорода

1

1

Практикум (познавательная лаборатория)

Грибы, их разнообразие - 3 часа

Удивительные грибы

1

1

Познавательная лаборатория

Разнообразие животных - 16 часов

Домашние питомцы

1

1

Познавательная лаборатория

Творения людей вокруг нас - 7 часов

Родной город (село, край), его памятные места

1

1

Экскурсия

Модуль «Спеши делать добро» - 5 часов



Предварительный просмотр:

Окружающий мир 1 класс

Тема

Общее кол-во часов

Кол-во часов обязат. части

Неурочные формы организации образовательного процесса

(содержание части, формируемой участниками образовательного процесса)

Проекты, решение проектных задач

Познавательные лаборатории

Творческие мастерские

Другое  

Модули

Раздел 1. Твои первые уроки – 12 часов

Первые дни ребенка в школе

2

Вводный модуль

Школьные принадлежности. Правила поведения в школе

1

Викторина

Безопасный путь

1

Ролевая игра «Я примерный пешеход»

Уроки вежливости

1

Театрализация

Раздел 2. Окружающий мир, его изучение – 8 часов

Раздел 3. Разнообразие растений – 15 часов

Растения сада и огорода

1

Практикум

Раздел 4. Грибы, их разнообразие – 3 часа

Удивительные грибы

1

Практикум

Раздел 5. Разнообразие животных – 16 часов

Домашние питомцы

1

Практикум

Раздел 6. Творение людей вокруг нас – 12 часов

Спеши делать добро

5

Модуль

Итого

13 ч.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план по окружающему миру  1 класс          

                                                                           

Тема, раздел

Общее кол-во

часов

Кол-во часов обязательной части

Неурочные формы организации образовательного процесса

(содержание части, формируемой участниками образовательного процесса)

Проекты, решение проектных задач

Познавательные лаборатории

Творческие мастерские

Учебные занятия

другое

Вводные занятия

2

Вводный модуль «Первый раз в первый класс»

2 ч.

Твои первые уроки

10

7

Театрализация 1ч.

Викторина 1 ч.

Ролевая игра «Я примерный пешеход»  1ч.

Окружающий мир, его изучение

8

8

Разнообразие растений

15

14

Практикум 1 ч.

Грибы, их разнообразие

3

2

Познавательная лаборатория (лепка) 1 ч.

Разнообразие животных

16

15

Практикум 1 ч.

Творение людей вокруг нас

7

7

«Спеши делать добро»

5

Модуль 5 ч.

Итого

66

53

13 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...