Рабочая программа по предмету "Природоведение" для 5 класса школы VIII вида
рабочая программа по окружающему миру

Ширшова Наталья Витальевна

Рабочая программа по предмету"Природоведение" для 5 класса школы VIII вида (учащиеся с интеллектуальными нарушениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

с.Малый Толкай».

«Утверждаю»:

 к использованию в образовательном процессе

директор школы-интерната:

                                                                   _______________/Самойлова Т.И./

                                                                                     Приказ № _____от «__» ________ 2018

«Рассмотрено»:

назаседании МО

Протокол № _1____

от «_29_»_08_2018 г

«Согласовано»

зам. директора по УВР

___________Станина Л.В.

от«___»______2018 г.

                      «Принято»:

 решением педагогического совета ГБОУ с. Малый Толкай

Протокол №1 от «____»__2018

                                             Рабочая программа

                             по предмету  «Природоведение»

                                           

Программу составила: учитель

                                        Ширшова Наталья Витальевна

Квалификационная категория: высшая

                                                           Класс: 5

В основу разработки рабочей программы по предмету  положены Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида под редакцией Воронковой В.В. М.: «Просвещение», 2014 г.

 Учебник «Природоведение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида /  Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина – М.: «Просвещение», 2014 г

 

                                                   с..Малый Толкай

2018-2019 учебный год

                                   Пояснительная записка

       Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для 5 класса разработана на основе:

1.Федерального закона  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.Приказа  от 30 августа 2013г. № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

3.Учебного плана ГБОУ  школы-интерната с. Малый Толкай  на 2018-2019 учебный год.

4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для  5-9 классов  (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2014г.

Срок реализации программы по предмету «Природоведение»  - 2018-2019 учебный год.

Цель программы :  

- углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы; формирование основы для изучения в дальнейшем предметов «Биология», «География», создание преемственной системы знаний.

Задачи программы:

  •  уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  •  на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  •  выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  •  сформировать знания учащихся о природе своего края;
  •  сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

                       

                 Общая характеристика учебного предмета 

  Занятия по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

 У учащихся развиваются  представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о окружающем мире.
   Во время уроков «Природоведения» у учащихся развивается способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать  выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности , коррекции  мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, у учащихся обогащается словарный запас -  вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов,
, показывается различие между видовым и родовым понятием. Ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

 В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

                                      Формы обучения:

-  Урок.

 Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

- .Экскурсия.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

- .Практические работы.

Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

                                       
Методы обучения:

-словесные методы:

-беседа.

Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, предметных и сюжетных картин.
    Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
 
- наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий)

Наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес к изучаемому материалу.

- практические (  уход за цветами, посев цветов).

                       Место предмета в  учебном плане

 На реализацию программы по предмету «Природоведение» в учебном плане предусмотрено 69 часов ( 2 часа в неделю):

1 четверть – 18 ч

2четверть – 15ч

3четверть – 20 ч

4 четверть – 16ч

  Основные требования к знаниям и умениям

              учащихся по природоведению

                                 Достаточный уровень

                           Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

                                Учащиеся должны знать:

- запомнить названия небесных тел, их отличие; запомнить названия планет Солнечной системы;

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

                               Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов.

             Содержание учебного предмета

Программа по природоведению включает разделы:

- Вселенная

Небесные тела. Солнце. Солнечная система.

Наш дом-Земля.

Планета земля. Воздух, значение воздуха. Поверхность суши. Почва. Полезные ископаемые. Вода. Свойства воды. Моря и океаны.

Растительный мир Земли.

Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. Части растений. Деревья, кустарники, травы. Декоративные растения. Лекарственные растения. Комнатные растения. Охрана растений.

Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира. Среда обитания. Животные суши и водоемов. Животные. Насекомые. Рыбы. Птицы. Звери. Животные рядом с человеком. Аквариумные рыбки. Собаки. Кошки. Охрана животных.

Человек.

Как устроен наш организм. Здоровье человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Оказание первой помощи.

Есть на земле страна Россия.

Россия-родина моя. Население и народы. Города России. Золотое кольцо России. Растительный мир России. Животный мир России. Охрана природы.

Таблица содержания основных тем по четвертям

Тема раздела

четверть

Итого:

1

2

3

4

1

Вселенная.

3

3ч.

2

Наш дом-Земля.

13

13ч.

3

Растительный мир Земли.

2

10

12ч.

4

Животный мир Земли.

5

9

14ч.

5

Человек.

9

9ч.

6

Есть на земле страна Россия.

2

16

18ч.

Итого:

18ч.

15ч.

20ч.

16ч.

69ч.

                               


                              Календарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение»

№  п\п

 Содержание изучаемого предмета

Кол.

часов

Дата.

Прогнозируемый результат

Средства обучения.

Деятельность обучающихся

Направления  коррекционного работы

1.

Вселенная (3ч)

Небесные тела: планеты, звезды.

3.09

Запомнить отличие звезд от планет

Слушают, отвечают на вопросы, читают вслух

Развитие грамматического строя речи, наблюдательности

2.

Солнце. Солнечная система.

6.09

Запомнить планеты солнечной системы

Таблица «Солнечная система»

Развитие слухового и зрительного восприятия.

3.

Исследование космоса.

10.09

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации.

Таблица «Искусственный спутник»

Слушают, читают, находят нужный отрывок учебника

Развитие долговременной памяти, связной речи.

4.

Наш дом-Земля.(13ч)

Планета земля.

13.09

Знать отличие Земли от других планет Солнечной системы.

Иллюстрация учебника, глобус

Слушают, отвечают на вопросы, читают вслух

Развитие активного словаря

5.

Воздух.

17.09

Знать значение воздуха для человека

Развитие связной речи

6.

Значение воздуха для жизни на Земле.

20.09

Иллюстрации «Завод», «Парк»

Слушают, отвечают на вопросы, читают вслух

7.

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

Экскурсия.

24.09

Включаться в учебную деятельность на уроке

Развитие слухового и зрительного восприятия

8.

Поверхность суши. Горы.

27.09

Знать отличие гор от холмов

Слушают, отвечают на вопросы, читают вслух

9.

Почва.

1.10

Знать, что такое почва.

10.

Полезные ископаемые

4.10

Знать названия полезных ископаемых

Набор «Полезные ископаемые»

11

Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

8.10

Знать назначение полезных ископаемых

Иллюстрации учебника

Развитие аналитико-синтетической деятельности

12.

Свойства воды.

11.10

Знать свойства воды.

Картина «Море»

Отвечают на вопросы, поддерживают беседу.

Развитие грамматического строя речи

13

Вода в природе.

15.10

Значение воды в природе, три состояния воды.

Иллюстрации учебника

14.

Воды суши: ручьи, реки.

18.10

Знать воды суши.

Иллюстрации учебника

Слушают, отвечают на вопросы, читают вслух, рассматривают иллюстрации.

Развитие слухового и зрительного восприятия

15.

Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

22.10

Знать воды суши

16.

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

25.10

Знать отличие моря от океана, использование океана.

Иллюстрации учебника

Слушают, отвечают на вопросы, читают вслух

Развитие грамматического строя речи

17.

Обобщающий урок.

29.10

Вспомнить изученный материал

18

Растительный мир Земли. (12ч)

Разнообразие растительного мира.

1.11

Роль растений для человека. Значение Красной книги.

Иллюстрации учебника

Развивать умение определять свое отношение к миру

19.

Среда обитания растений

12.11

Знать растения сада, огорода, луга.

Иллюстрации учебника

20.

Части растения.

15.11

Знать части растения

21.

Деревья, кустарники, травы

19.11

Высказывают свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника

Развитие связной речи

22

Лиственные деревья.

22.11

Знать названия лиственных деревьев.

Картинки «Деревья»

Рассматривают картинки, называют деревья.

Развитие долговременной памяти

23.

Хвойные деревья.

26.11

Знать названия деревьев.

Обогащение и систематизация словаря.

24.

Дикорастущие и культурные кустарники.

29.11

Знать названия кустарников.

Отвечают на вопросы, рассуждают, читают, пересказывают.

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

25.

Травы.

3.12

Запомнить названия травянистых растений.

Иллюстрации учебника.

26.

Декоративные растения.

6.12

Запомнить названия растений  узнавать их на картинках и в природе.

Иллюстрации учебника.

Рассматривают картинки, называют растения, работают в парах.

Развитие умения работать по инструкции

27.

Лекарственные растения.

10.12

Запомнить названия растений , узнавать их на картинках и в природе.

Иллюстрации учебника.

Развитие избирательности зрительного восприятия

28.

Комнатные растения.

13.12

Запомнить названия комнатных растений, узнавать их, знать правила ухода.

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

29.

Охрана растений.

17.12

Знать пользу растений, значение Красной книги.

Красная книга

Отвечают на вопросы, рассматривают Красную книгу.

Развитие умения работать по словесной инструкции

30

Обобщающий урок.

20.12

31.

Животный мир земли. (14ч)

Разнообразие животного мира.

24.12

Знать животных местности, их отличия.

Рассматривают картинки, называют животных.

Развитие долговременной памяти

32

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

27.12

Знать названия животных суши и водоемов.

Картинки с изображением животных.

Развитие долговременной памяти

33.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

29.12

Запомнить названия животных.

Иллюстрации учебника.

Рассматривают, отвечают на вопросы, узнают животных по описанию.

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

34.

Насекомые.

14.01

Запомнить названия насекомых.

Развитие зрительного восприятия

35.

Рыбы.

17.01

Знать строение рыбы, названия рыб.

Таблица «Строение рыбы»

36.

Птицы.

21.01

Знать перелетных и зимующих птиц.

Иллюстрации учебника.

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

37.

Звери.

24.01

Знать животных гор, лесов, пустынь.

Иллюстрации учебника.

Рассматривают, отвечают на вопросы, узнают животных по описанию.

Развитие слухового восприятия

38.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

28.01

Знать названия животных.

Отвечают на вопросы, рассуждают, читают, пересказывают

Развитие грамматического строя речи

39.

Уход за животными в живом уголке.

31.01

Знать названия животных

Иллюстрации учебника.

40.

Певчие птицы. Птицы живого уголка.

4.02

41.

Аквариумные рыбки.

7.02

Запомнить названия рыбок.

Расширять представления об окружающем мире

42.

Собаки.

11.02

Знать породы собак.

Иллюстрации учебника.

Рассматривают картинки отвечают на вопросы, называют породы.

Развитие грамматического строя речи

43.

Домашние кошки.

14.02

Знать породы кошек

Иллюстрации учебника.

44.

Охрана животных. Заповедники и заказники.

18.02

Запомнить редких животных, знать назначение заповедников и заказников.

Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся.

45

Обобщающий урок.

21.02

46.

Человек. (9ч)

Как устроен наш организм.

25.02

Знать части тела человека.

Иллюстрации учебника.

Рассматривают картинки отвечают на вопросы, называют части тела человека, внутренние органы.

Развитие грамматического строя речи

47

Как работает наш организм.

28.02

Знать значение системы органов.

48

Здоровье человека.

4.03

Знать правила здорового образа жизни.

Развитие слухового восприятия

49.

Осанка.

7.03

Знать значение слова «осанка», от чего она зависит.

Таблица «Правила посадки»

Читают, отвечают на вопросы, рассматривают таблицу.

Развитие зрительного восприятия

50.

Органы чувств.

11.03

Знать органы чувств.

51.

Здоровое питание.

14.03

Знать правила здорового питания

Иллюстрации учебника.

Муляжи овощей и фруктов

Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся

52-.

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

18.03

Запомнить составляющие дыхательной системы человека

Рассматривают таблицу, называют составляющие системы.

Расширять представление об организме человека

53.

Оказание первой медицинской помощи.

21.03

Знать правила помощи при порезах, ушибах.

54

Есть на земле страна Россия. (17ч)

Россия- родина моя.

1.04

Знать название страны, государственный язык страны.

Физическая карта России

Расширять представления об окружающем мире

55-56.

Население и народы России.

4,8

.04

Знать названия некоторых народов, проживающих на территории России, знать свою национальность

Расширять представления об окружающем мире

57.

Москва-столица России.

11.04

Знать название столицы России, некоторых городов.

Иллюстрации учебника

Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся

58

Санкт-Петербург.

15.04

Запомнить название города и его достопримечательностей.

Иллюстрации учебника

Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

59

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

18.04

Запомнить названия городов.

Физическая карта России

Развитие грамматического строя речи

60.

Города России. Новосибирск,

Владивосток.

22.04

Запомнить названия городов

Иллюстрации учебника

Читают, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации.

61-62.

Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов.

25,29.

04

Запомнить названия городов Золотого кольца России.

Физическая карта России

Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся

63-64.

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

6,13.

05

Запомнить названия городов Золотого кольца России

Карта России

Рассматривают картинки отвечают на вопросы, называют города.

Развитие долговременной памяти

65

Растительный мир России.

16.05

66-67.

Животный мир России

20,23.

05

Отвечают на вопросы, рассуждают, читают, пересказывают

Расширять представления об окружающем мире

68-69.

Охрана природы. Заповедники и заказники.

27,30

.05

Знать назначение заповедников и заказников.

Иллюстрации учебника

                                    Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

                                                            Учебно-методическая литература

- «Природоведение» 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина М. : Просвещение, 2014г

- Гаврикова М.Ю. «Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи». Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.

- Корабельников В. А. «Краски природы». Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2002г.

 - .Николаекова Е.И. «Тесты по природоведению». – М.: «Первое сентября», 2002.

  - «Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы»: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – М.:Просвещение, 1982г.

-  «Я иду на урок. Природоведение:» Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2012г.

                                                                           Технические средства

-компьютер

                                                              Учебно-практическое оборудование

                        Наименование материала

1.

Сюжетные картинки «Природа родного края»

2.

Набор карточек «Деревья»

3.

Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые»

4.

Набор карточек «Дикие кошки»

5.

Рассказы по картинкам «Родная природа»

6.

Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы»

7.

Набор карточек «Цветы»

8.

Набор карточек «Ягоды»

9.

Набор карточек «Птицы»

10.

Набор карточек «Домашние животные и птицы»

11.

Плакат «Времена года»

12.

Плакат «Домашние животные»

13.

Школьный словарик «Птицы России»

14.

Школьный словарик «Животные России»

15

Физическая карта России



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 7 класс. Школа VIII вида.

В рабочей программе по математике для школы VIII вида есть пояснительная записка, основное содержание, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....

Рабочие программы для специальных коррекционных школ VIII вида "Чтение" 1-4 класс

Рабочие программы составлены на основе программы 0-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Санкт - Петербург  «Просвещение»,  2008 год.Основными задачами обучения...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 1 класса школы VIII вида

Данная  программа  составлена  на  основе «Программы  0-4  классы специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений  ...

Рабочая программа для подготовительного класса школы 2 вида

Рабочая программа для подготовительного класса школ  2 вида ( для слабослышащих детей)...

Рабочая программа для 1 класса школы 8 вида

Рабочая программа для 1 класса по предмету "Речевая практика" для коррекционной  школы...

Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена  в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание  благопри...

Рабочая программа по математике для школ VIII вида 3 класс

Рабочая программа по математике предназначена в помощь учителям VIII вида...