Жизнь древних славян
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Пастухова Елена Александровна

Приложение1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, познакомить с внешним видом, бытом, верованиями; развивать устную речь, мышление, расширять кругозор; прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В прошлое мы попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Историю постигай.

- Сегодня на уроке  мы продолжаем свое путешествие по дорогам истории.

II.    Актуализация знаний.

-Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной   истории».

 - О чём рассказали нам эти страницы? (Эти страницы рассказали нам о жизни первобытных людей, о первых государствах и городах, о древних постройках, о рыцарях и  замках, о первом книгопечатании, о путешественниках, о величайших открытиях в жизни человечества.)

 - Давайте  выстроим цепочку времени, историю развития человечества.

Первая эпоха - Первобытная история;
вторая – Древний мир;
третья - Средние века;
четвертая - Новое время;
пятая - Новейшее время.
               

- Молодцы.  Сегодня наш путь лежит по страницам истории России. Этот  раздел учебника поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины.

- Чтобы определить тему урока, вам необходимо выполнить несколько заданий.

Слайд 1

  • Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении слова:

а) предки – корень пред, означает предшествовать чему-либо, быть перед чем-либо. Предки это люди, которые жили перед нами.

б) современники –корень врем. Современники –это люди, которые живут с нами в одно время.

в) потомки – корень  потом. Потомками называют людей, которые будут жить после нас.

- На линии времени обозначьте год в котором  живем мы и наши современники. Обозначьте фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их. (фронтальная работа у доски)

- Внимательно прочитайте три высказывания, и найдите среди них ложные. Объясните свой выбор.

1) Наши предки живут в далеком будущем.

2) Наши потомки жили в далеком прошлом.

3) Наши предки жили в далеком прошлом.      Слайд 2

- Действительно, правильным считается последнее высказывание. А вот к какому  народу мы отправляемся, предлагаю  разгадать кроссворд, в котором спрятано его название.   (слайд №3)

  1. Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом. (история)
  2. Имя богини - покровительницы этой науки. (Клио)
  3. Большое животное, на которое охотились древние люди.(мамонт )
  4. Отрезок времени в сто лет. (век)
  5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры. (Греция)
  6. На берегах какой реки возникло Египетское государство? ( Нил)
  7. Наука, которую иногда называют “наукой лопаты. ”( археология)

- Прочтите ключевое слово .

-Ребята, а какая наука  изучает жизнь различных народов и события, происходящие в их жизни? (Эта наука называется историей).

-Известен ли вам термин   археология?

(Это наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей)

Перед вами лежат листы самооценки. Прочитайте исторические термины и заполните жёлтое поле листа самооценки.

- Посмотрите внимательно на эти исторические термины и составьте рассказ о наших предках, используя все эти термины.

- Почему вы испытываете затруднение? (не знают значение некоторых терминов)

- А хотелось бы вам узнать, что обозначают незнакомые термины?

-  Вам не удалось составить рассказ, не хватило знаний о жизни славян.

- Перед вами вопросительные слова, используя их, предлагаю составить  вопросы по данной теме: (слайд №5)  

      Где… (жили древние славяне)

      Чем… (занимались древние славяне)

      Во что…(верили древние славяне)

- Так какие цели сегодня стоят перед нами? (найти ответы на эти вопросы)

- Какие умения нам пригодятся? (добывать информацию, работать с учебником и доп. Литературой, работать с картой и т.д)

- Я предлагаю вам маршрут нашего исследования:

1.Расселение древних славян.

2. Быт и жилища древних славян.

3.Занятия древних славян.

4.Верования древних славян (учебник и энциклопедия).

- Исследование вы проведете самостоятельно, используя имеющиеся предметы  исследования  - учебник и исторические источники.  Я  буду  консультантом и координатором  ваших действий.  Исследование будет осуществляться по намеченному маршруту.

Тема мини-исследования 1 группы:

 Расселение древних славян.

Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы.

Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне?

- К какому из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.

- Объясните откуда пошли названия племён.

- Какие национальности позднее произошли от восточных славян?

От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

Тема мини-исследования 2 группы

Жилище древних славян        

- где селились древние славяне? Почему?

- Что такое частокол?

- Что служило жильем древним славянам? Как оно выглядело?

- Что служило посудой?

Тема мини-исследования 3 группы

Какими были славяне?

 - внешний вид древних славян, одежда

- качества, которыми обладали древние славяне

- Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды  их  деятельности.

Об этом нам расскажет 4 группа 

Тема мини-исследования 4 группы

ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН

Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы:

 - Чем занимались  древние славяне?

- что такое собирательство? бортничество?

- чем занимались женщины?

При выступлении мини-игра:

- Изобразите виды деятельности славян. (Задания на карточках. Дети берут карточку с заданиями на столе учителя).

1. Женщина, которая шьёт.

3. Женщина, которая готовит пищу.

4. Женщина, которая доит корову.

6. Мужчину, который ловит рыбу.

7. Мужчину, который рубит дрова.

8. Мужчину, который охотится с помощью лука.

- Вот какими были наши предки – славяне- сильными, выносливыми, храбрыми, иначе невозможно было выжить в трудных условиях природы того времени. И именно с природой было связано всё в жизни древних славян. В том числе и верования.

Тема мини-исследования 5 группы

Верования древних славян

- в кого верили  древние славяне?

- О чем они молились?

- В каких фантастических существ они верили?

- Расскажите коротко о славянских праздниках.

6 группа – эксперты (учащиеся, которые готовили дома сообщения) 

- А наши эксперты пока подготовят вопросы для своих товарищей по изучаемому материалу.

Физминутка

 А сейчас все дружно встанем                                    

Отдохнем мы на привале

Вправо, влево повернись

Наклонись и поклонись  

Будем дружно мы опять

По истории шагать.

IV. Первичное закрепление.

Выступления групп, сопровождающиеся показом слайдов и сообщениями экспертов.

Работа в тетради на ПО:

- давайте посмотрим, насколько хорошо мы узнали наших предков. Открываем тетрадочку на ПО – с. 14 №2 (это же задание на слайде)

- Найдите одно неверное утверждение.

ПО – с. 14 № 3

- А давайте-ка попробуем выполнить задание повышенной сложности. Поработайте в парах.

V. Итог урока. Рефлексия.

Сравните лист самооценки на начало и на конец урока.                                                         Поднимите руки у кого стало больше плюсов?

- Оцените свою работу на уроке. Продолжите предложение:

•Я теперь знаю, что….;

•Я могу рассказать о том…..;

•Я хочу….

Древние славяне носили одежду из льна и шерсти.  И  мужчины,  и  женщины  носили рубахи из грубого холста  (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

Женский народный костюм – это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.

Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.

Славян называют язычниками. Что такое язычество? Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (Свет, влага, тепло.) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Древние славяне считали Небо и Землю супружеской парой, чья любовь породила всё живое на свете. Бога неба называли Сварогом, а богиню земли – Макошью, их сыновей – Даждьбога и Стрибога – богами солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия.

Перун – славянский бог грозы, бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были: бог скота – Велес, бог весны – Ярило, бог лета – Купала, богиня красоты – Лада.

Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на Масленицу блины – символ Солнца.

Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.

Ученым-археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.

         

  Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

      В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.

         Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

          Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от  непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

        Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

  Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было  рыболовство.

  Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян  и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам  маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в  ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы.   Наши предки были прекрасными рыболовами.

Жизнь в лесах определила  ещё одно занятие славян – охоту.

 В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками. Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.  Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

      В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).   Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

   Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей?

  Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали  скотоводство и земледелие.

Время было неспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения

богам.

 - Частокол строился из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Выходов за этот частокол делали несколько, чтобы в случае нападения можно было скрыться от врагов.

- Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены выложены из тонких деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстый слой соломы. Крышу изнутри поддерживал столб. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные с стенах, на ночь и в холода, закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду.

- Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и в саже. В доме свободное место занимали стол и 2-3 деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

Как ни просто устроено жилье, а в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) Предки 2) Современники 3) Славяне

Слайд 2

предки современники потомки 201 5 год 1. Наши предки живут в далёком будущем. 2. Наши потомки жили в далеком прошлом. 3.Наши предки жили в далёком прошлом. Наши предки жили в далёком прошлом.

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 7 и с т о р и я 1. Наука о прошлом. 2. Имя богини - покровительницы истории . К л и о 3. Большое животное, на которое охотились древние люди. м а м о н т 4. Отрезок времени в 100 лет . в е к 5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры Г е р ц и я 6. На берегах какой реки возникло Египетское государство . Н и л 7.Наука, которую называют «наукой лопаты». а р х е о л о г и я

Слайд 4

Исторические термины На начало урока На конец урока Знаю Сомневаюсь Не знаю Знаю Сомнева юсь Не знаю История Археология Славяне Поляне Древляне Полуземлянка Язычество Бортничество

Слайд 5

Жизнь древних славян Где? Чем? Во что? Где жили древние славяне? Чем занимались? Во что верили древние славяне?

Слайд 6

1.Расселение древних славян 2.Быт и жилища древних славян 3.Занятия древних славян 4.Верования древних славян

Слайд 8

Одежда славян Носили одежду из льна и шерсти .

Слайд 9

Поселение Огорожено частоколом

Слайд 10

Жилище древних славян В доме были деревянные лавки, столы. Солома лежала на земляном полу. Печь из камней и глины, топилась по- чёрному, без трубы.

Слайд 11

Вера в духов Домовой Леший Водяной

Слайд 12

Проверим! Большую роль в жизни славян играли дары леса —древесина, дичь, ягоды, мёд диких пчёл. Селились славяне неподалёку от естественных водоёмов. Славяне были хорошими земледельцами. Мир природы казался славянам живым и одушевлённым. Славяне носили одежду из льна и шерсти. Бога воды славяне представляли в виде человека с головой крокодила. Основным строительным материалом у славян было дерево.

Слайд 13

Проверим! Медведь. Жук-скарабей. Бог грома и молнии Перун. Бог солнца Ра. Водяной. Кобра. Леший. Домовой. Лев. Скорпион. Русалки. Древние славяне Древние египтяне Медведь Бог молнии и грома Перун Водяной Леший Домовой Жук-скарабей Бог солнца Ра Кобра Лев Скорпион Русалка

Слайд 14

Исторические термины На начало урока На конец урока Знаю Сомневаюсь Не знаю Знаю Сомнева юсь Не знаю История Археология Славяне Поляне Древляне Полуземлянка Язычество Бортничество

Слайд 15

•Я теперь знаю, что…. •Я могу рассказать о том….. •Я хочу….



Предварительный просмотр:

1 ГРУППА:

Расселение древних славян.

Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы.

Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)

__________________________________________________________________________

      Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами», потому что жили они на больших «полянах»- местах, где лес был не таким густым,  а другие — древлянами, потому что сели в лесах,  а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами,   потому что « дрягва»- это болото, болотистая местность.  Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом.   А другие сели по Десне  назвались северянами.  И так разошелся славянский народ.

2 ГРУППА:

Какими были славяне?

 - внешний вид древних славян, одежда

- качества, которыми обладали древние славяне

__________________________________________________________________________

– Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

– Женский народный костюм– это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.

– Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками

__________________________________________________________________________

Отец: (уходя, выставляет на стол продукты):

- Надо оставить немного гречневой крупы, меда, простокваши, сухарей.

Сын:

- Отец, зачем ты оставляешь все это, мы ведь уходим на сенокос  надолго?

(Предположите, что ответил отец сыну? О каком качестве древних славян говорит эта история?)

_______________________________________________

3 ГРУППА:

Жилище древних славян

- где селились древние славяне? Почему?

- Что такое частокол?

- Что служило жильем древним славянам? Как оно выглядело?

- Что служило посудой?

__________________________________________________________________________

Время было неспокойное, жители соседних посёлков часто воевали

между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения

богам.

 - Частокол строился из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Выходов за этот частокол делали несколько, чтобы в случае нападения можно было скрыться от врагов.

- Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены выложены из тонких деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстый слой соломы. Крышу изнутри поддерживал столб. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные с стенах, на ночь и в холода, закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду.

- Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и в саже. В доме свободное место занимали стол и 2-3 деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

Как ни просто устроено жилье, а в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.

4 ГРУППА:

ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН

Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы:

 - Как охотились, рыбачили древние славяне?

- что такое собирательство? бортничество?

- чем занимались женщины?

  Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было  рыболовство.

  Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян  и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам  маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в  ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы.   Наши предки были прекрасными рыболовами.

Жизнь в лесах определила  ещё одно занятие славян – охоту.

 В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками. Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.  Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

      В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).   Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

   Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей?

  Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали  скотоводство и земледелие.

5 ГРУППА:

Верования древних славян

- в кого верили  древние славяне?

- о чем они молились?

- В каких фантастических существ они верили?

- Расскажите коротко о славянских праздниках.

— Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца — Ярило.   Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.   

               Перун – бог грома и молнии.
Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. 
Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. 

Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.

 

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.

Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников.

Праздники древних славян.

– Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

– Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

– А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.



Предварительный просмотр:

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Дреговичи

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Дреговичи

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

               

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Дреговичи

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Дреговичи

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Дреговичи

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Дреговичи

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

               

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

               

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

               

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

               

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

Знаю

Сомнева

юсь

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Полуземлянка

Язычество

Бортничество




Предварительный просмотр:

ПЕРВОБЫТНАЯ ИСТОРИЯ

История

Древнего мира

История

 Средних веков

История

Нового времени

История

Новейшего времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

Страницы истории.4класс.Жизнь древних славян.

Тема :Жизнь древних славян.Задачи:- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- развивать устную речь, мышление, расшир...

урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"

Урок  с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...